6 мин.

Фильм про Гетце – идеальное кино про футболиста-кексика. Внутри топ-истории Клоппа, но нет Гвардиолы

Начните год с четырехсерийной документалки про немецкого голденбоя.

Никто:

Абсолютно никто:

Данил Тармасинов: а видели документальный фильм про Марио Гётце? Клевый, правда?

Посмотреть на праздниках неигровое кино про немецкого футболиста в стране, где над Сергеем Кривохарченко и Романом Нагучевым открыто хихикают за любовь к Бундеслиге, – это интересный челлендж. Адаптировать его с нормальной редактурой перевода – это тоже неплохо, «Амедиатека». Потому что по примеру футбольных книг, в частности Джонатана Уилсона или биографии Клаудио Раньери, страшновато включать что-либо об иностранном спорте глубже видосов Dude Perfect. Но за четыре серии я насчитал ровно две ошибки, и то в ударении – «Малага» и «трансфер», все на второй слог. Слабо найти больше?

Выбор Марио Гетце в качестве героя – неочевидный. Во-первых, потому что Марио раздал чуть больше зажигательных интервью, чем Александр Анюков (то есть минус одно), а это значит, что веселых историй ждать как будто бы неоткуда. Но тут подключается «во-вторых» – сама карьера Гетце увлекательнее, чем любые слова. Появление из молодежки «Боруссии» и два чемпионства в Дортмунде, сравнения с Месси и скандальный переход в «Баварию», всеобщее разочарование и скамейка в Мюнхене, золотой гол на ЧМ-2014 и почти забвение в «БВБ» – каждое событие становилось сюжетом мирового масштаба и темой колонок Павла Зиновьева (тут не знаешь, что важнее).

Фильм «Быть Марио Гетце» снял режиссер Алеша Паузе. Он начинал как телерепортер на Sport1, но переключился на документальные фильмы и больше всего наград получил как автор трилогии о гомосексуальности в немецком футболе. Кино про Гетце – первая работа Паузе за пять лет, и сразу для DAZN Originals, спортивного нетфликса, захватившего в Германии эксклюзивные права на ЛЧ. Это как раз то, чего не хватает русским стриминг-сервисам (да-да, Okko, я про вас говорю), – не только голые трансляции, но и другой крутой контент, завлекающий зрителей.

Главная мотивация цикла – провести Марио через сезон-2017/18 и на его фоне рассказать про всю карьеру. У полузащитника как раз начались проблемы в клубе, и под угрозой оказалось место на чемпионате мира в России. Гетце удивляет признанием уже на первых минутах: говорит, что не любит камеры и репортеров, но показывает себя настоящего после забитых мячей. «90% времени я даю эмоции, но все замечают оставшиеся 10 и сразу считают тебя пресным», – сказал он, будто перед этим сценарий как следует вычитал Борис Левин.

Перед камерой, конечно, появляются живые люди. Например, первый тренер Марио, похожий на сумасшедшего профессора. Старший брат Фабиан, вспоминающий, как Гетце-джуниор в 13 лет залипал на ютубе и до упоения смотрел финты Зидана, Фигу и Роналдо. Разумеется, чемпион мира по положительной энергетике Юрген Клопп с турбоисторией «Как я узнал об уходе Марио в «Баварию» в третьей серии.

Но вообще фильм занятен, в первую очередь, идеальным, почти экспериментальным и выведенным в лаборатории образцом современного футболиста. Артем Панченко в июне 2019-го назвал НБА лигой избалованных кексиков, примерно такой же тезис в отношении соккера был у Виталия Суворова. Если коротко: никто не хочет принимать решения, брать на себя ответственность, зато каждый впадает в истерику при малейшем давлении.

Гетце выглядит именно таким кексиком. Он почти в каждом эпизоде проговаривает, какие журналисты сволочи, потому что пишут про него чепуху. Смотрится особенно забавно с вечными уточнениями немца типа «давно перестал читать про себя», но несколько раз возвращается к давлению медиа и затем все равно пробалтывается, что на самом деле все тексты про собственную игру он, конечно же, видел. Лучше всех об этом садомазохизме говорит государственный комментатор Том Бартельс. «Не понимаю, зачем они все это читают. Я после репортажей не хочу видеть, что там про меня пишут», – логично говорит 54-летний мужчина.

