7 мин.

Сыграть в Неаполе и выжить – испытание. Вспоминаем, как там удалялся Зобнин, и ждем дебюта Миранчука (в день рождения!)

«В момент все ушло. Как в кому попал».

Алексей Миранчук последний раз выходил на поле еще в августе – чтобы попрощаться с фанатами «Локомотива». А не играл вообще почти два месяца – с 23 августа, когда отдал голевую передачу в матче со «Спартаком». 

Наконец камбэк: «Аталанта» включила Алексея в заявку на матч с «Наполи». Джан Пьеро Гасперини рад, что Миранчук восстановился за перерыв на матчи сборных и готов помочь своим. 17 октября Алексею (как и брату Антону) как раз исполняется 25 лет – отличный день для дебюта.

Он стал бы еще громче, будь стадион «Наполи» как следует заполнен. На старте Серии А начали запускать зрителей (не больше тысячи), но в Неаполе тяжелая ситуация с ковидом: меры предосторожности соблюдают плохо, в регионе растут заражения, уже закрыты школы. С футболом все довольно запутано: неаполитанский комиссар по спорту объявлял, что «Наполи» и «Аталанта» сыграют без зрителей, но, похоже, допуск все же откроют.

В обычное время 60-тысячник «Сан-Паоло» – не только одно из самых древних, но и одно из самых шумных мест футбольной Италии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть любое выступление культового диктора Даниэле «Децибела» Беллини – он заводит целый стадион, объявляет авторов голов и ставит музыку на стадионе (часто по просьбе игроков).

– Все игроки невероятно счастливы играть именно на «Сан-Паоло», – рассказывал Беллини Sports.ru – Слышать свое имя, которое повторяют десятки тысяч болельщиков с трибун – это просто невероятно. Это сильнейшая мотивация для каждого игрока – даже Игуаин, пришедший к нам из «Реала», был очень впечатлен! Перед каждым матчем игроки, выходя на поле, жмут мне руку – так сказать, на удачу.

Гораздо тяжелее на поле соперникам «Наполи». Как именно, мне рассказывал партнер Миранчука по сборной России Роман Зобнин. Миранчук к своим 25 годам уже успел сыграть в Италии и даже забить, а Зобнин приезжал в Неаполь 21-летним – на первый матч 1/8 финала Лиги Европы-2014/15. На прошлой стадии «Динамо» устранило «Андерлехт», в группе – ПСВ, а Станислав Черчесов располагал составом из Вальбуэна, Джуджака, Жиркова, Кокорина и других звезд.

«Игру с «Наполи» Юсупов пропускал из-за дисквалификации, – вспоминает в разговоре со Sports.ru Константин Алексеев, бывший пресс-атташе «Динамо» (сейчас зам шефа отдела футбола «Спорт-Экспресса»). – Примерно тогда же решался переход Артура в «Зенит», плюс прямо в день матча Денисов сказал, что не сыграет из-за травмы, хотя тренировался накануне. Оставался единственный вариант – Зобнин. Это не прямо дебют, место в старте ему доверял еще Петреску – но матчей такого уровня он еще не проводил».

«Я вообще ничего не знал, на предыгровой тренировке все были здоровы, – признавался Зобнин. – Проходит день, и на полднике все на меня смотрят: «Ну чего, давай, ты играешь». Ничего не понимаю. Тут Габулов подходит: «Все хорошо, мы тебя поддержим».

Когда вышел, даже испугаться не успел. Как еще один дебют для меня мой, все заново — я ведь до той игры долго не выходил.

Мне 20 лет, игра на таком высоком уровне, я никого не слушал и не слышал, своими силами старался преодолеть все. За два часа до матча у себя в голове распланировал, что делать. Старался четко оценивать ситуацию: до приема мяча у меня должен был быть вариант, кому отдать. Если смотрю на Черчесова, то жду от него подсказки: где-то выше сыграть, где-то ниже».

«На стадионе было немало наших. Шли на стадион, никого не трогая, а на одиночек [фанаты «Наполи»] бросались группами, давали тумаков. Типичная атмосфера южной Италии, первобытно-общинная, – описывает вечер в Неаполе Алексеев. – Стадион поразил еще за полтора час до матча, когда только приехали на него. Обычно в это время он везде пустой, а тут болельщики уже прилично заполнили фанатский сектор и встретили [«Динамо»] мощным свистом. И это еще примерно за час до начала разминки».

«Сан-Паоло» тогда посетили только 17 700 зрителей – даже не треть по вместимости «Сан-Паоло». Но у Зобнина возникало ощущение аншлага – матч с «Наполи» он называл своим чемпионатом мира. «Выхожу на поле, смотрю по сторонам — мурашки по коже. Может, не биток, но арена большая, тысяч 40-50 орут. В горле все стоит, впечатления на всю жизнь. Матч начинается, оглядываюсь: впереди у «Наполи» Игуаин, на фланге — Мертенс, в центре — Де Гузман. На тот момент их уровень казался космическим».

В этой атмосфере Зобнин провел чуть больше тайма – на нервах заработал удаление. Первая желтая прилетела после гола Игуина (уже второго), а красная – на 47-й. Вдесятером «Динамо» пропустило еще (хет-трик Игуаина).

«Первую желтую карточку я вообще не увидел. Сфолил, отвернулся, бегу к своим воротам, судья мне в спину показывает желтую. На второй тайм выходил, не зная о первой карточке, серьезно. Когда прыгнул, показалось, что сыграл в мяч, хоть на повторах видно, что это чистая карточка, очень грубо. Подбегает судья с красной – как так, почему? Удаляют меня – и в один момент все ушло. Иду с поля вообще без эмоций, ничего не понимаю – как в кому попал. 

Захожу в раздевалку и даже о красной этой не думаю, пусто в голове. Весь тайм так и просидел, матч не досматривал».

После «Наполи» Зобнину советовали не заходить на неофициальные сайты «Динамо» и группы во «Вконтакте» – Роман все равно читал хейт. «После удаления на Рому все обрушились. А сыграл-то он здорово: на фоне Игуаина и других звезд был хорош, – считает Алексеев. – Перед следующим матчем со «Спартаком» я разговаривал с ним, спросил: «Как ты, нормально?» Заверил, что да, пережил». 

Зобнина поддержал Черчесов, когда-то и сам игравший на «Сан-Паоло» – в Кубке чемпионов, в составе «Спартак» (и отстоял насухо – 0:0). «Черчесов подошел: «Не переживай, бывает. Главное – забыть поскорее. Ты сыграл хорошо, все у тебя получится». Ни разу за то удаление он не ругал, – говорил Роман. – А уже на следующем матче со «Спартаком» снова меня выпустил. Это самое важное в футболе: увидеть, как тебе доверяют».

Гид для Миранчука по Бергамо: рестораны в монастыре и на холме, электросамокаты (на них гоняет Папу Гомес), город – как музей

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Владимир Федоренко, Константин Твердовский; twitter.com/atalanta_bc; Gettyimages.ru/Maurizio Lagana, Francesco Pecoraro, Giuseppe Bellini