13 мин.

Многочисленные сожаления Фернандо Торреса

Если и есть поворотный момент в карьере Фернандо Торреса, то, посмотрев документальный фильм об игроке от Amazon Prime, становится ясно, что это не переход из "Ливерпуля" в "Челси" в январе 2011 года. Его карьера изменилась за 10 месяцев до этого, когда он прыгнул за верховым мячом в матче против "Бенфики" на "Энфилде", упал и почувствовал неприятное ощущение в колене - "что-то щелкнуло, вышло из строя".

Это был год Чемпионата мира, на котором испанцы считались фаворитами. До турнира оставалось два месяца, но Торрес не думал об этом во время ответного матча четвертьфинала Лиги Европы, ведь "Ливерпуль" проигрывал после первой игры в Лиссабоне. Он остался на поле, забив два мяча, что помогло команде Рафы Бенитеса пройти дальше. "Я продолжил играть, потому что мог".

Но спустя полчаса после финального свистка он запаниковал. Колено распухло ещё больше. Когда обследование не дало никаких результатов, Торресу организовали прием у всемирно известного хирурга Рамона Кугата в Барселоне, но его пришлось перенести из-за извержения вулкана в Исландии, которое привело к отмене рейсов в Европе.

Торрес решил, что все равно поедет.  Неясно, нанял ли он шофера для поездки длиной почти в 2000 километров, которая заняла почти весь уикенд; ночь с субботы на воскресенье он провел в отеле в окрестностях Парижа. Очевидно, это путешествие вряд ли принесло пользу его ноге, но с ним хотя бы была жена. Торрес собирался ехать один, но беременная жена Олалья настояла, что поедет с ним и с десятимесячной дочерью Норой

Торрес был вымотан, когда наконец добрался до клиники Кугата поздним воскресным вечером, но уже спустя три часа операция была завершена. Торрес сказал Кугату: "Если потребуется удалить мениск, сделайте это. Неважно какой ценой, но я должен играть на Чемпионате мира, я уверен, что Испания может победить".

Торрес пропустил остаток клубного сезона, а "Ливерпуль" закончил борьбу в Лиге Европы на стадии полуфинала, проиграв его старой команде и первой любви "Атлетико" Мадрид. Но что ещё более важно для клуба, у которого возникли проблемы с финансами, "Ливерпуль" закончил сезон в Премьер-лиге на седьмом месте, а следовательно не попал в Лигу Чемпионов впервые за семь сезонов (он оказался в Лиге Европы в сезоне 2009-2019, потому что финишировал третьим в группе Лиги Чемпионов).

В то время Торреса обвинили в том, что он поставил сборную Испании на первое место, но он настаивает на том, что у него не было выбора - для игры за "Ливерпуль" ему все равно бы потребовалась операция. К середине апреля Торрес полностью сосредоточился на Чемпионате мира. Покинув клинику Кугата в полночь, уже в восемь утра он начал реабилитацию. Висенте дель Боске, главный тренер сборной Испании, разработал план тренировок, направленный на возвращение Торреса к играм на вылет в ЮАР, и игрок согласился, что это "отличная" идея, потому что его "целью было быть готовым к финалу".

Но когда Испания проиграла Швейцарии в первом матче, дель Боске пришлось передумать. Следующий матч против Гондураса Торрес начал в стартовом составе и сыграл семьдесят минут. В последней игре против Чили для выхода из группы требовалась победа, и Торрес снова играл в старте. Матч закончился победой 2:1. Но у этого 55-минутного появления были последствия - следующим утром Торресу откачивали жидкость из колена.

Торрес смирился с тем, что ему придется играть через боль. Против Португалии и Парагвая он смог провести на поле меньше часа, а в полуфинале против Германии дель Боске выпустил его только в самом конце.

Он также вышел со скамейки, приняв участие в атаке, завершившейся победным голом Андреса Иньесты, в дополнительное время в финале против Нидерландов, но ему пришлось покинуть поле из-за травмы за секунды до конца игры. Когда прозвучал финальный свисток, и Испания стала чемпионом мира впервые в своей истории, Торрес в раздевалке плакал не от радости, а от разочарования. 

