Когда «Тоттенхэм» играл с «Лейпцигом» за железным занавесом
Сегодня «РБ Лейпциг» и «Тоттенхэм Хотспур» встретятся в ответной встрече в Лиге чемпионов в Германии. Но это не первый раз, когда «шпоры» приезжают в Лейпциг. В 1974 году «Тоттенхэм» играл в саксонском городе с «Локомотивом Лейпциг». С другим клубом в другое время и в другом мире.
Чартерный рейс из Лондона в Лейпциг 10 августа 1974 года приближался к воздушному пространству Восточной Германии, когда капитан попросил пассажиров опустить шторки иллюминаторов.
Большая часть из 150 пассажиров были болельщиками «Тоттенхэма Хотспур». Они были теми немногими счастливцами, кому было разрешено приехать на первый матч полуфинала Кубка УЕФА против «Локомотива Лейпциг». Несколько среди пассажирами, впрочем, не были футбольными фанатами. «Семь или восемь человек внезапно встали. Они проверяли все наши документы и сказали, что мы должны оставить всё на наших сиденьях: паспорта, деньги, камеры», — вспоминает болельщик «шпор» Глен Крук. — «Фотографировать было запрещено. Они сказали, что мы сможем всё забрать, когда вернёмся обратно в самолёт».
Это была первая встреча Крука с секретной полицией Восточной Германии, «Штази» (прим. Stasi – неофициальное сокращение от Staatssicherheit, что переводится как «государственная безопасность»). «Они сказали, что мы не должны говорить ни с одним немцем, когда мы приземлимся. Даже со стюардами у турникетов на стадионе. Никакого взаимодействия, не говорить даже «спасибо». Это устрашало».
Когда английские болельщики вышли с самолёта, их ждали автобусы с затемнёнными окнами, которые отвезли их напрямую на «Центральный стадион». Ничего больше в городе Лейпциг они не видели. На стадионе английские болельщики заняли свои места на вершине чаши. Официальное число зрителей на том матче было 74 тысячи (солд-аут), но Крук уверен, что на самом деле людей там было больше. «Шум стоял невероятный», — вспоминает он. — «Но он не был враждебным или агрессивным. Болельщики «Лейпцига» были абсолютно великолепны, но игроков на поле настолько громкий шум, вероятно, мог испугать».
Но «Тоттенхэм» был невозмутим. С голами Мартина Петерса и Ральфа Коутса они повели в счёте 2:0 за первые полчаса. Во втором тайме «Локомотив» отыграл один мяч, но на ответную игру им предстояло ехать на «Уайт Харт Лейн», где «Тоттенхэм» не проигрывал уже 25 еврокубковых матчей.
Игроки «Тоттенхэма» приветствуют зрителей на «Центральном стадионе» Лейпцига
«Тоттенхэм» был просто лучшей командой», — вспоминает бывший полузащитник «Локомотива» Райнер Лизивич, который сыграл тогда в каждом матче на пути к полуфиналу, на протяжении которого от команды из Лейпцига вылетали «Торино», «Вулверхэмптон», «Фортуна Дюссельдорф» и «Ипсвич Таун». — «У нас не было много надежд на дальнейший проход, но мы всё равно не были разочарованы — мы смогли ещё раз съездить в Англию».
Будучи профессиональным футболистом, Лизивич и его одноклубники получали в ГДР некоторые привилегии, в том числе даже могли выезжать в Западную Германию. «Но конечно, нас как следует готовили к поездкам наши товарищи», — говорит Лизивич, саркастично отсылая к старым «товарищами» (прим. Genossen) из правящей Социалистической единой партии Германии. — «Нас инструктировали, что мы едем в страну, где рабочий класс эксплуатируется правящим. Где многие не могут позволить себе дорогую еду. Нам говорили не обманываться милыми садиками и фасадами, которые мы видели, потому что это не были дома рабочего класса, это была капиталистическая система».
Не то чтобы игроки действительно в что-то из этого верили. Западно-немецкое телевидение и радио были доступны во многих частях Восточной Германии, и игроки точно знали, что их ожидает в их поездках в «несоциалистическую иностранную территорию». Тем не менее, их всё ещё сопровождали официальные лица из Штази, которые следили за их передвижениями. «Но мы не были напуганы. Контроль не был настолько жёстким, мы могли свободно передвигаться».
Особенно же сильным стал контроль в первом матче 1/8 финала, когда «Локомотив» гостил у «Фортуны Дюссельдорф» в Западной Германии. Игрокам не было разрешено контактировать со своими родственниками с западной стороны. «Но едва мы приземлились в Дюссельдорфе, наши родственники были всё равно в аэропорте, приветствовали и обнимали нас!» — смеётся Лизивич. — «Наши опекуны из Штази видели это, но они не могли помешать людям обнимать друг друга».
