Уэсли Снейдер. Царь Мидас футбольного мира
У всех нас есть особые футбольные воспоминания. Как фанаты мы дорожим ими. Они нужны нам, будь они приятными или не очень. Они – наши проводники в мир этой замечательной игры. Для тех, кто постарше, вершиной их ностальгии является Джеймс Ричардсон, ведущий Football Italia на 4-м канале (ТВ-программа в Великобритании, рассказывающая о кальчо; Д. Ричардсон – ее ведущий на протяжении 14 лет. – прим. Переводчика). Для других это Оле Гуннар Сольскъяер, забивающий Баварии, или Зинедин Зидан, пожелавший Марко Матерацци спокойной ночи. А для кого-то тот гол Агуэро на 93-й минуте.
Такие воспоминания, как и в любой другой сфере нашей жизни, формируют наше мнение об этой прекрасной игре. Я расскажу вам одно из моих.
2 июля 2010 года. В самом сердце Амстердама тысячи людей собираются на Мюсёмплейн - очаровательной площади в историческом центре города. Здесь находятся Королевский музей, музей Ван Гога и Консертгебау (Королевский концертный зал) буквально в двух шагах друг от друга. Идеальное место для воскресного променада. Непередаваемое сочетание ароматного кофе, семейного досуга, атмосферы уюта и, конечно, голландского искусства.
Тем не менее, в этот душный жаркий пятничный полдень Мюсёмплейн наполнило оранжевое море поклонников другого художника. Они пришли посмотреть картину «Оранье» кисти Берта ван Марвейка в четвертьфинале Кубка мира. Их оппонентами были художники другого направления и стиля - Бразилия.
На правом краю полотна изображён Арьен Роббен, техничный убийца. В центре - Робин ван Перси, грациозный хищник. У Seleção на передний план выходит дуэт Робиньо и Кака, двух мастеров, чья изобретательность могла мгновенно изменить игру.
Матч состоялся в 14 000 миль от Нидерландов, на стадионе Нельсона Манделы, архитектурном монстре посреди скромного города Порт-Элизабет. Тем не менее, для тысяч людей, наполнивших Мюсёмплейн и наблюдающих за событиями, разворачивающимися на гигантском экране, казалось, что игра ближе, намного ближе. Посреди всего этого стоял я, старавшийся не отвлекаться на эмоции от происходящего. Я никогда не видел столько нервных лиц. Как и оранжевого цвета.
Когда мяч был введён в игру, я почувствовал, как эта тонущая в Хайнекене толпа напряглась. Предматчевая болтовня прекратилась. Внезапно солнце стало жечь немного сильнее, а "запах свободы" стал немного интенсивнее. Я обернулся и увидел бесконечный оранжевый поток, застывший в немой тишине. Матч начался.
Тишину нарушили страстные крики о пенальти, когда на первых минутах матча центральный защитник Бразилии Жуан сбил Ван Перси, принимавшего кросс Дирка Кёйта. Девять минут спустя атмосфера стала еще напряжённее. Фелипе Мело вывел Робиньо на ударную позицию, а тот хладнокровно пробил мимо Мартена Стекеленбурга. Затем свои шансы увеличить разрыв упустили Жуан и Кака. Напряженность, пронизывающая Мюсёмплейн, чувствовалась даже от тех зрителей, кто вообще не болел за Нидерланды.
После перерыва «Оранье» ожили, а особенно Уэсли Снейдер. На 53 минуте, получив пас от Роббена, полузащитник Интера навесил в штрафную Бразилии. Мело, соавтор первого гола Бразилии, поучаствовал и в этом взятии ворот: его прыжок дезориентировал Сезара, а мяч, погладив бритую макушку хавбека, скользнул в сетку ворот.
Пятнадцать минут спустя голландцы смогли забить второй мяч. Роббен подал угловой на ближнюю штангу, Кёйт, стоящий там, переправил мяч в центр штрафной, где Снейдер, самый низкий человек в команде, вколотил мяч головой в верхний угол ворот.
