12 мин.

Робин Гуд по имени Юрген

Чему нас научила современная ситуация в мире? Не только тому, что надо обливаться антисептиками, но и тому, что футбол действительно является важной частью нашей жизни и без него всё не так, и всё не эдак. А ещё тому, что она стала неким отражением того, что мировое сообщество попадёт в учебники истории, абзацы которого будут изучать в школах.

А пока мы туда не попали, и пока у нас не открыты все игровые футбольные уровни, нам приходится обращаться к футбольным историям, чтобы, пересказывая их, кто-то узнавал что-то новое или, наоборот, окунался в то, что однажды было частью его жизни.

Сегодня меня попросили поделиться с вами историей Юргена Клинсманна, а точнее одним, но на самом деле двумя, этапами его карьеры, пришедшимися на радость Английской Премьер-Лиге, а если ещё конкретнее, то на цвета клуба «Тоттенхэм».

Итак, наша история начнётся на яхте, где Алан Шугар, на тот момент владелец «Тоттенхэма», загорает и наслаждается морским воздухом. Однако в его голове не перестаёт работать мыслительный процесс, Шугар думает о необходимости найти для клуба забивающего игрока. За окном 1994 год, поиск нападающего был проблемой номер один. Мог бы Шугар представить себе, что даже спустя 16 лет это всё также будет проблемой номер один? Видимо, если бы «пирамиду потребностей» рисовали болельщики «Тоттенхэма», то в верхнем ярусе всегда была бы потребность в голах. Но вернёмся в 1994 год, на яхту.

Дело в том, что уже к тому времени английский клуб искал игрока, но действовал не точечно, а руководствовался формулировкой «нам нужен кто-то, кто забивает голы», поэтому были сделаны предложения Крису Саттону и Жан-Пьеру Лапену. Самым же странным слухом на тот период был тот, в котором говорилось о предложении «Тоттенхэма» Марадоне, но это та же категория новостей, в которой сегодня «Норвич» делает предложение Месси, при всём уважении к «канарейкам».

Игроки отказывались, финансовые вопросы проваливались, и задача подвисла в воздухе, поэтому Алан Шугар решил развеяться и поехал отдохнуть в морской атмосфере.

И тут, во время отдыха, с ним связывается представитель Клинсманна и предлагает рассмотреть его владельцу «Тоттенхэма» как вариант для возможности заткнуть голевую бездну. Учитывая, что Шугар был вполне неплохим бизнесменом, он понимал, что раз кролик несётся навстречу охотнику, то не надо быть дураком, чтобы отвернуться и попытаться подстрелить того, кто за сотню метров от тебя.

В итоге, переговоры между клубом и игроком получились максимально короткими и эффективными, но надо признать, что владелец клуба очень сильно рисковал, подписывая немецкого игрока. В Британии тогда футболистов с немецкой национальностью, мягко скажем, не любили, поэтому их было мало в АПЛ. Одной из причин, актуальных на тот момент, было то, что сборная Англии потерпела болезненное поражение в матче против Германии на чемпионате мира в 1990 году.

Это тот матч, в котором англичане на 80-й минуте ушли от поражения, благодаря голу Линекера, переведшему игру в дополнительное время. Но затем, они получили болезненный удар в виде упущенной серии пенальти, закончившейся со счётом 4:3 в пользу немцев, и выведшей их в финал чемпионата мира, где они одержали победу над Аргентиной и выиграли трофей. Но даже то, что английская сборная проиграла будущим победителям, не смогло утихомирить бурю в сердце, поэтому все упоминания немецких футболистов, даже спустя 4 года оказывались крайне болезненными.

Так и будет, если говорить, забегая вперёд, на Юргена обрушится вся мощь английской прессы с самыми нелицеприятными заголовками, в которых журналисты не будут стесняться в выражениях.

Но Алан Шугар, как истинный тоттенхэмовец на тот момент, решил, что вершина пирамидки потребностей, где указаны голы, важнее ярости журналистов, и начал процесс подписания игрока. И в итоге, они на максимальной скорости подписали контракт стоимостью в 2 миллиона фунтов, и зарплатой 8000 фунтов в неделю.

Пожалуй, единственным человеком, относившимся со скептицизмом к этому трансферу, был Освальдо Ардилес, являющийся на тот момент менеджером английского клуба. Вот, что он писал в своей автобиографии: «Юрген был игроком совершенно другого уровня, звездой Кубка мира – в то время это было похоже на подписание Марадоны, более или менее. Я помню, что моей первой мыслью было: «Я сомневаюсь, что он придет». Я видел ситуацию как сложную. Но Шугар поговорил с ним, и он согласился и пришел».

Он действительно пришёл, и тут настаёт момент сказать, почему такой перспективный, и востребованный на рынке игрок, согласился прийти в довольно среднюю по уровню английскую команду, вместо того, чтобы выбрать «Барселону», «Атлетико» или «Милан», которые также делали ему предложения, но в итоге были отвергнуты.

Здесь нужно обратиться к самому игроку, а точнее к его интервью, которые и стали тем ключиком, открывающим многочисленные вопросы о выборе английского клуба. Например, в «Totally Football Show»: «Я определенно чувствовал, что Премьер-Лига находится на подъеме, и я верил, что это может бросить вызов другим высшим европейским лигам для игроков в виде успеха в европейских соревнованиях и поддержки болельщиков. Я думаю, что это потрясающе, как развивалась Премьер-Лига, и я горжусь тем, что был там с самого начала».

И вот ещё одна цитата: «Я хотел сбежать из Монако. Это был не рай для меня. Я не мог продолжать играть в домашние игры в месте, которое не было похоже на дом. Но Алан Шугар немедленно сумел передать мне это чувство дома. Для меня это значило больше, чем любое испанское предложение. Это может звучать странно, но это было хорошее решение, и я могу честно сказать, что оно было правильным».

Хотя вот Шугар, которого Юрген упоминал в интервью, подозревал, что он просто хотел жить в модном районе Лондона (в частности, Хайгейт), в этой теории с ним соглашался и менеджер команды Ардилес. Также была теория, заключавшаяся в характере игрока, а именно в том, что относительно комфортное прошлое Клинсманна в сочетании с определенной страстью к путешествиям просто давало ему свободу, чтобы пробовать новые вещи и жить в новых местах.

И также есть упоминание ещё одной причины выбора игроком английского клуба: «Я выбрал «Тоттенхэм» из-за прямого подхода Алана Шугара и Осси Ардилеса. Играть для Ардилеса очень много значило для меня, и исторически «Тоттенхэм» всегда был известен как клуб, который отличает приоритет игры в нападение».

Переговоры шли в абсолютно таинственном ключе, что подразумевало под собой ни одного упоминания о том, что клуб собирается подписать этого футболиста, и проходили они молниеносно из-за того, что Алан Шугар не хотел упустить перспективного игрока, и позволить конкурентам подсуетиться над более выгодным предложением.

Поэтому объявление игрока состоялось буквально сразу же после подписания бумаг, и были приглашены репортеры из Sky TV, чтобы запечатлеть этот момент. Сам игрок был шокирован тем, что, буквально не успев встать из-за стола переговоров, на него обрушился шквал фотографий, вопросов и, соответственно, объявление о приобретении во всеуслышание.

Всё это произошло в июле 1994 года, а пришёл Клинсманн из футбольного клуба «Монако».

Трансфер состоялся, поэтому время было переходить к футболу. И уже в своём дебютном матче против «Шеффилд Уэнсдей» Юрген отпраздновал свой переход голом, после которого получил сильное повреждение в столкновении с Десмондом Уокером, повлекшее за собой то, что он покинул поле на носилках. Но, благо травма оказалась некритичной, и футболист вышел радовать болельщиков и дальше.

И было чем. Юрген по своему складу довольно атлетичного телосложения, что позволяло ему выигрывать индивидуальные единоборства и укрывать мячи под себя, чтобы затем развернуться и, оставив соперника «с носом», забить гол. Он никогда не сомневался в принятии решений. Ни тогда, когда это могла быть голевая передача, ни тогда, когда ему надо было забивать самому.

В своих первых шести играх он забил 7 голов, отправив вместе с Шерингемом (впоследствии они забьют на двоих 52 гола за сезон) в нокдаун «Эвертон» на своем домашнем дебюте. В тот день он забил два, а через шесть дней схватил еще одну символичную голевую фигурку в Ипсвиче, в игре, описанной Ардилесом как «футбол, в который я мечтал играть» и «начало чего-то особенного в этом клубе». Менеджер добавил: «Прекрасно чувствовать себя на скамейке и знать, что мы всегда будем забивать голы».

А проблема с журналистами решилась сама по себе, благодаря двум факторам: тому, что он забивал голы и его природному очарованию.

В первом случае, можно привести историю о том, как один из журналистов «The Guardian» сначала напишет текст с заголовком: «Почему я ненавижу Юргена Клинсманна», а после голевой серии и общего впечатления от игры, выпустит текст под заголовком: «Почему я люблю Юргена Клинсманна». Во втором же случае, стоит вспомнить что на одной из первых пресс-конференций, на котором наш герой разразился неожиданным вопросом: «Для начала у меня есть вопрос к вам ... есть ли в Лондоне школа дайвинга?». Он был предупрежден о том, что все в курсе его увлечения, поэтому с очаровательной неловкостью он решил показать, что уважает и готов слушать советы от окружающих его людей. Также к его плюсам многие относят тонкий и добрый юмор, который он демонстрировал в своих интервью.

Благодаря этому всему, футболист стал одним из самых популярных в «Тоттенхэме» среди болельщиков. Очень символичным показателем является то, что за первый его сезон, клуб продал с его фамилией 150 тысяч футболок.

Но, несмотря на всеобщую любовь и свой фееричный успех как забивного игрока, у клуба были большие проблемы в целом. Дело в том, что победы упускались, очки терялись, а место в таблице не радовало. Всё это объяснялось тем, что, несмотря на наличие довольно уверенных и желающих стремиться к лучшему футболистов, тактика и общее игровое развитие оставляли желать лучшего. И когда стало понятным, что рассчитывать в том сезоне особо не на что, потому что англичане пролетели подобно птицам мимо еврокубков, то Юрген продемонстрировал ещё одно своё качество. Чутьё.

Для того чтобы оценить всё в полной мере, вернемся к тому времени, когда игрок обсуждал свой контракт.  Дело в том, что он попросил, к недовольству руководства клуба, включить в своё соглашение пункт о том, что он может в одностороннем порядке разорвать отношения с клубом, если его не устроят результаты сезона. Так в итоге и вышло. Да, тут можно говорить с двух разных сторон: он первоначально шёл в клуб просто за новыми ощущениями и не воспринимал его всерьёз, или он просто здраво оценил возможности своего нового клуба и просто подстраховался. Тут каждый судит для себя.

Факт остался фактом: Юрген Клинсманн летом 1995 года стал игроком «Баварии», под флагом которой он станет обладателем национального чемпионского титула и поднимет над головой Кубок УЕФА.

На момент своего ухода он будет признан Ассоциацией футболистов-профессионалов лучшим футболистом 1995 года, что редко удавалось заполучить иностранному игроку.

Надо ли говорить, что Алан Шугар будет крайне раздосадован потерей такого игрока? Я думаю, что нет. Их отношения испортятся, и будут выглядеть как словесная дуэль. Один будет говорить о неблагодарности со стороны игрока и якобы швыряться его футболками при журналистах, а второй будет говорить, что владельцу клуба никогда не был интересен футбол, только кроме как бизнес, и что он никогда не научится понимать игроков. Забегая вперёд отмечу, что они таки наладят, со временем, свои дружеские отношения.

И вот история должна остановиться на такой драматичной ноте, но иногда у судьбы свои планы, и она может свести вас с прошлым ещё раз, чтобы вы закончили свои незавершенные дела. И при этом, вам не нужно будет становиться призраком.

В 1997 году карьера Юргена Клинсманна начнёт клониться к своему завершению и у него уже будут мысли о том, чтобы уйти из футбола. Но впереди было ещё испытание в виде чемпионата мира, на который он очень хотел попасть со своей сборной, но для этого он должен был зарекомендовать себя в качестве профессионала в глазах главного тренера национальной команды, а сделать это не закрепившись в основном составе «Сампдории», его клубе на тот момент, он не мог.

Поэтому им было принято решение отправиться искать удачу в «Тоттенхэм», который на тот момент был «Титаником», шедшим ко дну под бодрые скрипки музыкантов. Что означает одно – «Тоттенхэм» был на грани вылета из Английской Премьер-Лиги и ему срочно требовался Робин Гуд, который их бы спас.

И Юрген стал этим самым Робин Гудом. Он снова набрал хорошую форму и феноменальный ход, позволяющий ему приносить команде голы. Но главным его матчем, и главными его забитыми мячами впоследствии станут те, которые он забьёт клубу «Уимблдон». Встреча закончилась победой «шпор» со счётом 6:2, и это случилось 6 мая 1998 года.

Немец стал первым игроком, поучаствовавшим во всех голах, забитых в рамках одного матча Английской Премьер-Лиги: 4 гола забил сам и отдал 2 ассиста. Именно благодаря этой победе, голам и футболисту, «Тоттенхэм» был спасён от вылета в том сезоне.

«33» номер спас английскую команду, а они, тем, что приютили его и дали игровую практику, помогли отправиться ему на чемпионат мира 1998 года во Францию, после которого игрок закончит свою футбольную карьеру.

«Тоттенхэм» предложит провести прощальный матч в своих цветах, на своём стадионе в благодарность за то, что он сделал для клуба, но тут вмешается Немецкий футбольный союз, который откажет игроку в такой чести, сославшись на перегруженность международного календаря. Причём он тут, спросите вы, если «шпоры» – это в Англии? Дело в том, что Юрген хотел провести свой прощальный матч за «Баварию», но президент клуба откажет ему, а игрок, будучи раздосадованным из-за этого откажет и английским товарищам, хотя и признается, что тронут таким вниманием.

Прощальный матч всё-таки состоится, но в «Штутгарте», в клубе где он получил своё первое футбольное признание.

Всего за «Тоттенхэм» Юрген Клинсманн провёл 68 матчей и забил 38 голов. Выступал под номерами «18» и «33».

Долгое время был в рейтинге лучших футболистов «Тоттенхэма» по голам в лондонских дерби», уступая только Тьерри Анри, расположившемуся на первой строчке с 59 матчами, 43 голами и с 0,73 гола за матч. Но потом его подвинет Гарри Кейн с результатом в 25 матчей, 18 голов с 0,72 гола за матч. Юрген занимает сейчас третью строчку с показателем в 17 матчей, 11 голов с 0,65 гола за матч.

Интересным фактом, говоря об этом футболисте, стоит упомянуть его манеру празднования голов. Делал он это «ныряя», что являлось отсылкой к тем, кто считал его симулянтом, ругая за «нырки» под соперника», а подхватившие эту идею фанаты, поднимали таблички с оценками по 10-балльной шкале, придавая дух прыжков в воду.

И закончить хочется тем, что многие отмечают его переход в «Тоттенхэм» положительным влиянием на восприятие немецких игроков в рамках английского футбола. Вот прекрасные слова из одного его интервью:

«В моей карьере мне очень повезло, что я познакомился с разными культурами и во всех них относился к людям одинаково», – говорит он. «В течение всего этого времени я видел, что футбол может сделать, чтобы донести до зрителей разные взгляды, сложившиеся в течение многих лет. Футбол – идеальный инструмент для исправления ложных представлений о разных людях, разных культурах. Действительно, футбол напоминает нам, что мы все одинаковы».

Источники: www.thetotallyfootballshow.com; https://www.fourfourtwo.com и http://www.spurs.ru.

***

Подписывайтесь на мой телеграм-канал или личный блог!

***

Редактор: Юлия Сопина

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

***