8 мин.

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х

В пятницу от коронавируса скончался дизайнер Пьеро Граттон. И хотя имя вам, скорее всего, незнакомо, его главные работы вы все-таки видели. Граттон перевернул представление итальянского футбола о дизайне, логотипах и бренде, поэтому к нему обращались и клубы, и, организаторы больших соревнований, и национальные телекомпании. 

До сих пор европейская и американская модели спорта заметно отличаются. И речь не только о спонсорских соглашениях, контрактах игроков и форматах турниров – разница проявляется даже в, казалось бы, простейших вещах. Например, вы легко отличите эмблему команды из США от лого в европейской стилистике. За океаном – торжество простоты и агрессии, а в Англии, Испании и Италии до сих пор в большинстве случаев ориентируются на традиции и историю Когда пару лет назад «Ювентус» сделал все наоборот и поставил на лого буквы J, возникли споры и непонимание . В конце 1970-х  так же поступила и «Рома»: она пошла на эксперимент и переосмыслила подход к маркетингу и дизайну. Так появился символ клуба – луппетто. 

Пьеро Граттон и его самая известная работа

Lupetto (в переводе с итальянского – волчонок) нарисовал тот самый Пьеро Граттон. К тому моменту дизайнер уже двадцать лет сотрудничал с RAI (самая известная итальянская телекомпания, которую можно встретить даже в фильме Феллини) и разрабатывал графику для программ, в том числе для футбольного шоу «Дриблинг». 

Логотип новостной передачи TeleGiornale 2, созданный в середине 70-х, по палитре и вовсе совпадает с клубными цветами «Ромы». Граттон позже вспоминал, что выбрал такой стиль из-за режиссера программы Андреа Барбато, который был ярым поклонником команды. В тех же тонах художник исполнил заказ и для чемпионата Европы по легкой атлетике, который прошел в Риме в 1974-м.

Легкоатлетический чемпионат кардинально изменил карьеру Граттона – он сосредоточился на спортивном дизайне. 

Афиши, плакаты, графика и логотипы, украшавшие столицу Италии в 1974-м, впечатлили исполнительного директора «Ромы», который входил в оргкомитет турнира. Это было очень удачное знакомство. Тогдашний президент «Ромы» Гаэтано Анцалоне как раз мечтал о том, что мы сейчас назвали бы фирменным стилем. Ему казалось, что «Роме» для увеличения бюджета и, как следствие, привлечения лучших игроков нужно сделать что-то новое. Так как американские команды уже тогда превосходили европейские в вопросах маркетинга, Анцалоне отправился в США – чтобы посмотреть, как все устроено, вдохновиться и перенять местную модель. В Граттоне президент «Ромы» увидел того, кто сможет воплотить его задумки. 

Главной помехой для визуального преображения «Ромы» был технический спонсор. Adidas, как вспоминал Граттон, предоставлял клубу посредственные игровые комплекты и заодно лишал его всяких перспектив на этом заработать. Для самой стильной страны Европы такой подход был неприемлем. «Рома» сбежала от adidas, как только появилась адекватная альтернатива.

Такая альтернатива неожиданно обнаружилась в Италии: на рынок вышла только созданная компания Pouchain. Ее открыл Маурицио Пучан – бизнесмен, который начинал с проблемного семейного дела (мебель для круизных лайнеров), а сколотил состояние на реставрации предметов искусства и техническом обслуживании зданий. Следующей точкой роста бизнеса Пучан видел спортивную экипировку и одежду для болельщиков: он, как и президент «Ромы», безгранично воодушевился американским опытом во время поездки в США. Он выкупил текстильную фабрику в Боргорозе и начал делать форму – сначала «Роме», потом «Лацио» и многим другим. «Меня впечатлило, что бейсбольные команды продают все – от кепок до брелоков. Я предложил нескольким итальянским клубам заняться тем же. По сути, мы первыми привели в итальянский футбол настоящий мерчандайзинг», – вспоминал Пучан. 

Совместно с новым техническим спонсором Граттон разработал дизайн для «Ромы». В сезоне-1978/79 команда играла в футболке, которая в народе за характерный градиент на плечах была прозвана леденцовой. Культовой она стала только годы спустя, когда в моду вошла ностальгия по 70-м. 

Бруно Конти и Карло Анчелотти в легендарной форме конца 70-х

Еще более знаковый статус получила не сама форма, а то, что на ней было изображено. До всех дизайнерских новшеств эмблема команды была похожа на нынешнюю – волчица, кормящая основателей Рима. Граттон взял за основу логотип 40-х годов – круг с буквами ASR. Вместо аббревиатуры он вписал профиль волка с красным глазом и распахнутой пастью – так появился луппетто. 

