13 мин.

«Все серфингисты – либералы. Они внутренне свободны». Борис Немцов уважал спорт, катался на виндсерфе и видел в этом философский подтекст

Футбол он относил к леволиберальным видам спорта, виндсерфинг – к правым.

Борис Немцов – знаковый русский политик. В 90-х он был первым губернатором Нижегородской области и заместителем председателя правительства России, а в нулевых строил карьеру в оппозиционных партиях.

Мы помним Немцова еще и потому, что он был разносторонним человеком. Тащился от фильмов Акиро Куросавы, песен группы «Звери» и спорта – помимо стандартной качалки рассекал по волнам на виндсерфе.

27 февраля – годовщина убийства Бориса Немцова. Сегодня мы расскажем о другой, менее известной стороне его жизни: о любви и отношении к спорту. 

Внутри:

• Из-за постоянной работы у Немцова серьезно болела спина: в 1998-м он выступал перед митингующими шахтерами и упал в обморок от боли.

• Благодаря Путину Немцов увлекся тренировками в зале: он стал похож на бодибилдера и выжимал 100 кг.

• Немцов так ценил спорт, что легко мог отпустить подчиненного посреди рабочего дня на тренировку.

• По совету Виталия Кличко Немцов увлекся кайтсерфингом – одним из самых опасных видов спорта в мире.

• Дважды Немцов едва не погиб: его засосало в торнадо, в другой раз – погребло под пятиэтажной волной.

Немцов увлекся виндсерфингом на научной конференции в Сочи. Он называл его спортом свободных людей

В 1986-м молодой и перспективный ученый Борис Немцов, который уже в 27 стал кандидатом физико-математических наук, поехал на непопсовую научную конференцию в Сочи. Ее придумал выдающийся ученый Вадим Цытович (сделал важные открытия в области плазмы и астрофизики), он решил раз в год собирать ведущих ученых-физиков – как молодых, так и признанных – и обсуждать научные проблемы в неформальной обстановке. Для Советского Союза эта конференция была уникальной: все общались друг с другом без строгой иерархии и авторитетов.

Днем молодой Немцов обсуждал науку в аудиториях, а по вечерам скучал, пока жена Раиса играла в большой теннис. Цытович каждый вечер гонял на виндсерфинге вдоль Хостинского пляжа. Суть этого спорта в том, чтобы на воде управлять легкой доской небольшого размера (2-4 метра) с установленным на ней парусом. Немцова эта история очень заинтересовала.

Первые дни высоченному (195 сантиметров) Немцову было тяжело даже встать на доску и поднять из воды парус. Процесс осложняла старая доска: деревянная, с алюминиевой мачтой и матерчатым парусом – такая совсем не подходила для новичка.

Немцов не сдавался. «Он знал, что к вечеру будет весь покрыт синяками, но не мог остановиться, – вспоминала участница конференции Маргарита Рютова. – Цытович убеждал Борю, что для выхода в открытое море нужно несколько дней тренироваться около берега. Но Борю это не устраивало, он хотел все и прямо сейчас».

Немцов очень хорошо запомнил первые ощущения от катания. «Я понял простую вещь: виндсерфинг – это когда все силы природы с тобой борются. Вода может быть холодной, ветер – порывистым, солнце – испепеляющим. Ощущение, что ты один и все зависит только от тебя, мне близко и понятно. Это индивидуальный спорт независимых и свободных людей. Видимо, я как раз к этой категории и отношусь», – говорил Борис.

Первая поездка на виндсерфе так взбудоражила Немцова, что вернувшись на пляж он уверял, что встретил в море стаю дельфинов: они окружили Бориса и плескались около его доски. Цытович назвал это галлюцинацией и долго троллил молодого ученого. Маргарита Рютова хорошо запомнила эту сцену:

– Это, Боря, многовато для первого выхода, вот и случаются галлюцинации. – Дельфины были, – не унимался Немцов.– Ну, если дельфины были, я каюсь в своем неверии и меня можно распять.