На Мюсёмплейн творилось настоящее безумие. После того, как мяч влетел в сетку, оранжевое море забилось волнами опьяняющей радости. Соблазн праздновать был настолько велик, что я тоже захотел почувствовать себя голландцем. Я с радостью поддался этому желанию, а после финального свистка восторг толпы был абсолютно непередаваем.
Для многих Снейдер стал главной звездой того чемпионата мира. С 5 голами в активе он был наверху списка лучших бомбардиров турнира вместе с испанцем Давидом Вильей и уругвайцем Форланом. Но все трое проиграли, пропустив вперед бронзового призера мундиаля Томаса Мюллера. Форлан забрал Золотой мяч, приз лучшему игроку турнира, а Снейдер довольствовался Серебряным.
Несмотря на всеобщее признание талантов Форлана, Снейдер всегда будет виновником того торжества на Музеумплейн. С того момента я всегда проявлял к нему особый интерес. Он подарил мне незабываемый день в Амстердаме, а год спустя ещё раз заставил мое сердце едва не выскочить из груди: находясь в отпуске в Берлине, я прочитал, что он был на волоске от перехода в «Юнайтед». Как только я услышал об этом, я ежедневно скупал всю спортивную прессу и шерстил интернет, взволнованно надеясь на развитие событий.
Заголовок, которого я ждал столь сильно, так и не появился, и по мере приближения нового сезона газеты все чаще писали о том, что «Юнайтед» потерял надежду подписать его. Самир Насри, вместо Олд Траффорда выбравший золотые горы Сити, и неудача с подписанием Модрича из Тоттенхэма разочаровывали, но они не могли сравниться с тоской по Снейдеру.
В конце концов, он покинул Интер только в январе 2013 года, присоединившись к Галатасараю. В 28 лет он все еще мог стать звездой АПЛ или вновь искать счастья в Испании. Вместо этого он выбрал Турцию. С первого взгляда на эту ситуацию - отказ от понижения зарплаты на Сан Сиро и выгодный контракт в Турции - кажется, что Уэсли просто решил готовиться к безбедной старости в теплой стране. С другой стороны, его карьера в Стамбуле действительно впечатляет.
В течение следующих четырех с половиной лет на Тюрк Телеком Арене мир вновь видел того самого, гениального, Уэсли. Его гол в ворота Буффона отправил Галатасарай в плей-офф Лиги чемпионов, а Пьемонте – в Лигу Европы. Поскольку Интер занимал особое место в его сердце, победа над туринцами и их фиаско были особенно приятными для него.
Легко восторгаться гением Снейдера, но его карьера в Турции была отнюдь не без тёмных пятен. Постоянно возникали вопросы о его физической форме. Иногда на поле он просто растворялся. Он всегда был эталоном техничности, но, возможно, не всегда был самым мотивированным игроком. Несмотря на проблемы полузащитника со здоровьем, новый босс Оранье, Луи ван Гаал, вызвал Уэсли на Мундиаль в Бразилию и при этом сам был приятно удивлен, увидев, что Снейдер все еще в форме.
Ван Гаал, пришедший на смену Ван Марвейку в 2012 году, заявил журналистам в августе 2013 года, что Снейдеру сперва необходимо набрать форму, прежде чем он получит место в заявке на чемпионат мира в Бразилии. Ван Гаал, использовавший по большей части схему 4-3-3, видел в основе Йорди Класи, Джорджиньо Вейналдума и Рафаэля ван дер Ваарта. Однако, когда из-за травмы выбыл Кевин Строотман, Ван Гаал перестроился на схему 5-3-2 или 3-5-2, куда Снейдер вписывался идеально.
После набора 9 очков в группе с Испанией, Чили и Австралией, Нидерланды попали на Мексику в 1/8 финала. На 88-й минуте при счёте 1:0 в пользу «ацтеков» Уэсли вколотил мяч в нижний угол ворот Гильермо Очоа. А на 94-й минуте Клаас-Ян Хунтелаар реализовал победный пенальти, который вывел команду в четвертьфинал.
Но именно первый гол Снейдера дал Нидерландам надежду на следующий раунд, так же, как это было четыре года назад в Порт-Элизабет. К сожалению, гол пришел спустя 87 минут полной футбольной импотенции. И, хотя Уэсли в очередной раз доказал, что в решающий момент может изменить ход матча, его влияние на ход всего поединка заметно ослабевало.
Этот матч стал символом его постепенного упадка, который за эти три года только усилился. При всех периодических проблесках гениальности, он всё чаще выглядел серой копией самого себя, гениальным дирижёром, который разлюбил музыку, и работягой, который с трудом вскрывал оборону, хотя когда-то делал это по щелчку пальцев.
Нам остаётся лишь память о лучшем Снейдере, умном, и смертельно опасном созидателе, который с трудом перенес потерю наставника и лидера в лице Жозе Моуринью. Не покидает ощущение, что он словно не получал такого же уровня внимания и заботы от Рафы Бенитеса, преемника португальца в Интере, или Ван Гаала, или любого из его тренеров в Галатасарае, включая Фатиха Терима, Роберто Манчини и Чезаре Пранделли.
Возможно, одним из самых значимых действий Дика Адвокаата в качестве тренера сборной Нидерландов в тот ужасный для голландского футбола период стало исключение Снейдера из состава. Это случилось одним сентябрьским вечером. 33-летний Снейдер был проинформирован тренером, что должен регулярно играть за Ниццу, чтобы продолжить выступления за свою сборную.
Когда-то он был главной звездой голландской сборной в ее серебряный век, человеком с наибольшим количеством матчей за нее, и вот его карьера подходит к концу. В то же трансферное окно, в которое Неймар поменял Барселону на Париж, а Леонардо Бонуччи ошарашил Италию, сменив Турин на Милан, следующим шагом в карьере Снейдера стал переход из Галатасарая в Ниццу – трансфер, который прошел почти незамеченным. К сожалению, такова суровая реальность увядающей ценности игрока в мире европейского футбола. Когда-то он был главной звездой всех трансферных слухов и спекуляций, а сегодня он просто один из многих.
Но мы все еще помним Снейдера как одного из самых элитных полузащитников своего поколения. После неожиданно ужасного двухлетнего прозябания в Реале, команде, где креатив Снейдера должен был засиять новыми красками, Моуринью сделал всё возможное, чтобы подписать его в Интер в 2009 году. С тех пор Снейдер стал одним из самых эффективных плеймейкеров на планете, наслаждающимся ролью единоличного созидателя в команде, выигравшей исторический Требл в, пожалуй, лучшем сезоне Моуринью за его карьеру.
Затем, всего через несколько недель после того, как итальянский гранд завоевал европейский трон, Снейдер пережил потрясающее приключение в Южной Африке. И в то время как команда Ван Марвейка в конечном счете заняла второе место, проиграв совершенной Испании, Снейдер выдал выдающийся индивидуальный турнир и добавил к титулам Чемпиона Италии и обладателя Кубка Италии и Кубка Лиги Чемпионов серебро мирового первенства – и всё это за 67 дней.
Его выступление в Южной Африке, несомненно, укрепило его место в истории как одного из самых элегантных, но при этом эффективных полузащитников начала века. В том сезоне он превращал в золото практически всё, к чему прикасался. Это Снейдер, которого я всегда буду помнить.
Автора текста: Мэт Галт, журнал These Football Times.
Перевод и редакция: Дмитрий Золотенков, Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco.
Касательно матча с Бразилией - божил там Роббен, доведя до истерики бразильцев.
Не смотря на голы Снейдера, вытащил матч он.