12 мин.

Секреты селекции «Байера». Клуб инвестирует в новых скаутов, построил систему поиска игроков в Южной Америке

Как Леверкузенцы превратились из неудачников в один из самых стильных клубов Европы.

«Байер» — одна из главных фигур в немецком футболе. Но раз в десятилетие отношение к клубу в глазах общественности непременно меняется. В начале нулевых леверкузенцы в числе самых перспективных команд, готовых бороться за самые высокие места. Но после злосчастного сезона 2001/02, когда «Байер» буквально за неделю лишился возможности оформить требл, всё изменилось.

К началу за командой, казалось, на веки вечные закрепилось знаменитое прозвище «Neverkusen». Команду воспринимали, как сборище хороших футболистов без какого-либо намёка на менталитет победителя. Короче говоря, эдакий немецкий «Тоттенхэм», к которому также можно спокойно применить заезженную цитату из фильма «Залечь на дно в Брюгге».

Спустя несколько лет отношение ко всему футболу изменилось. Зрители начали больше акцентировать внимание на качестве игры команды, а не на количестве чемпионских титулов. Поэтому сейчас крайне популярны «Аталанта», «Сассуоло», «Хетафе» и другие коллективы, показывающие красивый футбол, но не особо претендующие на трофеи.

Современная тенденция не прошла мимо «Байера», который из команды-лузера превратился в один из самых зрелищных коллективов Европы, проповедующий высокий прессинг и тотальное владение мячом. Одни из главных творцов успеха – тренер и футболисты, но сегодня мы поговорим о теневых героях Леверкузена, чья работа незаслуженно остаётся незамеченной многими.

Знакомьтесь, Йонас Болдт. Именно он построил скаутинговую систему в «Байере» и привёз Видаля

В середине нулевых Йонас Болдт получил диплом об образовании в области управления бизнесом и спортивного менеджмента. По окончании учёбы, Йонас отправился на стажировку в мюнхенскую «Баварию», где познакомился с нюансами скаутинга и маркетинга. Эти знания он применил в леверкузенском «Байере», там он прошёл две стажировки. За проведённое в клубе время Йонас помог селекционному отделу разработать собственную базу данных футболистов.

В 2007 году исполнительный директор «Байера» Михаэл Рэшке принял Болдта на работу скаутом. Первым решением новоиспеченного селекционера было отправиться в Южную Америку: получить новый жизненный опыт и изучить испанский язык. Ну и, разумеется, для собрать информацию по потенциальным новичкам «Байера». Рвение к изучению нового континента появилось неспроста: его мать по происхождению чилийка, выросшая в Германии.

Вскоре Йонас принял решение переехать жить в столицу Аргентины Буэнос-Айрес на постоянной основе. Рэшке лично выплачивал Болдту зарплату, а тот регулярно находил новых южноамериканских талантов для клуба. Каждый день Йонаса был похож на другие — в течении шести месяцев он с утра занимался изучением испанского языка (процесс занимал около четырёх часов), а вечером готовил основную работу и посещал матчи.

Зона ответственности Болдта охватывала не только Аргентину, но и весь континент. Поэтому в январе он отправился в Парагвай на молодёжный чемпионат Южной Америки среди сборных. Тот турнир выиграла сборная Бразилии, а главными звёздами розыгрыша стали Эдинсон Кавани, Алешандре Пато, Лукас Лейва и ещё один паренёк.

Вообще-то Йонас отправлялся на турнир для поиска левого защитника, но его внимание захватил 19-летний энергичный чилийский полузащитник. Поклонники леверкузенцев уже догадались, о ком идёт речь.

Артуро Видаль забил шесть мячей и стал вторым бомбардиром турнира, уступив Кавани, и занял со сборной четвёртое место. Болдт призвал скаутов «Байера» обратить внимание на футболиста, и те прислушались. Руководство выплатило «Коло-Коло» за трансфер Видаля 5 млн. евро, закрыв глаза на то, что Артуро сыграл всего семь матчей во взрослом футболе.

В «Байере» Видаль провёл их 144, стал финалистом Кубка Германии, и затем за 10,5 млн. евро отправился в «Юве». Успешный трансфер Видаля укрепил авторитет Болдта в клубе: через год его назначили главным скаутом, а позже он занял должность исполнительного директора, которая освободилась после ухода Михаэля Рэшке в «Баварию». За пару лет Болдт стал одним из самых влиятельных людей в «Байере».

Главная задача леверкузенцев — участие в Лиге чемпионов, гарантирующее несколько десятков миллионов евро. Если команда не пробивается в турнир по итогам сезона, клуб терпит финансовые убытки, которые он вынужден компенсировать продажей ключевых футболистов. И это даже несмотря на наличие поддержки от солидной компании в лице Bayer.

