17 мин.

Отказ Франции от рестарта – дорогая ошибка. 243 млн от ТВ лиге пришлось компенсировать госкредитом, сложно продавать игроков, спонсоры разбегаются

Виновата структура управления.

Футбол уверенно выходит из коронакризисной комы. Германия выдала несколько топовых матчей и уже определила чемпиона, в Испании, Италии и Англии рубятся почти каждый день.

И только Франция тонет в судебных разбирательствах, размышляет о расширении Лиги 1 и Лиги 2, чтобы никто не вылетел, и всячески расхлебывает последствия досрочного завершения турнира. 

Мы уже рассказали про виртуозный менеджмент Германии – теперь поговорим о его противоположности из Франции.

Лигу 1 потопила крайне неудачная управленческая модель. Всем футболом в стране рулит правительство

1 мая премьер-министр Франции Эдуард Филипп на выступлении перед Национальным собранием рубанул жесткой новостью:

«Крупные спортивные соревнования, где собираются более 5 тысяч человек, не проводятся до сентября. Таким образом, сезон-2019/20 во всех видах спорта, включая футбол, закончен».

Проще говоря – Филипп досрочно завершил сезон Лиги 1.

Дальше начались ад и безумие:

• Лига зафиксировала таблицу по среднему количеству очков за матч: «ПСЖ» – чемпион, «Лион» на седьмом месте и впервые за 24 года мимо еврокубков, «Амьен» и «Тулуза» – на выход. 

• Президент «Лиона» Жан-Мишель Олас объявил войну правительству. По его версии, президенты «Ниццы» (попала в ЛЕ) и «Марселя» (вышел в ЛЧ) позвонили президенту Франции Макрону и продавили досрочное завершение турнира, чтобы «Лион» не попал в еврокубки.

• «Тулуза» и «Амьен» пошли в суд и добились того, что их вылет признали незаконным. Это еще не значит, что LFP оставит «Тулузу» в Лиге 1 на следующий сезон: Лига может скорректировать регламент и все же отправить клубы в Лигу 2.

»»» Вы здесь: президент «Лиона» все еще судится и надеется на продолжение сезона, журналисты ищут доказательства сговора, а «Тулуза» вроде бы опять вылетает.

Решение правительства было максимально странным, ведь остальные страны даже не думали заканчивать, а французские клубы разрабатывали план выхода из карантина. Но одно решение обрубило все надежды. Разберемся для начала, почему вообще у правительства Франции так много полномочий.

По сути, Лига 1 – это не совсем частная лига. Она часть LFP (орган, который управляет первыми двумя лигами), а тот подчиняется министерству спорта Франции. Министерство в важных вопросах транслирует позицию своего начальства – правительства. У LFP нет мощного лидера (типа Кристиана Зайферта в Бундеслиге), чтобы отстаивать интересы клубов, поэтому LFP вынужденно принимает сторону властей.

 

Что-то похожее было в Англии до начала 90-х: Федерация футбола имела гигантское влияние на лигу, но затем клубы отделились и создали Премьер-лигу – абсолютно самостоятельный турнир.

Показательно, что Бундеслига вела переговоры с правительством Германии как равный партнер, АПЛ и UFC искали варианты, которые удовлетворяют новым санитарно-эпидемиологическим требованиям (и знали, что их выслушают), а Лигу 1 просто поставили перед фактом.

После досрочного завершения сезона Олас поднял такой шум, что чиновники слегка испугались. Весь май и начало июня два ведомства (правительство и министерство спорта) перебрасывали ответственность друг на друга.

Вот очень яркий пример переобувания в воздухе. Министр спорта Роксана Марасиняню, оправдываясь за раннюю отмену Лиги 1, привела такой аргумент: «Сезон должен был закончиться 3 августа из-за жестких дат, установленных УЕФА». Олас поймал министра на игре в Сергея Прядкина: оперативно связался с главой УЕФА Александером Чеферином и выяснил, что завершение сезона 3 августа было просто рекомендацией.

Но клубы и так не сомневались, что отменить сезон решили именно французские власти.

«Никто в футболе не хотел вредить собственной экономике, – объяснял глава наблюдательного совета «Сент-Этьена» Бернар Каяццо в интервью NY Times. – Это равносильно выстрелу себе в ногу. Могу сказать от имени клубов Лиги 1, что нашего мнения никто не спрашивал. Нравится нам это или нет, французским спортом управляет правительство. Поэтому, когда премьер-министр заявляет, что чемпионат закончен – это не совет. Это приказ».

Телеканалы отказались платить за финал сезона (243 миллиона). Лиге пришлось взять государственный кредит, чтобы компенсировать ТВ-деньги клубам

Отменив сезон, Эдуард Филипп запустил цепочку последствий, которые уничтожили экономику Лиги 1.

Жан-Мишель Олас (обещаем, это предпоследний раз, когда мы его вспоминаем) еще в конце мая писал об этом в открытом письме:

«Финансовое положение французских клубов ужасное. Окончательное завершение сезона приведет наш футбол к беспрецедентному экономическому кризису. Государству придется взять на себя ответственность за колоссальный дефицит бюджетов клубов. Пока мы оцениваем его в 700-900 миллионов евро».

Нет клуба или лиги, которые не пострадали от пандемии, но французскому чемпионату пришлось вдвойне тяжело.

Во-первых, лига не смогла выполнить обязательства за сезон (осталось доиграть десять матчей), поэтому лишилась денег от телеканалов и спонсоров.

Два главных бродкастера Лиги 1 – Canal Plus и beIN. Они платят три раза в год равными траншами, затем LFP распределяет деньги между клубами. После отмены сезона в офис LFP пришло письмо от Canal Plus – канал уведомил о расторжении контракта. Чуть позже такое же письмо пришло от beIN. В итоге клубы недополучили 243 миллиона евро за показ Лиги 1 внутри Франции (всего они получают 726,5 млн в год) – и лиге пришлось брать кредит, чтобы их спасать (об этом – ниже).

«Если матчи останавливаются из-за форс-мажорных обстоятельств, то мы не платим, – объяснил топ-менеджер Canal Plus. – Пандемия – прекрасный пример форс-мажора. Мы строго соблюдаем условия контракта и не понимаем, почему должны делать иначе. Canal Plus – это не банк».

Для французских команд это важные деньги: по информации DNCG (организация, которая мониторит финансовые отчеты французских клубов), в сезоне-2019/20 деньги от телетрансляций составили 36 процентов от бюджетов клубов Лиги 1. Проще говоря, большинство клубов лишились трети бюджета.

Cитуация стала по-настоящему тревожной. Вот как ее оценивал Каяццо: «Я очень, очень, очень волнуюсь за все клубы. Без помощи государства половине профессиональных клубов Франции придется подать на банкротство в течение шести месяцев».

LFP пришлось срочно включиться и взять государственный кредит на 224 миллиона евро. Для клубов ситуация стала не такой катастрофической: они все же получили тв-деньги (как бы тв-деньги), а возвращать кредит придется LFP.

LFP воспользовалась специальной государственной программой. По ней компании могут брать в кредит сумму, не превышающую 25% от оборота прошлого года. Оборот LFP 898 миллионов евро, поэтому она смогла взять в кредит 224 миллиона.

Условия возврата кредита тоже очень лояльные. В течение первого года Лиге не нужно его возвращать. Далее она может отдать всю сумму сразу или растянуть ее на пять лет. Так что банкротство LFP вряд ли случится, дополнительные доходы все равно придется где-то искать.

В следующем сезоне клубы поделят доходы от ТВ поровну (чтобы спасти маленькие клубы)

Лига оперативно создала совет из четырех боссов клубов для переговоров с телекомпаниями. В него вошли Нассер Аль-Хелаифи («ПСЖ»), Жан-Пьер Ривер («Ницца»), Жак-Анри Эйро («Марсель») и Оливье Садран («Тулуза»). Кстати, вы же помните, что Нассер Аль-Хелаифи возглавляет не только «ПСЖ», но и канал beIN? Над этим много шутили, но в итоге ангажированность Нассера помогла клубам спасти немного денег. После переговоров beIN согласился компенсировать часть средств за международные права: канал заплатил LFP 16,5 миллионов (вместо оговоренных 35 млн). Немного, но все же победа. 

Так же beIN согласился компенсировать 10,6 миллионов за внутренние телеправа. В пересчете на каждый клуб получается совсем немного, но в нынешней ситуации эти деньги точно не лишние.

Владелец «ПСЖ» построил во Франции мощный телеканал (возможно, за ЧМ в Катаре). Там сводят Моуринью и Венгера и бесят Саудовскую Аравию

Затем клубы решили помочь себе сами. 

С сезона-2020/21 Лигу 1 будут транслировать Canal Plus и испанский канал Mediapro (изначально права купил beIN, но затем продал их конкурентам из Canal). Бродкастеры платят рекордные для французской лиги 1,2 миллиарда за сезон (по предыдущему контракту было 726,5 млн).

Чтобы спасти маленькие команды, французские клубы договорились в будущем сезоне разделить разницу между старым и новым контрактом (около 400 миллионов) поровну. То есть каждый клуб получит дополнительно примерно по 20 миллионов.

Это однозначно хорошее решение, но оно не решает всех проблем. Mediapro переведет первый транш только после старта нового сезона – не факт, что все клубы доживут до него. 

Французский бизнес в кризисе, и это опасно для футбола. Спонсор ушел от «Бордо», проблемы даже у «ПСЖ»

Плавно перемещаемся от телеправ к другим источникам доходов.

Пандемия нанесла чудовищный ущерб экономике Франции. С 17 марта по 2 июня в стране были закрыты все точки общественного питания, непродовольственные магазины и другой бизнес. По прогнозам правительства, во второй половине 2020-го ВВП Франции уменьшится на мощнейшие 11%.

Наверняка боссы клубов Лиги 1 с легким ужасом мониторили сводки о банкротствах, ведь французский футбол очень тесно связан с местным бизнесом: у двух третей клубов Лиги 1 (и 90% команд Лиги 2) среди спонсоров есть как минимум одна французская компания.

12 июня президент Макрон выделил 500 миллиардов евро на восстановление экономики – это спасет часть бизнеса и рабочих мест, но компаниям придется жить по средствам. И спорт точно не в числе обязательных трат.

Летом 2019-го «Бордо» подписал контракт с бистро Regent (одна из самых крупных сетей питания Франции) на 1,5 миллиона евро в год. Из-за пандемии все рестораны закрылись и прибыль упала до нуля. Regent предсказуемо использовал пункт о форс-мажоре и разорвал соглашение с «Бордо».

«Не спрашивайте меня, почему я пошел на это, – оправдывался владелец Regent Марк Ванхув в интервью L’Equipe. – У меня есть бизнес и почти нет денег. Если придется выбирать, я отдам предпочтение своему бизнесу, а не сотрудничеству с «Бордо». Все будет зависеть от того, как долго продлится пандемия».

От кризиса пострадал даже «ПСЖ». Как и остальные топ-клубы, парижане выбирают спонсоров из другого класса (международные авиакомпании или гигантские автоконцерны). Но беспощадный коронавирус терзает даже топов.

C 2019-го у «ПСЖ» на форме сияет логотип международной сети отелей Accor Live Limitless. За коллаборацию парижане получают 60 миллионов в год тремя траншами – в октябре, апреле и июле. Похоже, из-за досрочного завершения сезона «ПСЖ» не досчитается минимум 20 миллионов.

«Спонсоры не могут давать деньги просто так. Нет игр – нет денег. На мой взгляд, чемпионат должен возобновиться. Но если этого не произойдет, то 1 июля мы не отправим платеж», – объяснил гендиректор Accor Себастьян Базен.

Такую принципиальность Accor легко понять, и дело не только в досрочном завершении сезона. Просто из-за консервации туристической отрасли Accor закрыл две трети отелей по всему миру и теперь тоже отчаянно экономит.

Лига 1 – самый экспортный чемпионат из топ-5. Из-за коронавируса клубы недополучат 200-250 миллионов на трансферах

Факт: за последние пять лет клубы Лиги 1 только в Англию продали игроков на миллиард евро. С другими лигами примерно так же: только летом 2019-го «Лилль» продал Рафаэла Леау «Милану» (25 млн), «Лион» отправил Набиля Фекира в «Бетис» (22 млн), «Ницца» – Аллана Сен-Максимена в «Ньюкасл» (18 млн) и так далее. К французскому инкубатору подключилась даже РПЛ: «Сент Этьен» продал Реми Кабелла в «Краснодар» (13 млн), а «Марсель» – Клинтона Н’Жи в «Динамо» (6 млн).

Летом 2019-го французские клубы заработали на продаже игроков 450 миллионов долларов. По прогнозам экспертов L’Equipe, в 2020-м цифра упадет минимум на 200-250 миллионов.

Из-за пандемии все игроки подешевеют на 20-30%, но именно на персонажей из Франции падение цен будет еще мощнее. Тут простая логика: чем дольше игрок без футбола, тем меньше цена. Франция не играет дольше остальных (спойлер: в итоге будет почти полгода без футбола), поэтому цена на местных игроков рухнет сильнее, чем на парней из Бундеслиги и Ла Лиги (пропустили по 2-3 месяца). Хороший шанс для русских клубов найти недорогое усиление!

«ПСЖ» отпустил Кавани и Силву («из-за финансовых причин»), «Монако» распродает половину состава

Но есть и хорошие новости – в отличие от Германии (где банкротство грозило даже «Шальке»), в Лиге 1 пока никто не собирается умирать. У французских клубов есть единоличные владельцы, которые обеспечат небольшую подушку безопасности.

Плохая новость – лига станет намного слабее и скучнее.

Звезды мигрируют в Англию и Италию, усиление придет только из собственных академий. Средний уровень команд наверняка снизится.

Вот пример «ПСЖ»: сначала парижане выкупили Икарди у «Интера» за 50 миллионов вместо прописанных 80. А затем отпустили целую группу игроков (у всех закончились контракты), среди них пара очень неожиданных фамилий – Тиаго Силва и Кавани. «Мы должны были принять логичное решение – с экономической точки зрения и в отношении будущего поколения», – объяснил спортивный директор «ПСЖ» Леонардо. 

Дело явно не только в возрасте. Силва – капитан, лидер и символ. Кавани в последнем сезоне играл мало и постепенно уступил Икарди, но точно еще пригодился бы. Проблема в том, что оба зарабатывают по 18 миллионов в год (тот же Икарди – всего 8 млн). Похоже, Кавани не ожидал такого – он даже обиделся и отказался от краткосрочного контракта, чтобы помочь «ПСЖ» в августовских матчах ЛЧ.

Распродажу готовит «Монако» Головина. У клуба третий бюджет во Франции и два сезона подряд нет лигочемпионских денег. В списке на выход молодые Бенуа Бадьяшиль, Беньямин Хенрихс, Юссуф Фофана + опытные Глик (вернется в «Торино») и Йоветич (спокойно – Головина никто не продает). Также «Монако» продает главный актив – форварда Виссам Бен-Йеддера, лучшего бомбардира Лиги 1 вместе с Мбаппе. Тут тоже виновата экономика – француз получает 8 миллионов в год (самая большая зарплата за пределами «ПСЖ»), а заработать на нем можно 20-30 миллионов.

Очевидно, из-за экономического кризиса пропасть между «ПСЖ» и всеми остальными станет еще больше. Когда в феврале после вылета в 1/8 ЛЧ Тухеля уволят, можно назначить тренером Неймара – все равно «ПСЖ» выиграет чемпионат и побьет какой-нибудь рекорд. 

Килиан, «Реал» все еще ждет!

В июле во Франции сыграют финалы Кубков, а в конце августа стартует новый сезон. Это странное решение – времени хватает на завершение старого

20 июня правительство Франции выступило с планом ослабление карантина, где есть и пункт о возвращении спорта. C 11 июля снимается запрет на массовые мероприятия и открываются концертные залы, ипподромы и стадионы. Хм.

С одной стороны – это повод порадоваться, с другой – очередная возможность пнуть правительство за нелогичность. За июль-август более-менее можно если не доиграть сезон полностью, то хотя бы провести короткий плей-офф. От такого варианта только плюсы: это шанс все же получить часть теледенег, избавиться от кучи скандалов и позволить «Лиону» и «ПСЖ» подготовиться к августовским матчам ЛЧ. Вариант с плей-офф предлагал Олас, но LFP как обычно все отвергло.

Уже известно, что новый сезон Лиги 1 стартует не позднее 23 августа. Но перед этим лига расправится с долгами прошлого сезона и все же доиграет кубки (это нужно, чтобы определить пул команд для Лиги Европы).

По информации Le Parisien, финал Кубка Франции («ПСЖ» – «Сент-Этьен») пройдет 24 июля, а Кубка лиги («ПСЖ» – «Лион») – 31 июля. Этому уже возмутилась «Ницца»: команда Виейра заняла в зафиксированной таблице пятое место и попала в Лигу Европы. Но если «ПСЖ» проиграет в одном из финалов (фантастика, но в 2020-м возможно все), то квота «Ниццы» уйдет другому клубу.

«Летнее трансферное окно уже открылось [во Франции с 10 июня разрешены внутренние трансферы – Sports.ru], а мы так и не знаем, кто играет в Лиге Европы. Футбольные руководители должны думать не только о сегодняшнем дне, но и будущем. Так это происходит в Великобритании», – возмущался CEO «Ниццы» Боб Рэтклифф в подкасте The Guardian.

Любопытна ситуация с болельщиками. Правительство разрешило пускать на массовые мероприятия по 5 тысяч зрителей, но для футбола могут сделать исключение. Глава федерации футбола намекнул, что уже на финалах Кубков могут пустить 10-15 тысяч, а боссы клубов настаивают на своем варианте – с нового сезона вернуть всех зрителей. Решение примут до 11 июля.

Если это случится, то Франция станет первой лигой из топ-5, вернувшей фанатов на трибуны.

Против расширения Лиги 1 (чтобы «Амьен» и «Тулуза» остались) проголосовало большинство клубов. Президент «Амьена» обвинил их в жадности

Экономический кризис наверняка повлияет и на главный сюжет этого июня – (не)вылет «Тулузы» и «Амьена».

Мы остановились здесь – Государственный совет признал незаконным решение LFP отправить клубы в Лигу 2. Но это еще не значит, что LFP оставит «Амьен» и «Тулузу».

В июне LFP утверждает новое коллективное соглашение между Лигой и Федерацией, где прописано и количество клубов-участников. Если большинство клубов проголосует за 22 команды, то Лига 1 примет и вылетевших, и поднявшихся из Лиги 2. Но у расширения есть неприятные побочные эффекты – например, необходимость делить телеправа на две дополнительные команды (еще не забыли, что в следующем сезоне клубы договорились поделить их поровну?). Похоже, это и смутило клубы.

Утром 23 июня клубы Лиги 1 собрались на голосование по формату Лиги 1 на ближайший год. 75% за 20 команд.

Руководство «Тулузы» отнеслось к результатам спокойно (клуб все равно продают американской инвестиционной компании RedBird Capital Partner), а вот президент «Амьена» Бернард Жоанин в ярости: «Перед клубами стоял очень простой вопрос: готовы ли они в период исключительного кризиса проявить солидарность и разделить доход от телевизионных прав на 22 клуба, а не на 20. Они ответили отрицательно. Я глубоко сожалею об этом».

У «Тулузы» и «Амьена» осталось еще несколько вариантов, чтобы оспорить вылет. Ближайший будет уже 26 июня – состоится собрание Федерации футбола Франции, которое утвердит то самое коллективное соглашение между Лигой и Федерацией (или не утвердит, на радость «Амьена»).

Но ситуация забавная: сначала безумное решение правительства остановить футбол почти спасло их от вылета, а теперь его последствия (экономический кризис) отправляет вниз.

***

Резюмируем. Сейчас очевидно, что Франция поспешила с отменой чемпионата. Очень сомнительное решение, принятое далекими от футбола людьми, спровоцировало масштабный экономический кризис. 

Конфликт все еще далек от завершения: Олас и «Тулуза» продолжают судиться, все еще непонятно, кто вылетает, сколько команд сыграет в новом сезоне и на какие деньги клубам формировать бюджеты.

«Спортивным руководителям во Франции недостает компетенции, – считает Боб Рэтклифф. – Они редко ведут себя как лидеры, они не определяют вектор развития лиги и не поддерживают клубы. Они занимаются скорее административной работой и соглашаются с уже принятыми кем-то решениями. От этого страдает футбол».

Следующий месяц наверняка будет ключевым в этой истории. Скорее всего, правительство все замнет, пообещает клубам какой-нибудь жирный бонус (пока речь идет о временной отмене налогов), и лига проглотит это.

Возможно, это подтолкнет клубы к большим переменам.

«Многие люди не смогут тратить деньги на футбол как прежде». Главный футбольный экономист – о кризисе

Фото: globallookpress.com/Vincent Isore, Federico Pestellini Romain PERROCHEAU, via imago-images.de, Philippe LECOEUR/imago sportfotodienst, Norbert Scanella, Panoramic/Keystone Press Agency, Panoramic/ZUMAPRESS.com