Евро-2020, вероятно, все же состоится. Но число городов могут сократить, а болельщиков пустят только в случае успешного вакцинирования
Спросили врачей и собрали все, что известно.
Пока мир страдает от пандемии, больницы переполнены, возвращение болельщиков на стадионы в Европе постоянно откладывается (даже Россия сокращает квоту), а в национальных чемпионатах ежедневно фиксируют новых заболевших, немного странным выглядит решение разрешить сборным не просто играть матчи Лиги наций, а еще и проводить товарняки.
Не меньше вопросов остается и к финальному турниру Евро-2020(1) – прямо сейчас в Лиге наций сборные играют и за места на ЧМ-2022, еще не сыграв на европейском турнире.
Кажется, с решением провести турнир в разных странах УЕФА катастрофически не повезло – празднование 60-летия давно пошло не так. Сдавать назад уже поздно, потому что не только полностью известен состав участников, но и готовится все остальное: города не перестают думать о Евро даже в условиях коронавируса, контракты действуют, билеты проданы, хотя с перемещениями между странами сейчас серьезные проблемы.
Уже известен состав групп (жеребьевка была, страшно представить, год назад) – всего их будет 6. В плей-офф выйдут по 2 команды из каждой группы гарантированно, еще четыре лучших команды с третьих мест. Домой поедут только четвертые места и еще два худших третьих.
Напомним схему: задействованы 12 городов в 12 странах. На одну группу выделяется два спаренных города, где проводятся все матчи. Например, Россия в одной группе с Данией, Бельгией и Финляндией – эту группу разделили между Петербургом и Копенгагеном. Датчане проведут все три матча дома, а Россия – только два (это тоже решилось на жеребьевке). А еще на Евро по плану задействуют Рим, Баку, Амстердам, Бухарест, Лондон, Глазго, Бильбао, Дублин, Мюнхен, Будапешт. Часть из этих стадионов должна принять плей-офф (Рим, Баку, Питер и Мюнхен), а финал четырех запланирован в Лондоне.
Однако вопрос с ковидом все еще не решен, и в УЕФА не уверены, что будет возможность организовать турнир в стольких странах. По данным сразу нескольких медиа, приоритет – пузырь в одной стране (правда, пока не решили в какой), а тренер сборной Англии Гарет Саутгейт, например, вообще не уверен, что турнир состоится.
Давайте разбираться, какие есть варианты (и инсайды) и что известно точно на данный момент.
• УЕФА не планирует отказываться от проведения Евро – слишком большие деньги, контракты и обязательства перед спонсорами. Еще один перенос мощно ударит по бюджету – да и переносить просто некуда даже с учетом того, что ЧМ-2022 пройдет зимой.
• Точно известны только даты: турнир начнется 11 июня, плей-офф – 27-го, а финал состоится 11 июля.
• Одной из первых про будущее Евро в одной стране бабахнула The Sun. Таблоид поделился инсайдом от источника из руководства УЕФА о нескольких сценариях развития событий, при худшем из которых все матчи отдали бы одной стране (Англии).
• По версии The Sun, первыми должны отцепить Баку (из-за эскалации конфликта в Нагорном Карабахе – сейчас, конечно, ситуация в Азербайджане чуть успокоилась, но остается непредсказуемой), Санкт-Петербург (видимо, потому что далеко) и Бильбао (плохо продавались билеты).
• Позже появился новый инсайд от Le Parisien: там в качестве основного хозяина рассматривалась уже Россия (плюс стадион в Баку). За Россию говорила относительно неплохая на тот момент ситуация с коронавирусом и готовность стадионов после ЧМ-2018 (футбольные руководители даже предлагали провести Евро в РФ в стандартные сроки – в июне 2020-го).
Эту информацию сразу опроверг глава оргкомитета турнира Алексей Сорокин: «Нет, я ничего по этому поводу не знаю. Мне даже трудно понять, о чем вы говорите. Конечно, в нашей жизни возможно все, но я не знаю, откуда вы взяли такую информацию».
• Возможность сокращения городов-хозяев подтвердил президент УЕФА Александер Чеферин. «Мы постоянно следим за ситуацией и сейчас абсолютно уверены, что турнир состоится. План таков, что Евро-2020 пройдет именно так, как и должен. Но я также должен сказать, что мы можем провести турнир не в 12 странах, а в 11, восьми, пяти или одной», – признавался функционер в октябре.
Впрочем, свежая информация Daily Mail о том, что турнир могут целиком отдать Англии, вызвала у УЕФА другую реакцию. «УЕФА намерен провести Евро-2020 в том формате и на тех площадках, которые были утверждены ранее в этом году. Мы тесно сотрудничаем со всеми принимающими городами по подготовке к турниру. Учитывая неопределенность, связанную с COVID-19, над которой ни УЕФА, ни местные организационные органы не имеют контроля, в настоящее время слишком рано говорить, будут ли игры в июне и июле иметь ограничения для болельщиков или даже для их проведения». В переводе с бюрократического языка на обычный: возможны вообще все варианты.
• У участников тоже есть опасения, что турнир сорвется. «Невозможно с уверенностью сказать, что Евро состоится в следующем году. Я думаю, то, что возможно, и то, что кажется возможным, будет часто меняться в течение следующих нескольких месяцев. Честно говоря, мы не знаем. Весной можно будет говорить более уверенно. Неизвестно, в каком формате пройдет турнир», – слова тренера сборной Англии Гарета Саутгейта.
