10 мин.

Эрлинг Холанд – голевая машина с лицом ребенка

Давно мы не переводили крутые тексты. Сейчас, когда футбола в вашей жизни не так много, мы хотим возобновить регулярные переводы иностранных статей. Самых разных, а главное интересных. Поддержите пост плюсами, подписками и комментариями, чтобы крутых зарубежных текстов о важных событиях в футболе в вашей ленте стало больше.

Становление норвежца

Офис Ойстена Нирланда в Мольде находится достаточно близко к тренировочным площадкам норвежского клуба, чтобы игроки могли заскочить после тренировки. Когда вы спрашиваете о Холанде, генеральный директор Мольде вспоминает тот день, когда нападающий неожиданно постучал в его дверь и попросил войти.

«Ты же знаешь игроков, они могут просто поздороваться или слегка кивнуть тебе, но Эрлинг хотел поговорить со мной. Моя реакция была такой: В чем дело? Это из-за денег? Может, он хочет новый контракт?. Я думал, что это будет что-то вроде этого. Вместо этого он начал спрашивать, как я себя чувствую и как прошел мой день. Он хотел знать, каково это-быть генеральным директором футбольного клуба. Это не имело никакого отношения к деньгам. Это было любопытство, интерес к людям.»

Бывшие одноклубники Холанда восхищаются его способностью быть одновременно нормальным и ненормальным. Это значит бежать, как олимпийский чемпион, забивать голы, как обладатель золотого мяча, но оставаться тем мальчиком, которого они знали. Нирланд, сидел и смотрел, на Холанда в игре против «ПСЖ» в Лиге Чемпионов в прошлом месяце и невольно усмехнулся, когда показывали команды прямо перед началом игры. «Полный стадион, большая игра, – говорит Нирленд. Он там, он улыбается и не боится. Футбол для него – не меньше, чем наслаждение. Я не думаю, что это когда-нибудь изменится».

Детская улыбка и самоуверенность были ограничены Норвегией, пока Холанд не перешел в зальцбургский «Ред Булл» в прошлом году. Но это не футбольная история Золушки. Никто не говорил ему, что он будет главным молодым талантом Европы в 19 лет. Нападающим, которого «Боруссия» защищает от трансферных спекуляций, всего через два месяца после его прибытия в Германию.

«Это произошло быстрее, чем я мог бы предсказать, когда ему было 11 или 12 лет, – говорит Альф Ингве Бернтсен, тренер в первом клубе Холанда – «Брюне», – но тогда мы верили, что он будет очень хорош. Эрлинг всегда забивал голы, и каждый раз, когда вы ставили его против лучших соперников, он просто снова забивал голы. С самого первого дня все происходило по одной и той же схеме.»

Брюне – город, с населением около 12 000 человек располагается на юго-западном побережье Норвегии – самые подходящие условия для молодого таланта, чтобы отгородиться от звездной болезни. Он родился в Йоркшире, в июле 2000 года – через полтора месяца после того, как его отец Альф-Инге перешел в «Манчестер Сити» из Лидс Юнайтед за 2,5 миллионов фунтов стерлингов. Отец Эрлинга завершил карьеру в 2003 году, в возрасте 30-ти лет после серьезной травмы колена, и семья переехала домой в Норвегию, когда Эрлинг был еще ребенком. Брюне был его родным городом, и именно в там Эрлинг завел большой круг друзей, с которыми он поддерживает связь и сегодня. 

Бернтсен распознал в Холанде одну черту, присущую многим профессиональным спортсменам: способность преуспевать в любом виде спорта, который они пробуют.

Холанд был хорош в гандболе и легкой атлетике (все еще не побит его мировой рекорд по прыжкам в длину с места, установленный в январе 2006 года на 5 футов 4 дюйма – 163 см), и его недостаточная мощь будет временным недостатком. Информацию недавно нашли на сайте International Age Records – рекорд Эрлинга в пятилетней возрастной группе сохраняется с 2006 года.

