Актер Караченцов не мог без спорта: играл с Ельциным в теннис, почти 40 лет был нападающим команды Ленкома и болел за «Спартак»
А на съемки всегда брал ракетки.
Николай Караченцов – легенда нашего театра и кино. С его именем ассоциируется слава «Ленкома», где он больше 20 лет исполнял роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось». При этом на счету Караченцова более сотни ролей в кино: он снялся в «Собаке на сене», «Двенадцати стульях», «Приключениях Электроника», «Белых росах».
Главный из тиражируемых фактов о Караченцове – трюки в фильмах он выполнял без дублеров.
Все потому, что с детства Караченцов был связан со спортом – учился в спортивной школе, занимался прыжками в воду и входил в сборную Москвы. Караченцов признавался, что его гибкость, растяжка, быстрота реакции – это результат детских тренировок, ведь в секции по прыжкам он занимался акробатикой и гимнастикой.
«Коля говорит: «Чтобы быть артистом, надо быть физически очень сильным». Актерская профессия – это адский труд. Когда Коля был здоровым, он много занимался спортом. Практически ежедневно играл в теннис», – рассказывала жена актера Людмила Поргина.
Перед съемками в «Человеке с бульвара Капуцинов» и «Криминальном квартете» Караченцов изучал каратэ. Его сын Андрей вспоминал: «Он стремился постичь все самостоятельно: занимался единоборствами и ездил на мотоцикле. Конечно, получалось не сразу, бывали и травмы, но он был готов принести себя в жертву профессии. Он очень любил свое дело, и кроме всего прочего, просто был настоящим мужчиной, у которого можно было поучиться жить».
Караченцов обожал теннис. Играл с Ельциным, Тарпищевым и Дунаевским и возил ракетки на съемки, чтобы постучать мячом о стену
Теннис – любовь Караченцова. Он играл еще до начала актерской карьеры и тренировался по несколько раз в неделю. В 2000 году Караченцов рассказывал: «Для снятия уныния я играю в теннис. Увлекаюсь им давно. Он мне необходим. Испытываю просто физиологическое наслаждение от каждого хорошего удара. Проблемы улетучиваются на второй, третий, десятый план, и остается только желтый мячик. Для меня это очень сильное отдохновение души».
Караченцов действительно не мог без тенниса – привозил ракетки на съемки и каждую свободную минуту проводил с ними. «Меня потрясало, что Коля всегда таскал за собой теннисную ракетку и находил свободные полчаса или час, чтобы постучать мячом о случайно подвернувшуюся стенку. Он был строг по отношению к себе, держал форму», – рассказывал советский актер Сергей Мигицко.
Караченцов часто играл с композитором Максимом Дунаевским, а в паре с Борисом Ноткиным актер выходил на корт против пары Ельцин – Тарпищев. Те матчи Караченцов вспоминал так: «Борис Николаевич – человек стеснительный, когда его видят в ситуации, когда он не лучше всех. Поэтому болели только его семья и охрана. Были еще и фотокорреспонденты. Ведь Борис Николаевич впервые взял в руки ракетку, когда был старше 60 лет. Тем не менее пару его подач ловишь, а вдруг так подаст – хрен возьмешь. Я в паре с Борей Ноткиным играл, а он – с Шамилем Тарпищевым. Ну и что нам делать? Проиграли! 6:3, 6:4. Не всухую. Боролись. Кстати, Тарпищев говорит недавно: «Коля, сколько тебе? Шестьдесят? То есть – 6:0? Только первый сет».
Похоже, Караченцов действительно был неплох на корте. Журналист Николай Долгополов рассказывал, что актер очень быстро двигался, любил бегать к сетке и хорошо подавал. В перерывах он постоянно курил, но это не влияло на выносливость – Караченцов не задыхался. Отдельно Долгополов подчеркивал, что актер всегда с уважением относился и к соперникам, и к партнерам по команде: «На корте, где все плохое и хорошее отчетливо прорывается наружу, он оставался тем же благородным Николаем Петровичем Караченцовым».
Вместе с Ноткиным, Ельциным и Тарпищевым актер устраивал любительский турнир «Большая шляпа», в котором играли знаменитые любители тенниса – собиралось не менее 12 пар. При содействии актера проходил турнир «Марго Гаррос» – там играли люди из театров Москвы, а Караченцов всегда был в паре с сыном. Актер пытался с детства внушить ему любовь к теннису.
