26 мин.

Тактический профиль: Лоренцо Пеллегрини («Рома»)

1

Мотивация выбора

Значительная часть текстов в блоге – это либо выбор читателей из комментариев, либо наличие у игрока интересных сопутствующих особенностей. Футболисту вроде Пеллегрини вряд ли уделяется много внимания и подробных разборов (о причинах поговорим отдельно). Вооружившись записями матчей, материалами, статистикой и желанием обнаружить детали необычного профиля игрока, принялся за дело. Выбор Лоренцо в качестве героя повествования – отчасти личный, авторский. Забегая вперед: жалеть о нем не пришлось, а некоторые особенности итальянского полузащитника и вовсе потребовали новых подходов при разборе.  

Досье

Полное имя: Лоренцо Пеллегрини

Дата рождения: 19 июня 1996 года (23 года)

Место рождения: Рим (Италия)

Рост/вес: 186 см/77 кг

Юношеская  карьера: «Рома»

Взрослая  карьера: «Рома», «Сассуоло», «Рома» (обратный выкуп)

Дебюты:

Чемпионат Италии: 22.03. 2015 г. (соперник – «Чезена», победа 1:0, тренер – Руди Гарсия, 23 минуты на поле, возраст – 18 лет 9 месяцев)

Лига Чемпионов: 12.09.2017 г. (соперник – «Атлетико» (Мадрид), ничья 0:0, тренер – Эусебио Ди Франческо, 11 минут на поле, возраст – 21 год 3 месяца)

Сборная Италии:  11.06.2017 г. (соперник – сборная Лихтенштейна, победа 5:0, тренер – Джан Пьеро Вентура, 90 минут на поле, возраст – 20 лет 11 месяцев).

Игровой номер: «Рома» (№ 52, № 7), «Сассуоло» (№ 6)

Национальная сборная:

Италия (12 матчей, 1 гол + 1 голевая передача), Италия U21 (14 матчей, 5 голов + 2 голевые передачи)

Ведущая нога: правая

Трансферная стоимость: 40 млн. евро (оценка transfermarkt.de, последняя корректировка – 12 декабря 2019 года), № 24 среди игроков чемпионата Италии, № 19 среди футболистов 1996 года рождения (аналог – Марко Асенсио), № 10 среди всех итальянских игроков, № 2 в «Роме».

Молодежные турниры: чемпионаты Европы U21 (2017, 2019), 7 матчей (2 гола + 2 голевые передачи)

Контракт: до 30 июня 2022 года

Трансферный интерес

Интересны, прежде всего, два нюанса. Первый: «Рома» когда-то отпустила своего воспитанника Пеллегрини в «Сассуоло», но прописала так называемую оговорку (обратный выкуп, «recompra») и после первого сезона могла выкупить полузащитника за сумму в районе 8 миллионов евро, после второго – за 10 миллионов. Лоренцо провел два сезона в «Сассуоло» и вернулся в воспитавший его клуб за умеренную сумму выкупа. Второй нюанс: в контракте Пеллегрини с «Ромой» присутствует пункт об отступных в размере 30 миллионов евро, что привлекает все больше и больше интереса как от крупных итальянских клубов, так и от команд с «внешних» рынков. Работа над продлением контракта ведется постоянно, главная цель – расширить срок его действия до 2024 года, исключить условие о сумме выкупа, увеличив заработную плату до 3 миллионов евро в год (плюс бонусы). Агент игрока Джампьеро Почетта еще перед началом сезона 2019/20 отмечал, что ведется планомерная работа «по адаптации условий соглашения» с учетом возрастающей роли Лоренцо в команде.

Внутренний интерес   

«Интер»: манера игры Пеллегрини давно импонирует главному тренеру миланского клуба Антонио Конте. Особенно внимание руководства «Интера» привлекает та самая оговорка в соглашении, которая предоставляет возможность приобрести полузащитника за 30 миллионов евро. Кроме того, упоминалось, что Лоренцо отлично вписывается в идеальную модель трансфера миланцев: он достаточно молод, но уже обладает определенным опытом, способен к дальнейшему прогрессу, может использоваться на нескольких позициях. По информации итальянской прессы параметры предложения «Интера» следующие: 5-летнее соглашение с  заработной платой в районе 2,7 миллиона евро в год.  

