Путь Робина Коха от провала на уроке физкультуры до команды Марсело Бьелсы
Виктор Орта делает паузу и просматривает свои архивные скаутские отчеты. 30 января 2017г. Холодный субботний вечер. Это дата первого составленного им отчета о Робине Кохе.
Отчет хорошо характеризует игрока. Аккуратный в обороне, умеет предугадывать эпизоды в игре, хорошо работает с мячом. Кох не был в центре его внимания в этой скаутской поездке, но его выступление в Ганновере заставило обратить на себя внимание. Скаутам нужно иметь широкий кругозор как никак.
На ноутбуке Орты тысячи подобных аналитических отчетов. Он начал следить за Кохом очень давно, на момент подачи заявки работал в другом клубе. «Я даже не был в Лидсе», - говорит Орта. «Кажется, я был в Миддлсбро. Но в футболе не так много игроков, которых вы подписываете, не наблюдая за ними в течение длительного времени. Это вполне нормально».
С момента, когда сотрудники Орты наблюдали за игрой Коха за Кайзерслаутерн и Лидсом Юнайтед, подписавшим его уже из Фрайбурга за 13 млн.фунтов прошло более 1300 дней. Кох присоединился к Лидсу, когда Брайтон ответил отказом на финальное предложение по Бену Уайту.
Ту игру в Ганновере «Кайзерслаутерн» проиграл 1-0. Главной целью Орты был Мартин Харник, австрийский нападающий, также он хотел дополнительно посмотреть левого защитника – Марселя Гауса. Но отзывы о Кохе были столь восторженными, что Орта добавил и его в список.
«Из «Кайзерслаутерна» он появился в нашем списке игроков, за которыми нужно следить», - рассказывает Орта. «Этот список постоянно меняется. Мы просматриваем сотни игроков, постоянно появляются новые имена. Игроки могут покинуть список, потому что переходят в действительно хорошую команду и становятся недоступны. Или подписывают новый контракт и становится слишком дорогими. Могут вылететь из списка, если их показатели ухудшатся. Робин всегда был где-то рядом. Одна из вещей, которые мы всегда делаем в начале каждого сезона, в сентябре – это составляем список игроков, у которых на конец года остается год по контракту». В условиях переговорах это дает преимущество покупателю. Продавцы встают перед выбором – получить меньше денег или игрок уйдет бесплатно через 12 месяцев как свободный агент. Большинство соглашаются на меньшие деньги.
Кох попал в эту категорию в 2019г. Ему оставалось два года в Фрайбурге и он был очень близок к вызову в сборную. Несмотря на то, что «Лидс» тогда подписал Бена Уайта в аренду, который был в отличной форме и помог клубу в победном чемпионате, Орта продолжал следить за Кохом.
Сильные стороны защитника подходили стилю игры главного тренера «Лидса» Марсело Бьелсы. Орте также нравилось его прошлое, сын бывшего профессионального футболиста, выросший в футбольной семье, выгрызавший себе дорожку в низших лигах Германии. Его личные качества тоже импонировали: без звездной болезни, заряженный, талантливый.
Отец Коха, Гарри, наиболее известен тем, что помог «Кайзерслаутерну» выиграть Бундеслигу в 1998г., его карьера однако в основном прошла на любительском уровне и в региональных лигах. Он также был центральным защитником. «Робин хорошо видит игру и технически он лучше, чем я», - рассказывает Гарри. Есть и параллели – первые матчи Робина в качестве игрока основы были за «Айнтрахт Трир» (четвертый по силе дивизион страны), в этом же клубе Кох старший закончил свою карьеру в 2006г. Робин не воспитывался в элитных академиях, «Кайзерслаутерн» подписал его в 2015г., когда ему было 20 лет.
Региональный футбол, по словам Гарри, пошел на пользу его сыну. «Когда он перешел из юношей до 19 лет во взрослую команду Трира, сразу стало очевидно, что он готов к игре на этом уровне», - говорит Гарри. «Ему выгодно было играть против взрослых игроков в настоящей лиге, вместо того, чтобы проходить обучение в какой-нибудь академии. Это сделало его более жестким и разносторонним игроком».
