Фанат – не преступник, фанат – помощник. Как болельщики в Германии помогают бороться с коронавирусом
С абсолютно беспрецедентным отсутствием футбола в разгар сезона каждый справляется, как может. Весь мир смотрит, как задорно играют на баяне на трибунах в Беларуси, а спортивные телеканалы закупают права заодно и на чемпионат Австралии. В Германии же твиттер-аккаунты клубов играют со своими болельщиками в крестики-нолики, пиарят своих кибер-спортсменов, сезону которых коронавирус не мешает, а скорее, способствует. Игроки, сидя дома, отвечают на вопросы фанатов в соцсетях, ну и вообще развлекаются всеми возможными способами.
Некоторые футболисты, впрочем, проводят время в карантине с большей пользой. Игрок леверкузенского «Байера» Карим Беллараби недавно выложил в Инстаграме неожиданно резкую историю, обращенную, видимо, ко всем, кто призывал его попинать вместе с ними рулон туалетной бумаги: «Завязывайте со своими тысячами челленджей. Меня это вообще не трогает, я не занимаюсь этим дерьмом. Сейчас есть более важные вещи».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/1b/2777bcee34a5d8f9a3f185a88c3fa.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вообще по своим постам Карим всегда кажется обычным футболистом-раздолбаем, любителем красивых машин и дорогих часов. Но на самом деле молодой человек он довольно серьезный. Как и его одноклубники Митчелл Вайзер и Йонатан Та, а также Леон Горетцка, Йосуа Киммих и многие другие, присоединившиеся к акции «We Kick Corona».
Давняя звезда дортмундской «Боруссии» Якуб Блащиковски, который нынче играет за свою родную «Вислу» за 100 евро в месяц, недавно пожертвовал на борьбу с вирусом 87 000 евро. Игроки гладбахской «Боруссии» и бременского «Вердера» на время отказались от зарплаты, чтобы финансово поддержать свои клубы, но о том, как борются с вирусом футболисты, тоже уже сказано немало. Мы же расскажем вам, чем занимаются в трудный час обычные люди, ничем не отличающиеся от нас.
Судя по датам появления первой информации, идея изначально пришла в голову фанатам дортмундской «Боруссии». 16-го марта три активные фан-группы «шмелей» («The Unity», «Desperados» и «Jubos») объявили о запуске службы помощи людям, которые находятся в группе риска или сидят на карантине. Речь шла о чем-то вроде курьерских услуг: сходить в магазин, что-то откуда-то забрать, привезти или отвезти. Все это, разумеется, бесплатно – достаточно только позвонить по указанному телефону или отправить заявку на электронную почту.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/51/7797bc1624329bfd8c280a05262cb.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Уже через пару дней инициативу подхватил добрый десяток фанатских объединений по всей стране. На данный момент их насчитывается почти пятьдесят: Аахен, Аугсбург, Кайзерслаутерн, Ингольштадт, Фюрт, Вольфсбург, Дюссельдорф, Менхенгладбах, Лейпциг, Кассель, Бремен, Брауншвейг, Дрезден, Карлсруэ и многие, многие другие. Платформа Faszination Fankurve ведет подсчет присоединившихся, также создана виртуальная карта поддержки «KickOutCorona», где люди могут посмотреть, есть ли в их населенном пункте такая инициатива или, может быть, индивидуальные желающие помочь.
Стартовали такие проекты немного натужно, но спрос быстро растет. И связано это не только с ростом числа зараженных, но и с пиар-работой. «Сначала мы продвигали кампанию лишь в интернете, но теперь уже раздаем листовки в супермаркетах, аптеках и в приемных у врачей», – говорит один из представителей фансцены «Südtribüne Dortmund». В Дортмунде по состоянию на вчерашний день работало почти сто добровольцев.
Фан-группы в Нюрнберге обращают особое внимание на безопасность реализации идеи: «Количество наших помощников ограничено маленькой группой, они работают в медицинских масках и перчатках. Также мы консультируемся с медэкспертами».