«Мы определяем бюджет, учитывая попадание в Лигу чемпионов, — рассказывает Болдт, — но понимаем, что в некоторые сезоны не сможем попасть [в Лигу чемпионов]». По этой причине клуб продал этим летом Кая Хаверца в «Челси» за 80+20 млн. евро, а в 2018 лишился Бернда Лено, который за 28 млн. отправился в другую лондонскую команду — «Арсенал». Скауты ищут футболистов по двум параметрам:

— достаточно хороши, чтобы помочь клубу в борьбе за ЛЧ;

— имеют данные для развития и позже могут быть проданы в топ-клубы

По этой программе клуб нашёл Сон Хын-Мина, Хакана Чалханоглу, Андре Шюррле, Кевина Кампля, Чичарито и Эмре Джана. Леверкузен заплатил за них в общей сложности 50 миллионов, а с продажи выручил более 120.

Нельзя сказать, что «Байер» живёт по уникальным и ранее невиданным правилам бизнеса. Подобную стратегию реализуют «Монако», «Лион», «Аякс», «Порту» и другие. Отличие в том, что некоторые клубы заигрываются в футбольного менеджера, что впоследствие приводит к полнейшему провалу и катастрофе — это уже успели на себе испытать некоторые вышеперечисленные коллективы.

Болдт вкладывается в обучение и развитие новых скаутов. Он считает, что профессию может освоить любой

Мир скаутинга серьёзно преобразился за последние несколько лет. Теперь топ-клубы хотят сами находить неогранённые драгоценности вне топ чемпионатов, покупать за копейки и самостоятельно развивать их. На это их сподвигнул в том числе трансфер Видаля в Леверкузен. «Теперь все следят за [чемпионатом] Чили», — рассказывает Болдт. По его мнению, в футболе не осталось неисследованных территорий и каких-либо секретов, а пробиться в скауты в крупный клуб нынче намного труднее — эта профессия за последние годы стала более мейнстримовой.

Чтобы по-прежнему занимать лидирующие позиции в скаутинге футболистов, Болдт решил вложиться не в исследование ранее неизведанных локаций, а в людей. Поддерживая хорошие контакты с Кёльнским Спортивным Университетом, клуб отправляет туда на стажировки перспективных скаутов. Болдт сформировал несколько утверждений, касательно своей работы:

— человек приобретает навыки скаута, а не наследует их;

— нет никаких заветных тайн или мудростей, помогающих найти многообещающего футболиста раньше всех;

— мнение о том, что скаут должен иметь опыт игры в футбол на профессиональном уровне ошибочно;

— для работы в этой сфере необходима преданность и страсть;

— скаутом может стать любой;

Стажировки в спортивном университете, как показывает практика, получаются плодотворными. «Мы даём им [новичкам] несколько заданий. Никаких обещаний, никаких гарантий трудоустройства, только предоставление шанса», — рассказывает Йонас.

Одно из главных качеств, которым должен обладать скаут — любовь к работе. Ранее Болдт путешествовал по всей Европе и Южной Америке, присутствуя на около 250 матчей. Сейчас условия работы Йонаса изменились — он просматривает игроков в офисном кабинете на «БайАрене» через Wyscout, в окружении селекционного отдела, насчитывающего около 10 человек.

Система подготовки скаутов даёт свои плоды. Благодаря ей должную квалификацию получили, например, Лоран Буссер и Марко Неппе — бывшие селекционеры «Байера», перебравшиеся позже в «Баварию». Они организовали трансфер Леона Бэйли в Леверкузен, а затем привезли Марко Рока из «Эспаньола» в Мюнхен. И Буссер, и Неппе ранее работали в должности главного скаута «Байера», но после их ухода Леверкузен спокойно заменял специалистов другими знатоками своего дела.

«Байер» уделяет огромное внимание воспитанию и образованию собственных футболистов. Хаверца не взяли на ответный матч плей-офф ЛЧ из-за школьных экзаменов

Не стоит думать, что клуб состоит сплошь из скаутов. Они не забывают и о других должностях и позициях.

«Самое главное — поставить на место правильных людей. Я думаю, нужно уделять много времени развитию игрока, как личности. Недавно мы наняли Саймона Рольфеса [на должность руководителя отдела развития молодёжи] и у нас появился амбициозный человек, который изменит некоторые вещи», — рассказывал Болдт. «Байер» гарантирует, что будет наставлять футболиста не только на поле, но и за его пределами.

И это не пустые слова. Есть даже наглядный пример. В 2017 году «Байер» готовился к ответному матчу 1/8 финала Лиги чемпионов против «Атлетико». В первом матче Леверкузен проиграл со счётом 2:4, но имел шансы в ответной встрече. Там болельщики рассчитывали на помощь Кая Хаверца, который проводил дебютный сезон во взрослом футболе, но уже вовсю демонстрировал скиллы на полях Бундеслиги. Несмотря на это, главный тренер Роджер Шмидт не взял в Испанию полузащитника, так как дата проведения матча совпадала с проведением школьных экзаменов. Выбирая между турнирными задачами и воспитанием юного футболиста, руководство предпочло второе.

