Без голов. Центральный матч первого после возвращения тура в РПЛ выдался скучным
Возвращение РПЛ после зимней паузы для «Зенита» обернулось скучным домашним матчем против столичного «Локомотива». Кирилл Алексеев и Вячеслав Залевский из "СБГ Аналитика" – о деталях центрального матча тура в РПЛ и метриках продвижения мяча
приблизительные позиции согласно тепловым картам футболистов
О проблемах команд с составами стало известно не сегодня и не вчера
«Зенит» всю первую часть сезона провел со связкой нападающих Дзюба-Азмун, лишь изредка разрывая ее ненадолго. Тот факт, что оба при такой нагрузке продержались без серьезных травм, сам по себе феноменален, но уже по ходу чемпионата стало очевидно: заменить пару нападающих в случае непредвиденных обстоятельств некем.
Даже пытаться усилить атаку в неудачно складывающемся матче можно только через полузащитников. Летом «Зенит» отпустил Джорджевича и избавился от Заболотного, оставив в команде всего трех номинальных нападающих (с натяжкой).
Безотносительно стиля игры Сергея Семака этого могло бы быть достаточно: постоянная ротация, использования «ложной девятки» и так далее. Но в контексте тактики, предусматривающей двух центрфорвардов, один из которых явный таргетмен, да еще и с третьим нападающим, наигрываемым в качестве левого полузащитника, получается довольно плачевная ситуация — играть некем. Тем страннее, что на сборах Семак не попробовал вообще ничего альтернативного для подобных ситуаций.
Впервые о недоступности Дзюбы написали в среду. Ближе к субботе занемог Азмун. Ситуация экстренная, но не невероятная. И если по ходу недели тренировочный процесс мог строиться исходя из возможности перераспределения ролей «большой — быстрый» между Дриусси и Азмуном, то к концу недели и это было потеряно.
Нельзя сказать, что на сборах Дриусси не получал своего времени на позиции нападающего. Получал. Выступая, при этом ближе к концу сборов в своеобразном втором составе в связке с Ригони. Экспериментально и почти неприменимо в контексте стартового состава.
Вот и в игре против «железнодорожников» тряхнуть стариной в атаке были отправлены Ерохин (игравший форварда в «Шерифе») и Дриусси.
Нападающие полузащитники Ерохин и Дриусси
Сохраняя классическую для «Зенита» образца 2019 года схему 4-4-2, Семак предоставил шанс Ерохину и Дриусси. Оба не воспользовались им в полной мере. Впрочем, на то есть объективные причины.
Для начала Дриусси — аргентинец, выйдя в качестве нападающего, фактически форварда и не играл. В первом тайме оставаясь немного выше партнеров и меньше уходя в глубину, Дриусси всё же редко оказывался на острие. Один удар после кросса Караваева — много это или мало для нападающего?
После перерыва ситуация изменилась, Себастьян стал чаще опускаться ниже к мячу, получив более свободную роль. В особенности часто Дриусси стягивался на левый фланг, уже привычный ему по «Зениту», где команда и создавала наибольшее давление. Интересно, что подобного нешаблонного движения команде как раз сильно и не хватало.
Что же касается Ерохина, то он не вполне комфортно чувствовал себя в качестве центрфорварда. Он либо стягивался ближе ко флангу, либо просто не напрягал должным образом защитников «Локомотива» в центре.
Дриусси разгоняет атаку со своей половины поля, играет с Малкомом и совершает рывок в центр штрафной. Ерохин в то же время уводит защитника в зону, в которую уже делает рывок Оздоев, перекрещивая траектории. А после остается на дальней штанге
Помимо того, определенное влияние на игру 21-го номера «Зенита» оказала установка помогать в центре поля при выносах мяча от ворот Гильерме. Ерохин спускался к центральной линии между Магкеевым и Крыховяком для игры по выносу. При этом впереди оставался Дриусси с эпизодической поддержкой от Малкома. Для начала быстрой атаки этого было бы достаточно, вот только выигранный верх уходил в борьбу, а линия обороны «Локо» находилась достаточно низко для того, чтобы эту борьбу выигрывать без предоставления дополнительного пространства.
Таким образом, у «Зенита» на поле было одновременно два оттянутых нападающих и ни одного центрального. Да, во втором тайме у Ерохина было два полумомента, которые, реши он их, позволили бы команде взять три очка, но этого мало, и реализация подобных моментов совершенно нетипична для него.
