Тоска по былым временам. Что ищут английские футбольные фанаты в Бундеслиге?
Зачем английские фанаты летают на матчи Бундеслиги? Чего им не хватает на родине? Что такого они видят в Германии, что даже выпускают специальный фанзин о Бундеслиге? Фиргел МакЭвой, издатель журнала «Halb Vier», рассказывает о британских солдатах, дислоцированных в Западной Германии, о Кевине Кигане в «Гамбурге» и Джонджо Кенни в «Шальке». Бундеслига.ру представляет вашему вниманию специальное интервью с Туманного Альбиона.
Зачем англичанам нужен немецкий футбольный журнал?
- Эта идея возникла очень давно. После финала Лиги чемпионов на «Уэмбли» в 2013 году среди англичан появился сильный интерес к немецкому футболу. Я знаю множество людей, которые каждую неделю садятся в самолет и летят в Дортмунд. Есть много сайтов на английском языке, где вы можете прочитать о Бундеслиге, но еще не было бумажного журнала. Мне нравятся такие журналы, как «Mundial» или «The Blizzard». Мы хотели отразить их атмосферу.
О чем вы писали в первом выпуске?
- Мы ориентируемся на длинные, глубокие тексты. У нас есть весь спектр таковых: декадентские 1980-е годы в Оберлиге, фанатская сцена «Динамо» Дрезден или берлинское дерби – все это есть в журнале. Была даже интересная история о стадионе «Rote Erde». Сейчас там играет вторая команда «Боруссии» Дортмунд, но раньше она была ареной международных игр, в том числе встреч сборной времен Третьего рейха. Мы также пишем об американцах, которые играли или играют в Бундеслиге, стараемся делать с ними интервью. Я рекомендую прочитать историю молодого Джо Брайанта, который строит немецкие стадионы из блоков Lego.
Много ли людей купили первый номер?
- Мы выпустили «Halb Vier» в начале марта. Через несколько дней мы продали 500 экземпляров. Когда я задумывал фан-журнал, я думал только о фанатах из Англии. Но неожиданно мы получили заказы из Южной Кореи, Австралии и Норвегии. Мы планируем второй выпуск в июне. Я уже вижу, что нам нужно увеличить тираж. Многие люди просят у меня электронную версию. В общем, просто удивительно, как много фанатов начали писать мне. Иногда создается впечатление, что Бундеслига не такая глобальная, как Премьер-лига или Ла Лига. Но это неправда. В каждой стране вы найдете людей, увлеченных немецким футболом.
Что англичанин ищет в Бундеслиге?
- У нас есть Премьер-лига, то есть лига с потрясающим качеством игроков, тренеров, да всего чего угодно. Это не может быть подвергнуто сомнению. Но это не фанатская лига. У нас есть масса ограничений. Нельзя выходить с пивом на трибуну, кричать и петь песни. Нужно купить дорогой билет, сесть и сидеть весь матч, как в театре, лишь аплодируя. Многие разозлились на это, поэтому и полетели в Германию. Мы можем выплеснуть наши эмоции там. Мне кажется, что я попал в Англию 80-х. Мне нравится стоять во время игры или ходить на матч за три часа до стартового свистка. В самой игре больше футбола. Меньше корпораций. Если вы спросите англичанина о ценах на билеты в Германии, вы услышите слово «разумный». Все скажут, что они дешевле.
Не идеализируете ли вы немного? В Германии фанаты также протестуют.
- Это все от того, что футбол во всем мире идет в направлении стремления зарабатывать все больше и больше. На матчах «Шальке» или в Дортмунде цены на билеты также растут. Это правда, что они не так дешевы, как думают люди. Но у меня все еще складывается впечатление, что у вас в Германии вы тратите на 40 евро меньше, чем в Англии. В остальном же мы видим не так много различий в уровне футбола. Для многих это не является определяющим фактором. Они хотят «опыт поклонников». Они хотят чувствовать себя хорошо. Опыт. Я думаю, что у Бундеслиги есть это. Одна из ценностей – испытывать что-то. Мне нравится тот факт, что между клубом и болельщиками существует такая связь.
Как вы считаете, является ли результатом влияния болельщиков то, что Бундеслига не превратилась в чисто коммерческий турнир?
- Это именно таковым и является. Многие руководители хотели бы отменить правило «50+1», потому что это откроет им новые двери в финансовом плане. Но фанаты являются хранителями определенного порядка. Англичане проиграли борьбу за душу футбола, а немцы все еще сражаются. 75 процентов наших клубов имеют иностранных владельцев. Тот, кто не американец, русский или шейх, – урод. Местные фан-сообщества не так важны для них. Это управляемые деньгами компании. Конечно, английские фанаты великолепны. Они могут протестовать или выступать против политики футбольных функционеров. Их страсть не исчезает. Но правда в том, что им все меньше и меньше дозволено говорить. В Германии даже в третьей лиге, в «Кайзерслаутерне», у вас 35 000 человек. Это живая часть этого клуба. Болельщики выиграли битву за «матчи понедельника». Они часто бросали теннисные мячи на поле, когда хотели повысить цены на билеты. Я не могу себе представить ничего подобного в Англии. Мы потеряли это.
Вы часто летаете в Германию?
- Я слежу за Бундеслигой в течение 30-ти лет. Я провел полгода в Дюссельдорфе, будучи студентом. Я видел другую фан-культуру и мне очень понравилось. Но на самом деле увлечение Германией ожило только в последние годы. Если бы я мог, я бы летал на «Фортуну» каждый месяц. К сожалению, так часто не получается, поэтому я бываю там три раза в год. В Германии мне также нравится хорошо организованный общественный транспорт. Все идет как по маслу. Если вы летите на выходные и хотите посмотреть несколько матчей за два дня, то вы легко это сделаете. Особенно великолепны низшие лиги. Англичане, которых я встречаю в Германии, часто едут смотреть не «Баварию». Они хотят поехать на «Рот-Вайсс-Эссен», Оберхаузен или в Дуйсбург.
То есть мы опровергаем стереотип англичанина, который интересуется только тем, что есть на островах?
- Я знаю, что такой стереотип все еще работает. И я даже согласен с ним. Но в последние годы вы найдете много исключений из этого правила. Англичане много путешествуют по Европе. Они в восторге от многих вещей. Отношения с немецким футболом начались задолго до «Уэмбли» и финала «Баварии» с Дортмундом. После Второй мировой войны многие британские солдаты были размещены в Германии. У каждого из них был свой любимый клуб. В конце 70-х Кевин Киган появился в «Гамбурге», он был тогда крупнейшей английской футбольной звездой. Это безусловно привлекло внимание в Германии в Британии. И теперь у вас есть другая волна: молодые игроки, которые не вписываются в «Манчестер Сити» или «Челси», хотят играть в Бундеслиге. Они видят красивые стадионы и отличных тренеров. Пример Джейдона Санчо запустил тенденцию. В Англии стали показывать немецкий футбол на канале «BT Sport», и зрителям действительно интересно узнать, как дела у Адемолы Лукмана или Рабби Матондо. Я часто смотрю на Джонджо Кенни в «Шальке», потому что он доморощенный игрок из моего «Эвертона».
Что бы вы взяли из Англии и перевезли бы в Германию в плане футбола?
- Я не знаю, что бы взял. Но одно отличие является знаковым. В Германии практически одинаковое хорео, хотя и весьма красочное, на протяжении всего матча. Команда может проиграть 0:4, а болельщики продолжают громко скандировать. В итоге складывается ощущение, что вираж живет своей жизнью, а матч идет своим чередом – я не вижу реакции от фанов на происходящее на поле. В Англии мы участники матча. Возможно, это выглядит не так громко и красочно, но мне нравится, когда зрители аплодируют конкретному эпизоду. Это укоренялось в нас в течение многих лет. Мне очень нравится Премьер-лига.
Вы чувствуете себя немного взволнованным возвращением футбола в субботу?
- Сложно назвать это волнением. Я не фанат футбола за закрытыми дверями. Вы журналист, так что, возможно, вы смотрите на это по-другому. Многие люди получат работу. Это важная отрасль. Но для меня, фаната, в этом нет ничего интересного. Это приводит спорт к роли продукта. Я вижу в этом много сил при малом результате. Мы рады, что Германия не является футбольной корпорацией, но почему они начинают так рано? Боюсь, потому что они борются за последний денежный транш от телевидения. Раздается много голосов, что клубы могут обанкротиться, и что они должны играть, чтобы этого не случилось. Но я почему-то этого не ощущаю.
Так что, «Project Restart» в Англии тоже не вызывает у вас эмоций?
- Я думаю, здесь в Англии мы далеко позади Германии. Слишком много людей умирает, ситуация все еще не под контролем. Футбол – это отражение страны. Было бы легче принять некоторые решения, если бы ситуация с заболеваниями была такой же, как в Германии. Нам еще рано устанавливать конкретную дату. Видели ли вы матч Мёнхенгладбаха против «Кёльна» в марте? Германия говорит о таких встречах «Geisterspiel». Призрачный матч. Выглядело, как обычная двухсторонка на тренировке. Это не тот футбол, в котором я живу.
Арти Бундевица.
*Выражаю признательность Павлу Грабовскому, без которого не появилось бы этого материала.
***
Редактор: Саша Булычева
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер
***
Германия при этом хранит невероятную близость клуба и болельщиков. Огромные стадионы заполняются всегда, даже после вылета клубов в низшие лиги (см. примеры Гамбурга, Штутгарта, Кайзерслаутерна). Нынешняя доигровка - спорный вопрос. С одной, стороны сформирует неправильное отношение к атмосфере немецких матчей. Но с другой - привлечет своей эксклюзивностью новых зрителей и, возможно, новых преданных фанатов.