Робби Фаулер. Моя футбольная жизнь: 23. Получение тренерских лицензий
***
***
Еще когда я играл в футбол школьником, у меня были мысли о том, чтобы однажды стать тренером. Это желание сформировалось в моих планах во время тех долгих и трудных периодов реабилитации после серьезных травм. Теперь, когда я впервые попробовал этот новый, другой, но в равной степени вызывающий привыкание аспект футбола, у меня не осталось никаких сомнений в том, что именно таким я и видел свое будущее.
До того, как я взялся за работу в «Муангтонге», я уже начал работу по получению своих тренерских лицензий УЕФА — теперь я мог полностью сосредоточиться на завершении этого процесса. Существует пять уровней европейской тренерской модели — Уровень 1, Уровень 2, лицензия B, лицензия A и лицензия УЕФА Про, все они находятся в ведении Национальной Футбольной ассоциации страны.
Опытный профессионал или бывший профессиональный футболист не обязательно должен проходить ступени уровня 1 и 2, мы можем быстро добраться до лицензии B. Это занимает от девяти до двенадцати месяцев, что занимает примерно 120 часов работы, чаще всего на уровне окружной ФА. Как правило, ты начинаешь заниматься такими вещами, как развитие владения мячом, переходы игры, движение для создания пространства и другими тактическими вопросами. Но школьная сторона этого интенсивна: там много классной работы и фонового чтения. Также много теории: футбол, питание и фитнес, идентификация травм, спортивная наука, психология, углубленный анализ игроков. Мы также проводим контролируемые, тренерские сессии под наблюдением. Если ты подаешь заявку на тренерскую работу в профессиональной лиге сегодня, то лицензия B — это минимальный ожидаемый стандарт.
Лицензия А — это серьезная, устойчивая тяжелая работа и учеба. Лучше всего объяснить это тем, что это немного похоже на получение степени в области тренерства. Это двухлетний специализированный курс, разработанный специально для профессионалов или амбициозных футбольных тренеров, которые хотят получить лучшую работу в футболе. Ты можешь получить ее, только работая с вашей национальной ФА, но как только ты ее получишь, лицензия A радикально увеличит твои перспективы. Она разделена на две части, основанных на двухнедельных летних сессиях, с дистанционным обучением и сессиями поддержки в остальное время года.
Лицензия УЕФА Про — это самый высокий уровень, квалификация, которую ты должен иметь, если хочешь управлять командой в любом из двух крупных европейских соревнований. Это гораздо более интимный путь, с меньшими по размерам классами, нацеленными на уникальные ситуации, с которыми ты можешь столкнуться как футбольный тренер высшего уровня. Там будут модули по всем видам управленческих навыков, таких как работа с первоклассными игроками, спортивная психология и психологическая подготовка, контракты и агенты, работа со СМИ, обязательства перед клубными спонсорами и турами, использование новейших технологий, анализ сильных и слабых сторон соперников и различные способы решения проблем игрока, как на поле, так и вне его. Как я уже сказал, все это в значительной степени ориентировано на реальные повседневные реалии управления футбольным клубом. Чтобы получить ее, тренер должен доказать, что он компетентен в целом ряде областей, в том числе:
• Как планировать и оценивать стратегическую программу сезона твоей команды;
• Как добиться успеха в одном ключевом матче сезона;
• Повышение эффективности работы одного ключевого игрока;
• Совершенствование собственных навыков межличностного общения;
• Развитие существующих навыков тренерства с особым упором на что-то.
Будут посещения Центров передового опыта, таких команд как «Аякс» или «Ювентус», а также регулярные мастер-классы от абсолютных мировых лидеров в области спортивного менеджмента — Карло Анчелотти, сэра Клайва Вудворда, Фабио Капелло, людей такого калибра — и регулярные аттестации. Вот вам интересный факт, любители фактов: ни Алекс Фергюсон, ни Харри Реднапп не имеют лицензии УЕФА Про! Не то чтобы у них были проблемы с ее получением, конечно — я просто не думаю, что для них это было так уж важно иметь ее, когда они были на своем пике.
Если и есть споры вокруг тренерских лицензий, особенно по поводу УЕФА Про, то это их цена. Один и тот же курс — по общему признанию, поставляемый по различным спецификациям, от страны к стране — может стоить всего €535 в Германии и почти £8 тыс. в Англии. Для меня это с пользой потраченные деньги, и я могу позволить себе тратить их. Но для кого-то, кто не играл в футбол в течение нескольких лет или кто пропустил большие деньги с телевизионных контрактов или что-то еще, это может быть настоящим напрягом.
Я нашел все это стимулирующим и сложным наилучшим образом, кульминацией которого стал мой тезис «Природа против Воспитания». Но, как бы скроены и всеобъемлющи ни были различные курсы и модули, я действительно думаю, что опыт бывшего профессионала дает бывшему игроку дополнительное преимущество — контекст, если хотите — которого нет у чистых теоретиков и академиков. Если ты лично прошел через сценарии, по которым тебя обучают, ты можешь обработать этот опыт таким образом, чтобы он был уместен и полезен для игроков, находящихся под твоим руководством в качестве тренера. Например, когда мы делали наш модуль по психологическому здоровью, я сразу же смог связать тематические исследования с игроками, которых я знал и с которыми играл. Ты распознаешь некоторые индивидуальные обстоятельства, и это, в свою очередь, фокусирует тебя на том, что ты сделал бы сегодня, если бы один из твоих игроков проявил подобные признаки депрессии. Точно так же ты смотришь на различные формы и методы мотивации и применяешь эти теории к реальным тренерам, под руководством которых ты работал и за которых играл. Что такого было в Иксе, что заставляло тебя бежать за ним сквозь кирпичную стену? Почему ты находил тренировочный режим Игрека такой рутиной? Как бы ты освежил ситуацию и сохранил команду мотивированной, энергичной и конкурентоспособной?
Один увлекательный модуль был посвящен игровой психологии, в том числе тому, как разные игроки реагируют на уникальное давление и обстоятельства серьезного матча. Классический недавний пример (подробнее о нем через минуту!) — это то, как «Барселона» выбросила полотенце на Энфилде в полуфинале Лиги чемпионов 2018 года. Я был там и видел это, и я испытал подобные капитуляции как игрок, поэтому было интересно посмотреть на феномен ментального коллапса всей команды с академической точки зрения. Это область, где я убежден, что бывшие игроки, такие как я, Фрэнк Лэмпард, Оле Сульшер и Стиви Джеррард, имеют явное преимущество. При всем уважении, ничто не может заменить реальный релевантный опыт. Мы играли в крупнейших играх с самыми высокими ставками — крупные финалы и международные турниры, по всему миру. Нет такого сценария, с которым бы мы не столкнулись. Опираясь на этот богатый и разнообразный опыт, от школьного футбола до больших европейских финалов, я считаю, что это дало мне преимущество, когда дело дошло до моих тренерских лицензий — и никогда не будет игрока, который мог бы подойти ко мне и сказать: «Покажи нам свои медали, Фаулер!»
В конце концов, я стал полностью квалифицированным тренером с лицензией УЕФА Про и ждал очереди с дракой за возможность пользоваться моими услугами.