9 мин.

Хавьер Савиола – тренера может уволить даже раздевалка

Это перевод статьи The Coaches Voice. Поддержите блог комментариями, подпиской и + для того, чтобы чаще видеть зарубежные статьи в своей ленте. 

Главный тренер может быть уволен даже в раздевалке. В этом нет никаких сомнений.

Особенно сильно на это могут повлиять более старшие игроки команды, капитан, либо те, кто пробыл в команде дольше всех. Они могут попытаться командовать или добиваться уважения к себе. Я проходил через это несколько раз будучи игроком, и это мой главный страх как менеджера – управление командой.

Невозможно, чтобы все 30 игроков команды были счастливы. Только 11 из них могут регулярно играть, а оставшиеся вряд ли будут разделять ваш подход.

Но, вот что я узнал как игрок: те футболисты, которые не играют, также должны чувствовать себя важной частью команды. Теперь моя очередь побеспокоиться об этом.

Марсело "Эль Локо" Бьелса

Мне повезло, что Марсело Бьелса был менеджером на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, когда Аргентина выиграла золото. У меня есть тысяча анекдотов о нем. Его помешательство на футболе похоже на чрезмерный фанатизм.

Любой игрок, кого он тренировал, мог понять насколько он без ума от этого вида спорта. Он живет ради футбола, и все, о чем он думает – сделать своих игроков лучше. Я всегда говорю, что если Бьелса получит игрока на шесть баллов, он превратит его в восемь или девять. Это потрясающе.

Другое дело, насколько он искренен, когда разговаривает с вами. Вот почему игроки так любят его – он откровенен, при общении с тобой, неважно по какому вопросу.

Помню, я забил три гола в одном матче. Я был очень счастлив, но когда я пришел в раздевалку, он был другого мнения.

– "Сегодня ты был ужасен!"

Я не понял почему он так сказал, я вообще ничего не понимал. Но в его видении речь шла о том, что я делал в обороне. Скорее, то, что я не делал – например, не помогал своим товарищам по команде в защите.

У Бьелса такой открытый ум и такие знания, что последнее, о чем он думает, это те три мяча. Он подходит к вещам с другой стороны. Именно тогда вы понимаете, что он живет в другом измерении, в другом мире. Он думает не как остальные.

Первый тренер и дебют за "Ривер Плейт"

Я начал играть в футбол, когда мне было пять лет в очень скромном клубе в Буэнос-Айресе. Я многому научился у своего первого менеджера, Габриэля Родригеса. В частности тому, как менеджер должен относиться к ребенку. Мне нравилось, как он преподает.

Позже, тренером, у которого я впервые дебютировал за "Ривер Плейт" был Рамон Диас – прирожденный мотиватор.

Мне было 16, и мне предстоял долгий путь, прежде чем попасть в главную команду. До конца сезона осталось всего несколько матчей, и три форварда основной команды получили травмы. В команде оставалось всего 2 форварда способных выйти на поле. Диас решил взять еще одного форварда на матч против "Гимнасиа де Жужуй".

Я играл в третьем дивизионе и иногда тренировался вместе с основой, но никогда не представлял, что может произойти такое. Закончилась последняя тренировка перед предстоящим матчем, я вошел в раздевалку и увидел на доске своё имя.

Когда ты проходишь мимо и видишь на доске свое имя, ты не сразу осознаешь это. Ты думаешь, что оказался там по какой-то другой причине. Однако, я был включен в заявку на игру. Всё началось именно так.

Я сидел на скамейке запасных. Наш нападающий получил травму в первом тайме. На поле остался только один форвард, и тренер решает выпустить меня на второй тайм.

Я помню, что очень нервничал, но все прошло в тот момент, когда я вышел на поле. Возможно помогло то, что сказал мне Диас: “Успокойся. Ты не несешь ответственности за результат, в отличие от игроков постарше.”

Это были правильные слова в нужное время. Я всегда буду помнить их. Он сумел избавить меня от давления, которое я мог испытать на поле. Я просто играл в свой футбол и забил гол.

Время в Бенфике

Играя в Европе, я с теплотой вспоминаю время по руководством Жорже Жезуша в "Бенфике". Под его руководством дебютировало впечатляющее поколение игроков: Фабиу Коэнтрау, Пабло Аймар, Анхель Ди Мария. Зрелищные игроки, которым он придавал особый штрих. Он хотел играть красиво, и чтобы достичь этого – упорно работал.

Первые полчаса тренировки с Жорже были полностью посвящены обработке и продвижению мяча – работа была направлена на созидание без какого-либо противодействия. Таким образом, мы привыкали к структуре игры, которую он хотел видеть.

Он давал игрокам много свободы, но в то же время был очень требователен. Он обнаружил, что моя позиция второго нападающего, играющего чуть глубже, дает команде гораздо больше возможностей. Мне очень нравилось играть в его команде, играющей в отличный футбол. Это то, что нравится любому футболисту больше всего.

Пример идеального тренера – Хосе Пекерман

Но если бы я хотел быть похожим на любого из менеджеров, которые меня тренировали в течение всей карьеры, я больше всего хотел бы быть похожим на Хосе Пекермана.

Он всегда остается спокойным. При этом, он умеет это передать своим игрокам, что помогает даже в самых сложных ситуациях. Он вызывал меня в сборную Аргентины на Чемпионате Мира в 2001 году (U-20), а затем снова на чемпионате мира 2006 года.

Он из тех, кто очень уверен в себе. Он разговаривает с тобой. Он все объясняет. Он очень редко повышает голос. С точки зрения подготовки, он был идеальным тренером, он будет работать даже над психологией игроков, только чтобы они хорошо себя чувствовали.

На сборах, например, мы ели все вместе – он хотел, чтобы игроки были ближе друг к другу.

Тренировки под его началом совпали со смертью моего отца. Я всегда буду благодарен Хосе за его помощь. Так же, как и Карлесу Решаку и всем людям кто работал в Барселоне в то время. Все они помогли мне пройти через очень сложную личную трагедию.

Каково это – вешать бутсы на гвоздь?

Другая сложная ситуация, с которой сталкиваются все футболисты – завершение карьеры.

Все говорят, что ты должен быть готов принять это решение, и это правда. Мои более старшие товарищи, которые прошли через это, посоветовали мне тщательно подумать об этом. Если ты все еще чувствуешь, что можешь продолжать играть, это может быть достаточно сложно.

"Тебя охватывает огромное чувство тревоги, и ты не знаешь, куда повернуть", - говорили они.

За свою карьеру мне посчастливилось играть за большие команды, в том числе за "Барселону" и "Реал". Каждую неделю; Тренировки, поездки. Но когда все заканчивается, ты вдруг остаешься дома и тебе нечем заняться.

Тем не менее, мне всегда было ясно, что я должен принять это решение в нужное время. Когда я это сделал, я не скучал по состязаниям. Конечно я скучал по игре, я люблю этот вид спорта - но не соперничество.

Я был в прекрасной физической форме. Решение о завершении карьеры было больше связано с тем, что я психологически сильно переживал. Но тот совет моих близких мне очень помог, как и большая поддержка со стороны моей семьи. Это очень трудно, оставаться наедине с собой в такой момент жизни .

После этого, честно говоря, я не думал о том, чтобы получить тренерскую квалификацию – но потом появилась возможность продолжить получать знания. Я слышал много хорошего о лицензии Pro, и оказалось, что обучение очень тщательно подготовлено и заполнено теорией и полезной информацией.

Этот опыт дает вам возможность познакомиться с другой стороной футбола. Позволяет понимать игроков.

Так каким же я буду менеджером?

Я до сих пор не знаю, какой путь выберу – детский или профессиональный футбол. Это решение, которое придет со временем, но я ясно понимаю, как именно я хочу столкнуться с моим главным страхом, связанным с раздевалкой.

Для меня это ключ к успеху в качестве менеджера. Однако это должно быть взаимно.

Прежде всего, я попрошу игроков быть профессионалами, уважать своих товарищей по команде и спорт, которым они занимаются. В конечном счете, это означает иметь уважение к себе.

Это будет сложно, потому что не все игроки разделяют эти ценности. Но вместо того, чтобы исключить тех, кто не соответствует этому, я постараюсь их убедить. Мы соберемся и пойдем в одном направлении.

 

Фото: Getty Images

Источник: The Coaches Voice

 

 

Ранее мы писали о том, как:

Гарет Саутгейт прошел курс молодого бойца для тренера главной команды.

Как на тренерский стиль Зидана повлиял Марчелло Липпи.