Гаэтано Анцалоне пытался извлечь из нового образа коммерческую выгоду – прямо как клубы из США. Раньше логотип команды кто угодно мог прилепить на любой товар, а сам клуб ничего не продавал – с появлением волчонка ситуация радикально изменилась. Компания Pouchain производила и футболки, и шарфы, и значки, и многое другое – все это продавалось в официальном магазине «Ромы». Сегодня так работают более-менее все приличные клубы, но тогда это была настоящая революция для европейского футбола. Возможно, Анцалоне, Граттон и Пучан опередили время, ведь коммерческий успех к «Роме» пришел позднее.

Но даже когда болельщики не осаждали клубные магазины и не наряжались в стильные футболки команды, они все равно постоянно сталкивались с новым имиджем «Ромы». Прежде чем приняться за форму и логотипы, Граттон разработал для клуба новую полиграфию. 

В начале 1970-х билеты на матчи «Ромы» вряд ли были красивее талончиков в регистратуру. Новые билеты служили не только проходками на стадион, но и сувенирами в память о матче. Их действительно хотелось оставить после финального свистка. Гораздо красочнее и эффектнее стали абонементы, аккредитации и программки к матчам, а также все то, на что раньше просто не обращали особого внимания.

Можно подумать, что Граттон работал в одном творческом русле и не отходил от любимых оттенков и правильной геометрии. Но это не так. Еще в 1977 году дизайнер сотрудничал с организаторами финала Кубка чемпионов на «Стадио Олимпико». И тогда появилась вот такая красота:

Билет на финал Кубка чемпионов 1977 года

Появление нового логотипа, по-настоящему уникальной формы и общего фирменного стиля «Ромы» совпало с большими спортивными победами. В 1980-х команда во второй раз в истории выиграла Серию А, а затем вышла в финал Кубка чемпионов.

«Рома» в финале Кубка чемпионов 1984 года

Логотип с волчонком перестал считаться официальным в 1997-м. Клуб вернулся к классической эмблеме, но луппетто продолжают использовать как историческую деталь на форме, им вдохновляются при создании некоторых мерч-линеек. Пожалуй, самый известный пример такого декора – это волчонок на плечах и рукавах в сезоне-1998/99.

Символ можно встретить и на нынешней форме. Само собой, к знакомому образу луппетто регулярно обращаются фанаты при создании баннеров.

Наследие Граттона не ограничивается фирменным стилем «Ромы». Маурицио Пучану так понравился тот проект, что он попросил дизайнера работать над всеми новыми концепциями для спортивных партнеров Pouchain. А так как компания быстро расширялась и стала техническим спонсором многих команд, работы у Пьеро Граттона было много. Он переосмыслил символику «Лацио», хотя и не сделал ее по-настоящему культовой. Нарисовал лого для «Бари» – так на эмблеме появился угловатый петух. В схожей стилистике Пьеро разработал логотипы для «Удинезе», «Пескары», «Асколи» и других итальянских команд.

 

Логотипы «Лацио», «Бари», «Удинезе», “Палермо”, “Ромы” и “Пескары”, разработанные Граттоном

К большому сожалению, Pouchain толкала итальянский футбольный рынок всего три года (1978-1981), дальше Маурицио Пучану надоело ждать отдачи. Во-первых, болельщики еще не покупали мерч массово, во-вторых, клубы не были готовы к экспериментам. «Они оказались твердыми традиционалистами: работали статично, не хотели каждый год менять форму, делать что-то новое, удивлять», – размышлял бизнесмен спустя 19 лет после закрытия предприятия. 

К Граттону обращался и УЕФА – тогда организацией руководил итальянец Артемио Франки. Тот внимательно наблюдал за преображением спортивного дизайна в Италии, потому как в 70-х возглавлял национальную федерацию футбола. Его так впечатлил подход Пьеро, что он доверил ему нарисовать эмблему чемпионата Европы 1980 года, который как раз состоялся в Италии. Спустя 10 лет там же провели чемпионат мира, и организаторы вновь обратились к главному спортивному дизайнеру Апеннин.

Сегодня эти логотипы могут показаться устаревшими. Но если раньше кто-то видел во всех этих прямых линиях и простых формах отход от истории, то сейчас эмблемы 80-х – уже часть истории.

Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot

 

«Арсенал» внедрил в форму невозможные фигуры. Вы о таких знаете?

«Рома» порадовала пожилых болельщиков: клуб доставил им продукты, маски, клубную атрибутику и даже свежую газету

Сделка «Ливерпуля» и Nike – это начало новой эпохи на рынке футбольных форм 

Фото: commons.wikimedia.org; asroma.com; globallookpress.com/Insidefoto/imago sportfotodienst