Прятание обезьяны и выбор вина для Ферги: жизнь футбольного пресс-атташе
Наверно, лучше начать с обезьяны.
Клуб Премьер-Лиги, о котором пойдет речь, проводил предсезонный тур по США, когда один из их последних новобранцев, игрок опытный, подписанный за семизначную сумму, припер к стенке загруженного и так пресс-атташе и попросил дать ему полную картину о ввозе своего домашнего питомца – обезьяны – в Великобританию. Пара привязалась друг к другу, когда игрок был еще в предыдущем клубе и перелет без питомца даже не обсуждался.
Может есть какие-то бюрократические нюансы, о которых он обязательно должен знать, чтобы не попасть впросак уже на своей новой родине? В офисе клуба потеряли дар речи и не нашли ответов. Но ведь у пресс-атташе есть ответы на все вопросы, да?
Это была одна из самых нелогичных задач, которые когда-либо получал пресс-атташе, но, несмотря на разницу во времени, он сел на телефон, чтобы проверить правила карантина у местных властей, внимательно изучил правила по охране здоровья животных и растений, не обращая внимания на законы ввоза животных, которые не обитают в стране.
Он даже обратился за советом в местный заповедник обезьян. Проблема была в том, что данный конкретный примат считался редкой породой и не подходил для одомашнивания. Кроме того, новое арендованное игроком жилье не предполагало, что вокруг будут бегать животные.
С игроком произошел тяжелый разговор. Ответ пресс-атташе его совсем не впечатлил.
Тем не менее в последующие недели вокруг тренировочной базы в Великобритании начали циркулировать слухи, что обезьяна все-таки добралась и бесчинствовала в квартире игрока, вызвав недовольство властей и домовладельца. Сотрудники пресс-службы делали вид, что ничего не видят и не слышат. А что им оставалось делать?
А затем, как-то в середине недели, один игрок команды внезапно отказался от интервью, к большому разочарованию журналиста, который проделал большой путь. Пресс-атташе, не желая оставлять его с пустыми руками, спросил у новобранца команды, не согласится ли он выручить. Игрок согласился, но учитывая, что он уже вернулся домой после тренировки, попросил провести интервью в его квартире.
Только подъезжая к квартире игрока с репортером, медиа-директор вдруг вспомнил все эти разговоры и слухи об экзотическом животном и схватился за голову. Он нашел возможность позвонить перед самым приездом: «Послушайте, я не хочу знать, как вы его провезли! Просто спрячьте обезьяну! Спрячьте обезьяну!» Во время интервью из спальни доносился грохот клетки и визг. Шум явно требовал каких-то объяснений, поэтому игрок сказал журналисту, что у него есть какаду. Любопытство репортера было удовлетворено.
Интервью прошло гладко. Тревожность пресс-атташе улетучивалась с каждым следующим вопросом, не касающимся домашних животных. В прессе так никогда и не упомянули о сокрытии редких видов животных.
Оказывается, работы пресс-атташе футбольного клуба – это не только организовать интервью, делать официальные заявления или сидеть за столом рядом с главным тренером перед матчем, пока тот просматривает новости команды или сокрушается о капризах чиновников после поражения. Это возможно азы работы, самый минимум, которого ждут от атташе, ведь он с гордостью носит на куртке герб клуба.
Они могут выступать советниками и консультантами. Верные телохранители, разгоняющие драки после игры и дипломаты, улаживающие конфликты между руководством и скамейкой запасных. Они могут быть зачинщиками новых идей для праздничных баннеров, или дизайнерами новой формы. Одному пресс-атташе даже доверили разработать дизайн формы самостоятельно в офисах производителя в Италии и позднее разместить заказ на предстоящий сезон.
Некоторые следят за выполнением обязательств клуба по благотворительности, налаживают связи с общественностью, организуют иностранных игрокам уроки английского языка. «Мы не просто глушилки новостей или люди, которые приглашают соискателей на собеседования». Они также являются, образно говоря, боксерскими грушами, на которые игроки, менеджеры, болельщики изливают свои эмоции. «Фанаты не могли добраться до владельцев, но смогли добраться на меня», - вспоминает один пресс-атташе о случае, когда в него плюнули на улице.
