«Ахмат», который все-таки вылетел из РПЛ: жаловались Путину на судей и требовали расширить лигу
А Кадыров дарил Vertu.
В 2004-м «Терек» – тогда о переименовании в «Ахмат» речи не шло – главная сенсация нашего футбола. Весной он выиграл Кубок России – ни до, ни после это не удавалось клубу первого дивизиона. Летом дебютировал в Кубке УЕФА – тот, что в итоге выиграл ЦСКА, – прошел там «Лех» и остановился в шаге от группового этапа. Осенью гиперуверенно поднялся в Премьер-лигу: сто набранных очков, серия из 21 матча без поражений, 38 голов Андрея Федькова (непревзойденный рекорд).
В чемпионате «Терек» играл тогда в Пятигорске, матчи Кубка УЕФА – в Черкизово, а счастливой делал всю Чечню. «После наших побед боевики могли голыми руками брать Грозный. Защитники города на радостях все патроны от радости выпустили в воздух. А те, кто далек от футбола, спрашивали: «Что, опять война началась?» – вспоминал главный тренер Ваит Талгаев.
Праздник длился всего год: «Терек» рухнул обратно в первый дивизион. 14 очков – так мало в 2017-м набрала только нищая «Томь».
Через два года грозненцы вернулись в высшую лигу – и с тех пор не выступали так плохо. Только в чемпионате-2019/20 «Ахмат» надолго опустился в зону вылета, период самоизоляции провел вообще на последнем месте, но в июне все-таки ожил и вынырнул (сейчас он 13-й).
Тренер Талгаев хотел сохранить весь состав-2004 и никого не покупать. А еще не любил легионеров (хотя ему обещали игрока сборной Италии)
После победы в первом дивизионе Талгаев пришел к руководству и предложил: не брать зимой вообще ни одного новичка, полностью сохранить победный состав и играть в Премьер-лиге им – из благодарности. Бомбардиру Федькову тогда был 31 год, капитану Гайсумову – 37, вся основа – Терехин, Боков, Хомуха, Шмарко, Булатов, Клюев – их ровесники.
Талгаеву отказали. А когда зимой стали подвозить новичков, тренер выделял среди них 27-летнего Геннадия Нижегородова (порвал крестообразные связки и пропустил почти год) и 28-летнего Романа Шаронова, который предпочел Грозный варианту в Китае.
Шаронова Талгаев взял по договоренности с Курбаном Бердыевым – как и Руслана Нигматуллина (тот приехал на сборы «Рубина», не договорился и перебрался в другой отель, к «Тереку»). Вратарей вообще оказалось слишком много: к имевшимся добавили еще Дмитрия Гончарова, чуть не подписали Илью Близнюка и интересовались Платоном Захарчуком.
Основной кипер, украинец Савченко, на первом сборе был единственным иностранцем. Новых Талгаев принимал плохо, пример – камерунец Атангана: «Один матч сыграет неплохо, в другом бежит непонятно куда. Пытаешься до него докричаться – не понимает». Для удобства «Терек» искал легионеров в Турции – просто потому, что там проходил сборы. Так нашелся турок Туна Тамер.
Таглаев признавал, что с трудом ладит с игроками не из ближнего зарубежья: «В душу к ним не залезешь». Во время интервью Юрию Голышаку в Белеке он с подозрением показывал на агентов, которые вились в лобби отеля: «Смотрите: вон двое стоят. Трое в аэропорту встречали. Один с нами в самолете летел. И всякий предлагает лучших игроков мира. В прошлом году 11 иностранцев посмотрели – ни один не подошел. Даже бесплатно не взял бы. У них сейчас чемпионаты идут, все в форме – на фоне наших отпускников могут показаться. Контракт подписывают, сразу сдуваются. Совсем другие люди. В прошлом году привозили нам хорвата, обещали, что на своей позиции будет лучшим в Европе. Два миллиона стоил. Что ж, говорю, тогда в «Терек» его привезли, а не в «Реал»? Посмотрел на него – слабее Скокова, которого мы бесплатно получили».
Вице-президент Хайдар Алханов обещал зимой «игрока сборной Италии». Какого именно, не уточнил (в 2005-м итальянца приобрел «Локомотив» – Франческо Руополо).
Талгаев ждал «нападающего-миллионера» – и получил Александра Ширко, который всего раз вышел в старте, в июле расторгнул контракт через РФС и вернулся в «Шинник».
Летом, когда в Грозном поняли, что вылетают, наконец обратились к легионерам: прибыли словенцы Покорн и Лазич, бразилец Эдер и украинец Бойко, а также Ларри Кингстон и Огнен Короман. Серб за четыре месяца забил всего один гол, так еще и оказался для «Терека» непомерно дорогим (два миллиона евро по данным Transfermarkt). За Коромана перед «Крыльями» не рассчитались даже к ноябрю. Палата по разрешению споров попросила КДК снять с «Терека» шесть очков – в итоге из 20 осталось 14.
Самым молодым игроком на тренировках «Терека» оказывался Аджинджал. 30-летний Аджинджал
«Пока боюсь вылететь. Устал от торжеств, пора с ними завязывать. Только награждали дважды», – говорил незадолго до старта сезона Ваит Талгаев.
Начал «Терек» с поражения в Суперкубке от «Локомотива», а на старте чемпионата получил суровый календарь: в первых восьми турах – четыре московские команды и «Зенит». «Терек» одолел дома крепкие тогда «Крылья» и «Сатурн», но эти две победы остались единственными за первый круг.
Второй начали с побед над ЦСКА и «Крыльями» и ничьей с «Зенитом». «Терек» ушел с последнего места, опережал «Ростов» и отставал от «Алании» на два очка, но дальше посыпался, избежав поражений всего в двух матчах до конца сезона. Грозненцы вылетели за четыре тура до финиша.
«Вылетал «Терек» спокойно – проигрывал и проигрывал, без всплесков, – вспоминает в разговоре со Sports.ru журналист Константин Алексеев, освещавший «Терек» в «Спорт-Экспрессе». – За год, к Премьер-лиге, команда так и не поменялась.
«Терек» просто недооценил ее силу и был слишком благодарен тем, кто поднял команду наверх. И денег-то особенно не было, и заманить тех, кто готов жить в Кисловодске и ездить на матчи в Пятигорск, непросто, и спортивный директор был человеком абсолютно неизвестным [весной этот пост займет Александр Бондарь].
Характерен случай с зимних сборов. На тренировке упражнение «квадрат» – в центр должен зайти самый молодой. Руслан Аджинджал спокойно стоит, ждет начала – как он мне потом рассказывал, и в мыслях не было ему, 30-летнему, заходить. А ему партнеры говорят: «Русик, ты по сторонам-то посмотри». Вокруг все только старше Аджинджала. В свои 30 он был самым молодым».
Показателен и апрельский матч с «Зенитом». Приехав на «Петровский», Талгаев вспомнил, что был здесь как тренер еще в 1994-м. В его «Эрзу» тогда играли Гайсумов и Хомуха, а в составе «Зенита» им противостоял Максим Боков. Гайсумов и Боков вышли против «Зенита» в 2005-м – и сгорели 1:5. Хет-трик оформил Андрей Аршавин.
Талгаева сравнивают с Бердыевым: строгий и молчаливый тактик без мобильника. «Терек» не отпускал его в отставку и выставлял крайними ветеранов (Нигматуллина обвиняли в сдаче матча)
В «Терек» Талгаева пригласил Ахмат Кадыров – бывшему главе Чечни тренер обещал выйти в высшую лигу. «Верю, что он откуда-то сверху все видит, – признавался Ваит после смерти Ахмата-Хаджи. – У меня ощущение, что он сказал: «Ребята, все, что мог, для вас сделал. Дальше – сами». Теперь именем Ваита Талгаева названы улицы – в его родовом селе Старые Атаги и в Грозном.
«К 2005-му команда очень постарела, – считает Константин Алексеев. – Возможно, еврокубки обманули – и с «Лехом» хорошо выглядели, и с «Базелем». Даже в Швейцарии были шансы – чистый пенальти в ворота соперника не поставили.
Как тренер Талгаев – что-то в духе Бердыева. Они дружат, работали в связке в Казахстане. Ваит тоже всегда любил тактику. Тогда еще только зарождалась система игры в линию – Талгаев один из первых перешел на нее и подробно объяснял, как использует эту тактику. Указаниям Талгаева все следовали – просто физически не выдерживали скорости Премьер-лиги».
«Олича или Кержакова никто у нас не догонит и от защитников никто не убежит. Спасение – в грамотной тактике», – говорил сам Талгаев. Спасались, как объясняет Sports.ru вратарь Гончаров, редко: «Оставляли зазор [между игроками]. Соперник успевал принять мяч, плотно с ним никто не играл – отбирать должны были за счет опыта».
Терехин считает минусом Талгаева его характер: «Необщительный. Закроется, кассеты смотрит, лишний раз не крикнет, не пропесочит. Ему бы с ребятами поговорить, этого немножко не хватало. А тренировки сильные». «Ваит очень скромный мужчина, никогда не имел мобильного. Так и не знаю, завел ли. Чтобы дозвониться, надо было искать как-то по городским телефонам», – добавляет Алексеев.
Талгаев несколько раз рвался в отставку. Писали, что руководство «Терека» не отпускало и делало крайними игроков: например, Ширко, Хомуху или Терехина. А Нигматуллина обвинили в сдаче игры с «Рубином» (1:5). «Думаю, его оговорили, – считает Гончаров. – Но больше за «Терек» Нигматуллин уже не играл. Перед следующим домашним матчем заходит в раздевалку Рамзан [Кадыров], глазами сверкает: «Кто у нас сегодня вратарь?» Я понимаю, что любая моя ошибка будет рассматриваться под микроскопом. И решил максимально упростить игру. Проще всего встать на ленточку – до чего дотянулся, до того дотянулся. Формально ни в чем виноват не будешь».
Приняли заявление Талгаева, только когда стало ясно: «Тереку» не спастись. Главным стал Александр Тарханов – Талгаев позвал его к себе в помощники заранее, еще летом, ссылаясь на проблемы со здоровьем. Формально Тарханов получил должность консультанта – и только за три тура до конца стал и. о.
«Ваит очень переживал последние неудачи, у него появились проблемы со здоровьем. Он буквально умолял отпустить его. Говорил, что не может даже ехать на игру с «Динамо». Талгаев сильно переживает и за своего брата, который серьезно болен», – рассказал Алханов.
Талгаев остался в Кисловодске – на лечении – и услышал напоследок, что в «Тереке» его всегда ждут. Позже он еще раз вывел команду в Премьер-лигу – и второго шанса там не получил (пост занял Леонид Назаренко).
«Терек» базировался в советском пансионате в Кисловодске, играл в Пятигорске и держал офис в Москве (там работали 4 человека)
На грозненский стадион имени Билимханова «Терек» переехал ко второму заходу в РПЛ в 2008-м. В 2005-м команда моталась между базой в Кисловодске и ареной в Пятигорске. Талгаев называл это главной организационной проблемой, Алханов – ключевым фактором вылета.
А офис «Терека» вообще располагался в Москве – в районе Шелепихинской набережной.
«Кисловодская база «Терека» — обычный советский пансионат. Совсем маленький, команда занимала его полностью, – вспоминает Алексеев. – Помню, как пресс-служба мучалась без качественного интернета. Нужно было сфотографировать и отправить заявку для Кубка УЕФА. Это сейчас просто, а тогда, помню, посылали по модему – целая история.
В офисе в Москве, по сути, было четыре работника — гендиректор с замом, спортивный директор и секретарша. Это тоже подчеркивает: полноценно к высшей лиге «Терек» в 2005-м году еще не был готов».
По впечатлениям Шаронова, Кисловодск словно застрял в советских 80-х: «Здесь все очень размеренно, без каких-то событий».
«Сколько раз меня отпускали гаишники в Воронеже, сколько раз узнавали во Владикавказе, где боготворили «Аланию». А «Терек» в Пятигорске был неместным, и нам не давали никаких поблажек. Наоборот: «А, футболист. Значит, и побольше может заплатить. Что нам этот «Терек», – говорит Sports.ru Гончаров.
От кисловодской скуки Гончаров на выходных мотался за 500 километров – на Азовское море, на виндсерфинг. «Хомуха смеялся, когда я в номере базы прятал доски для вейкборда, – вспоминал вратарь. – Чеченскому руководству это могло не понравиться».
Кадыров еще не был вовлечен в дела «Терека», потому что только занимался Чечней. Но играл в двусторонках, платил вовремя и дарил Кингстону Vertu
Рамзан Кадыров тогда всего год как стал президентом клуба. Он заглядывал на базу в Кисловодск, бегал босиком вокруг поля, бил Гончарову пенальти и участвовал в двусторонках. Глава Чечни принимал ключевые для «Терека» решения – вроде приглашения Тарханова.
В «Тереке» в срок выдавали зарплату, а Талгаев ни в чем не нуждался: «Даже больше сделано, чем обещалось». Гончаров вспоминал, как Кадыров обратился к команде: «Тут говорят, у меня долги. Так вот у меня долгов быть не может». И кому-то сказал: «Что там в машине? Неси». Деньги принесли, иностранцы брать отказываются. Только на карточку просили. Мы брали».
Теснее Кадырова с командой общался вице-президент Хайдар Алханов (как сейчас это делает Магомед Даудов). В течение сезона он наставлял команду перед матчами в центральном круге.
«Рамзан стал принимать активное участие в жизни клуба позже, ближе к переезду в Грозный, – говорит Алексеев. – После теракта и смерти Ахмат-Хаджи на стадионе в 2004-м Чечня только перешла к сыну, и Рамзану предстояло решать миллион проблем в республике. Я его помню только перед еврокубками, настраивал команду – любовь появлялась постепенно».
Игроки эту любовь все же ощущали – например, Ларри Кингстон. Гончаров так описывал их встречу с Кадыровым в раздевалке: «Кингстон увидел у него в руках Vertu с брюликами и говорит: «Красивый телефон». Тот улыбается: «Забирай». Только симку вытащил. Кингстон мобильный кладет в карман, кланяется, благодарит. Неожиданно Рамзан произносит: «А у тебя часы красивые». Кингстон, хитрый негритенок, сразу руку за спину прячет: «Нет-нет. Это подарок!»
«Ни одной копейки бюджетных денег в «Терек» не вложено. Ни копейки, – заявлял Алханов «Новой газете». – Вы сами знаете, кто нас спонсирует». Издание уточнило: имелись в виду «Роснефть», Внешторгбанк и РАО «ЕЭС России». «Лента.ру» утверждала, что спонсоры приходили в клуб «по указке сверху». Договор с «Роснефтью» был рассчитан на 2004 год, по его истечении руководство Чечни обратилось за помощью к РАО «ЕЭС». После чего выписывало благодарность руководителю холдинга Анатолию Чубайсу.
Как сообщалось, после «неудачных финансовых вливаний» госкомпаний (команда встала на вылет, вложения не окупались) «Терек» пошел по новому пути – переключился на критику судей.
«Терек» первым пожаловался Путину: написал, что его убивают судьи, просил назначать иностранцев. А еще пытался расширить лигу до 18 клубов, чтобы не вылететь
Владимир Путин дважды за 2004 год принимал «Терек» – после победы в Кубке России и над «Лехом» в Кубке УЕФА. Второй встречи, по словам Алексеева, не ждал никто: «После «Леха» я собирался делать интервью с Талгаевым, он предложил в гостинице или по дороге туда. Только сели – и тут начальник команды: «В отель не едем. Сначала в другое место». Оказалось, тоже отель – «Президент Отель».
Президент не так часто смотрит футбол, но первую игру «Терека» в еврокубках включил. Я сидел за дверями, но все слышал – Путин рассказывал, как смотрел футбол и испугал собаку, когда Хомуха не забил пенальти».
Связь Путина с «Тереком» не проявлялась год. До тех пор, пока клуб не направил письмо на имя президента – человека, который «как никто знает, в каких условиях возрождалась футбольная команда «Терек» и какой визитной карточкой и мирной ласточкой стала она в последние годы для Чеченской Республики». К сентябрю «Терек» доконало судейство – последней каплей стало домашнее поражение от «Спартака» (1:2) с голом Йенчи со штрафного на шестой добавленной минуте при добавленных трех (по этому поводу возникли споры: на поле выбежал болельщик, который после гола Нарвика Сирхаева начал танцевать лезгинку и затянул игру).
«Терек» припомнил все случаи несправедливости вроде отмененных голов (3 штуки) и ошибочно назначенных пенальти (4 штуки), и отдельно отметил Александра Гвардиса, якобы отнявшего у «Терека» пять очков (не назначив пенальти в играх с «Торпедо» и «Москвой»).
«Наше участие в чемпионате России в Премьер-лиге становится в этом году невыносимым или, если хотите, бессмысленным. С самого начала турнира судьбу игр с участием «Терека» решают на поле не команды, а судьи. Поначалу мы думали, что это ошибки. Теперь у нас нет сомнений: это целенаправленная атака на чеченскую команду со стороны судейского корпуса, возглавляемого Левниковым Н.
<...> Досадно, что судьбу целого народа, его настроение определяют сегодня судьи Евстигнеев, Иванов, Гвардис... Не для того мы возрождали «Терек» в тяжелых условиях , чтобы дать похоронить его футбольным арбитрам».
Под конец обращения «Терек» попросил Путина поменять механику назначения судей на игры чемпионата.
«<...> Уважаемый Владимир Владимирович! Мы просим Вашего вмешательства в ситуацию. Если РФС не в состоянии обеспечить объективное судейство в оставшихся матчах чемпионата России с участием нашего клуба, просим на наши игры назначить иностранных арбитров».
Письмо подписали руководители, команда и болельщики «Терека», адресатами кроме Путина значились президент РФС Виталий Мутко и глава Федерального спортивного агентства Вячеслав Фетисов. Мутко пообещал лично посетить ключевые матчи «Терека» в конце сезона, а Фетисов (через помощника) – «досконально разобраться».
«У судей такая установка – давить «Терек». Такие судьи хуже шайтанов, – говорил Рамзан Кадыров «Известиям» – У них нет ничего человеческого, совести нет: побегал полтора часа, взял деньги и уехал домой. Подлые люди».
РФС и КФА претензии отвергли: «Тереку» напомнили, что «ФИФА не допускает вмешательства органов государственной власти в деятельность национальных ассоциаций», и предложили не перекладывать ответственность за выступление на судей.
«Не помню ни разу, чтобы «Терек» откровенно засуживали, – признается Sports.ru вратарь Гончаров. – Если команда слабее, никакой арбитр ее не убьет. Мы не были сильнее. Видимо, руководству так не казалось – на судейство свалить проще всего».
Вместе с «Аланией» «Терек» пытался улучшить свое положение и другим способом – продавив расширение Премьер-лиги до 18 команд. Письмо с такой просьбой Алханов направил на имя Мутко. «Наверное, сейчас начнут говорить, что «Терек» выдвигает такие предложения как заинтересованная сторона. Но мы были за расширение еще год назад, когда выступали в первом дивизионе, – рассуждал Алханов в интервью «СЭ». – Да и сейчас, даже если бы не вылетали из премьер-лиги, все равно выступили бы с такой инициативой. Считаю, что для такой большой страны, как Россия, 16 команд в высшем дивизионе – мало».
В ответ Мутко напомнил «Тереку»: вопросы вроде расширения решаются только на конференциях РФС.
Через месяц с небольшим после письма Путину «Терек» проиграл прямым конкурентам – «Ростову» и «Алании» – и вылетел.
Хорошее о «Тереке»-2005: бомбардир Адамов (самый молодой в основе!) и воспитанник Уциев (в «Ахмате» остался только он)
Роман Шаронов вспоминал, что команда напряглась еще в мае: «Сыграв дома с «Амкаром» 2:2, поняли: у нас проблемы. Появилась нервозность, а с нее все беды обычно и начинаются». Роман считал проект незрелым: структуру за три года в нем так и не выстроили.
«Все-таки нужно определенный характер иметь, чтобы в «Тереке» заиграть. Кавказская команда, не все могли, – считает Денис Клюев. – В первый год были единым коллективом, на эмоциях прошли сезон, потом что-то разладилось». Нигматуллин о причинах провала говорил четче: «Розыгрыш Кубка страны – это далеко не чемпионат в высшей лиге».
«Было допущено много ошибок на всех уровнях, – объяснял неудачу 2005-го Тарханов. – Похоже, путь от КФК до Премьер-лиги клуб преодолел слишком быстро – и оказался не готов к выступлению на столь высоком уровне».
По окончании чемпионата «Терек» даже отказался выявлять лучшего игрока сезона. Им наверняка стал бы Роман Адамов – лучший бомбардир команды (7 голов) и самый молодой игрок основы (летом исполнилось 23). Среди мрака и грусти в «Тереке» было и еще кое-что радостное: в 2005-м первый контракт подписал воспитанник клуба Ризван Уциев. После дебюта в игре с «Локомотивом» Уциева вместе с Магомедом Эдиевым, Адланом Кацаевым и Зауром Садаевым вызвал Кадыров. Чтобы сказать: «Все лишнее забудьте, думайте только о футболе, в остальном помогу».
Сейчас Уциев единственный из «Терека»-2005, кто остался в «Ахмате»-2020. Под все тем же 40-м номером.
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Pravda Komsomolskaya/Russian Look; globallookpress.com/Nikolay Titov/Russian Look, Dmitry Golubovich/Russian Look, Pravda Komsomolskaya/Russian Look; vk.com/akhmatgrozny; wikipedia.org
Ну и потом, если трезво оценивать ситуацию, то Ахмат не самая слабая команда РПЛ по игре.