Немецкий клуб разделяет футбол. РБ Лейпциг: как Ред Булл с нуля построил команду Лиги Чемпионов
Перевод текста Алекса Байсаута для BBC Sport.
Фанаты соперников часто выступают с баннерами против поддержки Ред Буллом команды РБ Лейпциг
"Он "окрыляет...", - однажды сказал основатель и глава корпорации Дитрих Матешиц о династии Ред Булл, делая отсылку к всемирно известному слогану бренда.
Матешиц говорил не конкретно об энергетическом напитке, который помог ему заработать состояние, а о философии, олицетворяющей нынешнюю мультиплатформенную, мультинациональную, мультимиллиардную компанию.
"Он дает навыки, умения, силу для достижения любых целей," - добавил австриец, который создал необходимую атмосферу, которая вдохновляет креативные умы и идеи.
РБ Лейпциг, 32-х летний главный тренер Юлиан Нагельсман - яркие тому примеры.
Всего 10 лет назад они дебютировали в 5 дивизионе немецкого футбола - 19 февраля сыграли свой первый матч в плей-офф Лиги Чемпионов.
Клубу с востока Германии для попадания и закрепления в элите немецкого футбола потребовалось больше, чем простое вливание денег от Ред Булл.
Команда Нагельсмана, которая одержала победу 1:0 в северном Лондоне, а затем и выбила Тоттенхэм Хотспур, почти полностью состояла из доморощенных игроков; остальных купили меньше, чем за 20 млн фунтов.
Так как Ред Буллу удалось превратить клуб из регионального футбола в настоящего борца за трофей Бундеслиги (они на 3-м месте после Баварии и Боруссии), в чем здесь выгода одной из самых известных компаний в мире и действительно ли РБ Лейпциг - самая ненавистная команда в Германии?
Как все начиналось для Ред Булл в Германии
В 2006 году немногие поддерживали навязчивый проект главы Ред Булла Матешица финансировать клуб, и изначальные предложения по инвестированию в другую команду, Заксен Лейпциг, были резко отклонены немецким футбольным союзом, DFB.
Начались протесты фанатов после того, как Ред Булл исследовал потенциальную покупку Санкт-Паули, Мюнхен 1860 и Фортуну Дюссельдорф; но позже они вернулись к идее покупки команды из Лейпцига.
Историческая панорама футбола в Лейпциге усложняется созданием и роспуском нескольких клубов с момента основания DFB в городе в 1900 году. Нацистский режим, власть коммунистов и последующее объединение Германии также вели к меняющимся форматам лиги.
ФК Локомотив Лейпциг наслаждался успехом до объединения, проиграв Аяксу только в финале Кубка обладателей кубков 1987 года, но после ребрендинга в VfB Leipzig (на русском осталось то же название Локомотив Лейпциг - прим. пер.) вылет из Бундеслиги в 1994 г. положил конец представительству города в высшем дивизионе Германии.
Пока Ред Булл не купил лицензию клуба пятого дивизиона, SSV Markranstadt.
Даже до того, как ребрендированный РБ Лейпциг начал играть в сезоне 2009-10, в Германии вспыхнули бурные протесты. Но это не стало чем-то, с чем не сталкивалась компания.
Многие болельщики почувствовали себя преданными, когда Ред Булл купил клуб высшего дивизиона Австрии SV Austria Salzburg в 2005 и сменил имя на Ред Булл Зальцбург, логотип, персонал и цвета формы.
В Германии - после лет исследований и переговоров - они решили начать с нуля.
Новая команда в Маркранштадте - SSV Markranstadt в красном - продолжает играть на Stadion am Bad. Они играют в Landesklasse Север - региональной лиге седьмого дивизиона немецкой футбольной пирамиды. На февральском матче посещаемость составила 30 человек.
К тому времени, когда РБ Лейпциг добрался до Бундеслиги в 2016 г., у города не было команды высшего дивизиона на протяжении 22-х лет и бывшая Восточная Германия не была там представлена с тех пор, как Энергия Коттбус вылетела в 2009 году.
Открытый рынок представил возможность.
"Это хорошо скажется на городе, на восточной части Германии," - говорит в интервью BBC Sport Гвидо Шафер, журналист, освещавший восход РБ на вершину в газете Leipziger Volkszeitung.
