«Аталанта» вот-вот подпишет Миранчука. Он четыре года уходил из «Локо», этим летом его хотела вся Италия
От редакции: впервые текст был опубликован 11 августа. Мы поднимаем его после больших ночных новостей: итальянские инсайдеры Джанлука Ди Марцио и Фабрицио Романо сообщили, что «Аталанта» согласовала трансфер Алексея Миранчука за 14,5 млн евро.
Александр Муйжнек – о том, как «Локомотив» пытался продать или сохранить своего главного таланта последних семи лет.
Краткое содержание истории:
• В России Миранчука хотели «Спартак», «Зенит» и «Краснодар», а ближе всех подобрался «Рубин» – настолько, что внутри «Локо» были уверены в трансфере;
• «Локо» ставил Миранчуку ультиматум, тот писал заявление об увольнении;
• Все уверены, что Миранчука сохранил Семин, но все сложнее. Мы узнали, что сохранили Алексея в том числе благодаря миллиардеру Бокареву;
• «Ювентус» вел переговоры с агентом Миранчука 4 часа, а с «Миланом» не хватило только времени;
• «Локомотив» сам довел ситуацию с Миранчуком до края – и почему-то установил за него смешные отступные. Сейчас у Алексея есть все, чтобы уйти;
• В октябре Миранчуку исполнится 25, и он давно мечтает увидеть футболку зарубежного клуба – желательно «Барсы» – в своем шкафчике.
Миранчук хотел поработать в «Рубине» с Грасией. Чтобы сохранить Алексея, клуб нанял адвоката, возил Миранчука в офис и ставил ультиматум
Когда-то Миранчук мог уехать в Бельгию. В 2015-м его агенты получили предложение «Андерлехта» – в Алексее видели замену Юри Тилемансу. Через пару дней Миранчук – «наш Азар», как его называла Ольга Смородская – забил в финале Кубка России «Кубани» и отсек все разговоры об «Андерлехте»: «У меня еще два года контракта с «Локомотивом». Я здесь, хочу радовать болельщиков».
В слухах Европа еще всплывала (например, «Наполи»), но в 2016-2017-м Миранчук был гораздо ближе к смене клуба в России. Уверенно говорят о четырех вариантах:
• Летом 2016-го Миранчук попал в лонг-лист Курбана Бердыева, который тогда собеседовался в «Спартак»;
• «Зенит» рассматривал Миранчука наравне с Дэйви Проппером из ПСВ. Миранчук подтверждал оба предложения: «Мне агент говорил о таких вариантах – мол, решай». Алексей остался;
• «Краснодар» всегда хотел Миранчука и вступал в переговоры с агентами. Не убедили самого Алексея, говорит Нобель Арустамян.
• Наконец, «Рубин» – никто ближе него к Миранчуку больше не подступался.
Работой с Миранчуком известны два агента:
1. Вадим Шпинев: открыто оппонировал клубу и активно выступал в медиа (часто в «Советском спорте», где всплывали инсайды – в частности об «Андерлехте»);
2. Павел Андреев, который называет Шпинева сотрудником своего агентства iSport.
С Миранчуком – по крайней мере на переговорах с «Рубином» – связывают бывшего юриста «Локомотива» Евгения Кречетова и экс-главу клубной академии Владимира Кузьмичева.
Как рассказывал Андреев Ивану Карпову, «Локомотив» сделал предложение о новом контракте в августе. Диалог вел спортивный директор клуба Игорь Корнеев. Стороны быстро договорились на щедрые для стороны Миранчука условия – но в середине сентября «Локомотив» отказался от этого проекта договора, а Корнеева от переговоров отстранил (в декабре Игорь покинул «Локо»). По словам Шпинева, дело было в компенсации: «Клуб настаивал на 20 млн евро, мы хотели, чтобы сумма была не более 15 млн (Андреев говорил о 16 млн – Sports.ru)».