Сине-бело-голубые получили эти моменты из быстрых атак, в которых на месте Ерохина мог оказаться любой игрок. С точки зрения именно действий по позиции два атакующих полузащитника не дают на выходе качество в завершении в той игре, которая ставится команде. Совершенно бессмысленное сохранение схемы 4-4-2 в таком составе.
На этом фоне интересно посмотреть на то, как располагался Азмун аккурат после своего выхода на замену:
Атака начинается с билдапа
Запомнившийся обрез Ракицкого, который только из-за нерасторопности Крыховяка не закончился опасной атакой, вряд ли можно назвать случайностью. Равно как и опасный перепас парой центральных защитников через центр поля. Все это стало следствием изменения билдапа команды — если в первой половине сезона розыгрыш мяча в первой фазе атаки осуществлялся через Ивановича, Ракицкого и спускавшегося к ним Барриоса, то в 20-м туре РПЛ Барриос и Оздоев держались явно выше, образуя построение 2-2.
Это изменение отнюдь не беспочвенно. Потеряв Дзюбу и Азмуна, «Зенит» фактически потерял возможность играть лонгболлами в сторону одного из нападающих. Ерохин достаточно высок и может выиграть верховой мяч без контакта с защитником. В условиях большой плотности и силы защитников «Локо» вверху забросы приводили бы, скорее, к потерям владений.
Другой причиной смены билдапа косвенно может быть насыщение центральной зоны «железнодорожников». Последние две встречи (матч за Суперкубок и игра чемпионата в первом круге) сине-бело-голубые пропускали после ударов из-за штрафной площади при попустительстве опорных полузащитников и ввиду неудачных действий Лунева. По этой причине, накладывая возможные потери мяча после неудачных забросов или же при передачах в центр без дополнительных альтернатив к розыгрышу (в ситуации, при которой Барриос уходит ниже, оставляя свое место в центре) на ожидаемый перевес «Локомотива» в центре поля за счет Крыховяка, Баринова, Магкеева, попытку обойти изначально проигрышные ситуации можно найти оправданной.
Из заготовленных розыгрышей изредка проходили лишь диагонали Ракицкого на Караваева. Что же до основных выходов из обороны в атаку, то «Зенит» преимущественно использовал левый фланг, куда к Сантосу и Сутормину приходил Дриусси.
«Зенит» использовал активный прессинг — единственный плюс от новой пары нападающих
Помимо прямого розыгрыша мяча хозяева активно включали высокий прессинг, заставляя Гильерме выносить мяч от своих ворот. В прессинге всегда участвовали Дриусси и Ерохин, опционально Малком и Сутормин.
Эпизодически это давало свои плоды. Москвичи не могли выйти из обороны через пас и теряли мяч при забросах и техническом браке
Вместе с тем, при позиционных атаках заполнение центральной зоны было на достаточно слабом уровне
Отсюда и вытекает большое количество безадресных подач в штрафную (27 кроссов при 8 точных). Больше навесов у «Зенита» было лишь в пяти матчах этого чемпионата.
Конечно, стоит отметить и качественную оборону «Локомотива». Команда Сёмина держалась компактным блоком и вынуждала соперника уходить во фланги, откуда снимались все подачи в штрафную. Вне зависимости от того, были бы Дзюба и Азмун на поле с первых минут или нет, игра через кроссы могла не принести дивидендов.
При позиционных атаках «Зенита» команда Семина садилась узко, не оставляя почти никакой возможности разыграть мяч через центральный коридор у своей штрафной
Хёведес, Чорлука и Кверквелия почти не уходили вперед, Магкеев старался реагировать по движению внутрь Дриусси, Сутормина и Малкома.
Packing-карта «Зенита»
Packing – число игроков соперника, оставленное за линией мяча передачей. PackingUP – то же самое, под давлением. PackingDR – количество игроков соперника, оставленное за линией мяча дриблингом. PackingFT – packing в финальной трети. Impect – считаются только «отрезанные» защитники. На ход – packing на ход партнеру, после которого не замедляется атака (считается в количестве передач, а не отрезанных игроках). Прием – обратный packing, сумма игроков, «отрезанных» пасом у принимающего. Прием на ход — обратно «на ход», считается количество передач, принятых на ход
«Зенит» слабее обычного продвигал мяч вперед. В особенности неудачным получился первый тайм. Даже несмотря на среднее по общим меркам количество передач «на ход» действительное количество «отрезанных» от линии мяча соперников в финальной трети минимально.
