Германия возвращается первой. Это не чудо, а виртуозный менеджмент
16 мая нормальная жизнь станет немного ближе – власти Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель разрешили Бундеслиге доиграть сезон.
На момент новости о камбэке Бундеслиги Франция и Нидерланды отменили чемпионаты, РПЛ была максимально близка к отмене, АПЛ зашла в тупик, а Ла Лига и Серия А все еще перебирали варианты. Про страны поменьше даже не вспоминаем.
Сейчас понятно, что пандемия заменила большим государствам Олимпиаду. Это cоревнование, только в очень необычных категориях: кризис-менеджмент, доверительные коммуникации с гражданами, качество системы здравоохранения, умение оперативно реагировать и так далее.
И если на реальных турнирах немцы бывают не очень, то в социальных состязаниях им давно нет равных.
(если вам интересен только футбол, смело перескакивайте через пару следующих пунктов).
Германия лучше всех в Европе справилась с COVID-19. Хотя вирус попал к немцам даже раньше, чем в Италию
Про пандемию коронавируса в Германии нужно понимать две вещи: страна зафиксировала уникально низкий для Западной Европы уровень смертности и очень высокий процент выздоровевших.
Невероятный контраст с Италией, где уровень смертности – 12,6%, а у Германии – 4,5% (правила подсчета в разных странах могут отличаться, но тут разница в любом случае мощная). Это особенно впечатляет, ведь Германия легко могла повторить путь Италии и стать очагом коронавируса в Европе.
Первый зараженный в Германии зафиксирован 20 января – на 11 дней раньше, чем в Италии. Вирус привезла работница мюнхенской компании Webasto (продают автозапчасти), которая летала в командировку в Шанхай и виделась там с родителями из Уханя. Через пару дней работы в мюнхенском офисе она обратилась к врачу с характерными симптомами. В медицинском департаменте Германии ее назвали «пациент ноль».
Дальше вирусологи включили детективов и раскрутили инфекционную цепочку. Они нашли среди коллег девушки Пациента 1 (первый, заразившийся внутри Германии), Пациента 2 и далее до семи. Детализация невероятная – врачи узнали, что Пациенту 5 вирус передался через солонку с солью.
Очаг быстро погасили, и пока в начале февраля в Италии разгорался ковидный пожар, в Германии фиксировались единичные случаи. Власти Германии не успокоились и запустили информационную кампанию: рассказывали о симптомах коронавируса и призывали пройти тестирование. Явно не лишние меры – ежегодно в феврале и марте около трех миллионов немцев катаются на лыжах на севере Италии .
«Мюнхенский инцидент натолкнул нас на верные мысли. Мы поняли, что обширным тестированием сможем остановить распространение вируса по Германии», – считает ведущий вирусолог Германии Кристиан Дростен.
Кстати, Дростен показал пример качественного информирований людей. Во время пандемии он запустил ежедневный подкаст на радио NDR – его слушали по всей Германии и даже переводили на русский.
Вирус все же прорвался в Германию (это случилось в середине февраля после ежегодного карнавала в Хайнсберге), но это не стало катастрофой.
Три секрета Германии: массовое тестирование, сознательность граждан и готовность медицины к кризисам
Германия – одна из немногих стран, где всегда готовы к эпидемиям. Они лучшие в Европе по количеству коек в интенсивной терапии – 33,9 на 100 тысяч жителей (против 8,6 в Италии и 16,3 во Франции) и по числу аппаратов ИВЛ на душу населения.
Несмотря на такую подготовку, власти очень внимательно отнеслись к пандемии. Ниже – небольшой гайд, который когда-нибудь войдет в учебники по кризис-менеджменту.
• Честная и открытая коммуникация власти с населением
В пандемию некоторые страны выстраивали отношения с людьми через силу: штрафы, угрозы, перекладывание вины. Немецкие власти изначально выбрали другие интонации.
9 марта Германия зафиксировала первую смерть от коронавируса. 22 марта Ангела Меркель установила карантин и выступила перед гражданами.
«Она за короткий срок сделала несколько очень душевных обращений к нации – не угрожала мерами, а говорила, что искренне обеспокоена ситуацией и переживает за каждого, взывала к ответственности и тут же хвалила граждан за сознательность», – рассказал Sports.ru житель Ганновера (и автор телеграм-канала о Германии) Никита Щекутин.