«Ювентус»: здесь ситуация предельно прозрачная – туринцы стараются внимательно следить за всеми талантливыми итальянскими футболистами, особенно когда в их контрактах можно обнаружить лазейку и постараться приобрести такого игрока с расхождением по реальной цене.

«Милан» (апрель 2019 года): предпринималась попытка активировать условие о выплате суммы отступных двумя равными траншами (15 миллионов немедленно + еще 15 в 2020 году).

Интерес из-за пределов Италии:

ПСЖ: Пеллегрини рассматривался как возможная цель еще в качестве замены Адриена Рабио, но дальше общения с агентом дело не продвинулось.

«Тоттенхэм»: случай аналогичный – когда стало известно, что Кристиан Эриксен скоро покинет ряды «шпор», в числе одного из главных кандидатов на замену назывался полузащитник «Ромы».

«Манчестер Юнайтед» (2018 год): заинтересованность связывали с фигурой экс-тренера клуба из Манчестера – Жозе Моуриньо. Поездка Почетты в Англию тогда породила целую волну слухов, которую агент поспешил быстро погасить: переговоры с клубом не велись, а на контрактную ситуацию Лоренцо интерес МЮ никак не влиял. 

Позиция и движение

Говоря о позиции Пеллегрини, нужно учитывать то, что итальянец – игрок динамики, активной смены места дислокации вне зависимости от цифры в схеме. Основная позиция Лоренцо в «Роме» – «десятый номер» в рамках 4-2-3-1, но, например, в итальянской молодежке его использовали в 4-3-3 в треугольнике центральных полузащитников (левее оси поля). Тут важнее понимать не только координату в расстановке, но и вменяемый функционал (обострение передачами, объем движения под партнеров, поиск оставленного противником пространства). На схеме ниже – те самые особенности, которые позволят нам лучше понять стиль Пеллегрини, «расшифровать» его:     

2

А – важные зоны при действиях в три центральных полузащитника. Выходя на месте «десятки», Пеллегрини аналогично насыщает эти участки поля в первую очередь при острой необходимости помочь линии обороны или опорным продвинуть мяч до группы атаки;

Б – Лоренцо добавляется на тот фланг, где мяч, в помощь к вингерам и крайним защитникам. Продвинув мяч до определенной точки, фланговые игроки предпочитают передать его тому, кто сможет сделать следующий ход в условиях повышенной плотности. Еще одно типичное движение Пеллегрини – в зону пространства на правом фланге, где можно получить больше мячей без активного сопротивления. Этому маневру в дальнейшем будет уделено еще немного внимания. Аналогичную зону слева итальянец использует реже;

В – стандартные рывки в глубину штрафной соперника. Лоренцо – достаточно высокий парень и может неплохо сдвоить угрозу с тем же Джеко или найти шанс вторым темпом;

Г – при глубоких (позиционных атаках) Пеллегрини активно передвигается от одного угла штрафной площади соперника к другому, ищет наиболее выгодное расположение, сближаясь с фланговыми игроками «Ромы». Подобные действия напоминают импровизированный лифт, когда полузащитник перемещается по принципу маятника прямо перед линией обороны соперника.

Пеллегрини – полузащитник с очень широкой зоной покрытия и высоким объемом монотонной поисковой деятельности, он «перетекает» из одной зоны в другую и параллельно ищет любую возможность подорвать обороноспособность противника.

Интересная особенность Лоренцо – это умение работать в разных зонах и на разной «высоте». Однако базовой четвертью поля при такой манере становится третья:

3

Одна из типичных ситуаций с сочетанием сразу нескольких граней стиля. Выделены 4 зоны, из которых Пеллегрини отдает более 10 % своих передач: три находятся в искомой четверти, еще одна - на уровень ниже. Привычное смещение направо, где соперник даст больше времени принять мяч и выбрать опцию выше. Качества центрфорварда Джеко подразумевают один тип взаимодействия, фланговых игроков вроде Дзаньоло – другой (отражено статистическое расхождение потенциальных адресатов). У Пеллегрини в распоряжении как центральный нападающий с умением цепляться за мяч и выбирать позицию внутри штрафной, так и целый набор достаточно скоростных фланговых исполнителей, которых можно разгонять проникающими передачами на пространство. 