Ракицкий двукратно упал по показателям packing относительно средних цифр по сезону. Он не мог использовать одно из ключевых своих умений — длинный пас из-за отсутствия как такового адресата. Из-за этого при относительно небольшом давлении, которое местами симулировал Эдер, Ярослав делал меньше обостряющих передач и чаще ошибался в них.
Сутормин был активен и хорошо открывался, но никак не мог трансформировать это в качество. Набил лучший в команде объем «отрезаний» соперников на приеме. Его игра на ограниченном пространстве оставляет желать лучшего, но здесь все ожидаемо.
Дуглас Сантос — однозначно лучший игрок в составе «Зенита». По всем компонентам бразилец обошел партнеров, выдав по-настоящему классную игру, оставляем за скобками потерю мяча на последних минутах. Защитник «Зенита» наряду с Дриусси стал главной двигающей силой команды.
Вопросы, оставшиеся без ответа
- Получит ли Дриусси новый шанс в нападении? В игре против «Локомотива» Себастьян не упал ниже своего привычного уровня, разогнал несколько атак, одна из которых должна была становиться голевой, но как нападающий никак не проявил себя. Четыре касания мяча в штрафной, один удар головой выше ворот, глубокая позиция на поле и отсутствие козырей по сравнению с Дзюбой и Азмуном. Аргентинец не может предложить ни чувство момента, ни дистанционную скорость как у Азмуна, ни столь же классное умение вести единоборства, как Дзюба. В сущности, игра атакующим полузащитником прямо сейчас подходит Себастьяну больше. Он здорово открывается между линий, может отдать обостряющий пас и подать. Готов ли морально к этой роли Дриусси? И готов ли тренерский штаб изменить расстановку для создания такой позиции — еще больший вопрос.
- Пара Малком и Караваев с точки зрения оборонительной нагрузки на последнего пока меньше напоминает пару Сантос — Дриусси из-за более узкой роли Малкома. Во второй по счету игре Малкома в РПЛ против «Динамо» тренерский штаб дал указания Смольникову сосредоточиться на обороне. Игорь весь тайм не поднимался выше центральной линии. Сейчас Караваев достаточно часто поддерживает атаки в лицевую, но при этом бразилец не находится в центре по умолчанию, а смещается туда только по ходу атак. «Локомотив» не создавал достаточного давления на фланги, чтобы можно было проследить, насколько качественно Малком помогает в обороне и насколько справляется Караваев.
- Последние матчи сборов в своеобразном «первом» составе место в воротах занимал Лунёв. Ранее именно против «железнодорожников» Лунёв допускал ошибки при дальних ударах, приводившие к пропущенным мячам. В субботней игре «Зенит» не дал нанести ни одного опасного удара по воротам без сопротивления за исключением момента Миранчука на исходе второго тайма. В этом моменте Лунёв сработал идеально, тайминг и скорость выхода на Миранчука просто эталонные, к тому же он продолжал контролировать траекторию мяча, за счет чего и спас свою команду. Еще Андрей может записать на свой счет хороший выход на кросс, где он «с мясом» добрался до мяча и вынес кулаком. Тем не менее, оценить основную его проблему прошлого года — дальние удары и контроль ближнего угла — пока не представляется возможным.
Итог
«Зенит», обескровленный отсутствием нападающих, ожидаемо столкнулся с проблемами в завершающей фазе. Проблема была еще более обнажена четко выстроенной игрой гостей в обороне. Заставив «Зенит» уходить во фланги и подавать, Юрий Павлович сильно снизил нагрузку на оборонительную линию, а вместе с тем и угрозу своим воротам.
Ни изменение в билдапе, ни первый полноценный официальный матч Малкома в составе, ни возвращение Дриусси и Ерохина в нападение — ничего не смогло помочь «Зениту».
Ресурсы: Wyscout
Читайте на сайте Реджисты: Серию "Ливерпуля" прервал аутсайдер АПЛ. "Уотфорд" использовал схему с шестью защитниками и ловкие рывки на чужой трети
МЫ ВКОНТАКТЕ
МЫ ВТВИТТЕРЕ
МЫ В ТЕЛЕГРАМЕ