Трибуна
8 мин.

У «Шальке» беда не только с результатами, но и с деньгами. Новый контракт с «Газпромом» под вопросом

От редакции: привет! Это текст Бундеслиги.ру – одного из лучших коллективных блогов на Трибуне. Подписывайтесь и ставьте плюсы!

«Шальке» плохо. Команда на дне Бундеслиги и не выигрывает уже 26 матчей – до антирекорда остались считанные туры. Не лучше ситуация и с финансами: этим летом над стадионом в Гельзенкирхене даже витало слово «банкротство».

Пока до худшего сценария не дошло, и не в последнюю очередь благодаря спонсорскому контракту с «Газпромом». Название российского газового гиганта на футболках приносит «Шальке» около 20 млн евро ежегодно, а за счет премий за спортивные достижения сумма может вырасти до 30 млн. Впрочем, в этом сезоне «Шальке» никакие премии, очевидно, не светят.

«Газпром» пришел в «Шальке» при участии Шредера с Путиным и дал самый большой контракт в Бундеслиге после «Баварии»

До недавнего времени это был второй по величине контракт с титульным спонсором во всей Бундеслиге – больше получала только «Бавария» от Telekom. Теперь «Шальке» опережает «Вольфсбург» (70 млн, но Volkswagen не только титульный спонсор, но и владелец акций), «РБ Лейпциг» (35 млн – здесь примерно та же история с Red Bull) и «Боруссия» Дортмунд – 35 млн от двух спонсоров: 1&1 красуется на футболках во время игр Бундеслиги, а Evonik – в Лиге чемпионов и Кубке Германии.

При этом сотрудничество «Шальке» с «Газпромом» длится уже почти 15 лет. Все началось в 2006 году: считается, что установить контакты с российской компанией немцам помог бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, который к тому моменту только-только перешел на работу в газпромовскую «дочку» Nord Stream – оператор газопровода «Северный поток».

А объявлял о заключении спонсорского договора глава наблюдательного совета «Шальке» Клеменс Теннис, причем в компании Владимира Путина. Та их встреча не стала последней – у Тенниса и Путина установились приятельские отношения. «При встрече мы всегда рады друг другу. И он обычно спрашивает про «Шальке». У нас хорошие отношения», – рассказывал босс «Шальке» в 2014 году.

У «Газпрома» свой человек в руководстве «Шальке». Раньше должность была формальная и без права голоса, но теперь ее занимает влиятельный экс-агент «штази» и друг Путина

За годы сотрудничества соглашение «Шальке» с «Газпромом» дважды продлевалось и выросло с базовых 15 млн евро в год плюс премиальные до 20 млн евро без учета бонусов. Для «Шальке» газпромовские деньги дают в среднем 7–8% всех доходов, а в этом году в условиях сжимающегося из-за пандемии бюджета их вес превысит 10%. Текущий спонсорский контракт действует до лета 2022 года. 

Поначалу финансовые вливания не давали «Газпрому» никаких рычагов влияния на клуб. Только с 2011 года у компании появился свой человек в в наблюдательном совете «Шальке», который состоит из 11 функционеров. И долгое время у него не было права голоса. До лета 2019 года эту формальную должность занимал пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов. Теперь его сменил Маттиас Варниг, получивший возможность голосовать при принятии решений.

Чтобы оценить масштаб фигуры Варнига и его связи с российской элитой, вот список компаний, в руководящие органы которых он входит: ВТБ, «Роснефть», «Транснефть», компания-оператор «Северного потока – 2» и еще пара дочерних предприятий «Газпрома». Раньше он работал еще в наблюдательном совете «Русала» и банка «Россия», который контролируют приближенные к Путину бизнесмены Юрий Ковальчук и Николай Шамалов.

Не менее интересна и его более ранняя биография: до падения Берлинской стены Варниг работал во внешней разведке тайной полиции (формально министерства госбезопасности) ГДР – «штази». The Wall Street Journal со ссылкой на бывших сослуживцев Варнига писал, что тот впервые познакомился с Владимиром Путиным еще в 1989 году в Дрездене, когда оба были сотрудниками спецслужб. Через пару лет они пересеклись в Санкт-Петербурге уже в новых ролях – Варниг представлял инвестотдел Dresdner Bank, а Путин работал в мэрии города. С тех пор они друзья. «У Путина нет мобильного телефона. Но когда мне что-то нужно и есть необходимость увидеться с ним, то мы уж как-нибудь это организуем», – рассказывал Варниг в 2018 году.