Туда же жалобы отца Гетце на критику в «Баварии». «Посмотрите на его статистику, она ничем не отличается от периода в «Боруссии», – заламывает руки Юрген Гетце от этого несправедливого мира. Марио и окружение считают Клоппа футбольным папой и дружно повторяют друг за другом: нашего мальчика нужно любить и окружать заботой, а в холодной и равнодушной «Баварии» никому до него дела не было. Умение пользоваться интернетом и наличие ушей на уроках арифметики в средней школе подсказали, что во время игры в «Мюнхене» футболисту было 23 года. К сожалению, фильм не дает ответ, какого черта топ-клуб мирового уровня должен носиться со взрослым человеком, словно тому шесть лет.

Даже гол в финале чемпионата мира Гетце воспринимает с гигантским давлением и явно с ним не справляется. Футболист бродит по музею бундестим, а прекрасная жена Анн-Катрин с восхищением говорит: «Он так молод и уже столького добился». И выходит, что это признание приятно немцу и одновременно ранит его, потому что награждает дополнительной ответственностью, от которой игрок как раз и бежит. «Может быть, по окончании карьеры он скажет, что лучше бы не забивал тот мяч, а сделал голевую передачу кому-то другому», – заметил Марсель Шмельцер. И по реакции защитника непонятно, то ли он еще один кексик, то ли безоценочно выносит приговор характеру Марио.

Уровень DAZN Originals и Алеши Паузе (кстати, после этого фильма режиссера включили в немецкую киноакадемию – поднимите руки, кто знает русских спортдокументалистов, которых включали в Союз кинематографистов РФ) позволяет собрать в этих четырех сериях всех-всех-всех крутых спикеров. Про Клоппа и всю семью Гетце мы уже говорили, поэтому побросаемся еще именами: Йоахим Лев, Маттиас Заммер, Ханс-Йоахим Ватцке, партнеры по «Боруссии» типа Шмельцера и будущей легенды «Спартака» Андре Шюррле, топовые немецкие журналисты из ARD и Die Welt.

Не хватает взгляда только одного человека – Хосепа Гвардиолы. Ему по касательной достается примерно от всех участников документалки, но в воздухе висит большой вопрос: что случилось с Гетце за три года в «Баварии»? Несколько раз говорят про недопонимание с тренером, брат Фабиан вспоминает, как Марио рос на «Барселоне» и фанател от тики-таки Пепа, но никто не рассказывает, что же там у них произошло.

Финал – конечно, нытье немца из-за увольнения Петера Боса, с которым у них было полное взаимопонимание, и из-за критики от Петера Штегера во флэш-интервью. Сюжет нагнетает, ведь вся работа Гетце последних двух лет сводилась к попаданию на ЧМ-2018, а теперь место под угрозой. Марио говорит духоподъемные вещи, назло Штегеру удачно играет против «Гамбурга», но, к несчастью, забивает с передачи Андре Шюррле. «Так и знал, что журналисты будут говорить, что это похоже на 2014-й», – с улыбкой и душевной болью говорит в камеру главный герой.

Марио Гетце согласился на съемки, потому что хотел подать пример молодым футболистам, как проходить через сложности в карьере. Он говорит это с абсолютной искренностью, хотя ни он сам, ни режиссер Паузе, возможно, не поняли, что на самом деле Марио показал пример современного футболиста.

Гетце родился в 1992-м, а, скажем, новая звезда «Боруссии» Джейдон Санчо аж на восемь лет младше. Англичанин из другого поколения и пока не рефлексирует на тему карьеры, взросления и становления личности, ему банально нечего пока анализировать и не о чем задумываться. Подглядеть за переживаниями игрока топ-уровня, у которого до сих пор остается невероятный талант, но который растрачивает его впустую из-за слабого характера (а в фильме показано, что даже хронические травмы появились из-за неуверенности в себе), – бесценно. И эта ментальная сила говорит о футболе даже больше тактики, схем, статистики и xG.

Фото: Gettyimages.ru/Christian Kaspar-Bartke/Bongarts; Lennart Preiss/Bongarts