СПАРТАКОВЦЫ
Не стало Василия Кулькова…
В августе прошлого года от приятеля пришло сообщение: «у Кулькова серьезные проблемы со здоровьем». И номер банковской карты его жены.
Для меня лично Василий играл в той самой команде, которую (быть может, кто-то и улыбнется этому) я считаю народной. И по-настоящему спартаковской. По самой игре и атмосфере, настроению и эмоциям, которые она дарила. По людям, которые, как это ни банально сейчас звучит, давали футболу куда больше, чем брали от него.
Василий играл в футбол с удовольствием. Это было видно даже по его лицу. Казалось, он всегда был на позитиве. Чистый и открытый взгляд, лучистые глаза. Он полностью выкладывался в игре. Думаю, что это было заложено в нем еще с детства. Когда закладывается характер. И занятия под руководством Романцева, у которого он играл в «Красной Пресне», «Спартаке» из Орджоникидзе, московском «Спартаке» довели это до совершенства. Удивительным образом распорядилась судьба: Кульков играл за три сборные (СССР, СНГ и России), но в крупных турнирах так и не сыграл. Травмы и характер были тому главными причинами.
Василий играл в Португалии (успешно) и Англии (где, как говорится, не срослось), а после возвращения в Россию провел полтора сезона в «Зените», а потом сыграл несколько матчей за «Крылья Советов». Но больше всего я запомнил его по играм за «Спартак». Пожалуй, не случайно, но свои последние годы в футболе он провел как тренер молодежной команды именно «Спартака». Люди, которые с ним общались, говорят, что Кулькова тянуло в «Спартак».
Уходит поколение. Андрей Иванов, Михаил Русяев, Илья Цымбаларь, Федор Черенков. Им бы еще жить и жить. В футболе или вне его. У первых двух просто чудовищный жизненный сценарий после футбола, хотя причины тому разные. В этой связи можно вспомнить еще и Юрия Суслопарова. При всем том, что спартаковцем его можно назвать с определенной долей условности. Уходит футбол, который я вспоминаю спустя много лет.
Ушел Василий Кульков. Игрок-универсал. Кажется странным, что он (как и Цымбаларь) так и не получил звание ЗМС. Особенно, если перенестись во времени и оказаться в 2018 году. Впрочем, не думаю, что он сильно переживал по этому поводу. По большому счету у Кулькова было то, что нельзя измерить титулами и наградами: уважение и признательность людей, для которых он честно делал свое дело – играл в футбол, оставаясь тружеником на поле и скромным человеком за его пределами. Именно таким я запомню спартаковскую «3».
Спасибо, Василий!