«Мне хотели вырезать часть легкого, я чуть не закончил карьеру». Полная история Тиаго Силвы в «Динамо»
Сегодня Силва впервые может выиграть ЛЧ.
Тиаго Силва – капитан и один из главных символов «ПСЖ» новой эпохи. В Париже он так давно, что вы могли забыть, что купили его в один сезон с Грегори Ван Дер Вилем и Дэвидом Бекхэмом. Он прошел все стадии строительства суперклуба и спустя 8 лет добрался с ним до финала Лиги чемпионов. И как настоящий лидер, уйдет на пике: игра с «Баварией» станет для него последней за «ПСЖ» – дальше строить парижское величие будут другие.
Но всего этого могло не случиться. Тиаго Силва был в сантиметрах от завершения карьеры: в 2005 году он оказался в амбициозном «Динамо» Алексея Федорычева, но, не проведя ни одного матча, слег с туберкулезом. Полгода в больнице, одиночество, угроза операции – Силва реально считал, что с футболом покончено.
На то «Динамо» потратили 100 миллионов евро. Впустую: португальцы ругались с русскими
В 2004-м «Динамо» планировало стать суперклубом, который сначала станет чемпионом России, а потом поборется и за Лигу чемпионов. Новый владелец Алексей Федорычев (владелец крупного трейдера на мировых рынках серы, зерна и минеральных удобрений Fedcominvest, состояние тогда оценивалось в 600 миллионов долларов) только на трансферы потратил около 100 миллионов евро – тогда как годовые бюджеты «Спартака» и «Локомотива» еще не превышали 50 млн.
Главным тренером «Динамо» стал Олег Романцев, всего три года назад взявший последнее чемпионство со «Спартаком», а состав при помощи всемогущего Жорже Мендеша сколотили из португалоговорящих игроков. Зимой-2005 в «Динамо» приехали: Дерлей, Данни, Сисеру, Жорже Рибейру, Нуну Фрешо и Тиаго Силва.
Но даже с таким составом «Динамо» шло 10-м, позади «Амкара» и «Крыльев» Португальцы общались только между собой, Романцев не выдержал и ушел.
Тогда летом «Динамо» закупилось еще более статусными игроками: пришли звезды сборной Португалии Манише и Коштинья, чемпион Европы-2004 Сейтаридис, второй вратарь «Порту» Нуну и перспективный защитник «Спортинга» Энакархире. К ним приставили бразильского главного тренера Иво Вортманна, которого порекомендовал главный тренер сборной Португалии Луис Фелипе Сколари. В итоге в основе «Динамо» выходили три звезды из стартового состава «Порту» на финал Лиги чемпионов с «Монако»: Дерлей, Манише и Коштинья.
Но даже в комфортной для звезд языковой среде лучше не стало. Команда разлагалась из-за внутренних конфликтов. Все началось с шока португальцев, которые увидели в Москве совсем не топ-клуб.
«Это был каменный век, – рассказывал Манише. – Мы верили, что все серьезно. На деле слов оказалось больше, чем дела. Клуб был далек даже уровня средней европейской команды».
Звездным иностранцам не нравилось примерно все: климат, уровень чемпионата, инфраструктура. В клубе все носились, чтобы им было хорошо, и это бесило уже российских игроков. «Мы даже собирались и выясняли отношения: португальская диаспора против российской. Конфликт среди футболистов очень влиял на игру команды, – рассказывает в интервью Sports.ru бывший форвард «Динамо» Дмитрий Булыкин. – В какой-то момент перестали платить зарплату. В ответ на это иностранцы переставали тренироваться и готовиться к играм на базе. Спорили с тренером, но Федорычев был всегда на их стороне».
По словам Булыкина, решающим моментом была игра с «Москвой» в августе, когда в основе «Динамо» вышли 11 легионеров (шесть португальцев, бразилец, серб, грек, нигериец и латыш): «Все поняли, что в команде происходит что-то не то».
В такой обстановке вряд ли мог раскрыться будущий защитник «Милана» и «ПСЖ». Но в этих конфликтах Силва и не участвовал.
Тиаго уже несколько месяцев лежал в стационаре в Сокольниках.
Тиаго Силва попал в «Динамо» в 20 лет. Романцев называл его гением, но он приехал из «Порту» больным
Тиаго Силва переходил в «Динамо» совсем не звездой. Это был просто перспективный 20-летний защитник «Порту». В 2004 году его купили из бразильского «Жувентуде» за 2,5 миллиона евро, собираясь перестроить команду после победы в Лиге чемпионов: вслед за Жозе Моуринью уехала половина линии защиты (в «Челси» оказались Рикарду Карвалью и Паулу Феррейра). Тем же летом в «Порту» оказался Пепе.
