Лучший российский бомбардир сезона-12/13 – из «Мордовии». До 24 лет он хотел быть аудитором
Sports.ru разгоняет большой сериал о РПЛ – на этой неделе вспоминаем сезон-2012/13, лучший в истории по нашей версии.
Мы разложили этот сезон на 50 фактов, вспомнили легендарных шведов ЦСКА, в деталях разобрали путь Унаи Эмери и отдельно – его разгром 0:5 от «Зенита», а также упущенную победу над «Барсой».
В среду мы переносимся в подвал таблицы – Вадим Кораблев вспомнил про Ройстона Дренте в «Алании», а Александр Муйжнек заглянул в «Мордовию». Еще без Юрия Семина, без поражения 4:6 ЦСКА и без рыжего стадиона к чемпионату мира, зато с двумя важными нападающими: Кириллом Панченко и Русланом Мухаметшиным. Последний вместе с братом Рустемом прошагал все профессиональные лиги, чтобы уже за 30 лет с 11 голами стать лучшим бомбардиром РПЛ среди россиян. Больше Мухаметшина забили только Мовсисян, Вандерсон и Траоре – а, скажем, Кокорин и Кержаков меньше.
Вот как Руслан к этому пришел.
Стал лучшим бомбардиром в первом же своем турнире – первенстве Татарстана. А до того играл в баскетбол и думал работать аудитором
За год до 11-го гола Мухаметшин приехал в студию на Шаболовке, по просьбе Юрия Дудя взял баскетбольной мяч и сразился с центровой сборной России Вероникой Дорышевой. В детстве Руслан становился лучшим разыгрывающим Казани среди сверстников, укрепился во второй команде «УНИКСа» и молодежной сборной, не добрался до первой и уехал в НБА – клуб из Нижнего Новгорода.
Разрываться между Нижним и домом было в тягость, да и спорт стал забываться – Мухаметшин думал устроиться к маме на медико-инструментальный завод. В футбол Руслан гонял за команду Казанского государственного университета и местный «Электрон», который тренировал сосед. На первую тренировку «Электрона» Руслан заявился в баскетбольной майке без рукавов и длинных шортах.
«До 24 лет у меня не было и мысли о футбольной карьере, – вспоминает в интервью Sports.ru Мухаметшин. – Закончив баскетбольную, окунулся в учебу на юрфаке КГУ. Еще когда играл за НБА, перевелся на заочное отделение, но закончить решил как полагается. И тут друг позвал в любительскую команду «Чистополь». Я играл в мини-футбол иногда – и тут ввязался.
Стало получаться именно в нападении, и я стал лучшим бомбардиром первенства Татарстана – что-то около 30 голов. Конечно, был в шоке от самого себя. Чтобы вы понимали: я в принципе не тренировался, только играл.
Меня заметил тренер «Рубина-2». А я тогда заканчивал юрфак, из-за чего пропустил первый сбор. Сказал тренерам: «Будет актуально – приеду на второй. А пока у меня два госа». Сдал, взял бутсы у братишки, уже игравшего в «Рубине-2» (у меня-то ничего футбольного), и полетел в Турцию.
Там мне подсказывал Олег Нечаев, сам в прошлом форвард. Подсказывал часто – забивать я вначале не мог, школы не имел. Было очень стыдно и неприятно от самого себя. Оставался, занимался дополнительно – это после двух- или трехразовых тренировок. Много с мячом боролся, чтобы отработать владение. Потом в «Мордовии» мне многое дал Федор Щербаченко.
Если бы я не закрепился в «Рубине-2», скорее всего, в спорте бы не остался. Мне предлагали работу по профессии – аудитором в одной компании. Получив диплом, мог бы спокойно туда устроиться. Но нацелился на первую команду «Рубина».
В «Рубин» попал позже, а сначала прошел все лиги с «Мордовией». В ПФЛ чем моложе команда, тем ей сложнее – тут нам повезло, и команда подобралась поопытнее других, и задача подняться стояла. Прошли все легко, без нервов».
Самые памятные голы – первый, порванной бутсой, и «Спартаку» в Москве
Писали, что в «Мордовии» Мухаметшин взял 23-й номер в честь Майкла Джордана – на самом деле он просто был свободен, до того в Ижевске Руслан играл под 22-м, а девятки никогда не любил. Что правда, так это любовь Мухаметшина к кроссовкам Reebok от Аллена Айверсона.
«Сезон-11/12 в ФНЛ – переходный, желающих попасть в премьер-лигу было много. Первые четыре тура «Мордовия» играла дома – и мы взяли десять очков, только с «Лучом» упустили победу. Обосновались в тройке и так ниже и не опустились. В принципе, не планировали подниматься, не мечтали об этом. Но как-то пошло – и руководство подключилось, и глаза у всех загорелись. Когда к концу второго круга мы с «Аланией» закрепились в лидерах, стало ясно: надо бороться за выход.
Первая игра в премьер-лиге – это яркие краски, пусть я и не забил. Мы вообще не выглядели слабее «Локомотива», повели – но, как потом признали, судейство было не квалифицированным. Нам не дали пенальти в конце, могли бы и сравнять. В итоге – 2:3.
А всего лишь через тур – мой дебютный гол в премьер-лиге, «Ростову». Там все вместе было: и нос разбил, и бутсу порвал, и забил. Ближе к концу чей-то шип застрял у меня в правой бутсе, получилась дырка, потекла кровь. Чем-то прижали, но переобуваться не стал – в порванной и доиграл. Ею же и забил, и мы победили 3:0.
Гол стал мне наградой. Я долго к нему шел.
Кроме как «Ростову» запомнил в премьер-лиге еще несколько своих мячей – большим клубам. Например, «Спартаку» на «Открытие Арене», когда «Мордовия» вернулась в премьер-лигу. Тогда проиграли, а при Мунтяну в мае 2013-го, незадолго до вылета, победили. Рано пропустили от Макгиди, но через полчаса его удалили, а у нас забили Пазин и Оприца. Три очка со «Спартаком» – это очень приятно.
Обыгрывали мы с «Мордовией» и «Зенит». Не сравнить тот чемпионат и нынешний – мы боролись с Халком, Витцелем, Гараем и Данни. Тренировал нас тогда Семин – серьезный, требовательный тренер. Палыч не то что на меня, на всех в раздевалке кричал. По попе дать, подбодрить – это он может. И правильно – кто захочет, тот услышит».
Секреты здоровья Мухаметшина: не смотрел на показатели тестов и обожал чай с имбирем
Все приставали к Мухаметшину с вопросом о важности баскетбольного прошлого в футболе, но Щербаченко отмечал в Руслане другое – профессионализм и подготовку. Перед тем, как подняться в РПЛ, «Мордовия» съездила к другому топу ФНЛ «Алании». Перед игрой медики показали Щербаченко последние показатели Руслана: «Он в очень плохом состоянии и готов выйти только на замену». Тренер врачам не поверил: «Футбол – не легкая атлетика. Я поставил Руслана в основу, и он сделал хет-трик».
Бесконечный сезон ФНЛ из полусотни матчей Мухаметшин закончил лучшим бомбардиром – 31 гол.
«Я никогда не верил всем этим датчикам: у них часто такие данные из-за того, что тесты проходят до обеда, – признается Руслан. – Многие идут на взвешивание и все процедуры еще сонными – естественно, состояние плохое. Я, наверное, тоже был спросонья, но как поешь, подвигаешься, приходят силы и энергия».
Еще Щербаченко поражала страсть Мухаметшина к чаю с имбирем – корень он сам покупал на рынке и старательно заваривал себе напиток.
«Можно и с лимоном и медом, и немножко заварки, это уж на вкус. Главное – имбирь, он у меня и в холодильнике хранится, и таскал я его где только можно. Всегда любил чай с имбирем – и вкусно, и тонизирует он здорово.
Мы с семьей и сейчас пьем чай я имбирем – не уверен, помогает ли он от коронавируса, но витамин C точно полезен.
Заметил: чем ниже лига, тем меньше профессионализма у футболистов. Но когда ты в РПЛ, хоть ты и не звезда, обязан следить за здоровьем. Акцент на растяжке, тренажерном зале, подготовке до тренировки и восстановлению после – в общем, труд».
Почему Мухаметшин так много забивал? За счет сыгранности в «Мордовии» и нацеленности на голы
После успеха в РПЛ Руслан даже надеялся на вызов в сборную России – «хоть на какой-то товарищеский матч». Не дождался – его максимумом остались матчи в Лиге Европы с «Рубином» против «Зюлте-Варегема», «Уигана» и «Бетиса».
«Не говорю, что я какой-то потрясающий нападающий и бомбардир, но мне в «Мордовии» было попроще, чем хорошему футболисту в топ-клубе. Или чем мне же потом в «Рубине» – там связки ни с кем не наработаны, а сезон уже шел. Не то чтобы в Саранске у меня прямо связки были – просто всей командой поднялись из первого дивизиона и друг друга чувствовали, дополняли. Потому так много (относительно много) мячей и забил в первом же сезоне.
Голы у меня все примерно одинаковые, из штрафной. «Рубину» я забивал почти в каждой игре – настраивался на них особенно, может.
Нападающий на поле должен выходить только с одной целью – забить. Так я и делал, когда мы выходили в премьер-лигу с «Мордовией», и в следующем сезоне старался. Ничего другое волновать не должно. Если полностью отключаешься и выходишь с мыслью о голе – один точно забьешь.
Никогда не считал свои голы – знаю только, что за «Мордовию» больше ста. Помню самый курьезный – пахом, во второй лиге, в Челнах. Вбегал в штрафную, был уже метрах в двух-трех от ворот, а мяча даже не видел – он вылетел из-под защитников, попал в меня и залетел. Я даже не радовался, настолько больно было.
Баскетбол уже заложил во мне базу, но в футбол я пришел поздно и вряд ли могу быть примером молодым. Но один пример увидел сам. Играл в Казахстане, в «Таразе» – мне там было сложно при жаре и в отрыве от семьи, я быстро расторг контракт, но застал молодого Бактиера Зайнутдинова. Он при мне стал лучшим бомбардиром «Тараза», на следующий год перешел в «Астану» и вот уже второй сезон в «Ростове». Я поразился, как же 18-летний Зайнутдинов хочет играет на самом высоком уровне. Он вкалывал и в тренажерке, и на поле так, как никто из молодых на моей памяти. И вот, пожалуйста, человек в премьер-лиге.
По молодости можно много чего добиваться, но чтобы перейти на взрослый уровень, надо пахать, как Бактиер».
В Саранске Мухаметшина подозревают в организации подпольных казино. Но он хочет вернуться в «Мордовию»
«Я быстро полюбил Саранск – небольшой, но чистый город, удобный для семьи. Играли мы на стадионе «Светотехника» – замечательном, в самом центре города. Потому и зрителей всегда было много, далеко идти не надо. Не знаю почему, но ту арену снесли, сделали площадь.
Но и новый стадион в Саранске мне нравится – по-моему, самый удобный из всех, сделанных под чемпионат мира. Обидно, что нем давно не играла местная команда – сначала «Тамбов», потом «Нефтехимик». Сейчас, насколько знаю, «Мордовия» туда вернется.
Когда мы дважды поднимались в РПЛ, у нас был хороший спонсор, «Мордовцемент». Не огромные деньги, но по крайней мере всегда вовремя – без проблем, которые сейчас у многих. C руководством «Мордовцемента» я общался хорошо, как и с главой Мордовии Николаем Меркушкиным. И на матчи он заходил, и в раздевалку – говорил игрокам, кто что делал не так. Футбол Меркушкин любит (после Мордовии Меркушкин возглавил Самарскую область – Sports.ru).
Сейчас деньги выделяются сами понимаете откуда [из бюджета республики]. За мой последний сезон футболиста, в ФНЛ, мне остались должны – но здесь проблем нет, я в хороших отношениях с президентом».
Когда Мухаметшин стал тренером в «Мордовии» (осенью исполнял обязанности главного), долги только выросли. После нового года Руслан в интервью «Столице-С» заявил, что команда не получает зарплату пять месяцев и не может рассчитаться за ЖКХ и купить подарки, а директор Николай Левин нарушает обещания.
В конце января Руслан уехал со сборов на Кипре, сославшись на здоровье – в таких условиях он работать отказывался. «Я высказался о задержках и заступился за футболистов. Хотел, чтобы команда и персонал – массажисты, повары, врачи – получили хоть какие-то деньги. Встал на защиту – а в итоге и ушел. Реакцию предвидел.
С кем мы расстались не в очень хороших отношениях, и так все прекрасно знают. С руководством – в хороших».
29 февраля та же «Столица-С» сообщила о рейде силовиков по подпольным казино – и якобы к организации этого бизнеса причастен Мухаметшин: его подпись стоит в договорах об аренде зданий, в которых базировались клубы. У тренера изъяли телефон и карты, с него взяли подписку о невыезде. Со Sports.ru Мухаметшин разговаривал из Казани и свое дело публично комментировать не хочет.
31 мая контракт Руслана с «Мордовией» истек.
«Меня много связывает с Саранском и «Мордовией», и я бы хотел вернуться. Многие болельщики отвернулись от команды, с каждым сезоном их все меньше. Когда все уляжется, я бы точно мог повлиять на эту ситуацию. Знаю, как помочь».
Подписывайтесь на телеграм-канал Муйжнека
Лучшие полчаса «Спартака» Эмери – забили два «Барсе» на «Камп Ноу», но потом включился Месси
Лучший сезон в истории РПЛ – 2012/13. Sports.ru рассказывает о нем все
Фото: commons.wikimedia.org/soccer.ru, Дмитрий Садовников; Gettyimages.ru/Dmitry Korotayev/Epsilon; РИА Новости/Антон Денисов, Юлия Честнова; vk.com/fc_mordovia1961
Когда пишут про Варди, Бакку, Рибери, то надо уточнять, что они бросали футбол в силу жизненных обстоятельств и работали на обычных работах чтобы прокормить себя и семью, а не начинали играть в футбол после 20-ти
.