На бытовом уровне они часто, словно разнорабочие. Нет сотрудника, который перерезал бы ленточку на открытии место паба? Отправьте сотрудника пресс-службы. Только убедитесь, что он будет в клубном костюме. Команда вызвала в последний момент игрока из резерва на выездной матч со «Шпорами», а человек, отвечающий за снаряжение забыл положить его футболку? Пффф, не вопрос. Попросите кого-нибудь из пресс-службы распечатать в клубном магазине нужную футболку и доставить ее общественным транспортом через всю столицу в раздевалку.
Бутылка красного вина, подаренная сэру Алексу Фергюссону после его последней игры за рулем «Манчестер Юнайтед», то было безумие с «Вест Бромвичем» 5:5, была выбрана пресс-секретарем хозяев поля Джоном Симпсоном от имени Стивена Кларка. Вино стоил около 100 фунтов и надо полагать было неплохим. Симпсон сам страстный поклонник вина воспринял эту просьбу как должное. Также в его круг обязанностей входило находить Роберто ди Маттео, когда тот прятался за успокаивающей сигаретой перед пресс-конференцией. Или вызволять заблудившегося на просторах Уэст-Мидлэндс тренера Пепе Мела, доверившегося навигатору.
Менеджер был уверен, что находится в Звездном городке, семейном развлекательном комплексе в Бирмингеме. Симпсон обследовал все автостоянки центра, прежде чем обнаружил, что Мел припарковался дальше. Следуя за Симпсоном обратно в свою квартиру в центре города, менеджер врезался в бордюр и проколол шину. Шиномонтаж прямо на дороге можно также записать в круг обязанностей пресс-службы.
Роль пресс-службы постоянно трансформировалась в разных клубах.
Сейчас клубы Премьер-лиги как правило имеют директора по связям с общественностью, который руководит многочисленной группой сотрудников. Они ведут веб-сайт, занимаются социальными сетями, клубным телевидением, каналами онлайн-комментариев. Раньше все это делал один человек.
В разных клубах роль пресс-атташе варьируется. Некоторые до сих пор составляют программу игрового дня. Другие поддерживают связь с фанатами от лица вечно отсутствующих владельцев или направляют запросы в СМИ по любому поводу, начиная от британо-российских отношений и заканчивая нарушением прав человека на Аравийском полуострове.
Обелять руководство одна из задач. Некоторым это удается. Некоторые просто имитируют успех. «Я потратил годы, защищая владельцев-миллионеров от всех, в итоге можно было подумать, что он даже нравится людям. Я перехватывал все электронные письма, телефонные звонки, чтобы они не дошли до руководства», - делится один сотрудник пресс-службы.
Одному настолько доверяли, что он даже вел переговоры о трансферных сделках от имени собственника. Других просили сделать тот самый первый неловкий звонок потенциальному новому менеджеру, чтобы прощупать почву, при этом нужно было уверять действующего, что ему по-прежнему доверяют. Еще один, даже в свои 50, выполнял роль тренера по фитнесу и гонял игроков на беговых дорожках в соответствии с инструкциями тренера и даже кого-то обогнал из молодежи.
Те, у кого есть опыт работы в СМИ или маркетинге, проявляют себя на крупных презентационных мероприятиях. Вспомните все эти яркие фразы, которые произносит со сцены новый менеджер, не говоря уже о классических шутках Жозе Моуриньо. Пресс-атташе всегда где-то на заднем плане, готовый предложить удачный заголовок.
Столь разнообразный характер работы, даже игнорирование незаконного ввоза обезьян, наверно добавляет этой профессии привлекательности.
«В любой день с вами может произойти как великое событие, так и какое-нибудь уморительное. Или что-нибудь между. Вы работаете и в офисе, и на тренировочной площадке. Никогда не знаешь, где окажешься в следующий момент».