Миранчука даже возили из Баковки в офис «Локомотива», где в присутствии его матери Елены, Геркуса и нанятого им адвоката Грищака предлагали подписать заранее составленный (невыгодный игроку) контракт. И, если верить Андрееву, ставили ультиматум: «Сейчас или никогда».
Про ультиматум как-то забыли, и переговоры затянулись. Андреев – несмотря на то, что официально вступать в переговоры мог только только в мае 2017-го – договорился с «Краснодаром» и «Рубином».
В Казани строили новый проект и не жалели денег, вместе с Алексеем видели в основе и Антона Миранчука, а самого Алексея манил Хави Грасия, работавший в любимой им Ла Лиге. В январе, когда Алексей подал заявление об увольнении из «Локомотива», «Рубин» договорился с ним по личному контракту (на встречи он ездил с мамой и братом). Спортивный директор «Рубина» Фахриев трижды виделся с Геркусом, чтобы уладить все детали до конца января – и позволить Миранчукам пройти с новой командой третий сбор.
Не договорились ни в январе, ни в феврале, ни позже.
«Рубин» был очень близок: в «Локо» объявили, что Миранчук точно уходит, и думали над тем, как провожать
«Ходила легенда, что Алексей находился в одной подписи от перехода в «Рубин», – говорит Sports.ru Арустамян. – Меня уверяли: с лета 2017-го Алексей – железно основной игрок «Рубина».
«Внутри клуба объявили: Миранчука сохранить не удалось, он уходит в «Рубин», – рассказывает источник Sports.ru, знакомый с ходом переговоров. – «Локомотив» готовился к тому, что дальше – без Алексея. На тренировки он уже выходил, просто чтобы пробежаться. Все думали, как будут прощаться и провожать его на такси до аэропорта.
Обратно все закрутилось внезапно. В течение нескольких часов, может, суток».
Внезапность помогут оценить заголовки новостей:
1 февраля. Геркус: «Миранчук хочет продолжить карьеру в другом месте»
4 февраля. Шпинев: «Леша решил идти в «Рубин»
6 февраля. Шпинев: «Точка невозврата пройдена. Миранчука на сто процентов в «Локомотиве» не будет»
9 февраля. Миранчук отозвал заявление об увольнении из «Локомотива»
20 февраля. Геркус: «Процесс перехода Миранчука в другой клуб близок к завершению. Все идет к продаже»
25 февраля. Трансферное окно закрывается, Миранчук остается, но может уйти летом.
Почему сорвался «Рубин»? Есть четыре фактора: Семин, миллиардер Бокарев и сам «Рубин»
Семин
Арустамян говорит, что Семин уговорил Миранчука остаться, пообещав развитие в «Локомотиве», а руководство клуба и РЖД убедил выплатить Алексею подъемные и комиссию агентам – со словами о том, что это того стоит, потом Алексей принесет «Локо» большие деньги.
Миранчук подтверждал, что Семин той зимой оказал ему доверие. Сам Семин говорил, что кроме Миранчука общался с его мамой и «всеми, кто имел отношение к этой ситуации». А еще подчеркивал: клуб, в отличие от него, от Алексея избавлялся. «Господин Штоффельсхаус [спортивный директор] дал согласие на уход Миранчука, который ему не нравился. Сказал: «Пусть еще добавят за него денег и забирают», – писал Семин в своей книге.
«Геркус и Штоффельсхаус эти вопросы не решали – видели, как жестко ведет себя сторона Миранчука, – возражает источник Sports.ru. – Цели избавиться от Алексея они не преследовали. Миранчука у них просто уводили, и в таком случае стремление заработать – адекватная реакция. Но Семин ее воспринимал в штыки: Палычу казалось, что они не способны сохранить ему игрока, что у них какой-то интерес, что они инициаторы трансфера.
Отстаивал Семин не Алексея, а себя. Потому что понимал: только с Миранчуком сможет играть в результативный, атакующий футбол».