Структурно Пеллегрини – тот элемент системы Фонсеки, которому чаще всего позволено выпадать из «родной» позиции, деформируя 4-2-3-1. Например, привычным креном на правый фланг:

4

4 защитника, пара опорных (хотя и на разных уровнях), широко разнесенные вингеры. Пеллегрини оттягивается в излюбленную зону и ждет доводки, которая немедленно и следует. Дополнительно нанесены игроки, которых Лоренцо продуктивнее всех снабжает острыми передачами на отрезке в 30 матчей. Установить прочную связь с главным центральным нападающим, генерировать для него остроту – одна из задач полузащитников типажа нашего героя (почти треть всего объема снабжения от Пеллегрини – в копилку Джеко).

Зачастую команды, предпочитающие располагаться в 4-2-3-1, при обороне перестраиваются на компактные 4-4-2 (в таком случае Пеллегрини поднимался бы на одну линию с Джеко). Однако у Лоренцо чаще всего иная функция – сковать разыгрывающего опорного полузащитника соперника:

5

Даже исходя из понятного принципа наложения зон в различных тактических противостояниях («десятка» одной команды по «шестерке» другой, как пример) получается, что главная цель Лоренцо – контроль и ограничение пасующего (разводящего) полузащитника, оппонента, принимающего максимум мячей от обороны.

Симбиоз навыков паса и движения без мяча – один из подходов в игре Пеллегрини, который подкупает: 

6

Примечание: «к СПП» расшифровывается как «к среднему по позиции», в случае Пеллегрини – по отношению к атакующим полузащитникам 5 ведущих чемпионатов Европы на отрезке в календарный год. Показатели – «выраженные ускорения без мяча/90 минут» и «проникающие передачи/90 минут».  

Эпизод необходимо рассматривать в комплексе: прием мяча от защитников + небольшое продвижение на ведении + передача аккурат между опорными полузащитниками соперника + поиск доступных опций в зоне между линиями + продолжающее ускорение без мяча в штрафную площадь.  

Другая разновидность перемещений – движение «тихое», в тылу линий или блоков:

7

Вскрыть опорную соперника, предложив линию для передачи – отдельный вид мастерства любого десятого номера, а высший пилотаж – это качественное исполнение эпизода от единой связки (отдающего и принимающего, синхронизированных по времени и совместному пониманию одной и той же ситуации из разных точек пространства). Поэтому широкая автономия при перемещениях и количество перегруппировок при движении без мяча, которые использует Пеллегрини, помогают ему проводить индивидуально сильный сезон.  

Очень точное определение своей роли и предпочтениям на поле дал сам Пеллегрини: «То, что я больше всего ценю в амплуа атакующего полузащитника – здесь вы не должны слишком много думать о тактической стороне вопроса. Я вижу себя плэймейкером: и вовсе не потому, что хочу располагаться на поле выше. Даже выходя на этой выдвинутой позиции мне по-прежнему нравится опускаться в глубину, получать мяч для розыгрыша, комбинировать с партнерами, много двигаться, смещаться чуть правее, затем чуть левее. Играя непосредственно в центре полузащиты (в амплуа «меццалы»), вы лишены этого: у вас более точная роль, функции, участок ответственности на поле, больше поперечных передач и нацеленности на контроль и оборону зоны, а не на обострение. Плэймейкер же может играть вне конкретных установок, ограничений». Тренеры полузащитника не раз отмечали, что Лоренцо откровенно высказывает свои предпочтения по тактике, не скрывает их и рассуждает не только про общие вещи, но и затрагивает мелкие детали.

Например, потеря на позиции меццалы и потеря в его текущей основной позиции – два разных типа ошибок: в первую очередь потому, что теряя мяч выше у «Ромы» остается больше футболистов, способных остановить атаку соперника. Отсюда и изменения в стиле: более вертикальные/«спорные» по целесообразности передачи, которые Пеллегрини не мог бы себе позволить, продолжая выступать на позиции меццалы, где нужно пасовать более консервативно. Интересное наблюдение заключается еще и в том, что на заключительном этапе развития в примавере «Ромы» Пеллегрини иногда приходилось исполнять и роль «реджисты». Однако еще более глубокая роль (непосредственно перед линией обороны) подходила его стилю еще меньше, поэтому сейчас приоритеты расставлены очень четко.