«Эта группа мальчиков в Брюне держалась вместе в течение 10 лет, всего около 40 мальчишек», – говорит Бернтсен. - Когда я впервые увидел Эрлинга, ему было пять с половиной лет, самый обычный мальчик, который у всех оставлял хорошее впечатление. Мы, конечно, знали его отца. Как и все в Норвегии. Но Альфи был очень осторожен с тренировками. Не было никакого давления, он не заставлял работать Эрлинга определенным образом. Многие юноши в Норвегии тренируются родителями-волонтерами. Им за это не платят. Это весело. Но мы, как и дети не хотели, чтобы это было чем то похожим.»

Ум Холанда был столь же неотразим, как и его талант в завершении. Все видят в нем страйкера, чья левая нога почти разорвала сетку позади голкипера «ПСЖ» Кейлора Наваса на «Вестфален штадиум» — но то, что хорошо выделяется и сейчас, когда он уже повзрослел, это его умение запутать оборону своим движением и выбором позиции. Как и в Брюне, он будет играть и против больших, агрессивных центральных защитников и более быстрых защитников. Несмотря на сильные стороны соперника, он всегда забивал голы. То же самое происходило, когда он играл в региональной лиге.

Слух о Холанде начинал распространяться. Он был сыном известного норвежского футболиста, но шумиха не была связано с именем отца. Скауты, отчитывающиеся перед своими клубами, говорили, что он был хорош. И Нирланд, и Бернтсен согласны с тем, что, когда в начале 2017 года Холанд уехал в Мольде, а затем переехал из Мольде в Зальцбург в январе прошлого года, решение о переходе принималось в большей части Эрлингом. «Эрлинг много думает о себе», – говорит Бернтсен. «Таково было мое впечатление о нем. И если вы посмотрите сейчас и на то, как он развивался, кажется, что каждый переход был хорошо продуман.»

Мольде, находящийся в 400 милях к северу от побережья, впервые отправил сотрудников для анализа Холанда примерно за два года до того, как они подписали его в возрасте 16 лет. Мольде получил хорошую прибыль, когда они продали его в Зальцбург за 7 миллионов фунтов стерлингов, а переход Холанда в Дортмунд принес им дополнительный процент от продажи. «Мы знали, что подписание Холанда было хорошей сделкой, – говорит Нирланд, – но в конце концов, это оказалось даже лучше, чем мы думали. Гораздо лучше.»

Выступая за Брюнетки Холанд ни разу не забил в 16 играх (в 12 он вышел на замену), но Брин понимал, что предложение Мольде было в выгодно для всех.

»Несмотря на то, что он не забивал, он находился в очень важном переходном периоде», – говорит Бернтсен. «Если бы он остался в Брюне той зимой, я уверен, что он был бы слишком хорош для команды в следующем сезоне. Это был хороший переход для него, и он ушел в нужное время. Нирланд и главный тренер Мольде в то время – Оле Гуннар Сульшер были счастливы позволить Холанду проявить себя нужное время. «Было очевидно, что физически он не был так хорошо развит, – говорит Нирланд, – но он быстро вырос за короткое время. «Мольде подготовил для Холанда спортивную программу, чтобы довести его до уровня, необходимого для игры в высшем дивизионе Норвегии.

Лучший в обеих Бундеслигах

В Дортмунде даже не притворяются, что не знали, о том, как быстро Холанд продолжит выполнять свой бомбардирский график.

В январе, когда Эрлинг пришел с жалобой на колено, руководство клуба старалось преуменьшить ожидания от перехода. Были опасения, что ему потребуется время, чтобы адаптироваться от игры в австрийской Бундеслиге до более быстрого и высококлассного чемпионата.

Но он сразу же впечатлил тренера Люсьена Фавра и своих новых товарищей по команде своей решимостью в поиске возможностей для удара. Как на тренировках, так и в официальных матчах Холанд продемонстрировал неустанную одержимость к забиванию голов, которая отсутствовала в очень техничной, но сдержанной передней линии Дортмунда.