Тиаго Силва не провел ни одного матча за основу «Порту» и бегал только за дубль – не в последнюю очередь из-за того, что чувствовал себя не очень хорошо. Периодически бразилец жаловался на боли в груди, но ничего подозрительного врачи «Порту» в этом не видели. «Тиаго много кашлял каждый день. Я даже пошутил: «Это все из-за того, что твоя девушка осталась в Бразилии. Как только прилетит сюда, все сразу закончится», – рассказывал бывший защитник «Порту» Рубенс Жуниор.
Выяснить, так ли это, не удалось: зимой 2005-го Жорже Мендеш порекомендовал «Динамо» забрать Тиаго Силву, пока он не раскрылся в чемпионате Португалии. «Это гений», – говорил про Силву Романцев. Тренер с первых тренировок взял защитника под личный контроль и проводил с ним индивидуальные тренировки.
«Мне давно не приходилось видеть такого перспективного защитника. Данные у него были потрясающие: светлая голова, отличная игра и внизу, и на втором этаже. Вот и поймали за хвост жар-птицу, думали мы!» – вспоминал Андрей Кобелев, работавший в штабе Романцева.
«На сборах он играл здорово, но [часто] обращался в медицинский штаб. Быстро уставал и не успевал восстанавливаться к тренировкам», – рассказывает в интервью Sports.ru бывший защитник «Динамо» Александр Точилин.
Удивительно, но Тиаго Силва пришел в «Динамо» без углубленного медицинского обследования. Его, как и других португальских новичков, сразу привезли на сборы. «Когда я заикнулся о традиционном медосмотре, помощник Федорычева ответил: «Не волнуйтесь. Прилетим в Москву – и у вас на руках будут все медицинские сертификаты легионеров», – вспоминал в интервью «Спорт-Экспрессу» врач «Динамо» Юрий Васильков. Между тем бывший гендиректор клуба Юрий Заварзин опровергает, что клуб забил на обследование.
Сразу на февральском сборе в Португалии у Тиаго Силвы поднялась температура и повысилось потоотделение – до этого при нагрузках он тяжело дышал и кашлял. Врачи команды решили, что это обыкновенная простуда.
«Мы изолировали Силву в отдельном номере, но через несколько дней температура не упала, – рассказывает Sports.ru бывший главный врач «Динамо» Юрий Васильков. – Тиаго показывал палец вверх, давал понять, что все хорошо. Но лечение не работало».
Силва полгода лежал в Сокольниках – страдал от туалета и еды. Врачи хотели отрезать часть легкого – это завершило бы его карьеру
Силву обследовали в местном госпитале и обнаружили структурные изменения в правом легком из-за туберкулеза. По клинической картине врачи определили, что Силва болел уже 8-10 месяцев, то есть инфекцию он подхватил еще в Бразилии весной или летом, до перехода в «Порту».
Туберкулез вызывает палочка Коха, которая может поражать не только легкие, но и другие внутренние органы. Бактерия передается воздушно-капельным путем, но туберкулезом заболевает не более 10% инфицированных. Тем не менее в «Динамо» испугались, что Силва мог заразить других игроков, поэтому весь состав и персонал прошел обследование – к счастью, никто не заболел.
Лечился Тиаго Силва в Москве – его отправили в туберкулезный диспансер в Сокольниках.
«Ему поставили телевизор, микроволновку, сделали специальное питание – настоящий люкс,–- говорит Васильков. – Силва повесил нос, думал, что его жизнь кончена. Я гарантировал Тиаго, что он вернется в футбол. Он мне не верил, рыдал».
Условия российской больницы привели бразильца в ужас.
«У меня была депрессия. Было холодно, со мной почти никто не разговаривал. И условия... Холодильник, маленькая раковина и душ. Точнее, душ, объединенный с туалетом: я ходил в туалет в отверстие для слива воды. Единственное, что спасало – маленький телевизор с приставкой и парой игр. Еда была холодной и несъедобной. Повезло, что мама привезла мне много шоколада, когда приехала из Бразилии», – вспоминал Тиаго Силва
В Москву приехала вся семья бразильца и 16-летняя девушка Изабелла, которая потом стала его женой.
В какой-то момент врачи задумались об операции. «Я рисковал закончить карьеру, потому что они хотели вырезать часть моего легкого», – вспоминал Силва в интервью Globo Esporte.
