Диего Симеоне: от монстра полузащиты до тренера
До того, как весь мир узнал о Диего Симеоне как об успешном и уважаемом тренере Атлетико Мадрид, был Диего Симеоне - игрок: полузащитник, который символизировал аргентинский боевой дух и выжигал каждый сантиметр поля со сжатыми кулаками и стиснутыми зубами. Агрессивный футболист, готовый побеждать любой ценой и проливать кровь за эмблему на груди. Для Симеоне это было больше, чем просто желание победить, это было наваждением, граничащее с болезнью. Это то, что влюбляет в себя поклонников его команды, но вызывает ненависть у игроков и фанатов соперников. Преданный, мужественный и героический в глазах своих; чрезмерно усердный, безжалостный и грязный для всех остальных. Таков Диего Симеоне. Таков Эль Чоло.
Вы могли бы с легкостью представать Симеоне в другой жизни, выходящего на ринг в рестлинг шоу в маске лучадора и облаченного в костюм из спандекса, побеждающего с помощью всевозможных подлых уловок: выдавливание глаз или удары ниже пояса, пока рефери не видит, все время упиваясь криками толпы, и все с одной целью - получить преимущество, каким бы незначительным оно ни было на первый взгляд.
Сам Симеоне описал свой стиль игры как человека, «держащего нож между зубами». Есть много способов, как это можно было бы интерпретировать, но нельзя отрицать, что в том, как играл Симеоне, был какой-то элемент военных действий, и это качество воспитывалось в бывшем игроке Интера и Лацио с юных лет.
Родившись в Буэнос-Айресе в 1970 году, Симеоне, будучи подростком, получил возможность осуществить свою мечту стать профессиональным футболистом, когда прошел просмотр в академию Велес Сарсфилд в районе Линье. Именно там молодой Симеоне учился под руководством Викторио Спинетто, который в то время был тренером молодежки Велеса.
Спинетто был бескомпромиссным центрбеком, игравшим за Аргентину в середине 1930-х и тренировавшим национальную сборную в конце 1950-х и начале 1960-х. Он также был главным тренером Велеса в течение 14 лет с 1942 по 1956 год. Но к 80-м он был уже был почти на пенсии, занимая скорее неформальную должность в академии своего любимого клуба.
Как подробно описано в «Переворачивая пирамиду» Джонатана Уилсона, в богатой футбольной истории Аргентины было два совершенно разных стиля игры. Во-первых, была La Nuestra, свободный, плавный стиль, основанный на дрибблинге и коротком пасе, который начал появляться в 1920-х годах и расцвел к 1950-м. La Nuestra рассматривалась его представителями как что-то, родственное искусству, больше заточенное на эстетику, чем на результат.
Затем, после шокирующего поражения со счетом 6:1 от сборной Чехословакии на чемпионате мира 1958 года, началась революция в футбольных умах аргентинцев. La Nuestra была осмеяна за то, что именно она принесла унижение национальной сборной, из-за ее мягкости и пренебрежения тактикой, хотя в то время в мировом футболе начинала процветать тенденция к именно тактическому развитию игры.
Требовался новый подход, и в авангарде того, что позже назовут антифутболом, стоял Спинетто. «Возможно, было бы несправедливо говорить, что Спинетто не был романтиком», - пишет Уилсон. «Но его романтизм принял совсем другую форму, чем у его современников. Его страстью было не показать зрителям спектакль или доказать, что его команда играет в более красивый футбол, чем другие: все, о чем он заботился, был его Велес, и их победы».
При Спинетто молодой Симеоне запомнил наизусть: неудача неприемлема, и праздновать нужно только победу - никаких похлопываний по спине после обидного промаха, никаких аплодисментов в честь красивого, но бессмысленного финта. Совсем недавно Симеоне спросили, что он ожидает от игроков, которых он тренирует: «Усилие не подлежит обсуждению», - был его ответ. Понимание того, что благо команды ставится выше, чем успех персоналий, несомненно, является тем, что он выучил еще в Велесе, и мантрой, которую проповедовал Спинетто. Еще в молодежных командах Велеса Симеоне получил прозвище Эль Чоло, предположительно из-за игрового сходства с бывшим защитником Бока Хуниорс Кармело Симеоне (не родственники), который был известен своим упорством и цепкостью.