Роберто Манчини про Пеллегрини высказался предельно ясно, употребив эпитет «гибкий» («пластичный») и дополнительно отметив, что незаменимое качество Пеллегрини – способность закрывать до четырех позиций без особой потери в качестве. Как видим, в сборной Италии в Лоренцо пока видят исполнителя без приоритетов в позиции, способного заполнить проблемный слот схемы или выйти в конкретный сценарий матча.    

Текучка кадров в «Роме» последних лет – тема отдельного разговора, а может быть и книги. Так получается, что на плечи воспитанника выпадает все больше и больше ответственности, ведь из опытного костяка раздевалки – лишь Джеко, Коларов, Фасио и несколько менее значимых фигур.   

Завершив ознакомление с фундаментальными основами позиции и игрового стиля Пеллегрини, можно переходить к конкретике. И прежде чем продолжить исследовать отдельные сильные и слабые стороны через игровые эпизоды и изображения, обратимся к контекстной статистике.     

Общий статистический профиль и выборки

Не забывая трактовать статистические данные исключительно в связке с визуальной и тактической оценкой, важно отметить, что большой объем данных по футболисту призван не сформировать картину полностью, а лишь найти подтверждения, опровержения или разночтения в собственных выводах. Таким образом, задача – не «оцифровать» героя, а найти те черты, которые могут ускользнуть от взгляда или проявиться на внушительной дистанции.

Стандартный метод блога – анализ через значительные выборки:

8

Параметры (входной порог) указаны на изображении: чемпионаты, дистанция и минимум минут, количество игроков, антропометрия, возраст, трансферная стоимость. Отдельно нужно сказать по позициям: в данную выборку включались не только «десятые» номера (позиция редкая, если брать чистоту определения), но и игроки группы атаки, центральные полузащитники широкого профиля (без учета разрушителей, естественно).

Пояснения: на первой выборке указаны «плюсовые» параметры, то есть те, по которым Пеллегрини превосходит среднего игрока группы атаки его профиля. Два блока: параметры общие + параметры продвижения мяча (рывки, ведения, метры продвижения, на одну потерю игроком и за единицу времени). Все данные для удобства восприятия переведены в процентное выражение, чтобы читатель мог понимать масштаб разницы, а не путаться в значениях отдельных показателей. /90 – на 90 игровых минут на поле, /30 – корректировка на 30 минут чистого владения соперником. Показатели серого цвета – нейтральные. Расшифровка показателей xG в упрощенной форме: xGChain/90 – общий объем остроты (владений), в которые был вовлечен тот или иной футболист на любой стадии (условно можно назвать ВВП игрока, любое участие). xGBuildUp/90 – аналогичная сумма остроты после владений при условии, что футболист не наносил решающего удара и не делал последний пас под удар (фаза подготовки атаки, косвенное участие, в случае Пеллегрини имеет большое значение).

Метод-новинка, ранее в блоге не применявшийся – это «списочная» выборка, в форме радара. Представьте себе список из 144 футболистов группы атаки, отсортированных по конкретным ключевым показателям (параметры входа – аналогичны указанным выше). Суть в следующем: мы сравниваем значимые показатели Пеллегрини с остальной частью списка и определяем тот процент списка, который он опережает по каждому из них. Суммируем получившиеся данные и получаем единую картину: 

9

Желтая граница большого круга – результат первого места в списке, то есть человека, опережающего 100 % списка (имена лидеров по каждому показателю указаны отдельно). Желтая зона внутри круга – это область Пеллегрини. То есть: он опережает 23,6 % списка по голам с игры/90; 91,7 % кадрового состава по голевым передачам/90 и так далее. Внутренний круг, ограниченный пунктиром – это 50-процентный порог списка, разделяет его на верхнюю и нижнюю половину (по границе легко определить выше или ниже среднего Пеллегрини по тому или иному показателю). Таким нехитрым способом можно отследить место нашего героя в иерархии ведущих игроков европейских чемпионатов по основным показателям атакующей активности. Пеллегрини забивает значительно меньше своих коллег по амплуа и чуть меньше среднего по списку применяет дриблинг (к причинам низкой результативности еще вернемся), но обладает прекрасным комплексом навыков из суммы обострения, нескольких типов сложных передач в арсенале и продвижения мяча вперед различными способами.

