Пора признать, мат – язык футбола. Помогает адаптироваться, переносить боль, а в ЦСКА равносилен приказу
Феномен ненормативной лексики.
От редакции: в комментариях вы спрашиваете, почему же тогда за мат банят на Sports.ru. Ответ простой: мы подчиняемся законам РФ (Роскомнадзор запрещает нецензурные слова в медиа), но при этом не приветствуем грубость и оскорбления.
Среднестатистический человек в США произносит 15-16 тысяч слов в день, из них около сотни – нецензурные (исследование доктора Ричарда Сенелика специально для Huffpost). По футболистам статистики нет, но они точно матерятся чаще. Неудивительно, что в спорте мат стал важной частью мифологии и сгенерировал миллион сюжетов.
Сразу небольшой дисклеймер. Существует много подходов к тому, что именно считать матом. В 1972-м популярный комик Джордж Карлин прочитал культовый монолог о «семи грязных словах» (cocksucker, cunt, fuck, motherfucker, piss, shit и tits), которые запрещены на американском телевидении. Монолог вышел в эфире кабельного канала HBO, а затем в повторе на общедоступной радиостанции Pacifica. С тех пор любой американец (и особенно те, кто работает на телевидении или радио) отталкиваются от этого списка.
В этом тексте мы считаем матом любые грубые слова, которые не принято говорить в незнакомом обществе. Хотя у Роскомнадзора своя классификация: по ней запрещены только слова на х, п, б, е, м (вульгарное обозначение женского полового органа) плюс производные от них.
С этим разобрались – погнали дальше.
Мат в футболе давным-давно, вот несколько историй: от Газзаева до Роберто Карлоса
Важно понимать – мат в спорте появился не сегодня. Например, вот история от судьи всесоюзной категории Юрия Звягинцева (судил в 60-90-е гг), который хорошо помнит времена ретро и свободы:
«В игре во Владикавказе Валерий Газзаев минуты с десятой начал обвинять меня в нетрадиционной сексуальной ориентации. Да так громко, что на трибуне хохотали и хором употребляли это же слово.
Во время паузы, когда он в очередной раз крикнул: «Что ты творишь, педераст!», подбегаю к нему: «Валерий Георгиевич, откуда вы узнали, что я педераст?» – «Чего?!». – «Это знают немногие. Кто проболтался?». От удивления он округлил глаза: «Ну ладно, Юра, заканчивай!». Напряжение снял. Мог, конечно, его удалить, но пожалел».
Похожие байки о том, как кто-то кого-то обложил матом, есть в каждом втором ветеранском интервью.
А есть еще классическое – легионеры и русский мат. Например, большая часть русского словарного запаса Роберто Карлоса – нецензурные слова. «Приходи на футбол, #####», – как-то обращался он к болельщикам в промовидео «Анжи».
И конечно, мат любят не только в России. В 2011-м после гола «Вест Хэму» Руни ураганом подскочил к камере и бурно радовался с использованием разных вариантов слова fuck. FA не оценила – два матча дисквалификации.
«Если футболист или тренер не матерится – значит, он не мужчина, – уверен украинско-бразильский форвард Эдмар Галовский. – Ругаться обязательно надо, но только на футбольном поле, когда надо поставить на место грубияна».
Но роль мата в футболе меняется. В 80-е и 90-е, время ультрасвободы, он был таким же атрибутом крутого пацана, как золотая цепь на шее (такую носил даже Кройфф). В 2010-х за мат извиняются, как за очень грубый фол, но, несмотря на запреты, им пользуются почти все.
Зафиксируем: мат – феноменально притягателен. Его запрещают чиновники, за него штрафуют тренеры, но игроки все равно используют его. Мы пообщались с лингвистом, изучили научные исследования, послушали футболистов и теперь знаем, почему мат так популярен и зачем он вообще нужен.
Во многих командах штрафуют за мат. Хотя есть исследования, что он улучшает атмосферу в коллективе и объединяет игроков (поэтому легионеры быстро учатся мату)
Согласно исследованию BBC, 80% работодателей не любят, когда сотрудники матерятся: «Это ставит под сомнение их квалификацию». По футболу таких исследований нет, но, кажется, тренеры тоже не любят нецензурную лексику – в большинстве команд она запрещена.