После этого Цытович забрался на большой якорь и изобразил распятие.

Через четыре года после сочинской конференции он запустил политическую карьеру и избрался в Совет народных депутатов РСФСР. Немцов был единственным беспартийным (остальные – из КПСС), озвучивал очень радикальные для 1990 года идеи (разрешить компаниям быть частными, сделать Горький открытым городом и вернуть ему дореволюционное название – Нижний Новгород) и ощущал себя так же, как на серфе – ты один, под ногами бушует природа, и все зависит только от тебя.

В 90-е Немцов построил карьеру в политике, но испортил  здоровье: ожирение, хроническая усталость и жуткие боли в спине

В 90-е Немцов попал в вихрь политической жизни новой страны. За отрезок с 1990-го по 1998-й он успел стать губернатором Нижегородской области, сделать ее центром реформ (третье место по объему инвестиций, созданы зоны льготного налогообложения для крупных заводов и построено 5 тысяч километров дорог –  смотреть приезжала даже Маргарет Тэтчер) и переехать в Москву на пост заместителя председателя правительства России (фактически он руководил правительством). Немцов был одним из самым ярких русских политиков 90-х. Народ любил его за харизму и честность: в 1997-м Немцов зафиксировал рейтинг популярности в 45%, а у ближайшего преследователя Зюганова было только 26%. В те годы Немцов вместе с Ельциным ездил в Вашингтон, и Борис Николаевич представил Немцова Клинтону: «Обратите на него внимание, это выдающийся молодой человек. Это будущий президент России».

Параллельно Немцов успевал заниматься физикой и даже публиковал научные работы до середины 90-х.

Обратная сторона успеха – серьезные проблемы со здоровьем. Немцов мало двигался, много курил и набрал лишний вес. Политик мало спал, просыпался уставшим и раздраженным, силы оставались только на работу. 

«Став губернатором, я практически перестал заниматься спортом. Работа чиновника – это борьба с собственным организмом: постоянные застолья, совещания, гиподинамия, недостаток сна. В 35 лет, на пике губернаторства, я превратился в полнеющего и дряхлеющего человека средних лет, замученного разными проблемами, курящего и раздражительного, не интересующегося почти ничем», – отмечал политик в автобиографии «Исповедь бунтаря».

В те времена Немцов фоткался только в строгих костюмах, поэтому сложно оценить его форму. К концу 90-х появилась новая беда – Немцова мучили острые боли в спине. Первый приступ случился в 1997-м в программе журналиста Савика Шустера – от боли Немцов едва не рухнул в обморок. Ведущему пришлось объявить внеплановый перерыв на рекламу, чтобы Немцов выпил обезболивающие.

Следующий инцидент произошел в 1998-м: грянули дефолт и девальвация рубля, шахтеры объявили забастовку и перекрыли железнодорожные пути. Спасать ситуацию бросился Немцов: лично объезжал очаги протеста и пытался договориться с шахтерами. О здоровье он вообще не думал: «Я тогда не спал три дня, объезжая очаги шахтерских выступлений. И ночью, выступая перед шахтерами, я упал без сознания. Упал от боли. Так сильно болела спина. Мне исполнилось в тот момент 38 лет».

Немцов влюбился в спорт и регулярно занимался в тренажерном зале. За свою форму он благодарил Путина

Немцов уверял, что для успешной трансформации тела важно найти сильную мотивацию. У Бориса, по его словам, таких было две: долг перед детьми и политическими сторонниками. «Мне надоело смотреть на опухшие мрачные лица и туши, которые едва передвигаются в пространстве и времени. Здоровый политик – здоровые мысли, смелые поступки», – объяснял Немцов.

Сначала он худел без спорта. Ездил с другом и дамами в дорогую немецкую клинику, которая предлагала клиентам строгую диету. Но поездка обернулась кошмаром: Немцов с огромным трудом соблюдал режим, еще и девушки каждый вечер затягивали мужчин в ресторан и сытно ужинали, чем доводили Немцова с товарищем до бешенства. За неделю он похудел на 10 кг, но за полгода вернул прежний вес. Затем была модная в начале нулевых кремлевская диета (нужно есть меньше углеводов, чтобы снизить уровень глюкозы), в которой Немцов быстро разочаровался.