Третий метод – так называемая «кросс-статистика», основанная на максимально близком пересечении двух или более взаимосвязанных показателей. Таким способом, через сочетания качеств, можно подобрать наиболее подходящий аналог для Пеллегрини:

10

Аналоги подобраны по минимальным расхождениям в данных. Интересно, что по отдельным сочетаниям на поверхность нашего моделирования выбрались и одноклубник Дзаньоло, и бывший одноклубник Наингголан, и два представителя французского чемпионата. Аналог из Франции вполне объяснимый (Пайет) и сразу по двум пересечениям - интригующий, к которому не помешало бы пристальнее присмотреться на дистанции – молодой воспитанник ПСЖ Ясин Адли, выступающий за «Бордо» (у них с Пеллегрини даже антропометрия схожая).

Однако подобный метод интересен нам скорее факультативно и говорит больше о стиле футболиста, направлении развития, а не о сравнении текущего уровня. Как и в любом статистическом методе, не забываем о том, что в других областях рассматриваемые нами игроки могут иметь более значительные расхождения и, собственно, о контексте применения данных. Например, Пеллегрини и де Брюйне почти один в один совпадают по проценту исполнения трех типов сложных передач (линейка точности: 73 % - 57 % - 39 %), однако Кевин зафиксировал ее на куда большем объеме подобных передач в целом, что сделать сложнее. Для Лоренцо же сейчас важно не только качественно снабжать партнеров, но и постепенно наращивать тоннаж, не теряя при этом в отточенности исполнения (чтобы указанные выше проценты не поползли вниз).       

Основные характеристики стиля игрока, его сильные и слабые стороны

Несложно заметить, что именно умение исполнять сложные передачи – один из основных козырей итальянского полузащитника. Наличие разного по длине и технике исполнения обостряющего паса – явный сигнал соперникам «Ромы»: Пеллегрини необходимо лимитировать по времени принятия решений. Лоренцо хорошо ориентируется в изменении динамики отдельных ситуаций и понимает сильные стороны и ограничения партнеров по команде:

11

Это лишь один из примеров, где наш герой качественно оценивает позицию форварда, выбирая естественный путь для обострения – мягкий «черпак» над головой опорного полузащитника на территорию между вратарем и линией обороны противника. В развитии эпизода лишь плохая обработка мяча со стороны Кутроне усложняет ситуацию для итальянцев. Некоторые параметры передач, касающиеся способности Пеллегрини доводить мяч до партнеров в выгодных ситуациях, нанесены на изображение дополнительно (те, по которым входит в десятку лучших в Серии А; в радиус 20 метров до цели – без учета подач).

Другой тип передачи (прежде всего, по длине), где требовалась мгновенная оценка расположения футболистов, минимум касаний и иной профиль адресата, скоростной вингер Клюйверт, на очередном изображении:

12

Каждый подобный эпизод постарался снабдить пояснениями и дополняющей статистикой, поэтому особого смысла долго задерживаться на них нет.

Чтобы получить бОльшую свободу в приеме, Пеллегрини либо опускается за мячом глубже, либо смещается во фланговые карманы. Здесь у Лейвы два решения - подниматься и преследовать Пеллегрини дальше, оказывая давление и оставляя больше пространства у себя за спиной, либо сохранять позицию:

13

Скорость вингеров или крайних защитников плюс передачи Лоренцо из глубины – один из сценариев, который «Рома» может эксплуатировать. Тут важно взаимопонимание: фаза набора скорости, первые шаги вингера в затяжное ускорение требуют мгновенной реакции от Пеллегрини. Отдельной строкой – доля остроты, созданной Лоренцо конкретно для своих фланговых опций (почти 40 %) и наличие у «Ромы» подходящих исполнителей под такой тип взаимодействия (Клюйверт, Ундер, покинувший команду Флоренци, в меньшей степени Мхитарян и Спинаццола).