Олег Кононов в «Спартаке» уделял войне с матом больше времени, чем футболу: «Мы боремся с нецензурной бранью. Жестко боремся. Ввели штрафы». Другая легенда «Спартака» – Дмитрий Аленичев – ввел в тульском «Арсенале» штрафы – 500 рублей за каждое нецензурное слово. С матом боролся и Сергей Семак в «Уфе». В «Зените» он делает послабления (все же в команде есть Дзюба), но сам не матерится. У Олега Романцева в «Спартаке» был специальный человек (ассистент Виктор Самохин), который следил за чистотой лексики игроков.
Но главный борец с матом с российском футболе – Курбан Бердыев. Рассказывает Виталий Дьяков: «Если [Бердыев] услышит, как кто-то шепотом матерится, сразу его крылатая фраза: «Следи за речью». Ее знает каждый футболист, работавший с Бердыевым. Даже иностранцы».
Но возможно, пора признать – от умеренного мата мужскому коллективу только польза. И это не наши домыслы – есть целые исследования, утверждающие, что мат раскрепощает и сближает коллег и улучшает атмосферу.
Например, в 2015-м психологи университета Восточной Англии Иегуда Барух и Стюарт Дженкинс изучили работу лондонской почты. Психологи провели глубинное интервью с 70 почтовыми работниками и узнали, что ненормативная лексика помогает поддерживать приятельские отношения с коллегами.
Еще один факт (уже из исследования Kellogg School – одной из лучших бизнес-школ США): если начать рабочий день или деловую встречу со стыдной истории, то производительность вырастет (теперь понятно, зачем Евгению Савину бесконечные истории из душевых).
Cкорее всего, именно поэтому в любой стране мира легионеры в первую очередь учат мат (почти в любой – в некоторых языках мата просто нет).
В начале июля звезда «Сельты» Федор Смолов показал в инстаграме детали культурного обмена с партнерами.
«Нестор [Араухо], скажи, пожалуйста», – попросил Смолов.
«Иди #####», – повторил несколько раз по-русски мексиканец Араухо.
«Иди #####», – также сказал турок Окай Йокушлу.
Испанский журналист Хосе Игнасио Ортега Васало назвал поведение форварда «детским», но в то же время можно сказать, что Федор просто улучшал атмосферу.
Принято считать, что именно местные учат легионеров ругаться. Но, скорее всего, иностранцы сами запоминают нецензурные слова – для быстрой адаптации и разрушения невидимой стены между ними и местными игроками. Это подтверждают специалисты по языку.
Комментарий ученого-лингвиста и сооснователя института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза: «Зачем учить иностранцев мату, сами научатся. Ведь даже если он употребляется не очень часто – штрафами замучили, – то все равно возникает в ключевых эмоционально выделенных ситуациях, то есть отлично запоминается. Это своего рода импринтинг. Как утята копируют важные моменты поведения утки-мамы, так иностранные футболисты запечатлевают местные образцы поведения».
В спорте мата больше, чем в обычной жизни. Все потому что он спасает от боли и усталости
С матом внутри команд все понятно. Но почему игроки так много матерятся во время матча? Исследований нет, но вы точно заметили, что многие игроки ругаются чаще, чем бьют по мячу.
Комментарий ученого-лингвиста Максима Кронгауза: «Спорт подразумевает конкуренцию. Противник часто воспринимается как настоящий враг, поэтому выражение агрессии по отношению к нему почти естественно.
В спортивной борьбе нужно постоянно выплескивать эмоции, любые – и отрицательные, и положительные. Поэтому забитый гол может спровоцировать матерную брань не хуже, чем пропущенный.
Только в первом случае это будет мат восторга, а во втором мат оскорбления или, например, отчаяния.
Обычная жизнь не дает столько поводов для выброса эмоций, соответственно, и мата в речи спортсменов в спокойной обстановке может быть значительно меньше, чем во время игры. В этом смысле спорт можно сравнить с войной, где использование мата во время боевых действий кажется более естественным, чем в перерывах между ними».
На полезных свойствах мата остановимся подробнее.