Пассивные попытки похудеть закончились в 2003-м: в этот год партия Немцова «Союз правых сил» не прошла пятипроцентный порог на выборах в Госдуму, и у политика впервые за 20 лет появилось свободное время.

Немцов иронично благодарил президента за свою физическую форму: «У меня все бы так и тянулось, как у всех, если бы не Владимир Путин. После установления в стране управляемой демократии «Союз правых сил» (партия Немцова – Sports.ru) проиграл парламентские выборы, и у меня вдруг появилось много свободного времени. Я и решил использовать его, чтобы привести свой организм в порядок».

В 44 года Немцов вернулся к тренировкам, оборудовал спортзал у себя в московской квартире и занимался там каждый день. Новый образ жизни изменил мужчину: он сбросил вес, нарастил мускулатуру и выглядел как бодибилдер. «Подтягиваюсь раз 20, отжаться от пола могу максимум раз 80, жму вес где-то 100 кг», – хвастался Немцов в 2006-м.

Он даже выработал несколько правил здорового образа жизни: 

• Отказаться от еды за четыре часа до сна;

• Никаких сигарет и пива. Немцов курил 25 лет, но бросил после спора с другом. С алкоголем отдельная история: можно позволить виски и вино, но лучше отказаться от пива;

• Заниматься физической активностью минимум полтора часа в день;

• Купить весы и возить с собой даже в путешествия. «Когда я прилетаю в какую-нибудь страну, служба безопасности думает, что в сумке – бомба, поскольку на просвечивающих экранах видны какие-то механизмы», – говорил политик.

Немцов так ценил спорт, что даже позволял подчиненным уйти посреди рабочего дня ради тренировки: он считал это уважительной причиной, потому что тренироваться днем полезнее, чем вечером.

Главной любовью Немцова остался виндсерфинг. У него была целая концепция: серфинг – для либералов, футбол – для социалистов

Сын Немцова, Антон, вспоминал, что отец мог кататься по 6-8 часов в день. Однажды на пляже города Эйлат на юге Израиля Немцов гонял по волнам четыре часа подряд. От кайфа он так громко и долго орал, что на полчаса потерял голос. «Возникает невероятный эмоциональный подъем, выбрасывается столько адреналина, что если ты катаешься несколько часов, то находишься в очень хорошей форме: и мышечный тонус повышенный, и сердце в порядке», – объяснял Немцов.

Виндсерфинг был для Немцова больше, чем просто спортом. Как и 20 лет назад, политик видел в этом занятии очень близкую для себя философию: «Виндсерфинг – это спорт свободных людей. Все серфингисты – по определению либералы. Они абсолютно внутренне независимы и свободны. Наверное, именно политический опыт научил меня вдвойне ценить те мгновения, когда я могу остаться наедине с природой и открыть в себе те качества, о которых никогда и не узнал бы, если бы не посвятил себя виндсерфингу – спорту с абсолютно свободным взглядом на жизнь».

У Немцова был своеобразный взгляд на спорт, он видел в нем политические моменты и делил его на правые и левые виды.

«Но давайте все же разберемся, кто такие либералы. Прежде всего, это люди, которые считают, что жизнь, здоровье, свобода, успех, образование и счастье каждого человека выше интересов государства, – объяснял концепцию Немцов. – Левые убеждены, что жизнь человека вообще ничего не стоит и ради коллектива ей можно пожертвовать. Так что индивидуальные виды спорта – такие как виндсерфинг или теннис – праволиберальные, а коллективистские – футбол или хоккей – левые. Сочетание правого и левого в спорте – это лыжная эстафета, Кубок Дэвиса в теннисе».