Другой момент, требующий разъяснения: пробег, по которому Пеллегрини стабильно в числе лучших игроков во всей итальянской лиге. Неоднократно отмечалось, что цифра пробега в вакууме – величина интересная, но вторичная. Первично же понимание процесса: за счет чего он складывается и какую пользу приносит всей команде. Перемещения Пеллегрини – работа прежде всего монотонная, направленная на то, чтобы всегда создавать + 1 вариант в развитии атаки. Меняя позицию, подстраиваясь, приходя в проблемные зоны, молодой полузащитник выполняет функцию «несущей конструкции», точки опоры в розыгрыше. Часто от тренеров можно услышать словосочетание «объемный игрок». Однако некоторые футболисты делают этот объем в зонах, далеких от мяча, редко пересекаясь с ним. Пеллегрини же проделывает всю эту подготовительную беговую работу, чтобы выйти на мяч там, где на него будет оказано меньше давления или под кризисные ситуации.

Рост коллектива через мелочи и рутину Лоренцо объясняет так: «Команда формируется постепенно, когда ты лучше узнаешь характеристики своих партнеров. Это выражается в различных мелких деталях: например, когда ты сразу отдаешь передачу в ведущую ногу партнера, чтобы изначально дать ему преимущество. Так растет общая гармония, а команда получает нужный фундамент. Каждая тренировка повышает уровень автоматизма. Автоматизм на тренировках порождает автоматизм в играх. Это особенно важно, когда у вас есть 4-5-дневный тренировочный цикл, в режиме двух матчей в неделю шлифовать подобные вещи гораздо сложнее».

Как и любой центральный полузащитник, Лоренцо обладает навыками коммуникации с партнерами. И, как у практически любого итальянца, выражается это прежде всего в жестикуляции. Первый пример – раздача инструкций в тройке центральных полузащитников (4-3-3):

14

Оказавшись в микро-ситуации центральным в тройке, Пеллегрини указывает Мандрагоре (слева) на необходимость зафиксироваться в текущих позициях до смены владения, а не производить размен. Через несколько мгновений Лоренцо поворачивается направо, чтобы оценить положение по другую руку от себя.

Оценка близлежащего пространства и повороты головы – следующее качество, которое нужно выделить. Передача еще только идет к Пеллегрини, а полузащитник заранее бросил взгляд в бровку, чтобы оценить наличие фланговой поддержки:

15

Обнаружение пространства и движение в разреженные или «слепые» зоны – неотъемлемое качество футболистов склада Пеллегрини. Первый эпизод смещения в пустующую зону с целью незаметно открыться за спинами опорных полузащитников:

16

Второй пример, где Лоренцо пытается вскрыть аналогичный шестиугольник, но на более высокой скорости (рывке):

17

Отдельно (на примере Ундера) показано, что на флангах у «Ромы» собраны яркие, заточенные на индивидуальные действия футболисты/дриблеры, которые чаще все-таки предпочитают игру один на один, а не сложные комбинационные варианты, дополненные движением без мяча. Далеко не все рывки Пеллегрини в опорную зону соперника читаются одноклубниками и заканчиваются передачами внутрь вскрытого пространства.

При рассмотрении схемы движения упоминалась интересная особенность Лоренцо: двигаться от одного угла штрафной соперника к другому по вертикали. Промежуточная остановка в подобном движении – радиус штрафной площади. Найти пространство там сродни подвигу, но одна из задач нашего героя – поиск свободы даже в самых сжатых зонах, оживленном трафике:

18

Скорость решений и умение «понимать хаос» при похожих вводных - критические величины, трех или четырех касаний здесь сделать не позволят. Особое внимание действиям Локателли, который расчищает пространство перед пасующим, выдергивая соперника с линии передачи.

Аналогичный эпизод - мяч вводится в межлинейное пространство, где за счет коротких взаимодействий перемещается очень быстро:

19

Пеллегрини на радиусе с готовым нестандартным решением, продолжая движение мяча пяткой. Заполнение штрафной площади – прерогатива Джеко, но, обладая сравнительно высоким ростом, Пеллегрини периодически дополняет движение ударного форварда при мяче на фланге:

20

Когда «Рома» хочет упростить доставку, линия Коларов-Джеко – наиболее отработанный вариант. Пеллегрини играет «десятого» номера, но конкретно в «Роме» в его действиях присутствует небольшой крен на правый фланг. Коларов и поддерживающий его фланговый полузащитник могут самостоятельно развивать активность на левом фланге, а закрывать эту полосу для подключений нецелесообразно. На изображение выше нанесен мини-зачет по дистанции спринтов среди игроков «Ромы»: работа Коларова более линейная, а на втором месте – Лоренцо Пеллегрини. Наш герой работает не на пиковой скорости, разовом взрывном ускорении, а на хаотичных рывках по нескольким векторам, набирая дистанцию спринтов через непрерывность движения.