Орта соглашается. Академии – это бизнес, хорошо финансируемый в Англии и Германии. Орта восхищается тем фактом, что Кох вырос в более суровой среде. «Для позиции центрального защитника – это лучший бэкграунд. Одна из моих теорий о выращивании центральных защитников в академиях, и даже во время моего пребывания в «Севилье» это было так – если у вас действительно хорошие команды, какие задачи они могут создать для центральных защитников? «Севилья» (на уровне академии) может выиграть 5-0, 12-3 или 7-1 и это создает ситуацию, когда сложно развивать навыки центральных защитников. Другие игроки на других позициях в порядке. Вы получаете хороших нападающих, правых и левых защитников. Но центральным защитникам нужен более сложный футбол».
Гарри рассмотрел в сыне перспективу, но для других, в том числе для сверстников Коха, его футбольные способности были менее очевидны. Саймон Берг, лучший друг Коха, который рос вместе с ним и жил по соседству в деревне Зальмталь на юго-западе Германии, вспоминает, как думал, что младший брат Коха - Луи был лучше (Луи теперь играет за SV Alsenborn).
«На поле он никогда не считался суперзвездой», - рассказывает Берг. «Многие считали Луи более талантливым. Робин не был лучшим игроком на поле, но он всегда был очень спокоен, никогда не боялся ошибиться». Все встало на свои места, когда Немецкая футбольная ассоциация пригласила Робина участвовать в региональных испытаниях.
В Зальмтале жизнь была хорошей и простой. Кох и Берг любили там кататься на лыжах и подрабатывали разносчиками газет за 30 евро в неделю – денег маловато, но хватало накопить на бутсы. Родители ребят говорили – «мы никогда не станем миллионерами, но важно зарабатывать немного денег для себя». Мальчишки играли в одной юношеской команде SV Durbach и вместе ходили в радиоклуб при местной школе. «Раз в неделю нам разрешали играть музыку во время большой перемены, используя два больших динамика, которые мы выносили во двор», - вспоминает Берг. «Нам приходилось сначала показывать тексты песен учителям, потому что мы фанатели от немецкого рэпа, и эти песни требовали цензуры».
Иногда ребята любили устраивать розыгрыши: поджигали бумажные самолетики и бросали их из окна класса, вызывая негодование директора школы. Но как то выходили сухими из воды. Кох, вспоминает Берг, до того как присоединился к системе молодежных команд Айнтрахт Трира и переключился на оборону, играл на позиции «десятки». «Он никогда не зазнавался, что начал играть за Трир, не считал себя большой шишкой. Никогда не уклонялся от вечеринок со словами «извини, я тут пытаюсь стать профессионалом вообще-то». Он был частью «банды», но никогда не заходил далеко в тусовках, был дисциплинирован и нашел правильный баланс между весельем и работой», - рассказывает Берг.
Гарри и Берг говоря о его соревновательном духе описывают его как «ужасного неудачника». Робин получил посредственную оценку за гимнастику. Никто не любит гимнастику, шутит Берг, но Кох все равно пожаловался на отметку и его родителей вызвали в школу.
«Учитель физкультуры вытащил дневник», - рассказывает Берг. «Он показал его родителям все комментарии и жесты, которые делал Робин за год, с датами и точным временем, например, Робин, пинающий скамейку и тому подобное». Гарри признает, что сын «не терпит поражений», но настаивает на том, что он тот кто «сначала смотрит на себя и пытается исправить собственные ошибки, прежде чем искать виноватых».
Кох не хотел излишнего внимания. В 2015 г. его подписал «Кайзерслаутерн» из Трира, это были большие новости для деревни и это был большой прорыв для самого Робина. Когда Берг приехал навестить его и обнаружил, что Кох ведет абсолютно негламурный образ жизни и изо всех сил старается не почивать на лаврах отца. Он жил в какой-то дыре, в довольно ветхом доме. Никто из соседей понятия не имел, кто он такой.
