8 мин.

«Посмотрите на Руслана Малиновского. Думаю, быть «новым Ворониным» ему по силам». Иван Громиков ответил на ваши вопросы

В блоге Бундеслига.ру продолжается серия текстов «Вопрос-ответ». Каждую неделю в нашем блоге новый гость – неравнодушный к Бундеслиге человек, который хорошо разбирается в футболе. У наших читателей есть несколько дней, чтобы написать для гостя вопросы, которые будут заданы герою, а позже все ответы будут опубликованы в нашем блоге. Как бонус, мы просим гостя выбрать, какой из всех вопросов был самым интересным и оригинальным.

Нашим новым гостем стал Иван Громиков, футбольный обозреватель, комментатор телеканалов Сетанта Евразия и Сетанта Украина, соавтор подкаста Boxing Day на SportHub. Основная тема беседы – немецкий футбол. Также мы поговорили с Иваном о Второй Бундеслиге, об украинцах и немного об АПЛ.

О немецком футболе

- Как Вы отнеслись к идее доиграть сезон в Бундеслиге без зрителей? Тяжело ли комментировать игры без зрительского антуража?

Как к вынужденной мере. Конечно, ситуация не идеальная, но лучше так, чем без футбола вообще. Игры комментировать было непривычно, но достаточно быстро втягиваешься и в такую атмосферу. К тому же, тогда, в середине мая, я делал первую игру в прямом эфире за два месяца — и это была радость сама по себе. Да, немцы шли без интершума, в других странах он хорошо заходил. Со временем уже и не придавал значения отсутствию зрителей, потому что в ушах были привычные звуки.

- О завершении карьеры какого немецкого футболиста Вы сожалеете больше всего?

По правде говоря, я не сожалею, когда кто-то из любимых игроков завершает карьеру. На ностальгию пробивает позже, но это, скорее, ностальгия по времени, которое символизировали те или иные игроки. Лучше возвращаться в детство. Пусть это будет Карстен Янкер. Понимаю, что для немцев он ассоциируется с почти «темными временами» в местном футболе, когда даже «Бавария» добивалась результатов страданиями, а не игрой. Но у меня свои ассоциации, я ничего против такого футбола не имею, и Янкер — это теплые воспоминания.

- Кто для Вас лучший немецкий игрок сезона в Европе?

Буду банальным: Тимо Вернер. Я особых вариантов не вижу, а Вернер победитель хотя бы по той причине, что сумел конкурировать с Левандовски. По правде говоря, он меня вообще приятно удивил в последнюю пару лет.

О Второй Бундеслиге

- Насколько неожиданно первое место Арминии во 2-й бундеслиге?

Я начал комментировать Вторую Бундеслигу только в мае, и я не могу полностью оценить того ожидания, с которым сезон начинался. Понятно, что «Арминия» не была в числе фаворитов, но ее преимущество в том, что Уве Нойхаузу удалось сделать достаточно гибкую команду. «Арминия» могла добиваться результатов по-разному. Да, это достаточно неожиданно, но абсолютно нормально, что именно такие команды на уровне Второго дивизиона обходят тех, над кем довлеют большие ожидания.

- За счет чего смог закрепиться в тройке Хайденхайм?

Они не так, чтобы и закрепились. Скорее, вырвали себе эту позицию благодаря слабостям «Гамбурга». То же, что и по «Арминии», но в меньшей степени. Команда неплохо организована, несмотря на явный потолок в кадрах. Тренер, с которым прямо ассоциируется клуб, и который на протяжении многих лет заставляет его прыгать выше головы.

- Как Вы в целом оцениваете уровень 2-й бундеслиги?

Если брать вторые дивизионы, то я могу сравнивать только с Чемпионшипом. Но тут я предвзят, потому что Чемпионшип считаю самым интересным турниром в клубном футболе. «Уровень» - вообще штука относительная. Я стараюсь избегать таких оценок применительно к чемпионатам. Все они недалеко друг от друга, если мы говорим о ведущих странах. Могу сказать, что вторая Бундеслига — интересная. Точно интересной она была в тот период, когда я ее комментировал, и матчи вроде «Гамбург» — «Киль» мне запомнились. Конкуренция за первые позиции тут более открытая, чем в элите, и это уже победа для нейтрального зрителя.

Об украинцах

- Почему у Коноплянки и Ярмоленко не получилось заиграть в бундеслиге?

Я бы их случаи разделял. Коноплянка, на мой взгляд, не обладает правильным менталитетом. После того, как он уехал в Европу, мы только и слышали, что во всем виноваты тренеры, с которыми он работает. Такого не бывает. И что в итоге? Он вернулся в Украину, чтобы быть запасным в «Шахтере».

Коноплянка — изначально более талантливый игрок, чем Ярмоленко. Более технически одаренный. И это может сказаться на твоем отношении, когда ты поздно попадаешь в конкурентную среду, а у себя дома привык быть большой звездой.