Бокарев
По данным Sports.ru, в судьбе Миранчука решающее участие проявил Андрей Бокарев – глава «Трансмашхолдинга», основного поставщика локомотивов для РЖД, а также совладелец Уральской горно-металлургической компании, «Кузбассразрезугля» и «Аэроэкспресса».
«Речь шла о таких суммах, что вопрос решался очень, очень высоко. Семин апеллировал к председателю совета директоров Мещерякову, а в основном – к Бокареву, – говорит знакомый с ходом переговоров источник. – Мещеряков – жалкий чиновник, Бокарев – олигархия (Forbes пишет про состояние на 2020 год в 1,7 млрд долларов – Sports.ru). Мещеряков его слушается. К тому моменту Бокарев вернул себе влияние в совете директоров [«Локомотива»] и тоже занимался будущим Миранчука».
Деньги
💰 «Миранчук к началу переговоров зарабатывал в «Локомотиве» около 200 тысяч евро в год – меньше всех из основных, – говорит источник Sports.ru. – Но совершенно нормально к этому относился. Им не двигало желание захапать побольше и утонуть в кэш. Шпинев выдвигал адекватные условия для Алексея, точно ничего запредельного». Нобель сообщал, что Андреев и Шпинев выбивали для Миранчука зарплату чуть больше 1,5 млн евро плюс подъемные, казанские медиа говорили, что «Рубин» готов платить 2 млн.
💰 Первый, согласованный с Корнеевым и отвергнутый Геркусом вариант: зарплата 2 млн евро, подъемные 3,5 млн. «Локомотив» предлагал вдвое меньшую зарплату, а подъемные – то 1,2 млн евро, то 2 млн. Слухи о 4 млн евро подъемных Шпинев яростно отвергал.
💰 Сумма трансфера колеблется от 3 до 5 млн евро. Впрочем, тут расходятся даже версии агентов: Шпинев говорил о 5 млн, Андреев – что «звучала безумная цифра восемь».
«Гигантских денег «Рубин» Миранчуку не предлагал. Если бы такое предложение было, наверное, этот игрок [ушел бы]», – говорил Семин. Геркус также утверждал, что агенты Миранчука не сошлись с «Рубином» по личным условиям.
Шпинев это отрицал – с такими аргументами, что отношения агентов и «Локо» переросли в войну.
👊 Если верить Шпиневу, Геркус стал требовать от «Рубина» больше оговоренных изначально 5 миллионов евро, а сам «обзванивал другие клубы с просьбой прислать фейковые предложения на 6 миллионов евро» и подстрекал болельщиков вести кампанию против Миранчука.
👊 Адвокат Грищак называл разговоры о сумме давлением на клуб (вести переговоры официально Миранчук и агенты права не имели), а в ответ на слова Шпинева про звонки и фанатов грозился судом.
«Рубин»
В Казани говорили, что договорились с футболистом и агентами (зарплата – около 2 млн евро), но «по каким-то причинам руководство «Локомотива» не приняло наше предложение, и началась история с бонусами».
Затем начались проблемы в самом «Рубине»: сменилось руководство, а команда Грасии завалила сезон. Не подписав Миранчука в зимнее трансферное окно, клуб хотел вернуться к нему летом. Но вкладывать еще средства вдобавок к уже потраченным на состав 30 млн евро спонсор «Рубина» ТАИФ не захотел.
На фоне переговоров с «Рубином» Миранчук не хотел выходить на поле. А оставшись в «Локо», столкнулся с ревностью Денисова
6 июня Миранчук подписал с «Локомотивом» контракт на четыре года. Согласно ему, по словам Арустамяна, Миранчук получает чуть больше двух миллионов евро в год.
«По ходу переговоров Миранчук говорил, что перестал получать удовольствие от футбола, чего не было раньше, – говорит Sports.ru знакомый игрока. – В личных беседах Леша признавался, что не хотелось ничего, выходить на поле – точно.