«Ему это нравилось. Он не хотел быть просто «сыном Гарри». Почтальон был единственным человеком, который узнал его. Он хотел держаться подальше от всех радаров. Как-то мы пошли в спорт-бар посмотреть игру. Там было полно фанатов «Кайзерслаутерна». Кто-то сказал ему: ты похож на Робина Коха! На что он ответил – да, мне часто это говорят. Одно из его самых больших достоинств – его темперамент. Он никогда не теряет хладнокровия», - рассказывает Берг.
Кох дебютировал за главный «Кайзерслаутерн» в 2016 году, за три месяца до того, как Орта впервые узнал о нем. Его выход против Ганновера в конце января стал для клуба только 11-м. Он был ловким и талантливым, было мало шансов, что он останется незамеченным. Летом после того, как этот первый скаутский отчет был получен Ортой, Кох переехал во «Фрайбург», в Бундеслигу за 3 миллиона фунтов стерлингов, траектория его карьеры шла вверх.
Никто из людей, хорошо знавших Коха, не считал что он чересчур быстро шагает по карьерной лестнице. В Трире он хорошо проявлял себя, поэтому переезд в Кайзерслаутерн выглядел логичным. Он хорошо проявил себя и там, так что для такого клуба, как «Фрайбург» он стоил семизначных инвестиций. «Фрайбург» сразу начал использовать игрока, его репутация продолжила расти, что привело к разговорам, что он скоро будет вызван в сборную.
«Такая история. Каждый раз, когда он получал повышение, он доказывал, что достоин его. То же самое с переходом в Премьер-Лигу, где он играет против лучших игроков мира, а также в национальной сборной. Я смотрю все игры, пытаюсь сохранять спокойствие, лишь волнуюсь, чтобы он не получал травм», - говорит Гарри.
При Орте «Лидс» старается делать ставку на потенциал. В этом смысле подписание за 27 млн.фунтов Родриго из Валенсии в августе (трансфер завершился в тот же день, когда Кох приехал из Фрайбурга) было не типичным, потому что они взяли игрока на пике карьеры. Коху на момент подписания было всего 24 и менее 100 игр в Бундеслиге.
«Он растущий игрок, - говорит Орта. «Мы много чего анализируем, например, его отец был в «Кайзерслаутерне», когда они выиграли чемпионат. Его отец - бывший игрок, его семья живет футболом, и вокруг него эта атмосфера. Он понимает, что происходит вокруг. Но одна из самых впечатляющих черт Робина - это то, что с каждым годом он растет. Он пришел из низших дивизионов, играл в Бундеслиге, играет в сборной Германии. Вы говорите, что у него гораздо больший потенциал? Я согласен с этим».
Винченцо Грифо, игрок сборной Италии, играл с Кохом во Фрайбурге 18 месяцев. Они хорошо ладили и любили вместе смотреть в раздевалке серии немецкого комедийного шоу «1:30». «Мы смеялись до слез», - говорит Грифо. «Робин - очень крутой парень, который наслаждается жизнью и всегда улыбается. У него отличное чувство юмора. Очень типично для него то, что он выбрал не безопасный вариант – остаться в Бундеслиге, а бросил вызов самому себе, отправившись в Англию. Он хотел поработать с Бьелсой – выдающимся тактиком. Он весьма решительно показывает себя в защите. Он выдающийся организатор. Кох на пути к тому, чтобы стать игроком мирового класса, монстром в центре обороны».
Гарри счастлив, что Робин идет своим путем и имеет свои цели. В течение многих лет футбол для него был хобби, не более того. «Только когда ему исполнилось 16 лет, все стало серьезно», - говорит Гарри. «Я давал ему советы, как выбирать позицию, но мы никогда не давили на него, чтобы он стал профессионалом. Это просто случилось».
