Джачинто Факкетти: легенда Интера, опередившая время
В мире футбола величайшее наследие и память оставляют именно те, кто привносит в игру что-то новое, те кто становятся своего рода фольклорными персонажами. Как тренеров, так и игроков помнят по их самым большим достижениям, оценивая их вклад в развитие футбола. Из подобных игроков на ум приходят такие, как Кройф, Марадона, Пеле и Беккенбауэр - все они несли какую-то свою вечную магию.
Поэтому крайне странно, что Джачинто Факкетти часто забывают за пределами Италии, когда говорят о величайших новаторах, игроках, ставших лицом своей эпохи. Это был человек, не просто игравший в футбол, но и демонстрировавший безупречную силу духа и высочайший моральный уровень, который на десятилетия опередил свое время, создав образ современного фулбека; человек, который забил 75 голов в более чем 600 играх за сверхоборонительный Интер.
Многие (и не в последнюю очередь легендарный Эленио Эррера) называли Факкетти величайшим капитаном из всех. И на это есть причины.
Великолепная история Факкетти начинается в тихом северном городе Тревильо в провинции Бергамо. В последующие годы его бывшие учителя отмечали, что он был образцовым учеником: не только старался на тренировках после уроков, но и мечтал стать врачом. Игровая карьера Факкетти началась в местном клубе Тревильене на позиции... центрального нападающего.
С детства Джачинто был лучшим везде: и в школе на уроках, и на футбольном поле. Факкетти с большим успехом играл в нападении, забивая множество голов, преимущественно дальними ударами. Его светлое будущее в футболе было очевидно уже с юных лет, и уже вскоре он вошел в мир Кальчо.
Джачинто обнаружил лично Эррера, который частенько просматривал юниорские турниры по всему региону в поисках талантов, которых он смог бы интегрировать в зарождающийся проект Гранде Интера. Факкетти окажется его величайшим приобретением из всех.
Интересно, что Эррера сразу увидел в Факкетти потенциал именно фулбека и подолгу работал с ним персонально, обучая тонкостям оборонительной части игры, но откровением для него стало то, как быстро Джачинто понял идею катеначчо. Действительно фулбек был, вероятно, одной из самых сложных позиций для игры в системе Эрреры: огромная концентрация, необходимая во всех фазах игры, диктовалась необходимостью разумно выбирать, когда выдвигаться вперед и присоединиться к контратакам.
Факкетти, к удивлению тех, кто не знал о его способности находить в себе силы на новые свершения и стремиться к четкой цели, оказался прирожденным фулбеком. Уже в своей второй игре - против Наполи в 1961 году - он забил и получил самую высокую оценку в матче от спортивных изданий, которые восхищались его способностью играть в отборе, скоростью и мастерством игры в атаке. Он был фулбеком в самом современном значении этого слова, но не забывайте, что это были 1960-ые, и большинство даже самых лучших защитников мира делали только одно: защищались. Но не Факкетти, который быстро завоевал место в старте в клубе, а затем и репутацию настоящего лидера по всей Европе.
Джачинто сыграл в своем первом сезоне в 15 матчах, все еще привыкая к новой роли, - Эррера стремился дать своему птенцу достаточно игрового времени, чтобы он как можно быстрее и безболезненно вошел в систему. Этот постепенный подход сработал превосходно, и уже скоро Интер превратился в «Гранде Интер», уничтожая всех на своем пути и доминируя в национальном чемпионате и европейских турнирах в течение следующего десятилетия. Сердцем и мозгом команды был именно Факкетти, "тренер на поле".
В 1963 году, будучи лучшим защитником лиги, он помог Интеру завоевать их первое Скудетто за девять лет, став катализатором многих атак и забив четыре гола в лиге. Но ещё больше бросался в глаза его вклад в игру в обороне: всего 20 пропущенных голов в 34 играх чемпионата. Именно способность Факкетти играть в защите должна стать уроком многим атакующим защитникам современности. В 1999 году в интервью Gazzetta dello Sport он сказал: «Защитник в первую очередь должен уметь защищаться. Важно уметь помогать игрокам атаки и создавать численное преимущество, но у защитника должно быть все под контролем. Если вы не можете защитить свои ворота, вы просто нападающий, которого переставили на другую позицию».
Пробившись в Кубок Европейских Чемпионов на следующий сезон, Эррера взял курс на завоевание Европы, в надежде повторить прошлогодний успех заклятых врагов из Милана: поднять над головой самый престижный приз клубного футбола. Интер Эрреры идеально подходил для того формата соревнования, который состоял исключительно из плей-офф. Владение мячом, глубокая линия обороны, полная власть над ситуацией на поле, а затем резкий выпад силами блестящего и творческого нападения в лице Сандро Маццолы, Марио Корсо и Луиса Суареса.