Есть много исследований о влиянии мата на человека в стрессовых условиях (а спорт – безусловный стресс). Ученые выявили как минимум два эффекта.
1. Снижает уровень агрессии (и спасает от карточек).
По некоторым исследованиям, когда человек произносит ненормативную лексику, эндорфины (гормон счастья) вырабатываются активнее, кровообращение повышается. Оговоримся, что, вероятно, дело не в самих словах, а в том, что как правило они произносятся громко, эмоционально и на повышенном пульсе.
Вот полезный лайфхак в футболе: лучше отбежать подальше от арбитра и громко выругаться, чем быковать на всех вокруг и схлопотать красную. Яркий пример – реакция Джо Харта на убийственный штрафной Андреа Пирло. Голкипер был на таком взводе, что обложил матом болбоя – выглядит жутко, но благодаря микроиcтерике Харт успокоился и вернулся в матч.
2. Помогает переносить боль и нагрузки.
В 2016-м в журнале университета Кила вышла научная статья «Мат – как ответ на боль». Местные психологи Ричард Стивенс и Эми Зайл провели эксперимент: добровольцев разбили на две группы и попросили опустить руки в ледяную воду. Одним разрешили материться, других попросили использовать нейтральные выражения. Те, кто ругался матом, держали руку в ледяной воде на 75% дольше и описывали боль как менее сильную. Чем более грязным и объемным было ругательство (его студенты выбирали сами), тем выше был болевой порог.
Высокие спортивные нагрузки вполне можно сравнить с болью (особенно ближе к концу матча): тогда получается, что мат дает игроку облегчение и дополнительные силы.
«Последние 15 минут матча были невероятно тяжелыми, – вспоминал Стефан Савич после 120 минут с «Ливерпулем» в 1/8 ЛЧ. – Я матерился каждые 10 секунд. Не специально, просто так получалось. Когда тебе тяжело, мат дает немного сил. Хорошо, что рефери не знает черногорский».
Брань – это мотивация. А в ЦСКА мат равносилен приказу
Мы уже выяснили, что многие тренеры недолюбливают нецензурную лексику и штрафуют за нее. Но так делают не все – кому-то мат помогает.
Например, Виктор Гончаренко использует его в ежедневном режиме для доходчивости: «У нас в команде [в ЦСКА] мат – это приказ. Как за это штрафовать? А сам я как с командой разговаривать буду?».
Есть и другой популярный метод – мат можно использовать на предматчевой установке или во время игры. Капитан и тренер могут взбодрить игроков и подчеркнуть важность момента. Неплохой лайфхак для важных матчей.
Например, в декабре 2019-го «Вест Хэм» впервые за 17 лет победил «Челси» в АПЛ (0:1). Не будем девальвировать ценность предматчевой подготовки, но факт – на настрой игроков повлияла нецензурная лексика от капитана команды.
«Перед игрой в раздевалке Марк Нобл толкнул впечатляющую речь с парой-тройкой крепких выражений. Видеть, как Марк ругается матом было неожиданно. Это взбудоражило и вдохновило нас», – рассказал клубному каналу полузащитник Деклан Райс.
Запреты делают мат сильнее. Без них он потеряет свой эффект
Сейчас будет минута противоречий. Мы целый текст разбирали как плохо, что мат табуирован. Но у ореола запретности есть внезапный плюс.
Комментарий ученого-лингвиста Максима Кронгауза: «Табуирование мата важно прежде всего для самого мата. Чем строже запрет, тем больше энергии высвобождается при его нарушении. Чем сильнее наказание, тем сильнее и запретное слово. Злоупотребление же матом обесценивает его. Из грозного оружия он превращается в грязь, в пыль».
Вряд ли игроков ЦСКА впечатлил нецензурная речь от Гончаренко (они не отличат ее от обычной установки). Но если интеллигентный Семак в перерыве лигочемпионского матча припечатает игроков «Зенита» #### и #####, к финальному свистку они, вероятно, выполнят задачу. Проблема в том, что этот прием сработает один (ну максимум три) раза.
Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Nataliya Kondratenko/Russian Look, Alexander Chernykh/Russian Look, Oscar J. Barroso/Keystone Press Agency, АГН Москва/Global Look Press