Врач команды убедил его вернуться на поле и присоединиться к празднованию, но тяжело смотреть кадры, на которых Торрес заставляет себя радоваться. Позже обследование показало микронадрыв мышцы бедра, но даже десятилетие спустя советник игрока Антонио Санс считает, что травма была лишь в его голове, потому что он "видел, что не может выкладываться на полную и это было ошеломляюще. Это была эмоциональная мышца".

"Я не так представлял себе момент, когда стану чемпионом мира", - размышляет Торрес. Впервые в жизни он начал сомневаться, что тяжёлая работа ведёт к успеху. "Стоило ли жертвовать всем ради единственного момента". Он скорее слушал свое сердце, а не разум, чтобы оказаться там, где он хочет.

До 26 лет Торрес чувствовал, что способен достичь всего, но стремление во чтобы то ни стало набрать форму к Чемпионату мира 2010 изменило его мышление. "Оглядываясь назад, возможно, это было не самое умное решение",- говорит игрок, который покинул "Энфилд" и переехал на "Стэмфорд Бридж" шесть месяцев спустя после того финала.

***

Торрес не говорит этого вслух, но ты начинаешь понимать, что вершина его карьеры - лето 2008 года, когда он забил гол, обеспечивший сборной Испании титул чемпионов Европы впервые за 44 года.

В то время Торрес считался очень важной фигурой в "Ливерпуле" и сборной. Его уважали и любили. Он не был  сверхуспешным, и из-за этого люди больше желали ему удачи, чем неудачи. Четыре года спустя он во второй раз стал чемпионом Европы со сборной Испании, но его репутация кардинально изменилась.

Хотя Торрес и стал более успешным, он перестал быть таким важным игроком для клуба и сборной. Фанаты “Ливерпуля” осыпали его проклятиями, когда он перешёл в "Челси" в начале 2011 года, но, когда он не забил гол в пустые ворота в игре на выезде против "Манчестер Юнайтед", удовлетворение чувствовали не только в Мерсисайде.

"Челси" потратил рекордную сумму в Британии на поврежденный товар.

В “Ливерпуле” Торрес стал еще одной жертвой хаоса. Он пропустил 14 игр в чемпионате - в основном из-за травм - в сезоне 2008-2009, в котором “Ливерпуль” финишировал вторым, что стало чудом, учитывая творившееся вне поля. 

В следующем сезоне Премьер-лиги он пропустил 16 игр. Всё из-за небольших  краткосрочных повреждений. Ограничения, наложенные на “Ливерпуль", и зависимость клуба от него заставляли Торреса возвращаться на поле слишком быстро. 

Он не мог также сильно выкладываться на тренировках, как делал это раньше, и некоторым  партнерам по команде казалось, что он потерял интерес. Он все еще забивал, но его игра в целом страдала. Он не очень хотел ускоряться, опасаясь снова потянуть мышцу, так что он научился приспосабливаться. Некоторым болельщикам казалось, что он больше не хочет играть в клубе. 

В документальном фильме Торрес рассказывает, что на встрече в клубе ему обещали, что команду ждет усиление. Он говорит, что тем же летом были проданы Хаби Алонсо и Хавьер Маскерано - на самом же деле, Алонсо ушел в 2009 году, а Маскерано - год спустя, что говорит о том, что Торрес либо стер сезон 2009-2010 из памяти, либо в тот момент он уже не думал о “Ливерпуле”. Справедливости ради, Маскерано четко давал понять, что хотел уйти в 2008 году.

Торрес хотел перейти в “Челси”, потому что думал этот переход приведет его “ближе к тому, чего я хочу”. После второй смены тренера в “Ливерпуле” за три с половиной года, он почувствовал, что клуб утратил преемственность - никто вне поля на уровне принятия решений “не заботился о “Ливерпуле”, болельщиках или игроках.”

