Почему во Франции нет ни одного настоящего дерби? Оказывается, из-за немецкой оккупации
Исторический экскурс, который все объяснит.
«Один город – одна команда» – под таким девизом уже много лет проходят матчи Лиги 1. Во Франции дерби гораздо чаще называют встречи клубов из одного региона: например, противостояние «Сент-Этьена» и «Лиона» (между городами почти 60 километров). Такая характерная для французского футбола особенность не случайна: в годы Второй мировой коллаборационистский режим Франции начал избавляться от дерби. При сотрудничавшем с нацистами Филиппе Петене боролись с профессиональным спортом, меняли правила игры и сокращали число клубов.
***
Сезон-1989/1990 парижский «Расинг» провел плохо. Несмотря на выход в финал Кубка, в чемпионате команда заняла предпоследнее место. Из-за финансовых проблем «Расинг» провалился в третью лигу и больше не возвращался. Рядовое на первый взгляд событие – нечто большее, чем просто вылет клуба. Вот уже 30 лет во Франции нет ни одного дерби в традиционном понимании: в Лиге 1 команды из одного города не встречаются.
В последнем парижском дерби в истории Лиги 1 «Расинг» победил 2:1
Матчи «Расинга» и ПСЖ конца 80-х годов – тоже скорее исключение. Во Франции клубы равномерно распределены по всей территории страны, а ярко выраженного футбольного центра, где базируются самые сильные команды, попросту нет. Эта ситуация создана искусственно, и она связана с приходом к власти маршала Петена.
Еще до падения Франции в 1940 году спортивная жизнь в стране была заморожена. Кубок-1939/40 был единственным большим футбольным соревнованием, которое состоялось в том сезоне. Хотя сам трофей остался тем же, турнир переименовали в Кубок Шарля Симона – в честь погибшего в 1915 году главы спортивной федерации Франции. Финал прошел в Париже 5 мая. Для контекста: уже 10-го числа немецкие войска вторглись в Бельгию и Голландию, а еще через несколько дней уже были во Франции.
Третья республика сопротивлялась немецкой агрессии всего полтора месяца. Уже в мае последовал разгром в пограничных боях сил союзников и эвакуация британских частей. В июне – вступление вермахта в Париж и второе Компьенское перемирие. Соглашение предполагало разделение страны: север оккупировала Германия, восток присоединили к рейху, а на юге образовалось Французское государство (его еще принято называть режимом Виши – по месту фактической столицы).
22 июня 1940 года – Компьенское перемирие
С крушением Третьей республики был расформирован чемпионат, на севере и юге проходили два отдельных турнира, которые сегодня не принято считать за официальные соревнования. Единственным турниром, который объединял клубы из разных частей страны, оставался Кубок Франции – он по-прежнему носил имя Шарля Симона. Состав участников в розыгрыше-1940/1941 был относительно скромным – всего 236 команд (это меньше, чем в начале 1920-х). Турнир проходил по географическому принципу: лучшая команда юга встречалась с сильнейшим клубом севера. В течение нескольких лет вся футбольная жизнь страны умещалась в Кубке Шарля Симона.
Генеральным комиссаром по делам спорта в подконтрольной Петену Франции стал теннисист Жан Боротра по прозвищу Мушкетер. На его счету четыре победы на турнирах Большого шлема в одиночном разряде (два Уимблдона, по разу – открытые чемпионаты Франции и Австралии) и еще девять – в парном. В свободное от тенниса время Жан отучился на юриста в Сорбонне, торговал оборудованием для нефтянки, а позже вступил в партию. Перед войной Боротра открыто симпатизировал консерваторам и присоединился к Социальной партии, которая выступала под девизом «Без фашизма и коммунизма». С началом Второй мировой Жана призвали в армию, но во время блицкрига под Дижоном его взяли в плен. Еще до капитуляции Франции бывший теннисист сбежал, а к концу 1940 года уже сотрудничал с режимом Виши. Авторитет и известность позволили ему занять далеко не последний пост в стране.
Жан Боротра продержался на посту Верховного спортивного комиссара до ареста в 1942 году
Сложно говорить о том, насколько самостоятельной фигурой был Верховный спортивный комиссар – вероятно, лишь проводником идей руководителей Французского государства. Но всего за несколько месяцев футбол стал существенно меняться. При Боротре пересмотрели правила: теперь матчи длились всего 80 минут. Еще осенью 1940 года все клубы (и не только футбольные) автоматически стали любительскими. Режим Виши стремился улучшить здоровье нации, спортом должны были заниматься все – и не потому что за это платят. Позже преемник Жана, бывший регбист Жозеф Паскот, будет называть профессиональных футболистов «бездельниками, проводящими время в кафе и на танцах».
С 1940 года ужесточались требования к клубам. Вопреки протестам президента футбольной федерации Жюля Риме в Кубке появился лимит на профессионалов – не меньше четырех любителей в составе.
В том числе из-за этого правила от некогда четвертьфиналистов чемпионата мира почти ничего не осталось. В марте 1942 года сборная Франции провела два товарищеских матча: дома против Швейцарии и в гостях против Испании. В Севилью отправились только четыре игрока из довоенного состава сборной. Обе встречи французы проиграли.
Главное изменение таило политическую и идеологическую подоплеки. Вместе с роспуском профессиональной лиги началось объединение команд из одного города.
После объединения с клубом портовых пожарных «Бордо» выиграл Кубок Франции
Режим Виши посчитал: следует снизить градус агрессии в обществе и превратить футбол в силу, которая сплотит нацию, поэтому любые конфликты между болельщиками неприемлемы. Реформа касалась не только южной части Франции, но и оккупированных немцами территорий. Германия тоже была заинтересована в снижении напряженности.
Что-то похожее происходило еще в 1920-е годы в Италии. Там после прихода к власти Муссолини команды укрупняли за счет других. Самый известный пример – «Рома», которая была сформирована на базе трех клубов. Такая футбольная консолидация породила главное противостояние Рима: считается, что «Лацио» отказался присоединяться, из-за чего и возникли противоречия.
Во Франции желание сплотить нацию совпало с экономическими проблемами. Клубы лишились профессионального статуса и были фактически национализированы. Но финансировать их тоже было необходимо, поэтому насильное слияние помогло оптимизировать бюджет.
В числе тех команд, которые исчезли в ходе реформ, был «Фив» из Лилля. До войны клуб брал серебро чемпионата Франции, а в 1941-м дошел до финала Кубка. Главным соперником «Фив» считался местный «Олимпик», но в итоге на базе двух команд образовался существующий до сих пор футбольный клуб «Лилль».
До войны дерби Лилля было одним из важнейших во французском футболе
Нечто похожее произошло с «Сошо» и «Валентине». Вопреки давнему соперничеству команд в 1942 году был основан новый клуб. В свое время «Сошо» появился при посредничестве компании «Пежо», которая в конце 1920-х стремилась создать альтернативу более старому и относительно успешному «Валентине». Противоречия между клубами были настолько сильными, что объединенная команда распалась уже к концу войны.
Логотип «Бордо» еще долго напоминал о слиянии двух команд Аквитании. В клубную структуру влился «Порт», где играли футболисты-любители из числа пожарных, работавших в доках. В честь этого события на эмблему «Бордо» поместили якорь. Морские атрибуты в символике клуба исчезли только в 1970-х.
Старый и новый логотип «Бордо»
Даже с окончанием Второй мировой тенденции сохранились, хотя опасения за целостность общества отошли на второй план. Куда важнее была выживаемость клубов: в 1945-м объединить силы пришлось трем командам из города Рубе – «Эксельсиору», «Рубе» и «Туркуэну».
В 1948 году на два сезона объединились парижские команды «Ред Стар» и «Стад Франсе». В 1950-м появился гренобльский клуб «Норкап», куда вошли «Нордэст» и «Капуш». И даже ПСЖ – тоже результат слияния, пусть и более позднего: в 1970 году «Париж» объединился с командой «Сен-Жермен».
Укрупнение клубов лишило французский футбол важной составляющей – с тех пор в местной лиге практически нет дерби. Возможно, это сильно повлияло на восприятие лиги, которую считают не очень зрелищной.
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: archivesparisfootball, wikimedia, archyworldys, girondins4ever
А Гитлер, стесняюсь спросить, был главой чего: Германии или рейха?
А во Франции не так давно было корсиканское дерби Аяччо-Бастия. Там тоже было весело даже несмотря на то, что это по сути игра аутсайдеров была
Добавлю, что слияние Парижа и Сен-Жермена произошло вследствие того, что в то время в столице Франции фактически не было клуба высшего дивизиона. Местный Ред Стар был на грани коллапса, но в Париже сохранялся высокий интерес к футболу.
В результате с участием мэрии был создан ФК Париж. Но федерация не согласилась просто допустить его в высшую лигу, а начинать с пятого дивизиона не хотелось. Пришлось объединяться с Сен-Жерменом из второй лиги. Правда, пока не достроили Парк де Пренс, пришлось играть фактически за пределами Парижа, Сен-Жермен это предместье.
Хм, что-то мне это напоминает...