Сохранив Миранчука, Семин смог строить команду вокруг него – это стало залогом чемпионского «Локомотива». Вскоре после подписания контракта приревновал Игорь Денисов (при том, что в целом относился к Алексею нормально): Семин просил Миранчука больше подсказывать партнерам по передней линии, Денисов заметил резкие перемены и прямо на тренировке предложил Алексею стать капитаном – таким тоном: «Ты что здесь, самый умный?»
Тогда Семин подбежал, отодвинул Гарика и попросил его продолжать быть капитаном».
«Ювентус» вел переговоры по Миранчуку четыре часа – уперлось в деньги. Перейти в «Милан» помешали сжатые сроки
Летом 2019-го «Зенит» предлагал за Миранчука 20 млн евро и был готов забрать и Антона. Интерес подтверждал гендиректор «Локомотива» Василий Кикнадзе. А гендир «Зенита» Александр Медведев признавал, что вступал в переговоры – но отложил: «Локо» продавать отказался, сам Алексей уходить в «Зенит» не захотел.
Главной темой 2019-го и 2020-го для Миранчука стала Европа.
«Очень хотелось бы уехать за границу, в «Барселону»! Надо ставить максимальные цели», – говорила «КраСаве» мама Миранчука Елена. Антон Миранчук рассказывал мне об их с братом любви к «Барсе»: Алексей читал биографию Месси и очень фанатеет от Лео.
Сам Алексей говорил, что ради «Барселоны» дошел бы до Каталонии пешком, а потом добавлял, что согласился бы на вариант скромнее: «Мне кажется, лучше сперва поехать в середнячок и оттуда начать свой большой путь». Но гораздо ближе, чем к любимой Ла Лиге, Миранчук был к Серии А.
22 октября 2019-го Миранчук забил «Ювентусу» в Турине, 6 ноября – в Москве. Оба раза «Локомотив» проиграл 1:2 и в итоге занял четвертое место в группе Лиги чемпионов – зато Алексей очень запомнился «Юве».
«В Италии всегда обращают на такое внимание: молодой русский играет на уровне «Юве», – говорит Sports.ru Нобель Арустамян. – Вскоре начались переговоры. Агенты Миранчука выдали авторизацию на переговоры Габриэле Джуффриде. Реально крутой агент, серьезно поднявшийся в Италии в последние годы: делает крутые сделки (помогал Мауро Икарди перейти из «Интера» в «ПСЖ», а Стефано Пиоли – получить новый контракт в «Милане» – Sports.ru). У Джуффриды отличные связи и в «Юве», так что он без проблем договорился о встрече со спортивным директором Фабио Паратичи. После ноябрьского матча в Италию вылетел Шпинев».
Герман Ткаченко в подкасте Cappuccino & Catenaccio называл Джуффриду «очень сильным партнером», «одним из влиятельнейших агентов» и «близким «Ювентусу» человеком». «Паратичи ради встречи со Шпиневым приехал на поезде из Турина в Милан и провел четыре часа, – рассказал Ткаченко. – Переговоры [начались] в закрытом офисе над магазином, потом спустились в магазин и попили там кофе.
Это серьезный показатель. Они вели [Миранчука], рассматривали эту возможность. Недорогой, молодой, интересный, против них хорошо сыграл. Но вода здесь по бабкам, вода через зарплаты».
«Вместе с Джиффрудой Шпинев пообщался с Паратичи, с «Миланом» и, говорят, еще с «Интером», – добавляет Арустамян. Вариант с «Миланом» всплыл в январе 2020-го. «Они предложили 3 млн евро [за аренду] и выкуп до 17 млн. Но «Локо» не рассматривал», – говорил Ткаченко.
«Милан» той зимой прозевал все варианты на рынке и в последний день перед закрытием обратился с предложением по Миранчуку, – продолжает Нобель. – «Локомотив» не отпустил – по версии клуба, «нет» сказал Семин, в интервью мне Юрий Палыч это опровергал. Как мне объясняли знающие ситуацию люди, оставалось слишком мало времени, чтобы оформить такую сложную для русского клуба сделку. Никто не был готов к такому стремительному повороту. Отложили до лета».