Торрес думал, что клубу потребуется время, чтобы вернуться, уверенный в том, что команда значительно сдала. Его травмы заставили его торопиться - он понял, что его тело не будет ждать вечно, пока он реализует свои спортивные амбиции. 

За три с половиной сезона на “Энфилде”, куда он прибыл, как самое дорогое приобретение в истории клуба, его 81 гол не помог выиграть трофеи. 

Дамьен Комолли, назначенный директором в ноябре 2010 года, вызывал особую неприязнь, ведь именно он предположительно сказал Торресу, что деньги, полученные от его продажи, повысят возможности “Ливерпуля” на трансферном рынке. Торрес хотел выиграть медали, но никто в “Ливерпуле” не мог убедить его в том, что его желание скоро исполнится. Кроме того, его отъезд рассматривался как потенциально важная часть новой программы перестройки. 

Возможно, Торрес звучит наивно. “Они как будто всадили мне нож в спину”, - говорит он, намекая на то, как его приватные переговоры с клубом выставили в прессе, где не было написано ни слова о том, что Торрес не единственный, кто хотел расставания. Пять лет спустя во время продолжительной битвы между бывшим владельцем Mill Financial Джорджем Джиллетом и Королевским банком Шотландии в нью-йоркском зале суда было озвучено, что Fenway Sports Group считали что Торрес и Пепе Рейна “возможно, уже прошли свой пик в карьере”. После этого можно понять, почему он чувствовал, что его предал, и потребовал трансфер.

На “Челси” пришелся самый успешный период в карьере Торреса - победа в Кубке Англии, Лиге Чемпионов и Лиге Европы, но он говорит, что это и самый несчастливый период.  У него закрадывались сомнения по поводу физических возможностей и даже способностей. Он испытывал страх, “чувство, которое я раньше никогда не испытывал”. Хотя он и вспоминает гол “Барселоне”, который позволил Челси пройти дальше на пути к первой победе в Лиге Чемпионов, как что-то выдающееся, но забывает добавить, что даже без его усилий в добавленное время и ничью 2:2, “Челси” бы скорее всего прошел дальше из-за забитых мячей на выезде. 

В “Атлетико” и “Ливерпуле” он чувствовал себя как дома. Но в “Челси” он был просто еще одним игроком без определенной роли в иерархии раздевалки.

“Я не знал как заработать такую роль, и никто не создали ее для меня”, - говорит он. 

***

Документальный фильм “Фернандо Торрес: Последний символ” в основном рассчитан на испанский рынок, где игрока все еще называют “El Nino” (“Ребенок”), хотя ему уже 36 лет, и он закончил играть. Интересно услышать, что об этом думает Диего Симеоне, чья личность так тесно связана с “Атлетико”. В фильме раскрывается конфликт между тренером и игроком.  

Симеоне стоял за возвращением Торреса в “Атлетико” из “Милана” в 2016 году. Игрок перешел в японский клуб “Саган Тосу” в 2018 году, но, кажется, что аргентинец отпустил бы Торреса раньше, если бы не вмешался президент клуба, организовавший встречу после того, как Симеоне довольно резко заявил, что Торрес не получит предложение о новом контракте. 

Торрес идеализировал Симеоне, когда был ребенком, но стал капитаном раньше него, когда они вместе играли с 2003 по 2005 годы. Ответственность и настроение к тому времени, как Торрес переехал в Японию, сильно изменились. Торрес считал, что Симеоне не хватает эмпатии и навыков общения. “Ты мог общаться с ним только через упорную работу”, - говорит он. 

Кажется, в фильме Торрес многого не договаривает… чего не скажешь о его советнике. Санс практически выплевывает имя Симеоне, когда рассказывает о том, что пошло не так. Торрес готов был принять то, что оставался в запасе в некоторых матчах, но Симеоне иногда оставлял его не просто вне игры, а вне команды. По словам нападающего, без всяких объяснений. Симеоне, принявший участие в съемках, рассказывает, что они с Торресом провели “очень искренний” разговор в присутствии главного исполнительного директора “Атлетико” Мигеля Анхеля Хиль Марины, что помогло ситуации, но Торрес не разделяет это мнение. 