• УЕФА хочет провести турнир с болельщиками – и был бы рад вернуть их на стадион даже раньше. Давайте признаемся: смотреть футбол без фанов (особенно футбол сборных), каким бы выдающимся он ни был, все равно сложно, если вы не давний любитель ФНЛ. Игра выглядит слишком стерильной, а наложенный интершум (когда он вообще есть) часто ошибается и дает повод для улыбки – например, когда мяч попадает в сетку с внешней стороны ворот, а болельщики якобы кричат от радости.
Кроме того, проведение даже одного матча без зрителей – это большие финансовые потери. А здесь целый турнир – и если города и страны обычно зарабатывают на болельщиках-туристах, то здесь пропадет огромная статья дохода. Крупные турниры в последнее время и так не очень охотно берут в одиночку: траты на инфраструктуру часто не окупаются. Против проведения Олимпиады в Токио, например, протестуют с момента победы японской заявки.
Александер Чеферин рассказывал, что потери УЕФА из-за переноса турнира исчисляются сотнями миллионов: «Перенос Евро-2020 обойдется УЕФА очень дорого, но мы сделаем все возможное, чтобы жизненно важное финансирование любительского, женского футбола и развитие игры в наших 55 странах не пострадало».
Пока что УЕФА сохранил договоренности и со всеми спонсорами, и со всеми бродкастерами. Пока основная угроза – отсутствие болельщиков. На Евро-2016 УЕФА заработал от продажи билетов и hospitality (это вип-ложи и подобные штуки) около 400 миллионов евро. Можно предположить, что и от Евро-2020 доходы по билетам могли бы быть сопоставимыми.
Пока невозможно предсказать, как все будет выглядеть предстоящим летом, считает врач-реаниматолог из Нью-Йорка Евгений Пинелис. «Несомненно, заражений на улице, особенно если люди в масках, происходит много меньше, чем в помещениях. В Европе этим летом ситуация с коронавирусом была достаточно благополучной и, несмотря на частичное снятие ограничений, случаев было мало. Тем не менее, вторая волна нахлынула осенью и оказалась настолько тяжелой, что привела к новым локдаунам, – рассказал Sports.ru Пинелис. – Теоретически полные стадионы на Евро-2020 возможны, но вероятность того, что УЕФА на это пойдет, на мой взгляд, невелика. Слишком велики риски стать причиной массовых заражений.
На ситуацию может повлиять успех вакцинации (но она пока не началась и предсказать ее успешность нелегко), быстрое точное тестирование (пока что экспресс-диагностика не слишком точна и не может полностью обезопасить людей на массовых мероприятиях), мутация вируса в сторону сезонной простуды (маловероятно, так как пока прошло недостаточно времени и тенденции к этому не видно)».
• Пока что очевидно одно: без вакцины проведение турнира с болельщиками в сжатые сроки невозможно.
В кабинетах УЕФА считают, что массовое тестирование и вакцинирование – единственный способ провести полноценный турнир. По данным The Times, один из вариантов – создание медицинского паспорта (в нем отразят данные о вакцине/антителах), с которым будут пускать на игру. Правда, основная аудитория футбола в среднем моложе 50 лет и вряд ли войдет в приоритетную группу по вакцинированию.
Похожую ситуацию сейчас переживает и токийская Олимпиада – в оргкомитете ОИ-2020 назвали новость о вакцине облегчением.
При этом создать в сжатые сроки надежную вакцину невозможно: согласно классической схеме разработки вакцин в России, полноценные испытания могут длиться до 20 лет, а в среднем разработка с нуля занимает 10-15 лет. Поэтому сейчас власти многих стран разрешили ускоренную разработку в нарушение всех регламентов – слишком уж проблемные обстоятельства.
Главная сложность каких-то прогнозов в том, что пока вообще невозможно говорить об эффективности вакцин и том, как они будут действовать. Вот что рассказал Sports.ru врач-исследователь Павел Хаснулин:
«Из отечественных иммунных препаратов в отношении SARS-CoV-2 на данный момент проходят клинические испытания два: «Спутник V» и «ЭпиВакКорона». Препараты принципиально различаются по структуре и механизму действия. На данный момент не опубликовано никаких фактических научных данных, чтобы можно было рассуждать о прогнозах, преимуществах и недостатках какого-либо из этих препаратов. То же самое относится и к иностранным препаратам.
Процесс исследований иммунных препаратов не только может, но и скорее всего будет продолжаться несколько лет. Однако это не исключает введение вакцин в практику в ближайшие месяцы, в нарушение регламента международных стандартов этических норм и качества научных исследований, поскольку этого требуют обстоятельства.
О каких-то предварительных прогнозах мы сможем говорить только после того, как появятся научные публикации, содержащие информацию о проводимых на данный момент клинических исследованиях. На данный момент мы располагаем только пресс-релизами с заявлениями, не подкрепленными конкретикой».
Окончательное решение по Евро примут в марте 2021 года.
Наконец-то мы знаем всех участников Евро-2020! Вот так выглядят группы
Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Justin Setterfield, Laszlo Balogh / Stringer; globallookpress.com/Christian Charisius/dpa, MFA Russia/via Globallookpress.com, Elmar Kremser/SVEN SIMON, Peter Endig/ZB