Луиш Фигу - элегантный бунтарь
Из окон шумного кафе открывается прекрасный вид на пристань с роскошными яхтами и эксклюзивными парусниками богачей со всего света. Вода в бухте безмятежна, как и туристы, которые посещают этот храм толстосумов и восхищаются игрушками миллионеров. Июльское солнце беспощадно, но даже его лучи не проникает сквозь брезентовые зонтики, расположенные на палубе зала Sete Café, одним из владельцев которого является Луиш Фигу.
Его кафе одновременно и символизирует его игровые дни, и резко контрастирует с ними: изящество Фигу и явное превосходство на поле отражены элегантностью заведения и элитарностью его гостей - владельцев яхт в Алгарве, в то время как спокойная атмосфера пристани противоречит бунтарскому духу, который окружал одного из величайших игроков Португалии, да и всего мира, на протяжении всей его карьеры.
«Я знал только один путь к победе - жертвы и тяжелый труд».
Выросший в рабочем районе Кова-да-Пьедаде, Фигу с детства понимал, что врожденный талант - ничто без тяжкого труда. Фигу начинал свой путь в футболе в мини-футбольном Патильяс, где его не по годам развитый талант был замечен скаутами столичного Спортинга, который принял его в свою академию в возрасте всего 11 лет.
Так в 1984 году беспризорник из нищего района Лиссабона оказался в лучшей академии страны, воспитавшей не один десяток игроков сборной.
Через шесть лет 17-летний Фигу дебютировал за основную команду. В 18 – дебют за первую сборную Португалии, в 19 - первый гол за лиссабонских Львов. Выступления Фигу не оставляли сомнений в его светлом будущем: изящные фирменные финты быстро стали его визитной карточкой, а креативность, скорость и легкие ноги – головной болью соперников Луиша.
Четыре года спустя, в 1995-м, мир впервые узнал о Фигу с другой стороны: не как о прекрасном игроке, а как о тяжелом человеке, вечно недовольном тем, как с ним обращаются. Чувствуя, что его выступления заслуживают поощрения, он полагал, что руководство Спортинга вскоре предложит ему новый контракт, но позже узнал, что клуб тайно согласился на его переход в Пьемонте. Разгневанный Луиш в отместку подписывает контракт с Пармой. Весь этот хаос закончился санкциями УЕФА – итальянским клубам было запрещено вести переговоры по Фигу в течение следующих двух лет. Почувствовав, что между игроком и его нынешним клубом все мосты сожжены, в игру вступила Барселона - легендарный Йохан Кройфф воспользовался этой доступностью Фигу и заменил им Микаэля Лаудрупа, отдав за талантливого игрока смешные 2,5 миллиона фунтов стерлингов.
Переезд Фигу в Барселону стал для Луиша шагом в европейскую футбольную элиту, теперь его способности могли оценить по достоинству гораздо больше любителей футбола. Каталонский гранд, действуя как слаженный механизм, доведенный до идеала гением Кройффа, вместе с Фигу выиграл два Чемпионства, два Кубка Короля, Кубок обладателей кубков и Суперкубок УЕФА. И всё же наличие в составе Фигу дало клубу нечто гораздо большее, чем просто титулы: Фигу был брендом, почти лицом всего региона.
В Барселоне Луиш был любимчиком фанатов, лидером в раздевалке и бойцом на поле, наделенный завидным талантом он воплощал философию Барсы. До тех пор, пока не совершил самое отвратительное преступление, какое только может совершить тот, кто хотя бы раз надел сине-гранатовую форму. Летом 2000 года Фигу стал главной звездой одного из самых громких и скандальных трансферов в истории футбола.
Для фанатов Барсы переход в стан заклятых врагов из мадридского Реала был пропитан предательством, но при этом, если взглянуть на ситуацию глазами игрока – предан был он сам. Как и в случае со Спортингом, Фигу чувствовал, что клуб «не обращался с ним должным образом, не платя [ему] в соответствии с [его] важностью». Цинично, но такова правда - у Барселоны на самом деле были финансовые проблемы. Фигу хотел, чтобы новым контрактом «они признали его важность», чего, конечно, Барселона не могла сделать, а Реал, безусловно, мог.
Фигу рассказывал о том, как он позвонил своей супруге сразу после встречи с представителями Реала, сказав ей, что он принял решение почти мгновенно. Причина: они оценили его выдающийся талант, направив делегацию аж из десяти человек, чтобы убедить, что его ждет прекрасное будущее и должное отношение в столице.
Флорентино Перес, кандидат в президенты клуба на грядущих выборах, внес трансфер Фигу в свою предвыборную кампанию. Один из богатейших людей Испании мечтал о новой эре для Лос-Бланкос, эре Галактикос. Предварительный контракт с Фигу означал, что, если Перес выиграет, португалец станет игроком Реала, первым кирпичиком в фундаменте суперкоманды.
Хотя трансфер из Барселоны в Реал Мадрид сам по себе считается предательством, такой шквал ненависти со стороны фанатов Барселоны вызвал не сам факт перехода. В конце концов, Роналдо, Луис Энрике, Микаэль Лаудруп и Хавьер Савиола - все они выступали за оба клуба и не вызывали такой ненависти. Но Фигу был живым символом Барселоны. Его связь с Каталонией, репутация одного из лучших игроков в мире и дружба с Кройффом сделали его преступление настолько невыносимым.