Клуб вкладывает не только в поиск зарубежных талантов, но и в развитие собственных воспитанников. Прямо сейчас молодёжная структура «Байера», начиная с команды U-9, включает около 30 тренеров. Всех их объединяет единая философия и методы для их максимально быстрой интеграции в первую команду.

В плане структуры развития молодёжи в академии, «Байер» черпает вдохновение у «Атлетика» из Бильбао и клубов МЛС. Лучшими условиями для развития юниоров в США, по мнению Болдта, обладают «Атланта Юнайтед», «Нью-Йорк Сити» и «Нью-Йорк Ред Буллз». «Вы можете почувствовать, что там есть импульс, они получают опыт из Европы и Южной Америки, чтобы еще больше распространить дух футбола [в США]», — говорит Йонас.

Вдохновение американскими футбольными академиями не ограничивается словами. В 2018 году «Байер» охотился на Альфонсо Дэвиса, 17-летнего вингера «Ванкувера». Клуб был близок к завершению сделки, но «Бавария» предложила более выгодные условия обеим сторонам и переманила канадца. В Германии Альфонсо переквалифицировался в фулбэка и уже является одним из лучших игроков на позиции.

Клуб делает всё возможное для успешной адаптации новичков. Видаль целый год жил с Болдтом, сейчас в команде есть испаноговорящая диаспора футболистов

Ещё одно важное требование при работе скаутом — умение выстраивать взаимоотношения с людьми: тренерами, руководителями клубов, агентами и непосредственно с футболистами. Точно так же, как это делал сам Йонас при работе над трансфером Видаля.

Артуро не успел должным образом проявить себя даже в пределах Чили, поэтому переход был очень рискованным. В случае провала, ответственность была бы возложена на Болдта, но тот решил минимизировать риски и принялся лично помогать Видалю с адаптацией в Европе. Летом 2007 года Йонас встретил Артуро в аэропорту Дюссельдорфа и поселил к себе домой. Видаль и Болдт жили под одной крышей больше года.

Важную роль в становлении Видаля как футболиста сыграл Юпп Хайнкес, возглавивший клуб в 2009 году. «Юпп принял его [Видаля] и начал учить, как отец. В то время он направлял импульсивный характер в нужное русло. Это был очень важный этап в его спортивной карьере», — подчёркивает Болдт.

Последнее на данный момент южноамеринское подписание «Байера» — Эсекиэль Паласиос, 22-летний аргентинский полузащитник. Клуб помогает новичкам в адаптации и по сей день, в особенности тем, кто прилетел с других континентов. В клубной раздевалке есть специальный уголок, где рядом сидят все испаноговорящие футболисты. А их действительно немало. «Я буду стараться приносить такую же пользу, как Чарльз Арангис и Лукас Аларио. Хочу продолжать идти по тому же пути, что и они», — пообещал Паласиос, прибыв в новый клуб.

Разумеется, «Байер» помогает игрокам и в бытовом плане: нанимает репетиторов по немецкому, находит жильё футболистам и их семьям. Паласиос выбрал вместо скромного и тихого Леверкузена более крупный и разнообразный Кёльн, располагающийся по соседству. Это нормальная практика для иностранцев «Байера», особенно для молодых.

Но самое главное, разумеется, результаты на поле. Здесь легионерам тоже должно быть нетрудно — команда проповедует единый стиль, основанный на техничном и высокоинтенсивном футболе. На данный момент нельзя сказать, что Эсекиэль полностью адаптировался в Германии. Он сыграл за клуб в общей сложности 700 минут и лишь однажды отметился результативным действием (голевой пас в Лиге Европы). Но это можно объяснить высокой конкуренцией в центре поля и сложностями с адаптацией, возникшими из-за неожиданной вспышки коронавируса.

Футболисты ценят столь бережное отношение клуба и стараются достойно отплатить результатами на поле. Например, летом 2017 года Леон Бэйли очень высоко котировался на трансферном рынке, за ним охотились «Челси», «Бавария» и другие гранды, но ямаец ответил на слухи о трансфере подписанием нового долгосрочного соглашения с «Байером».

«Я очень ценю этот клуб. Я показал хороший прогресс здесь, но, думаю, мне ещё есть куда двигаться. Это клуб профессионалов, начиная основной и заканчивая молодёжными командами, но самое главное, что мы разделяем идею смелого футбола и чувствуем себя семьёй», — сказал Бэйли.

***

Подытожить наш рассказ хотелось одним фактом — в мае 2019 года Болдт спустя 12 лет работы покинул леверкузенский «Байер» и перебрался в «Гамбург» на роль спортивного директора. И, как видите, клуб не растерял навыков в поиске молодых латиноамериканцев и их прокачке в Европе. Сейчас у «Байера» новое поколение легионеров, некоторые из них находятся в начале своего пути.

Теперь остаётся главная интрига — сумеет ли Болдт возродить «Гамбург», вытащив его со дна? Покажет время. Но если ему это удастся, на гамбургских заборах можно будет гордо писать: «Йонас Болдт — гений».

Редактор: Ангелина Лобанова

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.