«Локомотив» упустил ситуацию: у главного клубного актива остался год по контракту, отступные – мизерные
Нобель Арустамян – в интервью Sports.ru: «Миранчук – очень скромный, простой, порядочный парень. Он вверил свою судьбу клубу и агенту и никогда не станет выкручивать им руки. Будет предложение – уедет, не будет – останется. Пока довести сделку до вразумительного итога не получается.
Почему – для меня загадка.
Почему, например, отступные за Миранчука – до сих пор всего восемь миллионов евро? Феноменально мало для игрока уровня Алексея, а для России – просто ничто. [Зимой 2017-го] «Локомотив» был прижат, находился в тяжелейшей ситуации – и пошел на уступку Алексею и агенту. Со временем (говорят, с приходом на пост гендиректора Кикнадзе), со Шпиневым достигли договоренности: за восемь миллионов Алексея не продадут, а постараются сделать так, чтобы клуб получил побольше, естественно в таком случае на солидную комиссию могут рассчитывать и представители игрока.
Сейчас Миранчука торгуют на уровне 20 млн евро. Даже для Европы это дорого, так Алексея не продадут. И даже 15 млн – тяжелая сделка (учитывая, что через год контракт истекает). Последние русские, удачно игравшие, в Италии – Шалимов и Колыванов. Миранчук и, например, Кокорин не проверены, просят серьезную зарплату (в Италии большие налоги), будут там легионерами и при этом не вызывают такой уверенности, как балканцы или аргентинцы.
«Локомотив» сам довел ситуацию до края: у их главного актива – год контракта и (формально) мизерные отступные. Если Миранчук по-настоящему хочет уехать – уедет. Все сложилось: год контракта с «Локомотивом», небольшие отступные, возраст, качество и хорошая репутация в Италии. «Локо» никому не может диктовать условия. Если будет, Миранчук должен забыть про свою скромность и сказать: «Контракт не продлеваю, через год уйду бесплатно. Если есть предложение – примите его».
Иначе вопрос к Миранчуку и его агентам – почему они сомневаются, что их удерживает.
Если ситуация так и не изменится, Алексей продлит контракт с «Локомотивом». Видимо, клуб опять даст солидные бонусы агентам и игроку и наконец пропишет другие отступные – не восемь миллионов, а 28 или 38. И тогда Миранчук, вероятно, попрощается с мечтой о Европе».
***
«Миранчука готовы продать за 25 млн евро, за 20 – нет, – заявил в июле Василий Кикнадзе. Сейчас он говорит, что хотел бы сохранить Алексея для ЛЧ, но признает: «60 на 40 в пользу того, что мы сделаем трансфер. Прямо сейчас есть два варианта, которые бы устроили всех: нас, Лешу и команду, которая его возьмет».
«Я хотел бы играть за границей, – признавался летом Миранчук. – Сейчас у меня контракт [с «Локомотивом»], не хочу загадывать на будущее. Как срастется – уеду. Нет – буду расти здесь».
«Не вы принимаете решения. Я не уйду». Новая вспышка конфликта Кикнадзе с фанатами
Фото: Gettyimages.ru/ Emilio Andreoli / Stringer; globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press, firo Sportphoto/Jürgen Fromme, Dmitry Golubovich/Global Look Press, Dalibor Gluck/CTK, Alexander Kulebyakin/Global Look Press; РИА Новости/Григорий Сысоев
Если не уедет, то через 10 лет будет рассказывать, как не было конкретных предложений
Почему-то, только у нас в чемпионате, отъезд нашего игрока заграницу - целая сага и эпопея с непонятными амбициями типа той, которую нам постоянно приводят в пример:"Предложений от топ-клубов не было, а в середняк мы не хотим"
Без паспорта ЕС, языка не знает, запросы по меркам Италии - конские, прям вижу, как все спортдиры клубов Серии А выстроились в очередь.
И график игр в РПЛ более щадящий, чем в топ лигах.