Коротко - о других особенностях стиля:

- непредсказуемая манера ведения игры, мышления;

- наличие в арсенале мелких штрихов (мини-касаний), игра небольшими подправлениями (передачи по касательной), техника исполнения передач;    

- играет с поднятой головой при контроле мяча;

- игра на грани риска (критерий, сложно поддающийся количественной оценке).

Среди отдельных микроустановок от тренерского штаба, мелькавших в интервью Пеллегрини, можно выделить следующую инструкцию: при игре против соперника, который ориентирован на длинный заброс на габаритного форварда, Лоренцо должен был играть глубже, чтобы активно помогать в борьбе за «вторые мячи», работать на подборах, снижая нагрузку на линию обороны. Природа уходов в глубину при владении (Лоренцо называет такой тип движения «протянуть руку защитникам») объяснял необходимостью создавать доступную ступень в продвижении мяча, когда Кристанте падает между центральными защитниками. Чтобы не создавать дополнительных разрывов, Пеллегрини ищет возможность открыться под короткую/среднюю передачу. 

Область для прогресса и недостатки

Перейдем к выборке с минусовыми значениями (по отношению к среднему по позиции, условия включения в нее аналогичны «плюсовой» выборке): 

21

Исходя из полученных результатов, можно выбрать несколько составных блоков, над которыми Пеллегрини необходимо работать: это умение вести разного рода единоборства, периодический перебор фолов, карточек и агрессии, наличие потерь, менее успешное, в сравнении с коллегами по амплуа, применение дриблинга как по качеству, так и по количеству. Потери – атрибут при атакующей направленности Пеллегрини неотъемлемый; он не просто вправе рисковать, обострять он обязан, это качество, определяющее суть Лоренцо и сопряженное с повышенным риском.

Из всего перечисленного списка «минусовых» параметров больше всего расстраивают навыки завершения. Почему-то кажется, что именно по причине того, что Лоренцо мало забивает, его иногда несколько недооценивают. Пеллегрини нужно постепенно прибавлять как в умении выбирать возможности для удара (в баскетболе этот навык назвали бы «shot selection»), так и в способности оценивать эпизоды в эндшпиле (помехи до цели, открытую площадь ворот, расположение вратаря). Моментов Лоренцо получает практически столько же, сколько в среднем по выборке, но реализует их на уровне другого молодого итальянца Бареллы (а у того несколько другие профильные задачи).

«Голы? Это тот аспект, в котором я должен улучшаться. Я могу забивать гораздо больше и перед началом сезона ставил перед собой такую цель», - не стал отрицать наличия проблемы полузащитник.

Не стоит забывать, что даже при наличии достойного уровня оценки ситуаций на поле, футболист с атакующим мышлением отличается в восприятии эпизодов при перестроениях в обороне. Здесь Пеллегрини замечает вариант развития испанской атаки на дальнем фланге и даже заранее указывает на направление длинного перевода:

22

Однако в распоряжении испанцев находился и более острый вариант с выходом Форнальса прямо из-за спины Лоренцо в разрыв между центральными защитниками (под мягкий проникающий заброс).

Вина здесь скорее комплексная (увеличенное расстояние между центральными защитниками, качественный маневр испанца), но первостепенен сам принцип: Лоренцо спокойно заметил дальний вариант и сразу переориентировался на него, не заточен на оценку более сложных взаимодействий соперника в собственном тылу. По реакции Форнальса можно понять степень сопутствующего разочарования: его маневр был проигнорирован, а партнер избрал куда более консервативный вариант.