Ярмоленко в Дортмунде не повезло с травмой, еще и изменения в клубе по ходу сезона. У него и в «Вест Хэме» похожая ситуация. Понятно, что и к нему есть вопросы. Но Ярмоленко много работал уже в зрелом возрасте, чтобы выйти на какой-то уровень, у него этого не было изначально. И получается, что некоторые вещи он осваивает с опозданием — на несколько лет позже футболистов из Европы, с которыми конкурирует. Травматичность сказывается. Очевидно, что Андрей пересидел в Украине, прежде чем поехал в Дортмунд.

- Когда появится новый Шевченко или хотя бы новый Воронин? Кто это будет?

Насчет Шевченко — это очень высокая планка. Мы говорим об обладателе «Золотого мяча», их и в больших футбольных странах можно пересчитать на пальцах одной руки. Это уникальные футболисты в своей среде, и нам повезет, если мы еще увидим нового Шевченко.

«Воронины» возможны. У него не великий талант, но Воронин — наглый (в хорошем смысле), у него очень пробивной характер. Наверное, сказалось то, что он так рано оказался в Германии. Сейчас появились условия для того, чтобы наши молодые игроки уезжали заграницу на раннем этапе. Да, не в 16, но хотя бы в 22-23. Посмотрите на Руслана Малиновского. Он великолепно играет в составе одной из лучших команд Италии. Думаю, быть «новым Ворониным» с точки зрения успешности ему по силам.

- Что Вы думаете о Викторе Скрипнике? Сможет ли он когда-нибудь вернуться в Бундеслигу? Чем он может помочь условному «Маинцу» или «Аугсбург»?

Возвращаемся к теме Воронина. Как игрок, Скрипник оказался в Германии позже, но сформировался там как тренер. Он понимает условия работы в Германии, понимает местную культуру. В Бремене у него были взлеты и падения, но это нормально для тренера в немецкой Бундеслиге. Да, тут важна оговорка — он продукт конкретной клубной системы, где и стал работать главным. И все же я думаю, что он компетентен для работы в условном «Майнце». Не уверен только, что его будут звать, потому что работа в «Вердере» для Скрипника была просто «нормальной». И он сам, насколько я знаю, хочет после «Зари» продолжать в Украине, есть конкретные предложения.

И немного об АПЛ

- Хотелось бы Вам, чтобы в АПЛ было правило аналогичное «50+1» в немецком футболе?

Что-то такое, и не только в АПЛ, и даже не столько в АПЛ, сколько в низших дивизионах. Но этот поезд давно ушел, назад разворачивать его не станут. Я понимаю, что в английский футбол приходит много инвестиций извне, но становится ли при этом элитный дивизион более конкурентным? Конечно, нет. Мы дошли до того, что финиш на шестом месте клубы воспринимают как подвиг. «У них хорошая команда, им по силам оказать давление на клубы в первой шестерке!». Вот так сейчас говорят, не понимания, насколько печально это звучит.

В Германии есть «Бавария», безусловно, но это уже отдельная история. В целом, английский футбол очень страдает из-за отсутствия нормального контроля над тем, кто приобретает клубы. И речь не о социализме, а хотя бы о том, чтобы не подпускать к покупке тех, у кого-то даже нет своих средств. Страдает местный футбол из-за сумасшедших денег Премьер-лиги, иллюзии о которой отравляют существования клубов поменьше. В этом веке в Англии огромное количество клубов попадало в администрацию, и большинство случаев произошли из-за владельцев-проходимцев. В Германии свои традиции, в Англии традиции привыкли выживать вопреки тому, что происходит с футболом в целом. Возможно, этим они тоже подпитываются, исключать не стоит. Да и хватает примеров, когда неадекватные запросы болельщиков подталкивают владельцев к глупым решениям.

- Второй сезон подряд клуб АПЛ вылетает когда его тренирует немецкий специалист: случайность или закономерность, что немцам (футболистам) сложно в АПЛ? Ведь в Ливерпуле немецких игроков почти нет.

Хорошим игрокам сложно не бывает. Равно как и хорошим тренерам. Разве у Юргена Клинсманна были проблемы в «Тоттенхэме»? Даже Месут, когда он этого хотел, был настоящей звездой в «Арсенале». Роберт Хут — настоящая легенда. Продолжать можно долго. И с тренерам все так же. Ну, Дэвид Вагнер — это не Юрген Клопп, что поделать.

Между Германией и Англией разница не такая большая, как между другими футбольными культурами — то же касается и климата, и уклада жизни. Разница есть, но это не Италия и Англия, например. Так что хорошие игроки обязательно себя проявят. Что касается «Хаддерсфилда» и «Норвича», то это просто слабые команды. Ни те, ни другие не были готовы к Премьер-лиге. «Хаддерсфилду» удалось остаться на второй сезон, потому что нашлись команды слабее, а они сами готовы были пострадать в обороне ради результата. «Норвич» к этому готов не был. Проблема не в том, что Вагнер или Фарке — немцы, а в том, что они не создали хорошие команды, выйдя в Премьер-лигу. Как ни странно, но такое бывает часто. Те, кто выстреливают в Чемпионшипе и подбираются близко, легко могут попасть в борьбу за выживание на следующий сезон. Они через черту переступили, и все вдруг решили, что в Англии появились новые «клоппы».

Лучший вопрос

О правиле «50+1» в АПЛ.

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер.

***