А фанаты в Гельзенкирхене даже избавляют людей от необходимости думать, что именно им надо купить, и… от траты денег. При помощи специального фонда самого «Шальке», они собирают в магазинах и привозят на дом нуждающимся набор из основных продуктов питания и вещей, которые могут понадобиться на карантине – так называемые Kumpelkisten, что логичнее всего перевести как «ящик для кореша». Это, кстати, вторая волна старой инициативы фанатов «горняков». Несколько лет назад в такие же ящички гельзенкирхенцы упаковывали одежду и продукты для беженцев.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/ec/684e7a72a459c88d92215f48b12d6.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Члены группировки «Südkurve München» в числе своих услуг также предлагают помощь с выгулом собак. Многие фанаты также призывают к донорству крови, а в Штутгарте ультрас-группа «Commando Cannstatt» еще и собирает пожертвования для больницы в Чезене.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/da/5227415d04b84a1be60dcda99543e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Стоит, кстати, обратить внимание на важную вещь: в большом числе случаев организаторами и исполнителями этих инициатив являются не просто активные болельщики, а самые настоящие ультрас, которые, так сказать, «не видны» за именами фан-групп. Но те объединения, что содержат в названии опознавательное слово, выдают, кто на самом деле стоит за организацией помощи. К примеру, ребята с первого ряда фан-сектора «Бай-Арены» присоединились к инициативе в числе первых.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/83/e1157b2f841df82972f1b928566f8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Также леверкузенские фанаты помогли и другой группе риска – клубу «Киккерс Оффенбах», с фансценой которого у «аспириновых» давняя дружба. От финансового кризиса, который обрушится на футбольный мир из-за остановки чемпионатов, в первую очередь пострадают небольшие клубы, это в Германии понимают все. Некоторые команды уже пытаются выходить из положения, давая своим болельщикам возможность по желанию купить так называемый «призрачный» билет на матч, который не состоится – чтобы поддержать клуб финансово в трудное время. Часть фанатов, прекрасно понимая ситуацию, билеты покупает. А вот леверкузенские ультрас, собрав денег, купили «призрачный» билет «Киккерс» по символической цене 1901 евро (год основания клуба). Это стоимость приблизительно 90 обычных билетов – если вдуматься, не так уж мало.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/0c/448113264408ab70a76ac61be0fb7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Это лишь малая часть инициатив, которые на данный момент активно работают. Впрочем, хоть мы и рассказываем в первую очередь о немецких фанатах, несправедливым будет не упомянуть в двух словах об активностях в других странах. В Австрии, по данным на 21 марта, помощь с покупками предлагают уже восемь организаций, в Швейцарии – семь. По слухам, в Сербии фанаты также ходят по магазинам. А ультрас испанской «Малаги» недавно на свои средства заказали пиццу на обед для врачей в городском госпитале.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/80/734d849e64b189b0a45485e3d9dbd.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ну и вишенкой на торте – не то чтобы очень полезный, но бесспорно трогательный жест. По всем странам и городам на стенах больниц и госпиталей появляются баннеры в поддержку врачам.
Дармштадт: «Когда дойдете до предела, подумайте о том, что этот город стоит позади вас!» Впрочем, выражение «stehen hinter», часто употребляемое в фанатских зарядах, стоит воспринимать скорее как «поддерживает вас», чем как напоминание об ответственности а-ля «отступать некуда, позади Москва».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/2e/48095728841aaadd63e4e1765d998.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Леверкузен: «Круглые сутки вы здесь для нас – спасибо!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/19/56d4d707a4bae8062a6bca7285f29.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вольфсбург: «Спасибо всему медперсоналу, врачам и волонтерам!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/ca/22f450f264513b10f551ffd8623d7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Гамбург, а точнее, фанаты «Санкт-Паули» призывают к увеличению зарплат медработников: «Сил и больше вознаграждения тем, кто отдает все! Спасибо! Солидарны с теми, кто столкнулся с этим на передовой!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/1d/cbd480b51481986ff989cdc501241.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В Оснабрюке с крыши местной больницы врачам сообщают: «Вы герои!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/37/3b60894ee47ce988019dae7465f2a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Коттбус, город полный энергии, вашу помощь мы не забудем никогда!» Игра слов с названием местного клуба «Энерги» и рифма вышли замечательно.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/15/3e3c30801481e946b1409c8156782.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В Берлине железный «Унион» призывает: «Больницы, дома престарелых, супермаркеты – оставайтесь здоровыми, железными и сильными!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/ee/f97d428914e1f8a81f2da418e5217.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В Голландии болельщики клуба НАК из города Бреда также с крыши своей больницы напоминают, что «Герои Бреды работают здесь!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/5a/50d77834f4681b16cad4195f11c68.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Эйндховен: «Они здесь для молодых и старых. Наши защитники сделаны из золота».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/57/d54527c774a8393a304d0dfaaf895.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Палермо: «Вы поставили наши жизни выше своих. Доктора и медсестры, наши герои».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/b2/e24dcaa7845f1a03b2ea04a1eae8b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Париж: «Слишком часто забытые, герои нашего общества, спасибо вам, работники госпиталей!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/08/ddb984a3748f3b8877dbeb3f43716.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Австрийский Грац: «От супермаркетов до госпиталей, все, что вы делаете, заслуживает аплодисментов. Спасибо!»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/ac/7e338df924be9bfb5d8028d3acc41.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Да-да, поддерживающие сообщения оставляют и работникам супермаркетов, которым приходится постоянно и бесстрашно контактировать с, возможно, зараженными людьми и без устали заполнять мгновенно пустеющие полки магазинов. Также в самых разных городах вывешивают баннеры в поддержку Бергамо.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/3a/37f99ddd64bd4bf622be2a7c65576.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/2e/bc884d6604a4285befb65ac27a210.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Отдельного внимания бесспорно заслуживают ультрас «Аталанты» из самого Бергамо, которые пожертвовали 40 000 евро местному госпиталю на борьбу с коронавирусом – все деньги, которые они сэкономили на их несостоявшейся поездке в Валенсию на матч Лиги чемпионов. И, конечно же, инициатива фансцены австрийского «Инсбрука».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/b8/a7e6f3508400aa0a70ad08de8ca22.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Немецкий писатель Дитрих Шульц-Мармеринг в одном из своих недавних интервью хмуро сообщил, что футбольный мир болен. Нынешняя пандемия, по его словам, отлично продемонстрировала то, каким мыльным пузырем в наши дни стал футбол, так глобально зависящий теперь от денег. Дитрих – автор книги «Der Fall Özil» [«Дело Озила»], в которой он анализировал болезненное расставание Месута с национальной сборной и рассказывал, как критика может превратиться для общественности в расистскую травлю. Этот человек и в своих работах, и в целом рассматривает футбол не только как спорт, но и как социальное явление. Он же дал на днях очень точную оценку нынешним действиям болельщиков:
- Многие фанаты сейчас подают всем пример – предлагают нуждающимся помощь с покупками или предоставляют услуги курьеров.
- Да, фанаты обычно выступают в авангарде. В Оснабрюке они вывесили плакаты перед больницей в знак благодарности людям, работающим там на благо общества. Это потрясающе.
- Неужели болельщики – единственные в футбольном бизнесе, кто понимает, что именно сейчас важно?
- Можно даже сказать: они не впервые это понимают. Конечно, не надо обобщать все фанатские или ультрас-сцены. Различия есть, и значительные, в том числе, с точки зрения их политической ориентации и тому подобного. Но я замечал и продолжаю замечать, что фансцены – это в некотором роде совесть футбола.
- Что вы имеете в виду?
- В начале года был День памяти жертвам Освенцима, и многие акции, кампании и хореографии на стадионах на эту тему были организованы группами ультрас. Они, очевидно, хорошо знают, как в нынешнее время сделать что-то разумное, и иногда намного опережают в этом отношении свои клубы. (с)
Во время коронавируса ультрас в Германии: организовали помощь людям из групп риска, призвали к повышению зарплат медработников, собрали деньги для итальянских больниц, развесили баннеры в поддержку врачей и работников супермаркетов, призвали к донорству крови. «Уродливые лица футбола»
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/5c/1a232af3f467e971da14006f7082f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Слова Дитриха дают понять еще одну важную вещь: все эти нынешние инициативы – не стихийное явление и не своего рода пиар-акция, затеянная в удачное время, чтобы подлизаться к обществу. Активные фанаты в Германии занимаются подобными вещами очень часто – просто в период кризиса возможностей для помощи становится больше. А пресса наконец начинает обращать больше внимания не на скандалы, а на добрые дела.
Примерно то же самое говорят и сами организаторы кампаний. Один лишь юноша по имени Зиг Цельт радуется и выражает надежду, «что все это немного улучшит репутацию ультрас». Но его понять можно – он представляет организацию «ProFans», которая борется за права и интересы болельщиков. А вот для самих фанатов вопрос о том, способствуют ли их нынешние действия улучшению их репутации, роли не играет вообще.
«Думаю, ультрас в целом пофиг. Это все еще неудобная молодежная субкультура. Она не переживала о том, какой была ее репутация, раньше, ей все равно сейчас и ей не будет дела до этого в будущем, – говорит фанат «Ганновера» Андре Голински. – Но в таком кризисе речь идет о солидарности. Мы обязаны постараться справиться с ним не только как футбольные фанаты, но и как граждане».
Согласны с ним и фанаты берлинского «Униона», поясняющие рвение фансцен, которое сейчас кажется многим неожиданным: «Желание сделать что-то хорошее для общества соответствует представлению многих ультрас о жизни. Девиз тут такой: “Если вы примете нашу фан-культуру, мы сделаем для вас что-нибудь в ответ”».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/99/dca016e01491eb91e22768e69fce5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
А как оказалось теперь – сделают, даже если их культуру не принимают. Итог неожиданный, но однозначный: в действительно сложный период «трудные подростки» проявили себя очень ответственными гражданами. И главное, скорыми на реакцию и действия. Болтать, как говорится, – не мешки ворочать, а активные фанаты свою активность продемонстрировали сейчас в полной мере. Неудивительно, впрочем – их кредо вообще в том, чтобы делать, а не говорить.
И если подумать, во всем этом нет ничего странного. Ведь среди вещей, которые пропагандируют фанаты, кроме свободы слова и самовыражения, есть и другое – ответственность. За свою семью, своих друзей и свой город.
А из чувства ответственности очень быстро вырастают желания поддерживать, помогать и защищать.
По материалам Fanzination-Fankurve, 100% Ultras, Watson.de, Der Tagesspiegel, Die Welt