Маттеус, Бреме и Клинсманн: неповторимое трио
В 1980-90-х годах в мировом футболе была всего одна лига, в которой вы должны были выступать, чтобы иметь право считаться по-настоящему элитным игроком. Этой лигой была Серия А, где собрались все лучшие игроки мира от Зико до Диего Марадоны. СериАл был самой сложной лигой, в которой было по-настоящему трудно добиться успеха, в основном, потому что команды и тренеры Серии А делали максимальный акцент на тактику среди всех топ-лиг Европы. Вы должны были думать быстро, играть быстро и использовать свои лучшие навыки, чтобы добиться успеха со своей командой.
Некоторые игроки Серии А, возможно, были менее техничны, чем другие, но у них всех был на высочайшем уровне развит футбольный интеллект: они всегда знали, когда наступает подходящий момент для паса, обводки или удара. Большую часть того времени в Серии А было два короля: Платини и Марадона, а позже, в 90-х, в лиге и Европе доминировал Марко ван Бастен вместе со своими нидерландскими соотечественниками: Руудом Гуллитом и Франком Райкаардом.
Голландское трио, столь любимое поклонниками, это история, о которой мы все знаем. Арриго Сакки, воспользовавшись почти неограниченной финансовой мощью Сильвио Берлускони, совершил набег на Нидерланды и собрал урожай из лучших сыновей Страны Тюльпанов. Результат не заставил себя ждать: 4 Скудетто и 2 Кубка Чемпионов. Однако, любимое трио было не только у красно-черной части города.
В 1988 году Интер подписал контракт с немецким дуэтом: Лотар Маттеус и Андреас Бреме перешли из мюнхенской Баварии, а вскоре за ними последовал и Юрген Клинсманн из Штутгарта. Была ли это попытка повторить то, что Милан сделал с голландцами год назад? Вполне возможно.
Первым в клубе оказался Маттеус - тот, кого по непонятным причинам забывают, говоря о величайших игроках всех времен. Термин «универсальный игрок» уже обесценился за последние годы, но Маттеус - воплощение идеального игрока. Он великолепно играл в отборе, мог выступать "якорем" в полузащите, а мог врываться в штрафную первым и вторым темпом атаки и забивать львиную долю голов команды. Кроме этого, несмотря на свой маленький рост, он был великолепен на втором этаже. В футболе не было такого элемента, который Маттеус не мог бы освоить.
Двукратный победитель премии «Немецкий игрок года» Маттеус начал свою карьеру в Боруссии Менхенгладбах в 1979 году и сразу заслужил репутацию одного из лучших молодых полузащитников не только в Германии, но и по всей Европе. Его сильные стороны бросались в глаза даже непрофессионалам, а с опытом выступлений приходила уверенность в своих силах и начинало проявляться природное лидерство. Его выступления за Гладбах позволили Маттеусу перейти в стан гиганта немецкого футбола, мюнхенской Баварии, где он смог совершить очередной прыжок в своем развитии.
Его четыре года в Баварии были богаты на титулы и победы: он выиграл три чемпионства, кубок страны и добрался до финала КЕЧ 1987 года, уступив Порту. Он еще вернется в Баварию, но уже в свой первый приход в Мюнхен он действительно стал игроком европейского уровня, играя, как настоящий лидер, боец и, что самое важное, невероятно умный игрок.
Вместе с ним в мюнхенской Баварии играл левый защитник Андреас Бреме, еще один легендарный игрок, о влияние которого на мировой футбол часто забывают. Уроженец Гамбурга, Бреме впервые примелькался фанатам, играя в Кайзерслаутерне, за который он выходил на поле 154 раза в период с 1981 по 1986 год. Так же, как и Маттеус в Менхенгладбахе, именно здесь Бреме начал развиваться как игрок, прежде чем сделать большой шаг и перейти в Баварию. Его универсальность и способность играть в качестве крайнего защитника на обоих флангах не имела равных в то время. Кроме того, Андреас был абсолютно двуногим футболистом: сложно сказать, какая нога у Андреаса была "для ходьбы".
Бреме не был самым быстрым игроком на поле, но его способность быстро думать помогала ему одерживать верх над противником. К моменту перехода в Интер он уже был опытным игроком сборной и играл вместе с Маттеусом в финале ЧМ-1986. В то лето Интер подписал контракт с двумя игроками, входившими в когорту лучших в мире, но из-за успехов миланских голландцев эти приобретения казались не столь громкими. Но это не имело никакого значения, потому что на тот момент оба этих трансфера можно было с уверенностью назвать идеальными.
К началу сезона 88/89 Интер уже 7 лет был без единого трофея, а без титула чемпиона и того больше - восемь. Команда отчаянно нуждалась в успехе, особенно учитывая, что их соперники обогнали Нерадзурри почти по всем параметрам, даже по уровню звездности составов: у Наполи был Диего Марадона, у Милана были Рууд Гуллит и Марко ван Бастен, а в Турин пришел, чтобы заменить Платини, Лаудруп. В Интере же не было ни одного громкого имени. Маттеус стал первым суперигроком Нерадзурри за очень долгое время, он был тем лидером, который поднял общий уровень команды на поле и вне его. Несмотря на игровые качества новичков, уровень которых не подвергался сомнению, подписание Бреме и Маттеуса в одно окно было большим риском для Интера, учитывая имеющийся тогда лимит на легионеров: немцы заняли 2 неитальянских слота в заявке из трех.