Это наверняка означало бы завершение карьеры из-за неспособности переносить нагрузки, поэтому и Силва, и его семья, и «Динамо» выступили против. Все были уверены, что молодой организм футболиста справится с болезнью и без хирургического вмешательства. «Я сразу сказала, что никто не тронет моего сына, и хотела перевезти его в Бразилию», – рассказывала мама Тиаго.
С Бразилией не получилось, но лечение Силвы завершили в Португалии. Туда его отправили благодаря вмешательству Иво Вортманна и Жорже Мендеша.
Вортманн приехал к Силве в Сокольники, как только стал главным тренером «Динамо» – и не просто из вежливости. Иво переживал за Тиаго как за своего воспитанника. Именно он окончательно определил Силву в центр защиты – и через полгода игры за «Жувентуде» рядом с Налдо (его вы помните по «Вердеру») парень дорос до предложения «Порту».
Но тогда в Сокольниках Вортманн не узнал Тиаго Силву. На фоне приема огромного количества таблеток он перестал напоминать футболиста: «Я был потрясен. Он был опухшим, набрал, кажется, более 10 килограмм. Очень за него переживал».
Силва сбежал из России – «Динамо» пыталось отсудить 15 млн евро. В Бразилии Силва стал лицом кампании по профилактике туберкулеза
«Я сбежал из России в спешке. Даже ничего не взял – оставил вещи, одежду, дом, как будто бежал от конца света. Хотел начать жизнь сначала, – рассказывал Силва. – В Россию я точно не вернусь. У меня слишком плохие воспоминания о том времени».
После выздоровления никто не хотел рисковать с трансфером Силвы – даже в Бразилии. Принял его только все тот же Иво Вортманн, в 2006-м возглавивший «Флуминенсе».
Защитник так благодарен «Флу» за возрождение карьеры, что обещал закончить там карьеру: «Однажды я вернусь, чтобы снова надеть эту футболку. После туберкулеза «Флуминенсе» воскресил мои надежды. Я как будто заново подписал первый в жизни контракт».
Несмотря на действующий контракт с «Динамо», Тиаго остался в Бразилии. Агенты категорически отказались возвращать Силву в Россию.
В «Динамо» спохватились только в 2009-м, через три года после отъезда бразильца. Клуб подал жалобу в ФИФА, планируя взыскать с самого Тиаго 15 миллионов евро – ровно такая сумма была прописана в качестве отступных. К тому моменту контракт «Динамо» с Силвой уже закончился, но за переход во «Флуминенсе» клуб не получил ни копейки и чувствовал себя пострадавшим. Сам Тиаго Силва утверждал, что именно в России он находился в аренде и поэтому никто никому ничего не должен.
В итоге «Динамо» осталось ни с чем. Официально игрок ушел в статусе свободного агента.
Во «Флуминенсе» Силва получил прозвище Монстр и быстро дебютировал за сборную Бразилии. Дальше вы знаете: лидерство в «Милане» (переход за 10 млн евро в 2009-м), чемпионский титул, статус одного из лучших защитников мира и переезд в Париж за 42 миллиона евро.
Уже в качестве лидера «ПСЖ» и сборной Тиаго Силва стал лицом государственной кампании против туберкулеза. В Бразилии туберкулезом каждый год заболевают по 70 тысяч человек, умирают – до пяти тысяч. Наиболее уязвимые для болезни – коренное население страны, живущее в лесах Амазонии, бездомные, лишенные свободы и ВИЧ-инфицированные. Зачастую они недостаточно информированны о болезни, а Тиаго Силва личным примером показал: если вас несколько недель мучает кашель, важно обратиться за помощью, а не думать, что спасут разрекламированные таблетки.
Ну а главное: можно не только победить тяжелую болезнь, но и выйти после нее на мировой уровень.
И, может, даже выиграть Лигу чемпионов.
Гнабри делает атаку «Баварии» непредсказуемой. В этом сезоне ЛЧ он – супер
Фото: globallookpress.com/Alexander Chernykh/Russian Look; fcdynamo.ruГригорий Филиппов; Gettyimages.ru/Alexey Ivanov/Pressphotos; Porto; netflu.com.br/Claudionor Junior – Photocamera
Действительно, что ещё человеку в жизни надо? А неблагодарный бразил - сбежал. От телевизора, микроволновки, холодильника, приставок, живительной ампутации лёгкого и прочих благ цивилизации.
ага, мы думали звёзды, а оказалось клоунов набрали денег срубить
Учитывая, что он был тут один без семьи, не зная языка, и видя условия больницы, не Удивительно, что он «сбежал».