Андрей Караченцов вспоминал: «Именно папа привел меня в большой теннис. Мне было семь лет, и я тогда не мог понять, зачем это нужно. Мне не нравилось, что этот спорт развивает только одну часть тела – правую. Я говорил: «Папа, ты занимаешься единоборствами, может, мне тоже начать ходить с тобой?» Но он отвечал: «Нет-нет, теннис – замечательный вид спорта, он продлевает жизнь, со временем ты это поймешь». В итоге я достиг уровня кандидата в мастера спорта и, когда встречаю на турнирах игроков за восемьдесят, убеждаюсь в папиной правоте».
Караченцов любил и футбол: болел за «Спартак», почти 40 лет играл за команду Ленкома и организовал турнир вместе с Ловчевым
Футбол Караченцов тоже полюбил в молодости. Актер Евгений Киндинов («Городской романс», «Вас ожидает гражданка Никанорова») рассказывал, что они играли прямо в репетиционных залах МХАТа: «Школа-студия находится рядом с МХАТом, и мы с молодыми артистами играли в футбол прямо в репетиционных залах. Мы играли теннисным мячиком, а ворота обозначали стульями. Тогда еще молодой Вячеслав Невинный был команде МХАТа, а мы с Колей играли за школу-студию».
Театральная жизнь Караченцова сразу тесно переплелась с футбольной. Он 38 лет был нападающим в команде Ленкома, которая играла не только с другими театрами, но и с журналистами. Например, во время гастролей по Волге в 1984 году Олег Янковский организовал товарищеский матч, посмотреть на который пришли 20 тысяч человек. Правда, тогда Караченцов не сыграл из-за травмы ноги, но обычно он действовал с огромной страстью – цеплялся за каждый мяч, был настырным и не замечал соперников, когда несся к чужим воротам.
Хотя легенда «Спартака» Евгений Ловчев оценивал способности Караченцова не так высоко: «Коля был очень спортивный человек, теннисом занимался. Но сказать, что кто-то из актеров уж очень хорошо играл именно в футбол, не могу, откровенно говоря».
Как и многие легендарные актеры того времени (Олег Табаков, Александр Абдулов, Олег Янковский, Игорь Кваша и другие), Караченцов болел за «Спартак». Правда, его любовь к клубу была не страстной, а спокойной. «Я давний поклонник игры «Спартака». Очень надеюсь, что ему удастся взять убедительный реванш за прошлогоднее поражение от армейцев. «Спартак» – хорошая команда», – рассуждал Караченцов на старте чемпионата России 1999 года.
Евгений Ловчев уважает театр, так что вместе с Караченцовым они олицетворяли связь между футболом и театральным искусством. Поэтому в апреле 2014 года появился Кубок имени Ловчева и Караченцова. В первом розыгрыше участвовали восемь команд, а победил театр Стаса Намина. Награждение Ловчев с Караченцовым проводили вместе.
***
В 2005 году Караченцов попал в аварию, машина врезалась в фонарный столб. Актер получил тяжелую черепно-мозговую травму и 26 дней провел в коме.
Несмотря на инвалидность, Караченцов стремился вернуться к привычному образу жизни.
«Мы ведь после аварии нормально восстановились, – рассказывала его жена Людмила Поргина в 2014 году. – Коля ходил, бегал, в теннис играл – раньше ведь без тенниса жить не мог. Но года два назад у него случился приступ. Сгорели нервные окончания в мозге, парализовало левую руку и ногу. Теперь ходит с палочкой, а на дальние расстояния мы берем инвалидную коляску».
После второй аварии, случившейся в феврале 2017-го, Караченцов уже не смог оправиться, а в сентябре того же года у него обнаружили рак. Караченцов скончался 26 октября 2018 года в онкологической больнице.
Как при Сталине снимали кино о футболе: матч = война, Запад проигрывает, «мы» важнее «я»
Фото: globallookpress.com/Olga Khabarova/Russian Look, Viktor Chernov/Russian Look; РИА Новости/Владимир Родионов, Дмитрий Коробейников; yeltsin.ru