Перес одержал победу на выборах, во многом благодаря обещанию о начале эпохи Галактикос, и, не в последнюю очередь, за счёт Луиша Фигу. Португалец покинул Камп Ноу и отправился на Бернабеу, в обратную сторону улетели 60 млн евро, трансферный мировой рекорд побит. По словам Фигу, он был впечатлен проектом Переса и его видением будущего клуба.
21 октября 2000 года. Первое возвращение Фигу на Камп Ноу с момента его грехопадения. Шум оглушителен - какофония гудков, свистков и ненормативной лексики. Номер «10» Реала, исполнитель всех стандартных положений, отказался подавать угловые, опасаясь за свою безопасность, так как зрители с трибун засыпали поле бутылками, монетами, зажигалками и даже мобильными телефонами. Несмотря на потоки оскорблений и множество баннеров, сравнивающих его с Иудой, Фигу отыграл весь матч, демонстрируя поразительную способность справляться со столь пугающей атмосферой. Иван Кампо, еще один игрок Реала, вспоминал, как после матча он подошел к Луишу и сказал: «У тебя огромные яйца».
Первый сезон Фигу в Реале принес игроку Золотой Мяч ФИФА и титул чемпиона лиги, в которой он забил 14 голов. Барселона же с трудом дохромала до четвертого места. Следующий сезон ознаменуется победой в Лиге Чемпионов и еще одним золотом чемпионата. Если Перес приобретал Луиша для пополнения трофейной комнаты, то этот трансфер полностью окупился.
23 ноября 2002 года. Один из самых отвратительных моментов в истории треугольника Фигу-Барселона-Мадрид. Если кто-то ожидал, что спустя год страсти утихнут, а враждебность ослабнет, то он был крайне далек от истины. Шум стал громче, снарядов с трибун больше, а атмосфера нервознее. После очередного «залпа» мелочи от фанатов Барсы, рефери был вынужден даже приостановить игру на 20 минут, во время которых в объективы ТВ-камер попала голова свиньи, лежавшая в углу поля. Свинья для многих
фанатов Барселоны олицетворяла ненасытность. Посыл был предельно ясен: жадность Фигу заслужила сравнения с прожорливой природой одного из самых грязных представителей животного мира. Однако, когда позднее журналисты спросили Фигу об этой печально известной ночи, он ответил с некоторой ностальгией: «Я не думаю, что в мире есть еще один спортсмен, который играл под взором сотни тысячи людей, желающих его прикончить. Сейчас даже приятно вспоминать это».
За Реал Фигу сыграл 164 матча, забив 34 гола - более чем впечатляющая статистика для вингера. Тем не менее, в своем последнем сезоне за Лос-Бланкос он снова встретится со знакомым чувством пренебрежения. В январе 2005 года, посреди сезона 04/05, на посту главного тренера Сливочных произошла рокировка: Мариано Гарсию Редондо заменил Вандерлей Лушембурго. Бразилец отказался от привычных Фигу 4-2-3-1, 4-4-2 или 4-3-3, привнеся в клуб свою схему, узкую 4-4-2 без флангов, или, как он называл ее, «магический ромб». С такой расстановкой Фигу все чаще оказывался на скамейке запасных, а если и выходил на замену, то на неудобные для себя позиции форварда, меццалы или плеймейкера.
Летом 2006-го контракт Фигу с Реалом истек, и он, спустя 11 лет, наконец, перешел в итальянский суперклуб - в миланский Интер. Свой первый же сезон на новом месте Фигу закончит с почетным званием «Лучший игрок Интера 2006». Именно здесь Луиш, наконец, обретет чувство важности и значимости, к которым он так долго стремился: «Я никогда не забуду любовь, которую получал от тифози с самого первого дня в клубе». Спустя 4 Скудетто, 4 Суперкубка и 1 Кубок Италии игрок, который дарил футболу такое изящество и талант, объявил о своем уходе из спорта. Бессменный капитан Нерадзурри, Хавьер Дзанетти, почти силой заставил Луиша принять капитанскую повязку на этот матч. На 42-й минуте встречи с Аталантой переполненный Джузеппе Меацца прощался с легендой бурными овациями.
Луиш Фигу был лидером и так называемого золотого поколения сборной Португалии, в 1991 году будущий костяк сборной одержал победу на Чемпионате Мира U-20. В том же году состоялся дебют и за основную сборную, за которую в итоге Фигу проведет 127 матчей и забьет 32 гола. Лучше всего Фигу в составе сборной запомнили болельщики Англии, ведь именно гол Луиша в девятку перевернул матч этих команд на Евро-2000: португальцы горели 2:0 уже к 18 минуте, но в итоге совершили камбек и победили со счетом 3:2. После матча, как будто поражения «трем львам» было мало, он скажет, что во всем виноват менталитет англичан, из-за которого те пытались засушить победный счет. И хотя поколению Фигу не удалось поднять над головой ни одного кубка, им принадлежит лучший результат в истории сборной на Чемпионате Мира: в 2006-м они заняли 4-е место. Это будет год, когда Фигу, будучи капитаном сборной, уйдет из международного футбола.
Луиш Фигу - бесспорно один из величайших игроков в истории мирового футбола. Погруженный в противоречия, предательства и политические маневры, по своей натуре он никогда не стремился попасть на заголовки таблоидов. Прежде всего, благодаря своему духу победителя и способности превращать талант и труд в магию, он был образцовым профессионалом именно на поле.
Вы можете его обожать или ненавидеть, но нельзя отрицать, что на протяжении всей своей прекрасной игровой карьеры Фигу занимал в мире футбола невероятно важное место.
Автора текста: Майкл Джонс, журнал These Football Times.
Перевод и редакция: Дмитрий Золотенков, Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco.