Всеми забытые команды низших лиг на заре 90-х из Москвы и Подмосковья. Бывало и такое
90-е годы в нашей стране, да и на большей части постсоветского пространства проходили бурно. Народ ринулся осваивать новые горизонты, которые доселе осваивать было как минимум нежелательно, а то и вовсе запрещено, пробовал делать так, как делал в других странах. Весь уклад жизни изменился до неузнаваемости. Появились первые бизнесмены, в новых для нашей страны видах предпринимательства закрутились большие и очень большие по тогдашним меркам деньги. Вот и в футболе они стали возникать, а различные воротилы бизнеса разного пошиба стали грезить о победах на российском уровне, а затем и выходе на мировой уровень. Какие-то клубы, как например, Асмарал, прогремели на всю страну и поиграли-таки в Высшей или Первой лиге (об этом клубе у нас еще будет большой и приличный цикл историй), но на самом деле большинству из них не улыбнулось и этого. Целый ряд коллективов зародился, какое-то время поиграл на самых задворках отечественной профессиональной системы лиг и канул в полную безвестность...
АГТАЛА (МОСКВА)
Одной из главных загадок российского футбола является странный коллектив под нетипичным названием "Агтала". Откуда, возможно, взялось это чудное название? Есть версия, что оно есть несколько переиначенное название городка Ахтала в марзе (области) Лори в Армении. По другой - в честь маленького поселка Агтала в Азербайджане. В любом случае, этот клуб уже выделился на общем фоне.
Об этой командочке не известно почти ничего. Она не оставила о себе ни памяти, ни эмблемы, ни фотографий команды, ни видеозаписей. По крайней мере, информация о ней крайне скупа.
Тренировал команду Игорь Кирьяков (родственником Сергею Кирьякову, как я понял, не приходится), начальником команды был его брат Николай, помогал им спартаковский воспитанник Николай Цыганков, вершиной карьеры которого в бытность игроком был бобруйский Шинник (ныне Белшина), большую часть незаметной футбольной жизни он провел в столичном полудворовом Алмазе.
О составе можно сказать следующее: ряд игроков играли в таких же заводских и дворовых коллективах физической культуры, коих в СССР было навалом. Александр Шупляков пришел в новорожденный клуб из ставшего впоследствии культовым для олдскульного фанатья Мосэнерго, Александр Благов играл в клубе Мослифт, оттуда же пришел Сергей Гаврилов, которому впоследствии улыбнется удача поиграть за Прогресс из Черняховска и в Литве, также в Литве поиграл и Александр Моисеев. Были и воспитанники столичных грандов, но их было предельно мало. Алексей Рогов из спартаковского дубля транзитом через Агталу впоследствии поиграет еще полсезона за затрапезнейший в те годы раменский Сатурн. Армейский воспитанник Сергей Бобков отыграет в 1995 году сезон за Фабус из Бронниц. Но все же примерно процентов 90 игроков пришли, по всей видимости, с улицы, опытом не отличались, да и тренерский штаб был откровенно невысокого (мягко говоря) уровня, который не позволял заявлять вообще о каких-либо притязаниях в принципе. Забегая вперед, скажем, что после ликвидации Агталы футболеры либо повесили бутсы на гвоздь, либо поиграли для приличия во второсортных областных клубах.
Всего в 4 зоне Второй лиги России 1992 года Агтала успела провести 13 игр (еще две волей календаря пропускала), в которых больше мучилась, нежели играла. Да, в основном игры были упорные, но из этих 13 игр 9 были проиграны, ряд из них крупно. Единственные победы были добыты во 2 туре над Спартаком из Костромы (тогда клуб носил приставку к названию "Звольма") 1:0 и над питерским Галаксом 2:0 (оба клуба были аутсайдерами того года а питерцы по итогам первенства и вовсе ушли в мини-футбол, но и там не задалось), а ничьи добыты только со Спутником из Кимр и Волочанином из Вышнего Волочка. 19 апреля команда встретилась со второй командой ЦСКА в рамках 1/256 первого в истории Кубка страны и пролетела 1:6, голом престижа на 85 минуте отметился Дмитрий Комаров, вскоре проведший несколько игр за выбиравшийся в Первую лигу подмосковный Интеррос. Кстати, интересно, что примерно половина игр той стадии кубка прошла раньше, чем 1/512 финала (в ней в основном играли дальневосточные и поволжские коллективы).
Постоянные неудачи, откровенные провалы и, возможно, денежный вопрос вынудили опустившее руки руководство распустить по сути дворовое сборище, даже не дожидаясь конца первого круга. Больше об Агтале не слышал никто и никогда.
КИНОТАВР (ПОДОЛЬСК)
Еще один крайне специфический коллектив, оказавшийся в поле нашего зрения, оформился еще при советской власти в 1991 году как ФК "Подмосковье". Его основателем, главным и играющим тренером стал детский тренер Юрий Морозов.
Достаточно скоро Морозов вышел на связь с известным кинокритиком, кинопродюсером и актером Марком Рудинштейном, основавшим фестиваль "Кинотавр". Тогда же, в 1991 году Подмосковье занимает 12 место из 17 коллективов физической культуры в Московской области, что не помешало скромной команде отправиться в оплаченное Рудинштейном турне по Бразилии, а в следующем году заявиться во Вторую лигу. Вслед за приходом в клуб кинофестиваля клуб получил новое одноименное название и, по всей видимости, ему были поставлены достаточно высокие турнирные задачи.
К сожалению, клуб с самого начала оказался в тяжелой ситуации, прежде всего из-за критически примитивной материально-технической базы. Тренироваться на предсезонке пришлось не в теплых странах (что само по себе для почти всех клубов нашей страны того времени было нонсенсом), и даже не в условном Геленджике, а в городских залах, а сборы и вовсе в доме отдыха "Бугорок", вообще в принципе не располагавшем какими-либо условиями для занятий спортом.
Как следствие этого, команда в принципе не смогла составить конкуренцию никому из соперников. Первая победа была датирована 8 туром, разгромлен был ТРАСКО 3:0. Подоляне были абсолютно неконкурентноспособны, разгромы следовали как из рога изобилия, дублю Спартака проиграли 0:4 и 0:8, орехово-зуевские Хитрые Лисы вынесли киношников 0:7, также весьма малоизвестный ФК Пеле закатил 10 безответных мячей, а один из лидеров зоны Интеррос, вышедший по итогам сезона в Первую лигу, уничтожил Кинотавр 13:0 (!). Если дома киношники еще пытались обозначать какое-то подобие борьбы, то в гостях меньше 5 мячей пропускали очень нечасто. При этом в 21 туре дома подольские футболисты сами выиграли 5:1 у дубля Динамо, в конце первенства счет оказался уже почти зеркальным, правда один мяч удалось отквитать.
Уже в начале первенства расстроенный результатами Марк Рудинштейн фактически бросил клуб на произвол судьбы и перестал осуществлять финансирование команды, в результате чего подоляне доигрывали на деньги самого главного тренера Юрия Морозова.
В основном в составе команды были молодые футболисты, особо незаметные до Кинотавра, и не прославившиеся позже. Впрочем, были в обойме и относительно известные игроки. Так, для Сабира Хамзина (5 голов, лучший бомбардир команды), поигравшего в высшелиговском Динамо-Газовике, во Франции, Бангладеш и Латвии, Кинотавр стал первым клубом в профессиональной карьере. Много лет отдавший Химкам чертановский воспитанник голкипер Анатолий Рожков также по факту начинал здесь. Михаил Маркин известен прежде всего как мини-футболист, с которым связан расцвет и все успехи легендарной Дины, но в футболе он успел засветиться в двух командах, первой стал асмараловский фарм-клуб Пресня, второй Кинотавр.
ПЕЛЕ (МОСКВА)
В 1980-х годах при различных заводах, предприятиях и прочих разных организациях существовали свои собственные футбольные команды. Тогда охват населения футболом был повыше нынешнего, культ спорта вообще колоссальным, существовала целая куча турниров для откровенно дворовых команд от детских до едва ли не ветеранских, а потому играли все, и стар и млад. Были свои команды и у транспортного предприятия Моспогруз, наши же герои принадлежали к команде Такелажно-монтажной конторы №1 Моспогруза и представляли в любительских турнирах Ждановский (ныне Таганский) район столицы. Команда, к слову, по меркам футбольной любительской Москвы восьмидесятых была известная, в 1985 году только по пенальти они не стали чемпионами столицы, уступив Автобазе московской конторы Госбанка 1:1 (4:5 пен.), а в 1987 году взяли кубок Москвы, победив 1:0 Ворошиловский район (нынешние Щукино, Хорошёво-Мнёвники и Строгино).
В 1992 году команда переименовалась в ФК Пеле и заявилась во Вторую лигу (московско-подмосковную 3 зону). По поводу названия все-таки неясно, была ли это дань уважения великому бразильцу, или же игроки той команды хотели играть как Пеле. В любом случае, в каком-то смысле у них это получилось!
Тренировал клуб Алексей Беленков, в годы игровой карьеры выступавший за Торпедо, ЦСКА и Локомотив и призывавшийся в молодежные сборные СССР. Ему помогали играющий тренер и по совместительству вратарь Андрей Батов, нападающий Раис Гильманов (выступал ранее в Торпедо, Сатурне, Крыльях Советов, завершал карьеру в Ливане). Более того, каким-то ветром в Пеле по касательной занесло и Константина Ивановича Бескова. Мэтр числился тренером-консультантом, возможно, ему новая команда обязана довольно приличными результатами.
В сезоне-1992 футболисты Пеле демонстрировали яркий, интересный футбол, как результат, по его итогам заняли 5 место, что стало вторым в зоне результатом среди московских клубов (выше из москвичей оказался только дубль Спартака, выигравший зону, но не имевший права на повышение), всего 4 очков не хватило для повышения в классе (дальше в итоге пошли ФК Орехово, начинавший сезон под названием Хитрые Лисы и Интеррос из поселка Московский).
В Кубке России в 1/256 без борьбы технарем была обыграна калужская Заря, в 1/128 калужский же Турбостроитель (3:0), в 1/64 бразильским москвичам покорился белгородский Энергомаш (1:1, 3:2 пен.), в 1/32 финала уступили тульскому Арсеналу 0:2.
Однозначным лидером той команды был Михаил Марьюшкин. Воспитанник московского Динамо провел в том сезоне 39 матчей, в которых забил 26 голов, что стало лучшим результатом 3 зоны Второй лиги 1992 года. Успех не остался незамеченным, и в следующем году Марьюшкин проведет 8 игр в Локомотиве, а затем поиграет в Болгарии за Пирин (Гоце-Делчев) и в Китае, поиграл и за раменский Сатурн тогда, когда это еще не стало мейнстримом. Примечательно, что до попадания в Пеле Марьюшкин вообще нигде не играл 6 лет, но его пригласили "просто побегать".
После выдающегося на фоне всех выше- и нижеперечисленных команд-однодневок сезона-92 Пеле был расформирован (очевидно, не потянули по деньгам и не нашли спонсора).
ТРЕСТАР (с/х ОСТАНКИНО, ДМИТРОВСКИЙ РАЙОН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)
В пределах Московской области северу от Москвы футбол был очень популярен всегда. В 1965 году с приходом нового директора А. Турова в совхозе-миллионере Останкино (не путать с телецентром), что в Дмитровском районе, появилась своя футбольная команда, получившая наименование "Урожай" (очень оригинально, не правда ли?). В союзные времена это был один из самых крутых деревенских клубов страны, неоднократно выигрывавших турниры на призы ДСО "Урожай" в РСФСР, в 1972 и 1987 годах выигравшим общесоюзный колхозный (в прямом смысле слова) турнир "Золотой Колос" (очень сложный турнир, в котором надо было идти к союзному финалу уже начиная с районных состязаний). Воспитанником Урожая был сам Александр Мостовой, а юношеская команда в 1975 году взяла "Золотой Колосок" - молодежный турнир ДСО "Урожай". В 1991 году команда стала чемпионом Московской области, дважды добиралась до полуфинала областного кубка и один раз до финала. Одним словом, коллектив со скромными, но регалиями!
В 1992 году подмосковных футболистов стала спонсировать компания Трестар, вследствие чего изменилась и вывеска. Клуб заявили в 3 зону Второй лиги, но счастье местных любителей игры с мячом номер один оказалось недолгим. Финансирование клуба велось, по всей видимости, по остаточному принципу, состав не позволял бороться за что-то большее, нежели борьба за то, чтобы не остаться последними в таблице. В итоге после сезона-92, в котором Трестар оказался лишь 20 из 21 участника с 15 очками и всего 6 победами (последним, как мы помним, стал Кинотавр), клуб прекратил существование, а через некоторое время возродился и ушел играть обратно на призы "Золотого Колоска" и прочих ему подобных деревенских турниров, более того, в начале нулевых едва не разорился и сам некогда крутой совхоз...
Лучшим бомбардиром стал Тимофей Кирьянов. Воспитанник московских армейцев забил 6 голов и даже поиграл в сезоне-96 в Высшей лиге за новороссийский Черноморец (4 матча), затем при его участии Уралмаш транзитом из элиты отправился во Вторую лигу. Также за ним числятся выступления в ФК Дмитров и мини-футбольном клубе "Московские жирафы". Касательно последнего, целый ряд игроков Трестара успел поиграть не только в большом футболе, но и в мини, причем кто-то до 1992 года, кто-то существенно позже. Тренировал ту команду Александр Козловских.
В команде был легионер из Азербайджана Ядигар Сулейманов, поигравший при СССР в Белгороде за Салют, уже после ухода в середине сезона-92 в перволиговское владимирское Торпедо этот игрок играл в предэлитном дивизионе нашей страны, а после много лет отпахал, защищая честь родного гянджинского Кяпаза, также он причастен к успехам еще одного крутого в Азербайджане конца 90-х клуба Шамкир.