О гражданах заботились и через финансы. Многие предприятия остановили работу, но их сотрудникам компенсировали 67% зарплаты. Кстати, для этого не пришлось срочно принимать новый закон – такие выплаты уже были предусмотрены государством.
• Немцы дотошно соблюдали карантин
Карантинные меры из Германии знакомы жителям России, но есть несколько отличий: в некоторых землях разрешалось выходить на пробежки и прогулки (с соблюдением дистанции полтора метра). Общественные пространства быстро адаптировали – во многих городах появились скамейки с учетом социальной дистанции. В остальном все так же – социальная изоляция, консервация сферы услуг и промышленности.
Штрафы суровые: до 500 евро гражданам, до 25 тысяч евро юридическим лицам. Но штрафовать почти некого, уровень сознательности (как обычно у немцев) был запредельным.
«На следующий день [после объявления карантина] мой парикмахер зашел в салон забрать вещи, – рассказывает Щекутин. – Пяти минут включенного света хватило, чтобы соседка напротив позвонила в полицию и сообщила, что он продолжает тайно принимать посетителей. Двое полицейских прибыли через минуту и тщательно обыскали салон в поисках спрятанных клиентов.
Еще парикмахер рассказывал, что во время карантина ему часто звонили с просьбами и мольбами стричь на дому – он до сих пор уверен, что это была проверка со стороны полиции».
• На пике проводили по 800 тысяч тестов в неделю (по страховке)
Германия еще с января запустила масштабное тестирование всех, у кого появились симптомы.
Одно время в Германии был бешеный прирост зараженных – 40 тысяч в неделю. Власти обеспечили тестами всех: граждан с симптомами, их контакты плюс ежедневное тестирование для каждого врача.
У Германии несколько современных лабораторий, поэтому тестов хватало на каждого, а результаты получали за день (вместо стандартных двух-трех).
По версии института Роберта Коха (главный источник информации о коронавирусе), в конце апреля в Германии проводили до 800 тысяч тестов в неделю. Цена на тест сравнительно невысокая (70 евро), но его все равно покрывала медицинская страховка.
Неудивительно, что к концу апреля Германия сделала около 1,4 миллиона тестов, а Италия – чуть больше 800 тысяч. Это очень важно: чем раньше выявлен коронавирус, тем выше шансы избежать осложнений и пневмонии. В Италии тестировали тех, кого доставили в больницу с серьезными симптомами, что явно влияло на высокий уровень смертности.
Совокупность этих решений дала грандиозный эффект. С 12 апреля в Германии выздоравливает больше людей, чем заражается, а с середины апреля власти заговорили об ослаблении мер (под очень немецким лозунгом «Осторожность и сдержанность»). Германия справилась с главным ударом за месяц, не перегрузив систему здравоохранения.
«Это помогло растянуть всплеск заболеваемости, поэтому ни в какой момент немецкая система здравоохранения не была перегружена. Всегда количество тяжелых больных было меньше, чем количество коек с ИВЛ», – рассказал Sports.ru комментатор «Матч ТВ» Сергей Кривохарченко, который несколько лет прожил в Германии и давно комментирует Бундеслигу.
Погасить первую волну COVID-19 – только программа-минимум, после этого можно задуматься о камбэке футбола. Франция провалилась (почти 200 тысяч зараженных и продленный карантин), поэтому первой из топ-5 забила на футбол. Испания и Италия (пусть и с худшими метриками) постепенно выходят из карантина. Почему они не сыграют в футбол как минимум до июня?
Только в Германии придумали, как в условиях мягкой угрозы (когда карантин ослаблен, но риск второй волны сохраняется) вернуть спорт.
В футболе все не так убедительно: 11 клубам грозит банкротство к лету, среди них – «Шальке»
Немецкий футбол – самый здоровый в мире, но даже он не готов к двухмесячному простою.
У большинства немецких клубов нет богатых владельцев (правило 50+1), дотаций от корпораций и ежегодного плей-офф ЛЧ. Деньги приносят болельщики, но в пандемию билеты не покупают, а телеканал Comcast Sky резонно заморозил выплаты за остаток сезона.
