8 мин.

Здесь был Дэвид

Очередным пунктом деловой программы недавно завершившейся в США стажировки, организованной RMA для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и партнеров бизнес-школы, стал визит в знаменитый футбольный клуб «Лос-Анджелес Гэлакси». Здесь участников поездки ждала встреча с Бренданом Хэннаном (вице-президент по маркетингу, коммуникациям и digital), Адамом Дювендеком (вице-президент по эксплуатации), Томом Гарганом (старший менеджер по маркетингу) и Эшли Холл (старший директор по премиальным продажам и обслуживанию). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию конспект ключевых моментов их выступлений в записи участника стажировки Кирилла Коломийцева.

21 февраля в учебном центре RMA по итогам стажировки в Калифорнии состоится круглый стол «Спортивный бизнес США: опыт клубов NHL и MLS. Анализируем, примеряем, делаем выводы». Подробности и регистрация — https://www.rma.ru/sport/news/49954/

Участники стажировки на стадионе «Лос-Анджелес Гэлакси»

Звезды

«Лос-Анджелес Гэлакси» является одним из самых известных клубов МЛС за пределами США. Благодарить за это стоит прежде всего мировых звезд, сделавших себе имя отнюдь не в Лос-Анджелесе, но на склоне футбольных лет здорово поработавших на маркетинг «Гэлакси».

Прямо теперь роль главной звезды исполняет небезызвестный Чичарито, заключивший с клубом контракт, позволивший ему стать самым высокооплачиваемым игроком Лиги (около 7 миллионов долларов в год).

Еще совсем недавно здесь бомбардирствовал вечный Ибрагимович, а Бекхэм так и вовсе удостоился персонального монумента, который встречает всех прибывающих на домашний стадион клуба, расположенный минутах в двадцати езды от центра города.

Стадион

Сам стадион, а точнее сказать спортивный комплекс, включает в себя достаточно большое количество объектов, главным из которых является 27-тысячная арена, на которой помимо игр «Гэлакси» проходят матчи фарм-клуба «Гэлакси II», выступающего в USL Сhampionship, втором по силе футбольном дивизионе США, а также различные теннисные, велосипедные и легкоатлетические соревнования.

В 2018 году нейминговые права домашней арены были на 10 лет проданы медицинскому холдингу Dignity Health, в США управляющему более, чем 40 госпиталями.

Это была уже третья сделка такого рода. С момента открытия в 2003 году, права на название принадлежали главной в США сети магазинов стройматериалов и товаров для дома The Home Depot.

С 2013 года до недавнего времени стадион именовался StubHub Center, по названию одной из крупнейших в стране площадок по продаже билетов, которая, по совместительству, являлась эксклюзивным билетным оператором клуба.

Особенностью Dignity Health Sport Park, отличающей его от многих других подобных сооружений является его сугубая экологичность.

Газон главной арены и тренировочных полей поливается повторно используемой очищенной водой, на всей территории используется сантехника с пониженным водопотреблением, повсеместно применяются энергосберегающие осветительные приборы, частично питаемые от солнечных батарей.

Больше того, на территории комплекса имеются собственный огород, где выращиваются овощи и зелень, используемые для приготовления еды как для футболистов, так и для посетителей расположенного на стадионе ресторана, и даже собственный курятник, исправно поставляющий к их столу экологически чистые яйца.

Болельщики

Средняя посещаемость арены на матчах регулярного чемпионата МЛС составляет чуть более 23 тысяч зрителей. Большая их часть, примерно 60 процентов, является владельцами сезонных абонементов.

Около 20 процентов мест на каждой игре занимают организованные группы — дети из спортивных секций, общеобразовательных школ и различных общественных организаций.

Оставшиеся 20 процентов билетов выкупаются теми, кто привык посещать матчи «Гэлакси» время от времени, чтобы посмотреть на противостояние с конкретным именитым соперником или увидеть в деле заезжую мегазвезду из команды гостей: большой ажиотаж у таких зрителей вызывал, например, визит в Лос-Анджелес D.C. United, в составе которых до своего возвращения в Англию играл Уэйн Руни.