Норвежцу все еще есть куда расти. Холанд временами может быть немного небрежным во владении и допускает брак в контроле мяча.

В Зальцбурге один из игроков в шутку называл его «коровой» из-за его огромного роста и неуверенного контроля мяча в первые дни после его перехода из «Мольде». Но вскоре вся команда была впечатлена 194 сантиметровым голеадором, бегающим со скоростью 35 км/ч.

Он тоже показал свой характер: другой, рефлексирующий, но уверенный в себе до максимума. Холанд говорил сотрудникам, что он хотел бы стать лучшим игроком в мире и сделает все возможное для этого. После тренировочных занятий он часто оставался тренировать удары со слабой, правой ноги.

За полгода под руководством тренера Марко Розе, ныне соперника из менхенгладбахской «Боруссии», молодой норвежец сыграл всего 150 минут и вышел со старта лишь однажды. И все же его потенциал был очевиден. Тренерскому штабу Зальцбурга очень понравилась его обучаемость: Холанд не просто хотел учиться, во время игровых тренировок он очень быстро подбирал предметы, а потом вспоминал их — чего нельзя сказать обо всех игроках. Одной из областей, на которой они сосредоточились, были его забегания между центральных защитников. Розе и его помощники были рады видеть, как он точно повторяет эти установки на поле.

Нынешние товарищи по команде тоже в восторге от него. Они описывают его как «монстра», «животное», «машину», «маньяк на тренировках» .

Финансируемый государством мутант

Сказать, что Холанд добился успеха в Дортмунде, было бы преуменьшением. На самом деле стоит подчеркнуть огромное количество голов, которые он забил за такой короткий промежуток времени. Его девять голов в восьми матчах Бундеслиги дают ему лучший показатель забитых мячей за матч среди любого игрока в Европе в любой возрастной группе.

То, что он оставил далеко позади Килиана Мбаппе, Роберта Левандовски и Лионеля Месси, довольно поразительно. Эта голевая машина в настоящее время забивает 1,6 голов за 90 минут в Бундеслиге (сыграв всего 512 минут в общей сложности). Было бы натяжкой предположить, что этот уровень является постоянным для него после такого небольшого количества минут, но это то, за чем нужно следить и наслаждаться, пока это продолжается.

Было бы упущением не отметить, насколько хорош Холанд в выборе голевых позиции в этом сезоне. Глядя на топ-20 игроков в топ-5 лигах, он занимает третье место…

 

Его атлетизм и длина шага – первое что бросается в глаза. Судя по комментариям к подборке его голов, он либо «робот, либо финансируемый государством мутант» – оба варианта далеки от реальности, но хорошо характеризуют то, насколько редко можно увидеть кого-то столь большого и способного так быстро двигаться. Просто взглянув на норвежца, вы, вероятно, ожидаете, что его игра будет сильно опираться на физическую силу и игру на втором этаже, а не на ловкое движение и способность оставаться незамеченным внутри штрафной. И все же последнее – это то, как он получает возможности для ударов. Чтобы создать пространство, он обычно делает зигзагообразные забегания, сначала бросаясь к ближней штанге, а затем открываясь к дальней или наоборот. У него также есть нацеленность к воротам, что помогает подстеречь удобный отскок в штрафной.

Наконец, его невероятная длина шага означает, что Холанд может использовать это для мощных ударов. Несмотря на нерегулярность ударов из-за штрафной, один такой гол он уже забил в ворота «ПСЖ» и он чуть не порвал сетку.

Если игрок собирается быть топ форвардом в течение длительного времени, ему понадобится либо отличная мощность, либо отличный выбор позиции, либо исключительное голевое чутье (тайминг). То, что уже есть у Холанда потенциально дает ему инструменты для достижения такой цели – но впереди много игр, в которых нужно доказать, что это действительно так – прежде всего самому себе.

 

Фото: Patrik Stollarz / AFP via Getty Images

Источник: The Athletic