Матч между «Тоттенхэмом» и «Локомотивом» на «Уайт Харт Лейн»
Некоторые профессиональные футболисты из Восточной Германии убегали на Запад во время Холодной войны. Но Лизивич утверждает, что игроки «Локомотива» о таком не думали. «Мы чувствовали, что нам доверяют», — объясняет он. — «Сбежать было бы довольно просто. У нас было время, когда можно было бы улизнуть, но ни один из нас этого не сделал. Мы все оставались вместе. Мы были хорошей командой, и мы были голодны до побед».
«Локомотив» был действительно одной из самых успешных команд Восточной Германии, и хотя они ни разу не выигрывали домашнюю Оберлигу, они построили себе репутацию кубковой команды. В 1976 году «Локомотив» выиграл Кубок Восточной Германии, первый из своих четырёх, ещё три раза становился финалистом, а в 1987 году играл в финале Кубка обладателей кубков против «Аякса».
«Мы были лучшей контратакующей командой в ГДР», — говорит Лизивич. — «Мы плотно играли в обороне и имели быстрых игроков впереди, например, полузащитник сборной Восточной Германии Вольфрам Лёве». Лизивич верит, что футбол за железным занавесом был гораздо прогрессивнее, чем многие западные современники думали. «Прессинг был нормальным в Оберлиге, это было наше преимущество», — говорит он. — «Команды Бундеслиги хотели свободно двигать мяч, но мы всегда отличались плотностью на поле. И едва мы выигрывали в единоборствах, мы получали свободу и играли в свой футбол. Так мы победили «Дюссельдорф». Наш стиль футбола был очень современным».
Современный вид «Ред Булл Арены», находящейся в чаше бывшего «Центрального стадиона», где и играл «Тоттенхэм» в 1974 году
Спустя почти 46 лет город Лейпциг вновь известен своим во всех смыслах «современным футболом». И сегодня противник «Тоттенхэма» в Лиге чемпионов уже не «Локомотив Лейпциг», но «РБ Лейпциг», отличающийся своим агрессивным прессингом, под управлением молодого тренера Юлиана Нагельсманна. Но клуб воплощает в себе и то, насколько современная игра коммерциализирована. С самого своего основания «Ред Буллом» в 2009 году клуб постоянно подвергается критике, особенно со стороны немецких же болельщиков. Но тем не менее, в своём городе «РБ» получает большую поддержку, включая, что может удивить, и легенду «Локомотива» Лизивича.
«Всем нужно просто принять их», — говорит он. — «Можно вкладывать сколько угодно денег, но результат будет только в том случае, когда они будут правильно использоваться людьми, понимающими футбол. И они это сделали хорошо. Мы можем быть только счастливы, что у нас в Лейпциге есть топ-клуб Бундеслиги. Конечно, я бы предпочёл, чтобы это был «Локомотив», но мы сделали слишком много ошибок в прошлом».
После объединения Германии в 1990 году «Локомотив» вернулся к имени своего предшественника, «VfB Leipzig». Именно тот клуб становился первым чемпионом Германии в истории в 1903 году и даже играл товарищеский матч против всё того же «Тоттенхэма» в мае 1912 года. Со своим новым старым именем клуб даже вышел на один сезон (1993/94) в первую Бундеслигу, но вскоре начал стремительное падение в низшие лиги. В 2003 году клуб пережил ещё одну реформу и вновь вернулся к названию «Локомотив Лейпциг», а Лизивич стал его главным тренером и провёл команду из 11-го дивизиона в пятый.
«Тоттенхэм Хотспур» 2:0 (4:1) «Локомотив Лейпциг»
С тех пор они уже поднялись в четвёртый дивизион — Северо-Восточную Региональную лигу, в которой к моменту написания статьи «Локомотив» лидирует. Но это слишком далеко от безумных дней в 1974, когда они проиграли на «Уайт Харт Лейн» со счётом 0:2 и вылетели из Кубка УЕФА. «Тоттенхэм» же встретился в финале с «Фейеноордом» и проиграл им.
«Атмосфера в Англии всегда была фантастической», — говорит Лизивич. — «Болельщики были близко к полю, и они даже аплодировали нам за наше выступление во втором тайме. И по итогу мы не были настолько расстроены». Но полуфинал во многом был проигран уже в первом матче на «Центральном стадионе».
«После игры в Лейпциге мы сразу же вернулись в автобусы, доехали до аэропорта и тут же сели в самолёт», — вспоминает болельщик «шпор» Крук. — «Когда мы покинули воздушное пространство Восточной Германии, пилот сказал, что мы можем поднять шторки иллюминаторов».
Автор статьи: Matt Ford
Оригиналы материала на DW.com на английском и немецком
***
Смотрите немецкий футбол, любите немецкий футбол!
Хороший материал, который в очередной раз напоминает, что Совок - это далеко не только чья-то ностальгия по утраченной молодости, полет в космос и пломбир по 48 копеек
Мурашки по телу от такого рассказа.