Он покинул “Атлетико” несколько месяцев спустя в статусе двукратного победителя Лиги Европы и, забив два гола в последнем матче в Ла Лиге - спустя 17 лет после первого гола, забитого им в 17 лет. Этот промежуток времени доказывает, что Торрес провел столько же времени в других клубах, сколько и в “Атлетико”. Вне Мадрида, он символизировал что-то в каждом клубе, за который играл, но не обязательно что-то позитивное (на что намекает название фильма).

Торрес удовлетворен своим статусом в "Атлетико", но его история в клубе - это история разочарования и печали. Это повторяющийся мотив. Он подумывал о том, чтобы закончить с футболом в 2016 году, но только если бы “Атлетико” победил “Реал” в финале Лиги Чемпионов. Этот матч он считает самым важным в карьере, предавая забвению все, что было достигнуто со сборной Испании. “Атлетико” проиграл в серии пенальти. Кроме того, ему остаётся только догадываться, что чувствуешь при выигрыше Ла Лиги - праздник, организованный Симеоне двумя годами ранее. В то самое время, когда из-за Жозе Моуриньо Торрес чувствовал себя ненужным в “Челси”.

Торрес - серьезный, скромный интроверт, но он всегда осознавал свой талант и ценность. Критики могут прийти к выводу, что он обделен харизмой. Это было бы понятно, если бы его личные качества пострадали в результате взлета, такого раннего и стремительного, что естественное развитие было бы немыслимо для любого тинейджера в такой ситуации. Когда он пришел в первую команду, “Атлетико” играл в Сегунде. И Торрес стал не только символом надежды, но и собственностью людей. Его опыт был невероятным, но в то же время довольно ограниченным.

То же самое можно сказать о Майкле Оуэне, хотя он, кажется, никогда не мог понять, почему фанаты “Ливерпуля” были против его перехода в “Манчестер Юнайтед”. Торрес же, кажется, ценит то из-за чего его имя в Мерсисайде (в некоторых районах) все еще вызывает отличную от Мадрида реакцию.

В Испании он бы никогда не перешёл в “Реал” Мадрид, несмотря на попытки разных президентов клуба. В Англии он бы никогда не перешёл в “Юнайтед”. Сейчас он понимает, что в 2011 году было не так много клубов, в которые он мог перейти и которые могли его себе позволить, но для его репутации было бы лучше, если бы он переехал в другую страну.

Перед выпуском фильма Amazon собрал онлайн пресс-конференцию с Торресом на стадионе “Атлетико” “Ванда Метрополитано”, на которой игрока спросили, что он символизирует вдали от любимого клуба. Он описал свои отношения с Ливерпулем как короткие, но насыщенные, объяснив это тем, что при таком окончании остается чувство отверженности и ярости.  

Он верит в то, что сейчас фанаты “Ливерпуля” лучше понимают причины, по которым он решил покинуть клуб, и признается, что отношение болельщиков "ранило", но только "потому что я не мог перестать их любить." Если бы он сам был болельщиком, и клуб выставил его уход, как единоличное решение, "я был бы очень зол". Но Торрес подчеркивает: "Моя привязанность к “Ливерпулю” остаётся, даже если они никогда меня не простят."

В Мадриде интересуются, вернётся ли он однажды в Атлетико в качестве президента - или даже в качестве замены Симеоне - хотя он настаивает: "Пройдут годы, прежде чем я буду готов и обучен."

В первый раз в своей взрослой карьере кажется, что он никуда не спешит, а ведь спешка подорвала его рост как футболиста - он постоянно гнался за успехом только для того, чтобы понять, что это не приносит удовлетворение. 

“Всю карьеру я думал, что когда уйду из футбола и спустя годы буду оглядываться назад, я буду вспоминать трофеи, - говорит он. - Я не понимал, насколько я был не прав”.

 Источник: https://theathletic.com/2065004/2020/09/17/fernando-torres-liverpool-chelsea-regrets-simeone/