Клуб с радостью принимает таких болельщиков, ведь для него это не только возможность заработать здесь и сейчас, но и задел на перспективу. Дело в том, что при приобретении билета на футбол, покупателю необходимо оставить свои контактные данные: телефон или адрес электронной почты.

Таким образом, специалисты отдела продаж «Гэлакси», в котором работают в общей сложности около 40 человек, получают возможность наладить с «разовыми» покупателями более или менее постоянную коммуникацию и убедить их в преимуществах покупки сезонного абонемента.

Важная деталь: большинство «продажников» владеют не только английским, но и испанским языком, поскольку около 50 процентов аудитории клуба составляют именно испаноязычные болельщики.

При строительстве арены в начале 2000-х годов представления о комфорте на футбольных стадионах здорово отличались от нынешних.

За минувшие 20 лет акцент сильно сместился в сторону сегмента «премиум», и поскольку находящихся в распоряжении «Гэлакси» лож и других VIP-площадей уже не хватает, клуб в самое ближайшее время планирует реконструкцию отдельных зон арены с целью преобразования их в дополнительные пространства класса «люкс».

Пока же «Гэлакси» предлагают 42 ложи вместимостью от 7 до 50 человек, в стоимость которых включено питание и напитки. Более 70 процентов скай боксов распродаются на весь сезон, оставшуюся часть помещений можно арендовать на отдельные матчи.

Кроме того, клуб реализует некоторое количество сезонных абонементов в расположенный на арене ресторан с прекрасным видом на поле.

Для премиум-болельщиков, входящих в закрытый клуб Spectrum Tunnel, предоставляется уникальная возможность просмотра матчей непосредственно от кромки поля, своеобразный аналог баскетбольных «мест на паркете».

Дополнительные ряды кресел для тех, кто заплатил за этот эксклюзив, выставляются между первым рядом трибун и рекламными бортами.

В стоимость услуги также входит возможность оказаться в подтрибунном тоннеле в моменты прохода по нему игроков перед матчем, в перерыве и по окончании игры.

Болельщики, предпочитающие нахождению в самой гуще спортивных событий более уединенную обстановку, могут забронировать один из шатров, расположенных на верхнем ярусе боковых трибун.

Всего в распоряжении клуба имеются 6 таких сооружений, в каждом из которых могут с комфортом разместиться четыре человека: в стоимость услуги входит еда, напитки и обслуживание гостей официантом.

Но, пожалуй, самым необычным предложением, которое «Гэлакси» адресует тем, кто намерен наблюдать за матчами команды на стадионе, является возможность совмещения такого просмотра с самым настоящим пикником: во время наиболее статусных матчей на одной из трибун за воротами оборудуется покрытая живой травой лужайка, способная вместить до 1,5 тысячи человек.

Среди других, более демократичных предложений, особым спросом у болельщиков в дни матчей пользуется возможность выведения на табло стадиона текстовых сообщений длиной не более 30 символов.

Обычно таким способом поклонники «Гэлакси» поздравляют друг друга с днем рождения или другими радостными событиями.

При этом размещать в сообщениях рекламу строжайшим образом запрещено — для прохождения модерации и распределения времени выведения текстов на табло по ходу матча «Гэлакси» просит отправлять их в клубный офис не позднее, чем за семь дней до игры.

Стоит такое «удовольствие» 50 долларов: по здешним меркам это недорого и сопоставимо со стоимостью четырех бокалов пива, а покупатели билетов для групп от 10 человек и вовсе могут отправлять свои сообщения бесплатно.

Стадион. Нефутбольные доходы

На стадионе «Гэлакси» ежегодно проводится более 60 крупных неспортивных ивентов, среди которых партнерские и спонсорские мероприятия, конференции, и, конечно, концерты.

Например, в июле 2019 года здесь состоялось одно из выступлений Тейлор Свифт в рамках тура Wango Tango.

В отдельную доходную статью выделена сдача арены и прилегающей инфраструктуры в аренду для съемок рекламы и TВ-шоу, которых здесь ежегодно проходит более тридцати.

Кирилл Коломийцев