Финал КЕЧ 1964 года свел между собой Интер и мадридский Реал. Команда Мигеля Муньоса могла похвастаться самой опасной атакующей линией в Европе в то время, состоящей из великолепных Альфредо ди Стефано, Ференца Пушкаша и Пако Генто. Идея Муньоса заключалась в том, чтобы атаковать Интер через пустые пространства, остающиеся после контратак соперника, используя возможности, скорость и хитрость своих нападающих. У Факкетти, однако, было другое мнение на этот счет.
Многие после финального свистка назвали Факкетти игроком матча за его бесчисленные действия в атаке, но именно его вклад в защиту - самоотверженный, смелый и бескомпромиссный - заставил прессу восторгаться. Он играл узко и близко по отношению к своим центральным защитникам, чем гарантировал, что скоростные нападающие мадридского Реала останутся на сухом пайке на протяжении всей игры.
Победа со счётом 3:1 в Вене наградила Интер Эрреры прозвищем «Гранде Интер» в честь «Гранде Торино» Эрнё Эрбштейна и Валентино Маццолы. Клуб повторил свой успех вновь уже в 1965 году, обыграв Бенфику легендарного Эусебио, благодаря единственному голу Жаира. К 22 годам Факкетти уже был двукратным клубным чемпионом Европы.
В сезоне 1965/66 Факкетти был наиболее опасен для противника. Он забил 12 мячей в 38 играх во всех соревнованиях и снова помог Интеру завоевать Скудетто, на этот раз оказывая больше влияния на атаку, чем на защиту. Его скорость оказалась суровым испытанием для защитников противника, а его способность бить издалека, навешивать и простреливать приводила к тому, что соперник вынужден был нарушать стартовую схему и план на игру, чтобы удержать Факкетти под контролем. В результате его действий противники непрерывно ломали свою голову над тем, как остановить левого защитника Интера.
Следующий сезон, 1966-67, окажется самым разочаровывающим за всё время правления Эрреры. Скудетто будет проиграно всего на одно очко достаточно серым «бьянконери», сумевшим забить всего 44 мяча за 34 тура. посему все мысли Факкетти были обращены к финалу КЕЧ в Лиссабоне против Селтика.
Сыграв ключевую роль в тяжелейшем трёхматчевом полуфинале (серий пенальти при одинаковых результатах обоих матчей тогда ещё не было, так что проводилась дополнительная встреча) против софийского ЦСКА - Джачинто забил в первом и втором матче из трех и получил шанс на хет-трик из европейских титулов. К сожалению для человека, который в те годы был иконой стиля итальянского футбола с тысячами поклонниц, у Джока Стейна из Селтика было свое мнение на этот счет. Несмотря на то, что Интер открыл счёт уже на 7-й минуте встречи, мир увидел победу легендарного состава Кельтов, который позже назовут «Лиссабонскими Львами».
После от бестрофейного сезона Факкетти пришлось ждать еще 12 месяцев, прежде чем наступил величайший момент его карьеры. Дебютировав за сборную Италии в 1963 году и составив с коллегой по Интеру Тарчизио Бурньичем (подробнее о Бурньиче читайте в посвящённой ему статье нашего блога) самую грозную пару фулбеков своего времени, Факкетти вышел на мировой уровень, а уже в своей второй игре за сборную поучаствовал в легендарной победе над бразильцами во главе с Пеле на Сан-Сиро. Потрясающая игра в том матче окончательно закрепила имя Джачинто Факкетти в списке величайших звезд мирового футбола.
Его первым крупным турниром со Скуадрой Адзурри станет чемпионат мира 1966 года в Англии. До сих пор многие называют то поражение итальянцев от сборной Северной Кореи величайшей сенсацией всех чемпионатов мира. После матча Факкетти написал письмо с извинениями за свою плохую форму простому английскому журналисту, который еще до старта турнира назвал Джачинто в одной из своих колонок лучшим защитником в мире. Таков был Факкетти - истинный джентльмен. В течение всей его истории успеха, его неустанных набегов на защитные линии соперника и его жестких, почти удушающих, действий в обороне, Факкетти всегда сохранял достоинство и порядочность. Он обладал честью и честностью игрока в крикет и никогда не позволял личной выгоде затмить профессиональную этику.
На чемпионате Европы 1968 года Факкетти, который к тому моменту уже почти два года являлся капитаном национальной сборной, приведет Италию к величайшему достижению под его руководством.
Многие помнят Евро-68 как чемпионат, в котором участвовало всего 4 команды (забывая о предыдущих стадиях турнира, которые просто-напросто проходили в формате домашнего и гостевого матча – так в ¼ финала Факкетти вновь ждало тяжелейшее противостояние с крепкими болгарами: гостевое поражение 2:3 и домашняя победа 2:0), но этот турнир подарил Факкетти единственный титул в его международной карьере. Победа над Югославией со счетом 2:0 в финале турнира привела к тому, что Факкетти стал капитаном чемпионов Европы и начал свой путь на ЧМ-70 в Мексику, на один из величайших финалов Кубка мира всех времен.
Факкетти к тому моменту был безоговорочным лидером Адзурри, взвалившим на себя приятную ношу - привести к титулам таких звезд, как Джиджи Рива, Джанни Ривера, Дино Дзофф, Пьерино Прати и Сандро Маццола. Выйдя из группы после единственной победы над Швецией со счетом 1:0, Италия в 1/4 финале встретилась с хозяйкой турнира, сборной Мексики. Адзурри, вдохновленные Джиджи Ривой, сделавшим дубль в тот вечер, прошли дальше, а Факкетти порядком потрепал оборонительную линию североамериканцев. Мексика ничего не смогла противопоставить его скорости, мощи и агрессии.
В полуфинале Италия сошлась с, пожалуй, самой сильной командой Европы того времени (будущими чемпионами Европы-1972) - сборной Западной Германии. Имея в своих рядах Франца Беккенбауэра, Герда Мюллера, Зеппа Майера и Берти Фогтса, Манншафт проиграла итальянцам со счетом 4:3 в овертайме перед 102 тысячами болельщиков на легендарном стадионе Ацтека. Для многих итальянцев этот матч остается величайшей игрой их сборной за всю историю кубков мира, а ФИФА назвала его "невероятным испытанием выносливости и воли".
Пересматривая сейчас ту игру, в очередной раз поражаешься игре Факкетти. В матче, в котором игроки бегали целых два часа на неумолимой мексиканской жаре, Факкетти действовал, как спецназовец на секретном задании. Он ни на секунду не останавливался, постоянно утягивая немцев в вязкую и жесткую борьбу, чтобы удержать лидерство Италии. Он не переставал командовать не только своей защитой, но и нападающими. А главное, что он и не думал сдаваться.
Своей уверенностью, бесстрашием и самообладанием Факкетти по праву завоевал звание одного из величайших капитанов в истории чемпионатов мира. Он вывел свою команду в финал, где они вновь, спустя 7 лет, столкнулись с великим Пеле и бразильцами.
Как ни странно, две по-настоящему великие команды сыграли на удивление односторонний финал: Бразилия выиграла со счетом 4:1, устроив в атаке настоящую футбольную самбу. На деле Италия ни минуты не контролировала матч, несмотря на то, что счет 1:1 держался почти полчаса. Бразилия владела мячом, была лучше готова к погодным условиям и в итоге поставила Италию на колени. Всегда любезный Факкетти хвалил Бразилию после финального свистка, демонстрируя удивительную стойкость даже в самый тяжелый момент: «Бразильцы - настоящие чемпионы, они заслуживают этой победы. Я поздравляю их, но еще больше поздравляю своих товарищей по команде. Мы отдали себя нашей стране целиком, но таков спорт».
Факкетти продолжал вести за собой Италию до 1977 года, еще раз сыграв на мундиале в 1974 году. Его последний матч за сборную будет сыгран против Англии на Уэмбли, когда он, уже в возрасте 36 лет, превосходно сыграл либеро, несмотря на поражение Италии со счетом 2:0.
Будучи любимым капитаном Адзурри на протяжении почти 15 лет, Факкетти, наконец, ушел в отставку имея в активе 94 игры за свою страну, но что более важно, он завоевал уважение и обожание футбольного мира. Его поразительная стабильность в течение всех этих лет в составе сборной Италии позволила ему стать одним из лучших защитников не только своего времени, но и за всю историю футбола. Его талант и способности сопоставимы лишь с его интеллигентностью и честностью - чертами, которые отличают настоящего мужчину.
С Интером Факкетти продолжит блистать вплоть до 1978 года, за это время он вновь выиграет Скудетто в 1971 году и Кубок Италии в своем последнем сезоне. Факкетти также станет одним из немногих защитников, кто сможет взойти на пьедестал в голосовании на Золотой Мяч от France Football в 1965 году, заняв второе место сразу после Эусебио. В 1970 году он вошел в состав сборной года ФИФА, в 2015 в Зал Славы Сборной Италии, а в 2019 в первый созыв Зала Славы Интера.
После завершения карьеры Факкетти останется в клубе, в котором он сыграл 629 игр, сначала в качестве тренера, а затем в качестве спортивного директора и президента. В его честь клуб изъял из обращения его 3й номер и продолжал выплачивать зарплату до самой его смерти в 2006 году.
Повлияв на целое поколение итальянских защитников, прежде всего на Паоло Мальдини, который на протяжении всей карьеры рассказывал о влиянии Факкетти на него, он ушел от нас легендой. Человек, чей талант футболиста был так чудесно дополнен его человеческими качествами.
Сандро Маццола, большой друг Факкетти и его товарищ по команде на протяжении более десяти лет в Интере и в сборной Италии, однажды так сказал о своем бывшем капитане: «Он был величайшей фигурой на поле и вне его». Достойные слова о человеке, который заслужил место в истории рядом с такими звёздами, как Беккенбауэр, Кройф, Пеле и Марадона.
Автор: Омар Салим, журнал These Football Times.
Перевод и редакция: Дмитрий Золотенков и Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco.
Читайте также: Тарчизио Бурньич — по прозвищу «Скала» и Сандро Маццола: воссоединение с отцом на футбольном поле