«Некоторые из казалось бы стандартных вещей при работе с прессой, вызывают стресс. Я ложился спать, беспокоясь о предстоящих разговорах с журналистами, переживал не сболтнул ли я лишнего. Я всегда советую начинающим сотрудникам пресс-служб – никогда не лгите, если кто-то задает вам вопрос – отвечайте прямо, но не давайте информацию, о которой вас не спрашивают. История может быть неправильно истолкована» - делится один из пресс-атташе.
Когда в клубе происходит что-то негативное и это выходит наружу, на линии огня неизменно находится сотрудник пресс-службы. Они ищут ошибки в заголовках, в подписях к фотографиям. Игроки очень чувствительные существа, часто им не нравятся оценки, выставляемые разными СМИ. «Я помню как один игрок даже отказался общаться с прессой из за серии оценок», - рассказывает сотрудник пресс-службы.
«Люди читают газеты и думают, что понимают как работают СМИ. Постоянно задают вопросы: а почему вы не заставили их написать это? А почему вы не помешали им написать об этом? Такие вопросы можно услышать и от тренеров, и от игроков, и от руководства. И вы сносите все оскорбления, пытаясь объяснить, что все работает не так. Есть предел того, на что вы можете повлиять. Но все почему-то думают, что мы вышибаем дверь ногой к журналистам, запугиваем их, заставляя делать то, что мы хотим».
Был один сотрудник пресс-службы, который в шутку выдавал желтые карточки журналистам, которые, по его мнению, написали историю, слишком близкую к правде или наоборот в корне ошибочную. Большинство пресс-атташе не хотят банить журналистов. Один из них демонстративно отказался подчиниться настоянию менеджера исключить репортера из следующей пресс-конференции и вместо этого попросил журналиста сидеть спиной.
«Бан журналиста – это последнее, что следует делать, вы никогда не выиграете от этого. Фанаты будут думать, что вы ведете политику закрытых дверей, и не терпите критику. А у этого журналиста будет еще больше желания накопать грязи.»
Со стороны кажется, что пресс-атташе это своего рода тень главного тренера. Эта связь между рупором клуба и тренерским штабом должна быть прочной и часто это единство является подлинным. Бывали случаи, когда профессиональные отношения перерастали в дружеские и сотрудники пресс-службы следовали за конкретным менеджером из клуба в клуб, доказывая свою лояльность.
Лояльность часто проверяется на прочность. Ухудшились результаты на поле. Менеджер уволен. «Когда все рушится, неизбежно нарастает напряжение, повышается градус безумия. За эти годы у меня был один или два менеджера, которые так или иначе задавали вопрос: ты со мной или против меня? На что я отвечал – хех, ну, смотри, дружище, я получаю лишь малую часть вашей зарплаты, так что, как ни странно, я верен тому типу, который мне ее платит. Было много тренеров, которые были очень хорошими людьми и моменты расставания с ними были трудными. Были и те, кого мы были счастливы проводить».
Каждое новое назначение означает давление на пресс-атташе, независимо от его чувств к предыдущему тренеру. Отношения должны складываться быстро. Главный тренер клуба рассчитывает на то, что его вовремя проинформируют о вопросах, с которыми они могут столкнуться. Они не хотят удивляться, поэтому пресс-атташе нужно делать свою работу правильно.
Они могут попросить совета, как можно решить потенциально провокационный вопрос. Некоторым нужно больше напоминаний, чем другим. Как то один топ-менеджер внимательно слушал брифинг, но его помощник регулярно что-то шептал ему в ухо, в итоге менеджер подошел к началу пресс-конференции с этими словами помощника в голове и настроение пресс-атташе резко ухудшилось.
Другой менеджер Премьер-лиги, поработавший в двух топ-клубах, имел привычку отклоняться от курса, когда пресс-конференция была в самом разгаре, оставляя тем самым своего сотрудника практически беспомощным и отчаявшимся рядом с ним. Чем отчетливей брезжило истечение срока контракта, тем более этот менеджер забывал о таком понятии как сценарий и поддавался всплескам эмоций. Его последние брифинги были абсолютно непредсказуемыми, отношения с пресс-службой разрушились и не подлежали восстановлению.