Годы становления Симеоне как игрока пришлись на период, который будет считаться чем-то вроде золотой эры аргентинского футбола: победители Кубка мира на родной земле в 1978 году, а затем повторение триумфа в Мексике в 1986 году с гениальным Диего Марадоной. Шестнадцатилетнего подростка из Буэнос-Айреса мотивировал успех Марадоны: выходец из бедного пригорода, поднялся до уровня величайшего игрока на планете после финала 1986 года.
Прошло меньше года с того дня, как Ла Альбичелесте подняли над головой Кубок мира в Мехико, когда 17-летний Симеоне дебютировал за основу Велеса в победном матче против Химназии. Симеоне, сходу ставший ключевым игроком «El Fortina», 28 раз сыграл за клуб в Примере в том сезоне, забив четыре гола. Растущая репутация подростка, возможно, была основана на жесткости и агрессии, но его технические способности также были очевидны.
Будучи box-to-box полузащитником, Симеоне успевал все: отбирать, раздавать передачи на любое расстояние, разрушать атаки противника и начинать маневры своей команды. Проще всего называть таких игроков "цепными псами", выжигающими после себя каждую травинку на поле, но по факту Симеоне умел гораздо больше даже на этом раннем этапе своей карьеры.
За сборную Аргентины Диего дебютировал, будучи еще игроком Велеса в 1988 году, а через два года, в 1990 году, он отправился в Европу. Пиза никогда не была самым привлекательным или крупным клубом в Италии, но именно они предложили Симеоне шанс попробовать себя в самой сильной - и такой она останется в течение большей части десятилетия - звездной лиге в мире: Серии А.
Но в Пизе дела пошли совсем не так, как планировал Диего: сначала "Торри" с Симеоне вылетели в Серию Б, а в следующем году не смогли вернуться. Молодой Чоло был вынужден поставить пластинку "моя карьера в Серии А" на паузу и летом 1992 года перешел в Севилью. Именно в Севилье Симеоне работал под руководством еще одного влиятельного аргентинского тренера, профессора антифутбольного института, Карлоса Билардо.
Билардо был выдающимся игроком великой команды Эстудиантеса под руководством ученика Спинетто Освальдо Субельдии в конце 1960-х годов. Тренерский стиль Билардо был сформирован Субельдией - и, следовательно, косвенно - Спинетто - влияние которого можно было увидеть в том, какими El Narigon (прозвище Билардо, означающее «большой нос») создавал свои команды. Билардо был чрезвычайно успешным тренером, именно он привел Аргентину к триумфу на чемпионате мира 1986 года и был близок к сохранению трофея в 1990 году, обидно уступив сборной ФРГ в финале.
После двухлетнего творческого отпуска после поражения в финале Кубка Мира, Билардо возглавил Севилью в 1992 году. С Симеоне, который дебютировал за сборную именно под руководством Билардо, тренер воссоединился спустя 4 года на Эстадио Рамон Санчез Писхуан, где к ним также присоединился некий Диего Марадона. Билардо и Марадона продержались в Андалусии всего один сезон, в отличие от Симеоне, который, отыграет за Севилью еще год, прежде чем присоединиться к Атлетико Мадрид.
Возможно, никогда прежде и до сих пор, игрок не был более совместим с клубом, чем Симеоне с Атлети. Los Colchoneros постоянно живут в тени своих городских конкурентов из Реала, борясь с их финансовой и политической мощью. Цвета Атлетико постоянно затмевали сверкающие белоснежные футболки соседей. Если когда-либо существовал игрок, подходящий для жизни в футбольной борьбе, где постоянно разворачивается битва с хулиганами за право играть на площадке, то это был человек, «держащий нож между зубами» - Диего Симеоне.
Своей высшей точки Атлети достигли в сезоне 1995/96 гг., когда увядающая «Дрим Тим» Йохана Кройффа была сокрушена командой сербского тренера Радомира Антича. Под руководством серба они выиграли и Ла Лигу, и Копа-дель-Рей.
Симеоне был сердцем Атлети Антича, бьющееся с максимальной интенсивностью. Будучи лидером в раздевалке, несмотря на то, что ему едва исполнилось 24 года, Симеоне стал ключевым игроком, благодаря своим фирменным прорывам в штрафную соперника, помогая атаке вторым темпом. Симеоне вел за собой, а все: и игроки, и болельщики на Висенте Кальдерон, следовали за ним. Они безоговорочно верили, что их команда будет в безопасности в руках человека, которому очевидно не наплевать, так же, как и им.
В конце концов, спустя три сезона в Мадриде, он покинет Атлетико, чтобы присоединиться к Интеру в 1997 году, но вернется: сначала на свои два последних сезона в качестве игрока в Европе в 2003 году, а затем в качестве тренера восемь лет спустя. Итак, через семь лет Симеоне возобновил своё завоевание Серии А. За 6 лет проведенных в Италии Симеоне станет катализатором успехов как Интера, так и Лацио.
В своем первом сезоне с Нерадзурри он оказался под командованием тренера Луиджи Симони. Симони, схожий своими взглядами на футбол с Спинетто и Билардо, строил свои команды с единственной целью - добиться результата. Будучи сторонником Катеначчо, Симони строил свой Интер по сверхосторожной системе 5-3-2, с Фрези в роли либеро. Идея состояла в том, чтобы собрать команду из дисциплинированных, готовых пахать и много бегать игроков, задачей которых было остановить соперника и передать мяч Юрию Джоркаффу, Ивану Саморано и Рональдо как можно скорее. И это сработало: Интер выиграл Кубок УЕФА в 1998 году.
Возвращение Симеоне в Италию положило начало эволюции его игры: из атакующего, пытающегося успевать везде игрока, обладатель золотого дубля с Атлетико превратился в идеального реджисту: глубоко посаженного плеймейкера, способного выгрызать мячи. Симеоне 2.0 был более тактически дисциплинированным игроком, редко оставляющим за собой зоны после привычных ранее забеганий вперед.
Этот новый Симеоне присоединился к Лацио в 2000 году. Свен-Йоран Эрикссон создавал яркую атакующую команду, полную таких талантов как Павел Недвед, Хуан Себастьян Верон и Эрнан Креспо. Но именно подписание дисциплинированного Симеоне в полузащиту помогло римскому клубу выиграть Скудетто во второй раз в своей истории.
Покинув Лацио в 2003 году, Симеоне закончил свою карьеру игрока двумя сезонами в Атлетико Мадрид и годом в Расинге, после чего сразу же вернулся в родной Велес, чтобы перейти к управлению La Academia.
За свою 14-летнюю карьеру в сборной он сыграл в 108 матчах, это пятый результат в истории. С Альбиселесте он пополнил свою комнату трофеев двумя победами на Кубке Америки и медалью Кубка Конфедераций ФИФА. При этом, Симеоне в футболке сборной ассоциируется у многих лишь с красной карточкой Дэвида Бекхэма на мундиале 1998 года во Франции.
Симеоне с грохотом влетел в спину Бекхэма в начале второго тайма 1/8 финала матча Аргентины с Англией в Сент-Этьене. Он поднял руки, извиняясь, в надежде избежать наказания за этот излишне жесткий прием. Когда Симеоне начал отступать с места преступления, срубленная звезда Англии пнула аргентинца, задев заднюю поверхность его икр. Симеоне сразу же упал на землю, одновременно привлекая внимание судьи Кима Милтона Нилсена, надеясь, что арбитр не пропустил наглый ответ Бекхэма.
Симеоне потерпел неудачу в попытке избежать наказания за свой толчок, желтая нашла своего героя, но это того стоило- Бекхэм был удален. «Я толкнул его, и мы оба упали на землю». Симеоне рассказывал в интервью в 2002 году: «Когда я пятился, он ударил меня сзади, и я воспользовался этим. И я думаю, что любой человек воспользовался бы этой возможностью точно так же».
Это было цинично, это было коварно, и это помогло его команде победить (Аргентина выиграла в серии пенальти, основное время закончилось со счетом 2-2). Конечно, если бы у него был выбор, он бы предпочел забить гол ударом метров с 40, чтобы победить в матче, но ему представилась возможность, и он воспользовался ей. Победа имеет первостепенное значение.
36 секунд, отсчет которых начался с преднамеренного фола, призванного рушить атаку Англии, до момента появления красной карточки, - футбольная карьера Симеоне в миниатюре. Герой и злодей - это Диего Симеоне. Это Эль Чоло.
Автор: Райан Бэлди, журнал These Football Times. Перевод: Дмитрий Золотенков, Canale Sforzesco.