Клубы спасались с помощью необычных акций («Унион» предложил болельщикам купить виртуальный снек и напиток за 3,5 евро), а Лига создала фонд солидарности на 20 миллионов евро (7,5 – скинулись клубы-участники ЛЧ, еще 12,5 – из нераспределенных резервов Лиги), которые раскидали между клубами. Не очень помогло.
В середине апреля авторитетный Kicker поделился грустным инсайдом: если в мае не вернуть футбол, то без внешней помощи обанкротятся четыре клуба первой Бундеслиги и семь из второй. Представитель «Шальке-04» назвал ситуацию «угрожающей существованию» (у клуба многомиллионные долги).
Это очень опасно и для экономики страны. Клубы Бундеслиги генерируют 56 тысяч рабочих мест, а с учетом кейтеринга и обслуживающего персонала – 250 тысяч. «Боруссия» – один из крупнейших работодателей Дортмунда, клуб дает работу тысяче человек (не считая игроков). Если в условном Берлине легко найдутся новые рабочие места, то в мелких промышленных городах вроде Гельзенкирхена ситуация сложнее.
Банкротство хотя бы одного клуба запускает гигантскую цепочку: клуб банкротится, многие местные компании теряют крупного клиента и их положение (и без того тяжелое после пандемии) ухудшается, начинаются сокращения – безработных еще больше. Рынок труда сужается, поэтому государство поддерживает безработных социальными пособиями – в теории это миллионы выплат только в одном городе. И, конечно, регион теряет крупного налогоплательщика.
Поэтому Бундеслига настолько сильно стремилась вернуть футбол как можно скорее, а государство было открыто для вариантов (в отличие от Италии, где власти против камбэка Серии А). «Для многих клубов это вопрос выживаемости», – говорил глава DFL Кристиан Зайферт. Кстати, об этом мужчине вам нужно узнать побольше.
Кристиан Зайферт – спаситель немецкого футбола. Это он придумал уникальный план по возвращению Бундеслиги
Когда Бундеслига объявила о камбэке, генеральный директор «Брайтона» недоуменно бросил: «Если Германия играет, то почему мы не можем сделать так же?»
Ответ в одном предложении – у АПЛ нет Кристиана Зайферта.
Директор DFL (Немецкая футбольная лига) выполнял роль локомотива – излучал уверенность и упорно тащил Бундеслигу к камбэку. Когда 13 марта офис Бундеслиги узнал о приостановке, все сотрудники грустно разбрелись по домам. И только Зайферт провел ночь в офисе, моделируя сценарий возвращения.
«Роль Кристиана Зайферта и всей DFL огромна. Лига делала все возможное, чтобы полной остановки не случилось. С одной стороны, Зайферт мониторил ситуацию в клубах, с другой – следил за ситуацией в стране. И с третьей стороны он с самого начала выстраивал сложный план по возобновлению Бундеслиги», – рассказал Кривохарченко.
Просто вернуть футбол с пустыми трибунами может и РПЛ. Важно обеспечить безопасность игрокам и сотрудникам, а для этого нужно придумать регламент и найти свободные тесты (в той же Германии их нельзя купить даже за деньги, тестируют только по симптомам). Это очень трудоемкий процесс, поэтому за полтора месяца даже АПЛ не сдвинулась дальше фантазий о нейтральном поле.
Зайферт поступил по-умному: он подключил вирусологов и создал «Специальную группу по спортивной медицине». Они постоянно консультировались с клубами и органами здравоохранения земель и вместе придумали уникальную Концепцию Возвращения Бундеслиги. Возможно, вы ее уже хорошо изучили, но напомним еще раз очень кратко.
• В начале мая игроки Бундеслиги проходят три волны тестирования. Зараженные уходят на двухнедельный карантин.
• Новые правила жизни для игроков, при которых очень сложно заразиться: запрет на рукопожатия, плевки, секс с зараженным партнером и так далее. Пресс-конференции строго виртуальные, а зрители в безопасности – по домам.
• Игроки и персонал будут проходить тестирование перед каждым матчем. На остаток сезона Бундеслиге потребуется около 20 тысяч тестов. DFL заключила контракты с пятью немецкими лабораториями: Sonic Healthcare, LADR, Labour Berlin, Synlab и Labour Dr. Wisplinghoff.
• Лаборатории гарантировали, что контракт с Бундеслигой не помешает тестированию простых граждан – нужды игроков составляют всего 0,4% от еженедельного количества тестов, проводимых в Германии на конец апреля (818 тысяч).
• Чтобы снять последние претензии в нагрузке на несчастных врачей, Бундеслига пожертвовала 500 тысяч евро на государственное здравоохранение. Большую часть суммы потратят на тесты для врачей, которые работают с больными COVID-19. Лишние тесты лига тоже подарит врачам.
Зайферт презентовал концепцию 20 апреля, а следующие полторы недели жил ожиданиями: Меркель советовалась с главами земель, а документ анализировало Федеральное министерство труда. Проект понравился всем, кроме министра внутренних дел земли Бремен (по совпадению, «Вердер» плетется на предпоследнем месте и очень рискует вылететь).
План одобрили (спойлер), но на этом миссия Зайферта не закончилась. Он понимает, что страна пережила серьезный кризис и многим покажется неуместным играть футбол. Поэтому подобно немецкому правительству Зайферт дает много интервью и терпеливо объясняет, почему план безопасен, а возвращение футбола очень важно.
«Это экономическое спасение немецкого футбола, – объясняет глава DFL. – Мы поговорили со множеством экспертов и сделали себя умными. Никогда не случится так, что футбол отнимет тесты у обычных людей. Мы не ожидаем особого отношения к себя.
Политики доверились нам, и теперь мы должны стать образцами для подражания. Гигиена игроков Бундеслиги будет на высшем уровне. Важно делать это не только для лиги, но и ради наших болельщиков».
План Зайферта уже работает: клубы Бундеслиги получили деньги от телека, немецкую модель копируют АПЛ и РПЛ
Бундеслига еще не стартовала, а эффект уже есть.
После новости о камбэке телеканал Сomcast Sky перечислил клубам Бундеслиги 280 миллионов за окончание сезона (перечислил заранее – спасибо Зайферту и его талантам переговорщика). Для небольших команд это спасение, что очевидно на примере «Ганновера».
В начале мая Volkswagen решил, что спонсировать две команды для них слишком, и урезал спонсорские платежи «Ганноверу» – клуб недополучил миллион евро. Но Бундеслигу вернули и «Ганноверу» пришел транш в 3,8 миллиона от Sky – теперь хватит до конца сезона.
Зейферт вдвойне гений, ведь он спас не только немецкий футбол.
Когда Бундеслига объявила о камбэке, АПЛ и РПЛ тоже зашевелились. Влияние Германии очевидно: англичане воспользуются немецкими лабораториями (похоже, с количеством тестов у немцев действительно нет проблем), а российская лига копирует новый медицинский регламент Бундеслиги.
Самое крутое, что даже помогая другим странам Германия оставляет себе уникальную возможность для самопрезентации. АПЛ и Ла Лига вернутся 12 июня, значит почти месяц Бундеслига будет самой эксклюзивным футбольным зрелищем.
Власти Германии заботятся о ментальном здоровье граждан: первыми открыли церкви и футбол
У быстрого возвращения Бундеслиги есть еще одна, менее очевидная причина.
Посмотрите внимательно, как в Германии ослабляют карантин. Сначала разрешили навещать престарелых родственников – тут все понятно. Но следующие послабления коснулись не торговых центров и парикмахерских. Большинство регионов открыли церкви. С 6 мая открываются детские площадки, а с 11-го школьники возвращаются за парты. О раннем запуске школ и детских садов просила лично Меркель: «Мы должны как можно скорее вернуть детей к их привычному образу жизни».
Футбол, церкви, детские площадки, школы. Германия возвращает то, в чем люди сильнее всего нуждаются.
«Футбол в Германии у всех в крови, – рассказывает Никита Щекутин. – Большинство людей не знает, что делать в субботу в 15:30, кроме как смотреть футбол. Меркель это хорошо понимает.
Я думаю, что это благодарность Меркель своим гражданам за то, что они в течение почти двух месяцев ответственно подходили к ограничениям в привычном образе жизни. А еще знак всему остальному миру – в конце этого долго, темного, холодного тоннеля точно есть свет».
Финал сезона все равно под угрозой, если много клубов уйдет на карантин
Очень не хочется портить чудесный сюжет, но есть вероятность, что Бундеслига все же не доиграет сезон.
Главный вопрос – что делать, если идеальная система защиты даст сбой и игроки заболеют?
Такое уже происходит. Перед стартом Бундеслиги игроки прошли три волны тестирования: 2 мая у трех игроков и физиотерапевта «Кельна» обнаружился ковид, вскоре его нашли у игрока «Гладбаха» (на самом деле зараженных больше, но по новому регламенту клубы и имена остаются в тайне).
На такой случай у DFL есть план: игрок (словно у него небольшое мышечное повреждение) уходит на двухнедельный карантин, а команда еще раз сдает анализы и играет дальше. После двух недель игрок проходит еще два теста, и если все ок – возвращается в команду.
Но нужно учитывать, что атмосфера напряженная, и игроки могут испугаться. Полузащитник «Кельна» Биргер Верстрате уже дал интервью, которое вряд ли понравится органам здравоохранения Германии:
«Клуб заявил, что никто не вступал в контакт с этими игроками. Но со мной, как и с остальными игроками, работал физиотерапевт. В тренажерном зале я тренировался в паре с одним из игроков, который мог заразиться. Поэтому говорить, что мы вообще не вступали в контакт с ними, не совсем правильно. Надеюсь, что вирус так и остался у трех людей, но он мог распространиться. Мы пока не на карантине, и это немного странно»
Вертстрате немного заблуждается – уходить на карантин всей командой необязательно, но если региональные органы здравоохранения прикажут – клуб обязан подчиниться. Например, 9 мая «Динамо» из Дрездена зафиксировало в команде двух зараженных – дрезденский орган здравоохранения решил, что ситуация опасная, и посадил клуб на две недели в карантин. Матч с «Ганновером» отменен, игра с «Гройтером» пока под вопросом.
Это слегка выбивается из идеального плана, но Зайферт предусмотрел и этот сценарий. Если клуб уходит на карантин, то его матчи просто переносятся на две недели. Но что делать, если сразу несколько команд одной лиги будут недоступны? Или если зараженных станет слишком много? Зайферт пока отделывается туманными фразами.
Но Сергей Кривохарченко уверен, что все будет в порядке:
«С учетом всех мер предосторожности вернуть Бундеслигу сейчас кажется рациональной затеей. Учитывая все эти обстоятельства, Бундеслига несет в себе гораздо меньше рисков, чем некоторые другие меры по смягчению карантина.
Дрезденское «Динамо» ушло на карантин, но там особая ситуация. Накануне на тренировке «Динамо» отрабатывало стандарты, и там было много контакта игроков друг с другом. В определенной степени это перестраховка.
Я думаю, что о карантине пока нет смысла говорить. Его не будут вводить, если не случиться ничего экстраординарного.».
Гид по Бундеслиге от подкаста C&C. В гостях – Сергей Кривохарченко
Фото: globallookpress.com/Michael Kappeler/dpa, Revierfoto, LakoPress, Shan Yuqi/XinHua, Sebastian Gollnow/dpa, Henning Kaiser/dpa, firo Sportphoto/Ralf Ibing, Kay Nietfeld/dpa, Eduard Bopp
Главное в подобных случаях - уровень доверия между властью и гражданами. И это круто, если в Германии люди действительно верят, уважают и прислушиваются к мнению Меркель. Как обстоят дела у нас в России, понятно и так. Никакая "искренность" не будет работать, пока нет гражданского общества и правового государства.
Остальных знакомых с симптомами не тестировали.
Мой результат был отрицательным, но мне сказали, что тест очень неточный и неплохо бы его повторить, но делать они этого не будут. Если только станет совсем плохо. Как итог 9недель ходил с симптомами. Притом некоторые были довольно сильными (а не как обычно при простуде). Больше к врачам не обращался, буквально на днях все прошло. Считаю, что может это была какая-нибудь аллергия или несколько простуд подряд.