Связь между тренером и пресс-секретарем должна быть крепкой. «Ведь вы первый, кого менеджер видит после игры. Он может быть в ярости. И тут ваш выход, вы должны следить за его настроением. Быть позитивным или поддержать его гнев перед выступлением с журналистами».
«Послематчевые слова очень важны. Вы очень тщательно подбираете слова. Я помню, как один коллега сказал тренеру после поражения: «пришло время держать ответ», на что тот впал в слепую ярость: «Никогда, б***ь, никогда не говори мне это снова». Другой отчитал меня перед всей командой за то, что я имел наглость перед началом матча на гигантском экране стадиона показать фрагменты предыдущей игры, которую мы проиграли. Любая мелочь может их спровоцировать, но последствия остаются».
«Многие менеджеры на самом деле ведут себя лучше после поражения, чем после победы, что очень занимательно. Когда они победили, их эго бежит впереди них и с ними труднее справиться. Если они проиграли, они нуждаются в друзьях. Когда поражение тяжелое – послематчевое путешествие от раздевалки до пресс-конференции может напомнить прогулку из ада, бесконечным блужданием по лабиринту из коридоров в недрах стадиона. Один как то выбил ногой дверь, которая нам мешала».
«Так вот, вы пытаетесь их успокоить в надежде, что они вас выслушают. На протяжении многих лет я работал с 10 менеджерами, некоторые были очень известны и я счастливчик. Я поладил почти со всеми. Однажды мне подарили открытку на день рождения с 100фунтами внутри. В другой раз я получил пару бутылок вина на Рождество. Но я слышал и ужасающие истории, когда сотрудники пресс-службы никак не контактировали со своим менеджером. Только Богу известно, как можно расслабиться, если ты постоянно в состоянии войны».
Бывают случаи, когда осажденные со всех сторон тренеры обращаются за поддержкой к своим пресс-секретарям.
Один игрок, с громким именем, поигравший в крупнейших клубах Англии и за сборную, встал у руля клуба из низшей лиги, поскольку стремился заявить о себе как о тренере. Однажды в середине недели в январе, вскоре после своего назначения он понял, что выставляет свою команду в местном Кубке графства. Это соревнование было совсем не приоритетным.
«Тем вечером был леденящий холод, шел мокрый дождь и мы собрали команду из игроков, которые обычно были запасными, у нас даже не было полной скамейки запасных. Когда я прибыл игроки проводили что-то вроде разминки на поле, напоминающем болото. Я отправился искать главного тренера. Я нашел его в раздевалке, уродливой маленькой комнатке. Он сидел там в полном одиночество и смотрел в никуда. Он повернулся ко мне и сказал: «Что черт возьми я делаю здесь, в этой дыре? Я играл за свою страну. Что случилось с моей карьерой?» Он был раздавлен и чуть не плакал. Затем мы проиграли этот матч 5 : 0».
Вот такими разными могут быть обязанности, которые никогда не указывались в первоначальной должностной инструкции.
Выручить в билетной кассе – это сущий пустяк. Один сотрудник пресс-службы обнаружил себя, закапывающим бетон в землю, когда клуб поспешил установить на стадионе платформу для прессы за 24 часа до их первого домашнего матча в Премьер-Лиге.
Крис Холл и Симпсон как то однажды получили задание искать «Скиттлз» во время предсезонной встречи в Шотландии.
«Мы были в Эдинбурге, и у одного из игроков был пакет с этими конфетами. А Золтан Гера, наш легионер из Венгрии их никогда раньше не видел. Он разыскал Симпсона, единственного сотрудника, у которого в этой поездке была машина и нам пришлось возить его по городу на все заправки, где он скупал все пакеты «Скиттлз», которые только у них были».
За время работы на Вест Бромвич, Холл заработал репутацию своего рода профи. Алекс Фергюссон однажды обратился к нему и потребовал, чтобы он перенастроил телевизор в своем офисе и «включил игру Реал Мадрид». Пресс-атташе гостей был слишком потрясен, чтобы указать на то, что вообще то он в клубном пиджаке соперника «Манчестер Юнайтед».
Затем было время уже после ухода ди Маттео, когда Вест Бромвич поддержал кампанию по борьбе с курением и нуждался в добровольце, который был надел костюм маскота и предстал в виде зловещей сигареты.
Джонатан Грининг, капитан клуба, также присутствовал на пресс-конференции и быстро понял, что диапазон движений в костюме очень мал. «Итак он толкнул меня и я скатился по склону. Я застрял и не мог двигаться. В итоге кому-то пришлось мне помогать подняться на ноги».
Возможно быть огромной сигаретой не очень почетно, но бывало и похуже. Менеджеры и игроки часто заставляют сотрудников пресс-службы ездить на выездные матчи на своих машинах, чтобы затем на этой машине самим вернуться домой отдельно от команды. Пресс-секретарь в таком случае отправлялся на поезд.
В безденежных клубах некоторых сотрудников пресс-службы даже просят самих раскошелиться, чтобы избежать ненужных накладок. Один главный тренер Чемпионшипа однажды попросил секретаря клуба организовать перелет для потенциального новичка команды, но онлайн покупка билета на самолет была отклонена из-за нехватки средств на корпоративной карте клуба. Секретарю пришлось оплатить рейс своей личной картой и затем ждать, когда придет выписка из банка, чтобы можно было подать заявление на компенсацию. Его поступок не был оценен и уже через несколько дней клуб попросить атташе оплатить такси для поездки в аэропорт. Выяснилось, что и кредит в фирме такси тоже превышен, секретарю пришлось заплатить водителю наличными. Деньги ему вернули через девять месяцев.
В Лиге 1 один пресс-секретарь работал над обновлением сайта клуба, когда вошел брат нападающего победителя Чемпионата Мира. Игрок только подписал контракт и жил в местной гостинице. Он положил сумку Tesco на стол и на ломаном английском попросил вымыть ее содержимое.
«Я заглянул в сумку, в ней было полно грязного нижнего женского белья. Я потерял дар речи. Затем я выяснил, что это были вещи его девушки, которая жила с ним, но по какой-то причине она не хотела стирать свое белье в отеле. Я попытался объяснить, что это не входит в мои обязанности. Я попробовал делегировать эту задачу ответственному за экипировку. Естественно, тот отказал в довольно грубой форме. Тогда игрок просто оставил эту сумку в коридоре. Она пробыла там три дня, пока кто то наконец не выбросил ее в мусорное ведро».
У большинства пресс-секретарей есть истории о том, как они разнимали дерущихся менеджеров и журналистов или игроков. Один инцидент произошел, когда товарищи по команде поссорились из за содержания сахара в свежевыжатом апельсиновом соке. Как то игрок был настолько подавлен из за клубного запрета на алкоголь, что ждал за тренировочным полем с кирпичем в руках, чтобы приложить им капитана команды. К счастью, эта история была пресечена в зародыше, что тоже входило в компетенцию пресс-службы.
Как и восстановление отношений между одним главным тренером и местной службой ВВС после особенно нервной игры в середине недели.
«Съемочная группа из Beeb спустилась на тренировочную площадку, чтобы спросить, что произошло после матча накануне вечером. Я пытался им объяснить, что там ничего интересного, но они все равно заявились. А происходило на самом деле вот что: главный тренер, пытаясь как-то отвлечься, управлял трактором и стриг траву на поле. В этот момент и появились репортер с оператором и спросили его комментариев. В ответ тот не придумал ничего лучше, как направить машину прямо на них. Хоть они и отделались легким испугом, мне пришлось разгребать последствия.»
«Честно говоря, я до сих пор скучаю по тем дням, когда в 15.00 в субботу можно было оставить в стороне все эти вещи, всю ерунду и просто смотреть футбол. Игры – это блестящее завершение этих недель и время получить удовольствие от работы. Да, эта работа непредсказуема. Да, каждый день возникают новые проблемы. Но участвовать, быть частью всего этого безумия – это привилегия.
Ну, может за исключением случая с обезьяной.
Оригинал статьи
https://theathletic.com/2177525/2020/11/09/football-press-officer/
Эта и другие истории также на моем канале в тележеньке: