Цены рухнут на треть, вместо покупок – обмены (как в НБА), спрос на игроков из Восточной Европы: будущее трансферного рынка
Футбол медленно движется из растерянного коматоза в следующую стадию и задается вопросом, как жить, когда пандемия закончится? Мы уже поговорили о сроках возвращения футбола (тут – персонально про АПЛ, которая готова доиграть хоть у вас дома), пора обсудить второй по важности момент – каким будет первое после пандемии трансферное окно.
Возможно, клубы закончат сезон в неполных составах. 500 контрактов заканчиваются 30 июня
Начнем с глобальных проблем – что делать с истекающими контрактами и границами трансферного окна.
30 июня 2020-го 500 игроков из топ-5 лиг перестают принадлежать своим клубам: у 270 заканчивается контракт, и они выходят на рынок свободных агентов, остальные – возвращаются из аренды. Проблема, что к этому моменту сезон точно не закончится, и многие окажутся в тяжелой ситуации: СПАЛ потеряет 17 игроков, «Унион» и «Ньюкасл» – по 9, а «Уотфорд» лишится сразу двух вратарей. У топ-клубов тоже проблемы: Икарди, Санчес, Коутиньо и Хакими вернутся из аренд, закончатся контракты Лалланы, Гетце, Кавани, Менье, Вертонгена. «Наполи» потеряет Мертенса и Кальехона, «Челси» – Жиру, Педро и Виллиана.
В конце марта ФИФА обсудила с клубами и лигами, как избежать хаоса с контрактами. Выработали два сценария.
Первый – передвинуть дату окончания контрактов с 30 июня на последний день сезона-2019/20 (если он все же будет доигран). В таком случае игроки расстанутся с нынешними клубами, условно, 30 августа.
По информации BleacherReport, некоторые клубы против – они не хотят еще 2-3 месяца платить игрокам, которые не попадают в основу.
Еще одно препятствие – юридическое. ФИФА не может автоматом пролонгировать все контракты, потому что они заключены в рамках правовой системы конкретной страны. Например, в Англии действует принцип «договорного намерения»: каждому клубу придется доказать, что по смыслу контракта стороны договаривались о сотрудничестве именно до конца сезона, а 30 июня – просто удобная нейтральная дата.
Второй – действующие до 30 июня контракты истекают, затем заключаются краткосрочные соглашения (инсайд The Athletic). По сроку – как раз на остаток сезона. Звучит убедительно, но и здесь есть сложность – игрокам такой вариант не очень выгоден.
«Конечно, клубы не захотят заключать трехлетние контракты, они предложат краткосрочные соглашения. Но для игроков это проблема: если вы травмируетесь в этот период, то останетесь без работы – вас уже не позовет другой клуб на долгосрочный контракт», – рассуждал адвокат Ник Де Марко в интервью The Athletic.
Хотя некоторые футболисты уже сейчас согласны помочь. «Мой контракт с «Челси» действительно заканчивается в июле, – заявил Виллиан в эфире бразильского канала Esporte Interativo. – Однако если придется играть еще месяц или два, чтобы закончить чемпионат, то для меня это не будет проблемой. Я останусь верен клубу, и закончится мой контракт к тому времени или нет – не играет роли».
Ок, предположим, Виллиан не один такой. Но есть еще проблема – подвисают игроки, которые уже заключили контракты с другими клубами: например, Зиеш с 1 июля игрок «Челси» – получается, «Аяксу» придется оформлять аренду на своего же игрока?
Видимо, из-за этих сложностей ФИФА выбрала вариант с автопродлением контрактов. 7 апреля вышло официальное заявление:
«Предлагается продлить контракты до тех пор, пока сезон действительно не закончится. Это должно соответствовать первоначальному намерению сторон при подписании контракта, а также сохранять спортивную целостность и стабильность.
Аналогичный принцип применяется к контрактам, которые должны начаться с началом нового сезона, то есть вступление в силу таких контрактов откладывается до фактического начала следующего сезона».
Скорее всего, трансферное окно продлят до января. Это очень поможет клубам
Еще одна задача ФИФА – определить новые границы летнего трансферного окна. «ФИФА будет действовать гибко и позволит перенести трансферные окна таким образом, чтобы они приходились на период между концом старого сезона и началом нового», – обещают чиновники.
Осталось решить, какие даты удобны для всех. Вроде тут все просто – можно открыть окно после окончания сезона, но проблема в том, что коронавирус устроил дикий рассинхрон.
Уже сейчас понятно, что пандемия нанесла странам неравномерный ущерб: Италия, Испания, Великобритания пострадали по-разному и потратят разное время на полную дезинфекцию. К тому же из-за телеконтракта почти все (Бельгия – исключение) хотят как можно скорее завершить чемпионат. Когда открывать и закрывать окно, если Англия финиширует в конце июля, а Италия – в начале октября?
Кажется, у ФИФА есть идеальное решение. По информации The Telegraph, летнее трансферное окно продлят вообще до января.
Это очень поможет клубам в новой экономической реальности. Сейчас они не понимают, сколько денег потеряют за время простоя, а значит трансферные бюджеты еще не сформированы. Чтобы сориентироваться на рынке, нужно время. Оно же нужно командам поменьше, чтобы продать самые ценные активы ради выживания. Длинное трансферное окно решает обе проблемы.
Из-за экономики цены на игроков откатятся на уровень 2010-го. Прогнозируют снижение на 20-30%
Кризис страшно ударил по экономике, задело и футбольные клубы, даже самые богатые и статусные. Вообще-то экономические последствия пандемии для футбола – это отдельный текст, тут мы тезисно отразим главное.
• У клубов исчезли источники дохода: матчдэй, атрибутика, предсезонные турне по Северной Америке и Китаю – просто забудьте. АПЛ опубликовала примерные цифры: совокупно клубы теряют 200 млн на матчах и 175 млн фунтов на спонсорских сделках. Скорее всего, эти деньги потеряны бесповоротно – Англия готова пожертвовать этим доходом и провести матчи в закрытом режиме, чтобы сохранить поступления от телевидения. И это логично.
• Деньги за телеконтракт – отдельная и очень болезненная тема. Если сезон завершится досрочно или пройдет в сокращенном варианте, лигам придется вернуть часть денег. АПЛ подсчитала, что в этом случае клубы лишатся 762 миллионов фунтов. Именно поэтому в Англии твердо намерены доиграть сезон.
• Итальянская Corriere dello Sport подсчитала, что за время простоя клубы серии А потеряют не менее 800 миллионов евро. Президент «Ювентуса» Андреа Аньелли назвал это «экзистенциальным кошмаром футбола».
• Во время простоя клубы продолжают нести расходы: содержат стадионы, платят игрокам и персоналу.
• Клубы пострадают из-за бизнес-проблем владельцев, ведь сейчас пострадали почти все сегменты экономики, и в ближайшее время многим будет не до футбола.
Например, босс «Юве» Андреа Аньелли сначала частично заморозил производство на заводах «Фиата» из-за дефицита деталей (их производят в Китае), а потом полностью остановил заводы. Характерно, что «Ювентус» первым из итальянских клубов урезал игрокам зарплату.
Кроме того, гигантский ущерб терпят авиаперевозчики – привет «МЮ» («Аэрофлот») и «Арсеналу» (Emirates).
Первое и самое важное – эти факторы точно отразятся на трансферном рынке. Уже сейчас очевидно, что бюджеты клубов сократятся, а трансферный рынок ожидает возвращение в 2010-й: цены снизятся минимум на треть.
Международный центр спортивных исследований (CIES) прикинул, что стоимость игроков упадет в среднем на 28%, если сезон не возобновится до конца июня. Как пример CIES приводит Погба: его цена снизится с 65 млн миллионов фунтов до 35. Важный момент: авторы отталкиваются не от покупательной способности клубов, а именно от состояния игроков как активов. То есть учитывался возраст, длина контракта и (это самое интересное для нас) время, проведенное вне игры.
Похожие прогнозы у немецкого сайта Transfermarkt (мощная база данных о футболистах). В обновленном рейтинге подешевели почти все игроки (кроме тех, кто стоит меньшее 300к): кто родился до 98-го – на 20%, после – на 10%.
Transfermarkt отталкивался именно от экономики клубов – с учетом упущенных доходов, поэтому рейтинг приближен к реальности.
«У нас немного другой подход, чем у швейцарских коллег, – рассказал Sports.ru российский представитель компании Артем Заводник. – Мы исходим из того, что клубы недобирают в бюджет определенное количество денег, поскольку сейчас у них практически нет заработков, а расходы сохранились. Мы колебались между 20 и 30 процентами, но остановились на первом: это данные на прямо сейчас, а не прогноз на будущее. Если ситуация затянется, то будут новые корректировки и очередной даунгрейд».
Фантазируем, как пандемия повлияет на трансферы: Мбаппе останется во Франции, «Барсе» будет тяжело, а «ПСЖ» воспрянет
«Можете как минимум на год забыть о трансферах по 100-150 миллионов евро. Теперь игрок, за которого раньше отдали бы 50 миллионов, будет стоить 30», – спортивный директор «Удинезе» Пьерпаоло Марино подтверждает расчеты CIES и Transfermarkt .
В «Баварии» предвкушают возвращение к старым-добрым временам «сделки-не-дороже-30-миллионов». «В течение долгого времени трансферные суммы и зарплаты футболистов росли не здоровыми темпами. Коронавирус и вызванный им кризис положит конец идее «дороже, быстрее, больше». Спрос и предложение на трансферном рынке станут сбалансированнее», – заявил Румменигге клубном журналу.
Пока сложно делать четкие прогнозы – до конца пандемии будет непонятно, кто пострадал сильнее, а новые вводные поступают еженедельно. Но контуры некоторых тенденций прорисовываются уже сейчас.
На год забудьте о трансферах суперзвезд. Чем выше цена на игрока, тем больше в денежном выражении те самые 30%. Клубам проще подождать пару лет, пока цены стабилизируются, чем сейчас продавать условного Мбаппе за 90 миллионов вместо 180. Для кого-то это идеальная возможностью удержать суперзвезду – Ханс-Йоахим Ватцке уже огорчил англичан, заявив, что «Боруссия» не продаст Санчо дешевле 110 миллионов евро. Возможно, будет одно-два исключения для самых горячих игроков на рынке, которых по-любому нужно брать как можно быстрее, чтобы не достались конкурентам (возможно, того же Санчо все же утащит «МЮ» – но только из-за гигантского спроса на англичанина).
Кто проиграл в этой истории?
• Маленькие клубы, особенно в Испании и Италии – странах, которые пострадали сильнее всех в Европе. Чтобы выжить, многим придется продать самые ценные активы: «Бетис» наверняка скинет Фекира, «Кальяри» – Джованни Симеоне, «Парма» – Жервиньо.
• Во-вторых, клубы, которые готовились продать дорогие активы. Теперь невозможно отбить деньги, потраченные на Коутиньо, Дембеле и Азара, а ЦСКА, кажется, стоило принять предложение «Кристал Пэлас» по Чалову.
• Не повезло тем, кто готовился к глобальной перестройке состава – «Сити» и «Барселоне». Наверняка все будет отлично у «Ливерпуля» и «Баварии» (плотноупакованные сыгранные составы), а «Юве» наконец пристроит десяток расфасованных по арендам игроков.
• Клубы, чей бюджет не привязан к доходам и европейской экономике, вероятно, получат преимущество. Вы уже поняли, о ком речь – у «ПСЖ» появится роскошный шанс удержать Мбаппе и устроить качественную перезагрузку состава (летом истекают контракты 7 игроков + аренды Икарди и Рико). Уже сейчас, пока остальные считают потери, «ПСЖ» готовит трансфер Гризманна.
Конечно, на Ближнем Востоке тоже есть проблемы – за последний месяц мощно обвалились цены на нефть. Но у «ПСЖ» есть подушка безопасности, ведь Катар устойчивее других стран Ближнего Востока, ведь они экспортируют не только нефть, но и газ (а еще теперь мы знаем, как Катар действует в кризисных ситуациях).
А временное смягчение правил ФФП (УЕФА всерьез думает об этом) может сделать «ПСЖ» абсолютным королем. Но опять же – это все фантазии на основе нынешней информации, ближайшие недели все могут изменить.
Новый тренд – будет много обменов (как в НБА и НХЛ)
Когда правила игры на рынке резко меняются, игроки подстраиваются. Помните, как несколько лет назад начались жесткие наказания за ФФП, и клубы резко полюбили аренды? Похоже, коронавирус создаст новый тренд.
Во-первых, аренд станет еще больше: формат «игрок сегодня, деньги – через год» очень комфортен для пост-кризиса. Но это вряд ли станет доминирующей формой, ведь деньги (или их эквивалент) нужны всем прямо сейчас. И тут зарешают обмены.
Ситуация хорошо знакома тем, кто успел пожить при СССР: если ни у кого нет денег, то остается только обмениваться товарами. Чтобы получить Мбаппе «Реалу» придется отдать Азара, Варана, Бензема. Обменами активно пользуются в североамериканских лигах, для футбола такой формат пока необычный. Но о нем уже задумываются многие топ-менеджеры.
«В это окно ни у кого не будет денег, – рассказал президент «Барсы» Жозеп Бартомеу в интервью Diario Sport. – Поэтому покупок станет меньше. Я уверен, что многие предпочтут не покупать игроков, а обмениваться».
У обменов есть еще одно важное преимущество. В период больших потрясений люди острее ощущают неравенство: за последние недели вы увидели несколько едких претензий в адрес футболистов-богачей, которым помогают приоритетно даже без серьезных симптомов. С окончанием пандемии напряжение не исчезнет, потому что продолжится экономический кризис. Обмены позволят клубам избежать жонглирования гигантскими суммами и не будут так сильно раздражать людей.
Селекция тоже изменится: в Европе обратят внимание на игроков из России и Беларуси
Перечисленного выше уже хватит, чтобы сделать трансферное окно-2020 самым необычным в истории. Но есть еще один пункт – пандемия изменила селекцию.
Работа скаутов всегда покрыта легким туманом, поэтому обратимся к тексту бывшего норвежского селекционера и спортивного директора «Монако», а теперь колумниста ESPN – Тор-Кристиана Карлсена. 11 марта он опубликовал лонгрид, как коронавирус повлиял на поиск футболистов.
К концу февраля европейские скауты почти перестали смотреть игроков вживую. Никаких полетов в Южную Америку – разрешались только небольшие поездки на машине в соседние города и страны. К началу марта в большинстве клубов под запретом любые поездки. Просмотр вживую заменяют онлайн-платформы: InstatScout и Wyscout. И это все однозначно повлияет на селекцию.
• Клубы будут реже ошибаться.
Вроде нелогично – раз нельзя изучать игроков вживую, значит выше риск ошибки. На самом деле здесь другая механика процесса.
«Теперь мы должны готовиться лучше. Мы уже обсуждали это с руководством и выработали план на ближайшее окно. Мы будет делать большое досье на каждую цель: игровые данные, глубокую статистику, личную информацию. Мы глубоко проанализируем каждого игрока, чтобы уменьшить риск ошибки», – на правах анонимности рассказал ESPN спортивный директор европейского клуба.
«Маловероятно, что запреты на поездки отменят, а значит ближайшие шесть месяцев у скаутов не получится просматривать игроков вживую, – рассказал Sports.ru CEO главного футбольного стартапа TransferRoom Йонас Анкерсен. – Это заставит клубы подумать о том, как эффективнее использовать данные об игроках. Мы уверены, что пандемия изменит структуру разведки во многих клубах, которые полагались на просмотр вживую, это откроет им на глаза на полезность углубленной статистики».
• Больше трансферов из Восточной Европы.
Во-первых, у скаутов просто освободилось время для таких лиг. К тому же многие услужливо ушли на карантин позже, не оставив скаутам выбора. Король ситуативного маркетинга – белорусская лига, которая до сих пор радует глаз болельщиков, оставаясь единственной не закрытой лигой. Наверняка прямо сейчас спортивные директора изучают профайлы с фамилиями Драгун, Макась и Хващинский.
«Я уверен, что больше внимания скаутов получат лиги Восточной Европы и Северной Африки, до которых обычно не доходят руки. У скаутов будет возможность подробнее изучить их игроков», – пишет Карлсен.
Кажется, у белорусов много претензий к Лукашенко как к президенту, но спортивный менеджер он виртуозный. Хотя, возможно, и не догадывается об этом.
Тысячи лучших текстов от Sports.ru по ссылке
Теперь игроков в футболе можно искать онлайн – как в тиндере. Это приложение – угроза агентам
Фото: Gettyimages.ru/Christof Koepsel/Bongarts, Clive Mason, Clive Rose, Alessandro Sabattini, Dan Kitwood, Alexander Hassenstein/Bongarts, David Ramos, Stu Forster; РИА Новости/Алексей Филиппов
Они ЦСКА перевозят, это точно знаю. Но спонсорами являются у обеих команд. Поэтому, когда ЦСКА встречается с МЮ, пилоты болеют за красивый футбол))))
Для спорта есть и более опасная проблема, в более далекой перспективе, но, в отличие от нынешнего кризиса, необратимая - постепенное снижение спроса в будущем. Пока футбольные менеджеры витают в облаках и мечтают о мифических азиатских рынках, многие уже отмечают значительно повышение среднего возраста болельщиков (это касается не только футбола). Основная зрительская аудитория - это те, кто провел все детство с мячом на улице и, бросая все, бежал к зеленому экрану во время редких трансляций важных матчей раз в неделю. Т.е. люди от 30 и старше, а средний возраст покупателя трансляций уже подобрался к 50. Для "поколения интернета", нынешних подростков и молодежи, профессиональный спорт такой огромной ценности уже не представляет, в большинстве своем они его не смотрят и вряд ли будут готовы выкладывать несколько процентов своего дохода за билеты и трансляции. Вот об этом уже стоит беспокоиться.
И фифы, уефы, агенты, прыщавые футболисты с 1 приличным годом в футболе полетят в тар тарары. Чему я не сказанно буду рад
Не Аньелли заморозил, а EXOR, который принадлежит семье Аньелли и которым по факту руководит Джон Элканн