Забавно, что увлечение виндсерфингом ожило ровно в тот момент, когда карьера Немцова сделала радикальный вираж. И новый этап соответствовал духу виндсерфинга: Немцов стал независимым политиком-оппозиционером.

Еще истории про виндсерфинг: чуть не погиб в торнадо, получал гидрокостюм от Чубайса, по совету Кличко увлекся самым опасным видом серфинга

Всю карьеру Немцов озвучивал принцип: «Не врать, не воровать и не брать взяток». Иногда чтобы соблюдать его, политику приходилось идти на хитрости. Перед каждым днем рождения он лично говорил друзьям, среди которых были крупные чиновники вроде Гайдара и Чубайса, что именно подарить. Цель простая: избежать сверхдорогих подарков, которые когда-нибудь могут быть истолкованы как взятка. Конечно, Немцов часто просил что-то, связанное со спортом.

«Чубайс, ничего не понимая в виндсерфинге, сделал на мой последний день рождения очень правильный подарок – гидрокостюм. Я ему подсказал, где находятся магазины со снаряжением для виндсерфингистов. В результате и я доволен, и он», – вспоминал Немцов в книге, выпущенной в 2007 году.

Однажды в 2006-м Немцов отдыхал в Египте и увидел Виталия Кличко. Тот был на серфе, хотя Немцов знал, что врачи запретили будущему мэру Киева такую активность из-за больной спины. Мужчины разговорились, и Немцов открыл для себя кайтсерфинг – то же скольжение по волнам, только с парашютом. Важный бонус в том, что при кайтсерфинге парашют растягивает спину и помогает восстановить ее, это было очень актуально для Немцова.

Несколько дней 47-летний Немцов беспощадно учился гонять на кайтсерфе: «15-20 часов я хлебал соленую воду, падал совершенно диким образом, ударялся, ходил весь в синяках». Кайтсерфинг – очень опасный вид спорта: человека может выбросить на скалы, линию электропередач или накрыть гигантской волной. Опасность в том, что кайтсерф меньше поддается управлению и сильнее зависит от ветра.

Немцов дважды едва не погиб. В первый раз – на виндсерфе – на острове Маврикий, где столкнулся с пятиэтажной волной. По неопытности он двинулся на нее: «Это была катастрофа: я упал, меня накрыло огромной волной, протащило по кораллам, острым и живым, всю матчасть (парус и его крепление – Sports.ru) перекрутило к чертовой матери. Я был абсолютно весь в крови».

В следующий раз Немцов рискнул жизнью на кайтсерфинге. Он кайфовал и резал волны на острове Сайпан в Тихом океане, но внезапно погода изменилась: все потемнело и впереди показался черный вихрь воды. Момент – и Немцова засосало в центр торнадо. «Я вспомнил маму, папу, всех… Что-то подсказало не отстегивать парашют, и это оказалось спасением. Резко, словно пробку из шампанского, меня выбросило из эпицентра».

***

Немцов даже стал президентом федерации виндсерфинга России в 2008-м, учредил ежегодный турнир «Русская волна» в Египте и научил детей любимому спорту. В начале десятых в жизни Немцова случился очередной вираж – рестарт политической карьеры. Он стал сопредседателем партии «ПАРНАС» и баллотировался в Ярославскую думу.

Из его интервью почти исчез спорт, одно из последних упоминаний виндсерфинга случилось в 2008-м – накануне старта новой жизни: «Чего я боюсь? Очень не хочу оказаться беспомощным. У меня есть мечта умереть где-нибудь в океане на виндсерфинге… Чтобы никому не доставлять проблем».

Все получилось не так, как хотел Немцов. 27 февраля 2015 года его убили.

Березовский не интересовался спортом, но однажды его деньги пришли в «Коринтианс». После этого олигарха разыскивал Интерпол

Путин и Лукашенко обожают хоккей. Мы посчитали, кто из них больше забивает

Больше о любительских видах спорта и тренировках – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал о здоровье и любительском спорте

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Александр Макаров, Александр Поляков, Илья Питалев; nemtsov-most.org; Facebook/boris.nemtsov