«Фрайбург», еще до его дебюта за сборную Германии, понял, что в их руках оказался большой актив. Местные жители также были тронуты, что во время пандемии он помогал благотворительной организации в городе доставлять еду пожилым людям. Когда действие контракта Коха подходило к концу, в клубе поняли, что получат много предложений и сам игрок захочет найти сцену покрупней для своих выступлений. С «Лидсом» ударили по рукам на сумме в 13 млн.фунтов.
«Когда игрок решает, что мы его выбор, для нас это сложная ситуация», - говорит Орта. «Его клуб не может использовать предложения других клубов для увеличения цены, потому что игрок хочет ехать к нам». 30 августа Кох попрощался со всеми и сел на самолет в Англию.
Одной из особенностей Коха является его телосложение. На расстоянии он кажется слабым, но на обследовании увидели, что он наделен силой и мышечной массой. Один из медиков даже в шутку назвал его – «невероятный Халк».
Первые три месяца в Премьер-Лиге стали для Коха периодом становления. Была и дрожь, и ошибки, такие как заработанный пенальти в матче с «Фулхэмом» или обрез, приведший к первому голу «Лестера», но были и успешные действия, когда Кох активно искал мяч и показывал стремление работать из глубины. В воскресном матче с «Арсеналом» (0-0) были и неудачные передачи, но и именно с паса Коха Родриго опасно пробил в перекладину во втором тайме.
Даже неуверенный дебют против «Ливерпуля», в котором Кох заработал пенальти и потерял своего игрока во втором голе «Ливерпуля», не слишком его беспокоил. «Я разговаривал с ним после игры с «Ливерпулем», - говорит Берг. «Да, это не лучший способ начать свою карьеру в Премьер-лиге, но он был довольно оптимистичен и полон решимости не допустить, чтобы это повлияло на него. Вот такой он человек».
Коху никак не избежать сравнений с Уайтом на «Элланд-роуд». Уайт был откровением, играл почти безупречнов победном сезоне в Чемпионшипе, настолько здорово, что Лидс был готов заплатить за него более 25 млн.фунтов. «Брайтон», однако, не хотел вступать в переговоры, и тупиковая ситуация обратила взор «Лидса» в сторону Коха. Шестеренки трансфера закрутились. С мая 2020 клуб поддерживал с ним контакт, отправляя видео и презентации в PowerPoint, чтобы познакомить его с тактикой Бьелсы. А отчет StatsBomb выявил многочисленные сходства между ним и Уайтом и предположил даже, что Кох обеспечит большее доминирование в воздухе.
Для Коха не имело значения, что его трансфер зависел от того, поднимется ли «Лидс» и от того, будет ли подписан Уайт. Он внимательно изучал их презентацию и был впечатлен мышлением Бьелсы. Если предложение поступит – он его примет. Гонорар в размере 13 млн. не стал проблемой для «Лидса» после возвращения в Премьер-Лигу. Все сложилось за две недели до старта нового сезона.
«Все было сделано на условиях «Фрайбурга», с разрешения «Фрайбурга», - рассказывает Орта. «Презентация была проведена в мае. Все говорят, что это было что-то особенное, чересчур подробное, но мы как «Ливерпуль» или как «Сити» хотели показать ему, как мы играем, и что мы будем от него требовать. Мы хотели дать ему всю информацию о том, кто мы, как команда. Вы должны дать игроку понять, что вы хорошо его изучили. Он должен знать, что вы серьезно к нему относитесь, что вам не все равно. Вы должны ценить игрока и это поможет ему поставить подпись под контрактом».
Вот так Кох приземлился в аэропорту Leeds-Bradford, с тактикой и идеями Бьелсы в голове. Орта, спустя столько лет после того первого скаутского отчета из Германии, чувствовал себя так, что давно знает Коха. Уайт был первым, кого хотел «Лидс». Но возможно сделка с Кохом – это то, чему суждено было случиться.
Оригинал статьи:
https://theathletic.co.uk/2218598/2020/11/25/robin-koch-bielsa-leeds/
Это и многое другое также в моем канале в телеграме: