«Мы должны говорить о наших чувствах». Взгляд современного искусства на общество и футбол
К изучению общества через футбол и его атрибуты обращаются не только социологи или антропологи, но и художники. Такие, как Корбин Шоу. Работы Корбина посвящены изучению мужественности в пространствах, где доминируют мужчины. Он смотрит на то, как общественные представления о маскулинности формируют наши взгляды и как традиционные стандарты мужественности, которые являются наследственными в нашей культуре, могут влиять на наше психическое здоровье. Он хочет понять, как устанавливаются гендерные нормы, как они контролируются, и стоит ли их нарушать и преодолевать. Готовый погрузиться в мир современного искусства? Нет? Уже поздно, мы начали!
Корбин Шоу вырос таких-же в условиях, как и многие мальчики в Великобритании.
«На самом деле у нас на районе заняться было нечем. Действительно ничего особенного, но по выходным мой отец брал меня с собой на матчи нашей местной команды «Шеффилд Юнайтед», а на неделе я занимался боксом», – так Корбин описывает, обстановку, в которой он рос. Сегодня он опирается на это воспитание в своей работе, документируя то, что происходит в пабах, на футбольных полях, в боксерских залах и мастерских, пытаясь понять свое собственное представление о мужественности и о том, что это значит для других.
«Я всегда чувствовал давление со стороны мужчин, окружающих меня. Все было направлено на то, чтобы соответствовать тем идеальным стандартам. Быть настоящим мужиком. В моей работе рассматриваются обряды инициации и трудности, с которыми сталкивается мужчина», – говорит художник.
Футбол шел рядом с художником с самого детства. Один из последних арт-объектов, созданных Корбином называется «Man of the match».
«Все детство я играл. В доме моих родителей целая куча всяких статуэток и трофеев с юношеских турниров. Я хотел деклассировать, «сдуть» бронзовую фигурку с таких кубков. Ведь обычно на них изображают человека, который просто греется в лучах славы. Но это выглядит нереалистично. Недостижимый образ человека. Цель моей работы – показать, какого это – никогда не достигать желаемого результата, противоположность тому человеку с поднятыми вверх руками на трофее», — комментирует свое творение Корбин в Instagram. Обратите внимание на надпись на черной экспликации: You ve tossed it off for 90 minutes Son («Ты халтурил все 90 минут, сын»). Это тоже отсылка к детству: «Типичная фразочка моего отца, который говорил такое после неудачных игр. Это означало: «Ты был слишком ленив» или «Сегодня ты мало выкладывался на поле». Эта фраза и близко не может описать всех моих эмоций после неудачных игр, однако это лучшее, что способно отразить ощущение недоделанной работы или проигранного матча».
Корбин впервые задумался о призвании художника после того, как учитель рисования призвал его поступить в Лидский колледж искусств. Шоу решил, что ехать нужно в столицу, тк все основное современное искусство сосредоточено именно там. Однако, когда он впервые прибыл в Лондон, то ощутил некую отчужденность, так как большая часть искусства, которое он видел, совсем его не впечатлила. До тех пор, пока он не столкнулся с работами Марка Лекки в Tate Britain.
«Я почувствовал, что работа адресована мне и говорит со мной на визуальном языке, который я могу понять. Лекки действительно вдохновил меня на создание искусства, которым я занимаюсь сегодня».
В настоящее время художник учится в Центральном колледже искусства и дизайна имени Святого Мартина (Central Saint Martins) в Лондоне. В своем творчестве Корбин всегда начинает с того, что фотографирует или снимает на видео то, с чем собирается работать. Художник отмечает, что это очень важно для него, поскольку он не связан одним конкретным носителем или форматом. На сегодняшний день он производит флаги, баннеры, шарфы, столы, пивные коврики, монеты, кружки и коллажи. Стилистика работ напрямую связана с местом рождения и воспитанием художника – графством Йоркшир.
«Тут очень сильное самосознание и связь с прошлым. Тебе на каждом шагу напоминают об этом: каждый флаг, памятник, выцветшим рекламным баннером или шахтерским баннером из прошлого. Ну и конечно же фольклором, мифами и произведениями искусства, такими как Гобелен из Байе».
Именно в комбинации этих ссылок работа Корбина становится настолько интересной, подчеркивая, как наши средства самоидентификации и выбора круга общения действительно не изменились, особенно в отношении формирования мужественности.
«Меня интересует то, как соблюдаются все ритуалы формирования идентичности нашего пола и то, как они транслируются нашими отцами. Построение нашей мужской идентичности через наших идолов в СМИ и тех, с кем мы проводим много времени», – говорит художник. В настоящее время это проявляется в исследовании того, как устаревшие представления о мужественности могут оказать пагубное влияние на психическое здоровье мужчин. Художник сделал несколько традиционных фанатских флагов, с не совсем традиционными надписями.
«Я начал делать эти флаги, когда старый друг моего отца, с которым он регулярно посещал футбол, покончил с собой», - рассказывает Корбин.
Его флаги, на которых напечатаны нетипичные высказывания, такие как «Будь мягче тафгай» и «Мы должны говорить о наших чувствах», представляют собой крик о помощи, который часто остается неуслышанным. Корбин сделал их как реакцию на статистику: в Великобритании вероятность смерти от самоубийства у мужчин в три раза выше, чем у женщин. Самоубийство остается самой большой причиной смерти среди мужчин в возрасте до 45 лет. Когда ведущая британская организация по охране психического здоровья The Priory Group провела опрос 1000 мужчин в 2015 году, их результаты показали, что в сущности, 40 процентов мужчин не хотят ни с кем говорить о своем психическом здоровье, а дальнейшие результаты показывают, что 77 процентов тех же мужчины страдали от депрессии, тревоги или стресса
«Я стремлюсь проникнуть в такие места, как футбольное поле моей родной команды, ее стадион, где самый большой процент зрителей по-прежнему мужчины. Мои флаги направлены на то, чтобы тонко донести мое сообщение, говоря на узнаваемом визуальном языке, который не отталкивает аудиторию». В свою очередь, он надеется, что проект окажет реальное влияние, выступая в качестве катализатора для мужчин, чтобы начать говорить о своем психическом здоровье и обратиться за помощью к друзьям и семье.
Многие из этих тем исследуются творческим объединением «Boy Don’t Cry», членом которого является Корбин. В состав этой группы входят художники, которые делают работы, рассказывающие о личном опыте в вопросах психического здоровья. Помимо того, что его работы вдохновлены «традиционными гобеленами и историческими артефактами ушедшей Британии», творчество Шоу содержат ссылки на современную британскую поп-культуру.
«Просто обожаю все эти типичные британские штуки, которые вижу в телевизоре, социальных сетях или в повседневной жизни. Мой стиль – это скопление типично британских визуалов, но с посланием, которое выходит за рамки нашей культуры».
На столь раннем этапе карьеры художнику уже удалось сформировать свой стиль, но останавливаться на этом он не собирается. Вот что говорит Шоу: «В данный момент я бы сказал, что мой визитная карточка – это флаги. Однако, я хочу делать разные работы и постоянно стремлюсь к чему-то лучшему и новому».
Фото из Instagram-аккаунта художника.
Больше информации про отсылки к искусству в футболе, фанатов и их инициативы вы найдете на Telegram-канале Pitch Invasion.