Несмотря на разочаровывающее 5 место по итогам прошлого сезона, руководство решило сохранить во главе клуба Джованни Трапаттони, и, как позднее оказалось, это было правильное решением. Иногда команде просто нужен один стоящий игрок, чтобы повысить уровень всех. Марадона сделал это с Наполи, Йохан Кройфф сделал это с Барселоной, а Маттеус сделал это с Интером. Бреме же сформировал невероятную защитную линию вместе с такими игроками, как Вальтер Дзенга, Джузеппе Барези и легендарный Джузеппе Бергоми. Вместе они допустят лишь 19 пропущенных голов за 34 игры Серии А.
То, что Маттеус делал в течение всего сезона, назвать иначе как экстраординарным язык не повернется. Пока Бреме строил сзади неприступную стену, Лотар делал все остальное, включая изменение остальных игроков. В Баварии он чаще всего играл полузащитника с ролью "box-to-box", эдакого мастера на все руки, но в Интере он был ещё и центром всех атак.
Эта пара не только сама была в отличной форме, но и вывела на пик всех остальных, в частности, Альдо Серену. До прибытия Бреме и Маттеуса он сумел забить около около 40 голов за четыре сезона, но, играя над Маттеусом, он сходу стал Капоканноньере (лучший бомбардир сезона) с 22 голами. Серена никогда не был плохим нападающим, все отмечали его отличный дальний удар, но взаимодействие в паре с игроком калибра Маттеуса подняло его на следующий уровень.
Случай с Сереной - это отличный пример того влияния, которое Маттеус и Бреме оказали на всю команду. Они оба обладали талантом и лидерством, чтобы взять команду, которая заняла пятое место в предыдущем сезоне, и превратить ее в чемпионов страны с непроходимой защитой и смертельной атакой. Под руководством Трапаттони Маттеус и Бреме привели Интер к первому титулу в Серии А за почти десятилетие, и следующим летом к ним на Сан Сиро устремился еще один их соотечественник.
Рамон Диас провел неплохой сезон, а с Сереной они сформировал достаточно опасный дуэт, но Трапаттони не сводил глаз с другого нападающего - еще одного немца. В 1988 году, пока Маттеус и Бреме завоевывали скудетто, Юрген Клинсманн вывел Штутгарт в финал Кубка УЕФА, а сам выиграл награду "Игрок Года в Германии". Клинсманн не был самым физически крепким нападающим в мире, он скорее был похож на мачту, которую любой порыв ветра мог сломать и повалить на палубу корабля, но то, чего ему не хватало в физическом плане, он с лихвой компенсировал игровым интеллектом и великолепным голевым чутьем. Переход Клинсманна в Интер выглядел как логичный шаг в его карьере: он покинул команду, которая только что вышла в финал Кубка УЕФА и проиграла, и перешел в ту, которая только что выиграла чемпионат и теперь желала произвести впечатление в Европе.
Клинсманн отлично начал в Италии и забил первый гол за новый клуб уже в своей второй игре - в гостевом матче с Болоньей: взлетел над штрафной площадкой соперника и вколотил мяч в сетку головой, замкнув навес Маттеуса со штрафного. Прекрасный гол, наглядно показавший сильные стороны немца. Затем будет великолепный матч с Пьемонтом (1+1) и первый хет-трик за Интер. Этот хет-трик в Вероне окажется единственным за сезон, но Юрген все равно станет лучшим бомбардиром команды с 15 голами, правда, возвращаясь к Рамону Диасу, он забьет столько же, сколько и аргентинец в предыдущем году.
В итоге получаем Интер с 3 немцами, все на пике своей формы, но смогут ли Нерадзурри сохранить Скудетто? К сожалению, нет. Вдохновленный Марадоной Наполи выигрывает свой второй титул за четыре сезона, обогнав Милан на два очка, а Интер финишировал третьим, набрав столько же, сколько и заклятые соперники из Турина. Для трио в индивидуальном плане это был хороший сезон. Клинсманн лучший бомбардир команды, Маттеус второй, плюс большая часть голов Юргена была забита с передач Лотара, а защита во главе с Бреме стала четвертой лучшей в лиге. Не так впечатляюще, как в предыдущем сезоне, но все же неплохо.
Минувший сезон нельзя назвать успешным для команды Трапаттони, но для трио серый футбольный год закончится невероятным летом, на котором Маттеус, Бреме и Клинсманн поведут за собой сборную Западной Германии к победе на чемпионате мира в Италии. Маттеус финиширует с четырьмя голами за турнир, а Клинсманн и Бреме с тремя, причем последний гол Андреаса становится победным в финале против Аргентины. Несмотря на то, что эта победа была добыта не в черно-синих цветах Интера, тифози Нерадзурри чувствовали причастность своего любимого Клуба к этой победе, ведь их звезды стали ключом к триумфу.