"Весь город любит РБ Лейпциг - кроме двух традиционных клубов, Chemie и Lok Leipzig - и все знают как ценно иметь такой клуб в городе.
"Фанатская база также растет. Теперь почти на каждый матч распродается по 40 тыс. билетов".
Такая любовь к клубу, поддерживаемому Ред Буллом, не разделяется в остальной стране, и даже в свой дебютный сезон РБ Лейпциг столкнулся с бурной негативной реакцией фанатов соперников.
Законы DFB указывают, что немецкие клубы должны работать по правилу "50+1", которое значит, что члены, то есть фанаты, обладают большинством акций клуба и могут влиять на решения, например, цены на билеты.
Соперники считают, что РБ Лейпциг эксплуатирует систему, имея только 17 членов с правом голоса, многие из которых напрямую связаны с Ред Булл, и обошли закон, указывающий, что команда не может быть названа именем спонсора, официально взяв название RasenBallsport Leipzig, что переводится как ГазонСпортивныеИгрыСМячом Лейпциг.
РБ часто считают "самым ненавистным клубом в Германии" и они все еще сталкиваются с регулярными протестами от болельщиков соперников, начиная бойкотом игр, заканчивая арестом 28 фанатов Боруссии Дортмунд за бросание жестяных банок и камней в болельщиков Лейпцига в 2017 г.
Неприязнь на этом не заканчивается. Выступая на BBC World Service, когда Лейпциг впервые получил повышение, исполнительный директор Дортмунда Ханс-Йоаким Ватцке назвал РБ "клубом, построенным для повышения прибыли Ред Булл"; ранее в том же месяце немецкий футбольный журнал 11 Freunde отказался поместить лидера чемпионата Баварию Мюнхен на обложку, потому что ее фанаты размахивали грубыми плакатами.
Но Шафер уверен, что Лейпциг и босс Нагельсман, которого он называет "гением", завоевывают на свою сторону людей привлекательным футболом, интенсивной, быстрой, прессингующей игрой.
"Были какие-то протесты, особенно от фанатов Дортмунда, Аугсбурга и Унион Берлин, но в Германии и Европе уважение растет с каждым днем," - объясняет он.
"Это очень хорошая ситуация для Лейпцига и также для футбола в Германии, что они находятся на таком уровне принятия".
Новые игроки РБ Лейпциг позируют для фото перед тренировкой в июле 2009 г. - первая предсезонка после реформы клуба.
Дом, который построил Ральф
Красные Быки точно, кхм, взлетели по пирамиде немецких лиг.
В течение 8 лет постройки РБ Лейпциг 4 раза получал повышение перед попаданием в Бундеслигу.
Может это и не первый набег Ред Булла на футбол, но это был лишь проект с потенциалом пощекотать нервы традиционным сильным командам.
После покупки SSV Markranstadt, команды из Оберлиги в нескольких милях от Лейпцига, они полностью переделали клуб, добавив его в портфолио к Нью-Йорк Ред Буллс, Ред Бул Бразил и еще несколько клубов-доноров.
Повышение не заставило себя долго ждать, но с вмешательствами Матешица, стихийными наймами и увольнениями, РБ стало труднее вырваться из четвертого дивизиона, Региональной лиги Север. До прихода Ральфа Рангника.
"Все началось с Ральфа Рангника в 2012 году," - говорит Шафер.
Рангника привел директор по развитию глобального футбола и бывший менеджер Ливерпуля Жерар Улье, который и сам присоединился к проекту Ред Булл после 4-х часовой встречи с Матешицем в Зальцбурге в том же году и человеком, который ответственен за привод Садио Мане, играющего сейчас в Ливерпуле, в Ред Булл Зальцбург.
Бывший босс Шальке и Хоффенхайма Рангник был назначен спортивным директором РБ Лейпциг Ред Булл Зальцбург, дальше пошли регулярные повышения.
Затем Рангник ушел в 2015 г., завершив восход Лейпцига в Бундеслигу.
"Рангник - архитектор. Он великий человек, он все это сделал," - продолжает Шафер.
"Когда он прибыл в Лейпциг, все поменялось. Он омолодил клуб, ускорил его. Это его философия и с того дня все находится под давлением этой философии".
Рангник дважды возглавлял команду, когда Лейпциг находился в пограничном состоянии по тренеру, но с момента назначения Нагельсмана у него теперь более широкая роль в проекте Ред Булл в качестве директора по развитию.