Сложно представить, что такого человека отправили в «Шальке» просто досидеть спонсорский контракт «Газпрома». Аргументом для компании в пользу попытки продления договора может стать неопределенность с достраиванием «Северного потока – 2». В свое время необходимость пиара первой ветки газопровода стала одним из катализаторов соглашения. И на арене «Шальке» уже несколько раз появлялась реклама второго «потока».

Глава «Шальке», договаривавшийся с «Газпромом», ушел со скандалом. Не все в клубе рады российскому спонсору

Тем не менее будущее партнерства «Шальке» и «Газпрома» все более туманно. Во-первых, в случае вылета из Бундеслиги клуб будет вступать в переговоры в статусе команды из низшей лиги. Нужен ли будет «Газпрому» такой пиар – большой вопрос.

Во-вторых, этим летом у «Шальке» сменилось руководство. Клеменс Теннис, который возглавлял наблюдательный совет клуба с 2001 года и наводил мосты с Россией, ушел после двух скандалов. Сначала его раскритиковали из-за расистского высказывания об африканцах, а когда волнения улеглись, вскрылись нарушения санитарных и трудовых норм на мясной фабрике Тенниса (это его основной бизнес), из-за чего случилась крупнейшая локальная вспышка ковида в Германии. После протестных акций фанатов «Шальке» многолетний руководитель клуба сложил полномочия.

После смены главы набсовета «Шальке» может пересмотреть многолетнее сотрудничество с «Газпромом». По информации делового издания Handelsblatt, несмотря на щедрый контракт, не все в клубе рады этому партнерству. Все из-за дурной славы российской компании как рычага политического давления в руках властей – такой спонсор отпугивает многих других потенциальных партнеров. «Это очень нас тормозило», – рассказал источник Handelsblatt в «Шальке».

Косвенное подтверждение смены приоритетов при новом руководстве клуба – подписание в июле нового крупного спонсорского контракта. Теперь на рукавах футболок «Шальке» красуется название строительной фирмы Harfid. Это соглашение будет приносить клубу 5,5 млн евро ежегодно – при том, что в среднем подобные контракты в Бундеслиге (если это не «Бавария») стоят в два раза меньше.

200 млн долгов и элитные расходы – «Шальке» не хватает десятков миллионов евро в бюджете

Пока «Газпром» остается спонсором клуба, но даже его щедрых взносов не хватает для того, чтобы «Шальке» уверенно стоял на ногах. Главная проблема – раздутые расходы. На одни только зарплаты «Шальке» тратит около 125 млн евро (в прошлом сезоне больше платили только пять клубов – «Бавария», «Дортмунд», «Байер», «Лейпциг» и «Вольфсбург»), и этот показатель вырос на 20% за последние пять лет. При этом за последние четыре сезона клуб лишь однажды играл в Лиге чемпионов. И если бы не тот сезон, бюджет «Шальке» уже четвертый год подряд был бы дефицитным.

В 2018-м удалось оказаться в плюсе благодаря рекордным доходам – за счет ЛЧ. Но с тех пор доходы стремительно падают, а расходы остаются на элитном уровне. По прогнозам клуба, по итогам 2020-го «Шальке» уйдет в минус примерно на 50 млн евро.

Еще одна проблема гельзенкирхенцев, помимо элитных расходов, – большие долги. Год за годом на «Шальке» висят займы в районе 200 млн евро. На их погашение обычно уходили доходы от телеправ, так что для клуба выпадающие из-за пандемии поступления в бюджет особенно критичны. Правительству региона Северный Рейн-Вестфалия уже пришлось выступить поручителем за 30-миллионный кредит для «Шальке», чтобы клуб смог на время выдохнуть.

Трансферная политика последних лет тоже способствовала отрицательному балансу. Только за последние три сезона из «Шальке» бесплатно ушли Шупо-Мотинг, Колашинац, Горетцка, Макс Майер, Ди Санто, Нюбель, Калиджури. А покупки зачастую не оправдывают себя: приобретенный за 12,5 млн евро Коноплянка продан два года спустя за 1,5 млн, Эмболо за три года уценили с 26,5 до 11 млн евро, купленный за 19 млн евро Бенталеб отстранен от команды, а 16-миллионный Руди почти весь контракт коротает в аренде в «Хоффенхайме».

Теперь в «Шальке» наступают времена жесткой экономии. По сообщениям СМИ, клуб уже установил внутренний потолок зарплат – 2,5 млн евро на игрока. Но даже это может не спасти, если клуб вылетит из Бундеслиги.

***

Редактор: Саша Булычева

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.

***

Фото: globallookpress.com/Nord Stream AG, Jvºrgen Fromme; Gettyimages.ru/Lars Baron, Christof Koepsel/Bongarts