Грядущий сезон 90/91 был многообещающим для новоявленных чемпионов мира, так и произошло. Да, Интер не вернул себе титул Серии А, но зато команду ждал долгожданный успех на континенте: был взят Кубка УЕФА. Что касается домашних турниров, то команда Трапаттони стала третьей в чемпионате, пропустив на первое место сенсационную Сампу и набрав столько же очков, сколько и ставший вторым Милан, и дошла до 1/4 финала кубка Италии, но вернемся к Кубку УЕФА, где Интер действительно был хорош.
После поражения со счетом 2:1 в первом раунде от австрийского Рапида Интер отыгрался дома: победа 3:1, дубль у Берти и победный гол в овертайме от Клинсманна. В следующем раунде история повторилась: Астон Вилла одержала победу на Вилла Парк благодаря голам Кента Нильсена и Дэвида Платта, а в ответном поединке вновь гол Юргена помог пройти дальше.
Может показаться что Клинсманн был главным героем того европейского похода, но не будем забывать о Маттеусе и Бреме - их вклад в победы был столь же велик, особенно против Виллы. Сам Маттеус, наконец, забил уже в следующем раунде против Партизана: сначала своим голом положил начало домашнему разгрому, а затем сравнял счет в гостях.
Впереди был четвертьфинал, который стал, возможно, «самым итальянским» в истории Кубка УЕФА: четыре из восьми команд представляли Серию А.
К этому моменту Интер верил, что они могут пройти весь путь до конца, благодаря менталитету победителей Бреме, Маттеуса и Клинсманна - после успеха в Кубке мира они чувствовали, что ничто не сможет их остановить на пути к триумфу. Следующей была бита Аталанта: нули в Бергамо и голы Серены и Маттеуса на Сан Сиро. Этот же сценарий повторился и в полуфинале со Спортингом: гостевая безголевая ничья и победа 2:0 дома - на сей раз забил и Маттеус, и Клинсманн. Эти двое в итоге закончат сезон с 40 голами на двоих.
В двухматчевом финале Интер ждала Рома с еще одним звёздным немцем того времени - Руди Феллером. В первом матче будущий игрок Тоттенхэма Никола Берти сделал счет 2:0 после того, как Маттеус реализовал пенальти - это преимущество позволило Интеру безболезненно проиграть в Риме на Олимпико 1:0. Впервые с 1965 года европейский титул достался Нерадзурри. Кстати, судил первый матч финала наш соотечественник Алексей Спирин – один из самых успешных советских арбитров 1980-х и будущий председатель инспекторского комитета РФС.
Этот триумф оказался высшей точкой для немцев в Италии, поскольку уже в следующем сезоне они займут лишь восьмое место в Серии А, оказавшись ближе к вылету, чем к медалям, и будут выбиты из Кубка УЕФА уже в первом же раунде скромной Боавиштой. Трапаттони ушел после победы в Кубке УЕФА, а без него все пошло насмарку. Маттеус и Бреме не молодели и для всего трио настала пора говорить Интеру "прощай".
Конечно, что касается титулов, то голландское трио Милана впереди, но для фанатов Интера их немцы были столь же важны, а многие скажут, что даже важнее, чем Ван Бастен, Гуллит и Райкаард для Милана. Три легенды мирового футбола зарекомендовали себя, играя среди лучших игроков мира в самой жесткой лиге мира. В итоге время, которое это трио провело в Италии, стало успешным: Маттеус стал одним из лучших полузащитников в самой сложной лиге в мире, Бреме доказал, что он также является выдающимся игроком и способен выстроить себя непроходимый оборонительный редут, а Клинсманн смог сделать шаг вперед и стать нападающим мирового класса в большом клубе, сыграв огромную роль в победе Интера в Кубке УЕФА.
Автор: Том Скоулз, журнал These Football Times. Перевод: Дмитрий Золотенков, Canale Sforzesco.
Автор: Том Скоулз, журнал These Football Times.
Перевод и редакция: Дмитрий Золотенков, Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco.
почитайте соответствующую литературу, например, очень рекомендую книгу Доминика Декоко, помощника Элленио Эрреры, создателя Ла Гранде Интер. Так вот, Декоко сетовал на то, что все итальянские команды играли по строгим лекалам, игнорируя анализ в режиме, так сказать, онлайн, то есть в игре. Именно по этой причине Ювентус проигрывает финалы ЛЧ, так как они привыкли действовать в рамках схем, не используя интеллект.
Так что стереотип про умный тактический итальянский футбол на самом деле не более чем стереотип. Как только все команды научились действовать дисциплинированно, так Италия и начала отлетать. ЧМ 10, 14, на 18 вообще не попали.
Такого же мнения придерживается и легендарный в прошлом тренер Болоньи Энцо Горломи, создатель знаменитой тройки блючеркьяти.
Взгляните на Конте, одного из величайших итальянских тренеров за всю историю аппенинского футбола, он тоже сторонник строгих схем, но никак не интеллектуального футбола.
В этой связи считаю ошибочным определение итальянского футбола такими терминами, как "интеллектуальный" и "умный". Хватит играть в лукомских.