Вновь возвращаясь к расшифровке пробега и противодействию разыгрывающим полузащитникам соперника, обратим внимание на ту работу, которую Пеллегрини проводит, пытаясь перекрыть направление передач на непосредственного оппонента. Способность прилипнуть и не давать дышать краеугольной фигуре розыгрыша противника – несомненный плюс, работа однообразная и почти всегда она остается вне софитов. Однако, сталкиваясь с качественной оппозицией, бывает достаточно двух-трех недоработок, чтобы обнулить все усилия:

23

В данном случае, Пеллегрини недорабатывает по Брозовичу, понимает это и вновь показывает зону передачи жестом. Полузащитник «Интера» активирует фланговую скоростную атаку (и делает это в стиле, свойственном самому Лоренцо), которая едва не заканчивается голом в ворота «Ромы» на излете основного времени матча. Задача нашего героя в позиционной обороне – скорее не проваливаться глобально и пытаться контролировать пересекающегося по схеме или избранного тренером оппонента (Брозовича, Пьянича, Лейву, Баделя, Шёне в качестве примеров).  

В следующем эпизоде нужно выделить Рабио, за которым «увязался» Пеллегрини:

24

Его непосредственный оппонент по зоне покрытия, Пьянич, может спокойно получить мяч и уже оценивает обстановку внутри поля, хотя владение еще у бровки. Нельзя назвать подобные недоработки чем-то системным, это в большей мере наблюдение с целью понять, как полузащитник атакующего склада перестраивается без мяча, на чем его можно подловить, как им манипулировать.

Несколько дополнительных областей, в которых Пеллегрини может совершенствоваться:

- минимальными отрезками может быть пассивен в игре без мяча (при владении соперника), лишь обозначать сопротивление (запаздывать или зависать), выпускать соперников из непосредственной зоны ответственности. Иногда Лоренцо просто не хватает терпения и выдержки в отдельных эпизодах. Большой объем беговой работы в атаке и прессинге требует фазы восстановления, отсюда, видимо, и небольшие отрезки выпадения;

- отсутствие элитной скорости на максимальном единичном ускорении, что, учитывая общий профиль задач, для Лоренцо не так критично;

- не до конца понятна ситуация с перебором карточек и фолов, агрессию лучше направлять в полезное русло. Отдельные вспышки с перебором по агрессивности могут быть обусловлены и отсутствием опыта ведения единоборств (банальными пробелами в образовании), так и излишним желанием. Пеллегрини нельзя назвать грубым полузащитником, но над контролем эмоций нужно задуматься. Большое количество подкатов в сравнении со средним по позиции также можно трактовать двояко: это и свидетельство самоотдачи, и отдельные случаи, когда Лоренцо запаздывает и фолит. Несколько красных карточек в довольно короткой карьере – симптом, требующий внимания;

- Пеллегрини нужно быстрее переключаться после неудачных эпизодов, особенно связанных с обострением – его прямой обязанностью. Чувствовать вину за плохо исполненный пас можно, уметь оперативно убирать негативные эмоции и продолжать делать то же самое, но с другим качеством – важнее;

- со времен молодежных команд «Ромы» отмечается, что у Лоренцо есть предрасположенность к травмам (по 2-3 повреждения за сезон), замедлявших его развитие. Сезон 2019/20 – не исключение;

- не недостаток, а вопрос использования, который может всплыть в будущем: далеко не во всех схемах есть место для «природной» десятки (как в 4-2-3-1 Фонсеки), должный уровень свободы в перемещениях и доверия в решениях. Пеллегрини успел привыкнуть к своей новой роли и неоднократно отмечал это в интервью. «Запасной аэродром» в виде игры на более атакующей из «восьмерок» в 4-3-3 (как пример, в молодежке или «Сассуоло») у Лоренцо есть, но Пеллегрини образца этого сезона – полузащитник, которого раскрывает наличие в схеме полюбившейся позиции.

Ответ на главный вопрос от Пеллегрини («Что ты за футболист?»): «Я должен улучшаться, особенно в оборонительной фазе. Тренер всегда повторял мне: бежать вперед легко. То, как ты возвращаешься назад, делает разницу в оценке полузащитника. Современное поколение игроков обязано быть универсалами. Требуется все больше агрессии, чтобы отбирать мяч. Тем не менее - естественно, что я люблю угрожать чужим воротам, играть между линиями и находить пространство».      

Фото: twitter.com/officialasroma; twitter.com/lorepelle7