Опыт 61-летнего специалиста настолько большой, что европейские гиганты как Милан, по данным СМИ, интересуются его привлечением для перестройки клуба Серии А и реализации стратегии, которая доказала свою эффективность в Ред Булле.
Рангник выбрал Маркуса Кроше, который провел большую часть карьеры в Падерборне во втором дивизионе, на место преемника в качестве спортивного директора, когда он сам ушел на новую должность в Ред Булле.
Все внимание Кроше теперь строится на успехе Лейпцига.
"Мы счастливы пользоваться большой поддержкой нашего спонсора, точно так же, как и другие клубы," - говорит 39-летний специалист в интервью BBC Sport.
"Конечно, мы регулярно обмениваемся идеями с Ред Булл и другими поддерживаемыми клубами в Нью-Йорке и Бразилии. Но в то же время, мы верим, что можем создать что-то уникальное здесь в Лейпциге, создавая нашу собственную идентичность".
Поиск и развитие "звезд завтрашнего дня"
Спортивный директор Маркус Кроше (справа) говорит с исполнительным директором РБ Лейпциг Оливером Минтцлафом
Рангник определился со стилем, в котором РБ Лейпциг хочет играть, затем скаутил и подписал игроков для выполнения тех требований - всем игрокам максимум 23 года, все желающие развиваться.
"Мы ищем молодых, талантливых и голодных игроков," - объясняет Кроше.
"Мы не хотим платить бешеные деньги за так называемых футбольных звезд, мы хотим найти и развить звезд завтрашнего дня".
Наби Кейта, перешедший из Ред Булл Зальцбург за 27 млн фунтов, является самым дорогим приобретением клуба, позже он перешел в Ливерпуль с выгодой в 21 млн фунтов.
Остальные текущие звезды как нападающий сборной Тимо Вернер, который мог уйти из клуба в январе, был куплен у Штуттгарта в 2016 г., шведский вингер Эмиль Форсберг пришел из Мальмё, игравшем во втором дивизионе, австрийский вингер Марцел Забитцер перешел из Рапид Вена перед тем, как провести сезон в аренде у Ред Булл Зальцбург.
Тем не менее, Кейта возможно олицетворяет лучший пример того, как портфолио клубов Ред Булл обеспечивает глобальную скаутскую сеть и межклубные связи, в которых игроки могут прогрессировать.
Очень схоже с City Football Group, возглавляемой Манчестер Сити и включающей клубы со всего мира, как Жирона, Нью-Йорк Сити, Мельбурн Сити и Йокогама Маринос - но в данном примере талантами обеспечивается верхушка дерева.
Джеймс Пауелл, исполнительный директор Картерет Капитал, говорит, что такая схема выгодна и для реализации спортивных задач, и в вопросе возврата инвестиций.
Пауелл называет это "пирамидой витрин", где выставляется талант, повышается его уровень, повышается рыночная стоимость.
Он говорит, что "уникальная, глобализованная платформа продажи игроков" Ред Булла позволяет владельцам получать выгоду от умной, эффективной торговли игроками.
Главный тренер Юлиан Нагельсманн пришел в РБ Лейпциг из 1899 Хоффенхайм в июне 2019 г.
Движение между клубами очень быстрое - полузащитники Ханнес Вольф и Амаду Хайдара сменили Зальцбург на Лейпциг прошлым летом, американец Тайлер Адамс приехал из Нью-Йорка в прошлый январь и нынешний главный тренер Ред Булл Зальцбург Йесс Марш успел поработать во всех трех клубах.
Многообещающий центральный защитник Дайо Упамекано - это еще один из длинного списка игроков и тренеров, представлявших более одного клубов Ред Булл, игравший за "фарм-клуб" Зальцбурга, ФК Лиферинг, до перехода в основную команду, а затем и в Лейпциг; он также является примером иного влияния - влияния бывшего босса Ливерпуля Улье.
Шафер говорит, что контакты Улье в родной стране были ключевыми для привлечения некоторого количества французских игроков в Лейпциг.
Партнер Упамекано по обороне Ибрагима Конате пришел из Сошо в 2017 г., правый защитник Норди Мукиеле из Монпелье и полузащитник Кристофер Нкунку из ПСЖ. Все представляли Францию на молодежном уровне до 21 года.
Нельзя не отметить еще один винтик в скаутской машине Ред Булла Пола Митчелла, бывшего главу скаутского бюро Саутгемптона и Тоттенхэма, который присоединился к Лейпцигу в 2018 г. и с тех пор выполняет более широкие обязанности в портфолио Ред Булл.
"Мы уже доказали, что мы можем улучшать футболистов и помогать им делать следующий шаг в карьере," - добавляет Кроше.
"Особенно в футболе сегодняшнего дня, хорошая скаутская система - это один из ключевых аспектов успеха".
В чем выгода Ред Булла?
В 2010 году РБ Лейпциг переехал в свой нынешний дом - Ред Булл Арену (бывший Центральный стадион с вместимостью 43 тыс., построенный в 2004 году и стадион Чемпионата мира 2006). Посещаемость на первой игре в чемпионате - в Региональной лиге, в четвертом дивизионе Германии - составила 4028 человек. Средний показатель прошлого сезона - 38380 человек.
Занявший в прошлом году 71-е место в списке самых дорогих брендов мира по версии журнала Forbes Ред Булл может похвастаться ценностью бренда в 7.6 млрд фунтов и он продает почти 7 миллиардов банок энергетического напитка в 171 стране мира каждый год.
Так что же получает компания от владения футбольными клубами?
Критически важно взглянуть на бренд - каждый клуб в портфолио Ред Булла носит логотип на футболке, носит красно-бело-желтые цвета, играет в своей Ред Булл Арене. РБ Лейпциг - это и есть реклама Ред Булла каждый раз, когда игроки бьют по мячу.
То же самое можно сказать о смелых попытках бренда в Формуле-1, киберспорте и экстремальных видах спорта.
Зрители заметят болиды Ред Булл и их пилотов на всех 22 этапах грядущего сезона в Ф1, спонсирование компанией киберспортивных команд и таких событий, как Red bull Dragon Ball FighterZ World Finals, привлечет внимание нового, юного населения, пока такие экстремальные проекты по нырянию с большой высоты, как Red Bull Stratos, когда Феликс Баумгартнер спрыгнул на землю из стратосферы в 2012 году, набирают больше 9 млн просмотров на Youtube в прямом эфире.
Он также спонсирует атлетов из широкого спектра видов спорта для показа своего бренда; в этот список знаменитостей входят английский игрок в крикет и Человек года по версии BBC Sports Бен Стоукс, защитник Ливерпуля и сборной Англии Трент Александер-Арнольд.
"Ключ - это постоянный, агрессивный маркетинг, обеспечивающий просматриваемость иконического бренда все большим и большим количеством людей," - говорит Пауелл из Картерет Групп.
Но пока узнаваемость бренда является важным фактором, Ред Булл также получает выгоду от серии прибыльных франшиз и достиг настоящего успеха в сфере спортивных вложений.
"Это точно не престижный проект," - добавляет Пауелл. "Ред Булл показали себя как лидеры мнений"
"Его цели схожи с целями City Football Group. Обе системы основали глобальную пирамидальную структуру в отношении развития игроков, где каждая команда в группе помогает друг другу".
"Ред Булл, кажется, добился успеха в развитии маркетинговых нюансов, которые являются примерами для других компаний".
Что дальше для РБ Лейпциг?
Кроше говорит, что целью клуба в начале сезона было сохранить место в Лиге Чемпионов, но Лейпциг теперь обнаружил себя в борьбе за титул Бундеслиги.
Они отстают на 5 очков от лидера таблицы Баварии, которая выиграла 7 титулов подряд. На самом деле, в последний раз, когда Бавария не выиграла чемпионат, Лейпциг играл в четвертом дивизионе, в Региональной лиге Север.
Кроше пока не соблазняет идея выиграть чемпионат, но он верит, что попадание в 1/8 финала Лиги Чемпионов показывает, что Лейпциг на правильном пути.
"Мы амбициозная молодая команда, которая постоянно хочет большего," - добавляет бывший полузащитник.
"Успех никогда не приходит быстро. Мы хотели достичь плей-офф и мы это сделали. Это был огромный шаг в нашем развитии".
"Мы точно не говорим, что наш путь лучший. Есть много других способов стать успешным".
"Мы просто верим в свой путь и думаем, что лучшее еще впереди".
Перевод текста Алекса Байсаута для BBC Sport.