Как скауты «Байера» переманивали игроков из ГДР: притворялись врачами, перехватывали по дороге на интервью
От редакции: вы в блоге «Бундеслига.ру» – здесь собирают классные истории о немецком футболе. Поддержите автора плюсами и обязательно подписывайтесь.
Генеральный менеджер «Байера» Райнер Кальмунд в понедельник, 19 ноября 1989 года, наконец-то вернулся домой в Леверкузен. Важный человек только что пережил падение Берлинской стены. Он посетил Берлин, чтобы стать свидетелем исторического момента. Теперь же, когда история свершилась, мысли Кальмунда неизбежно вернулись к тому, как сделать «Байер» лучшей командой Германии. Учитывая, что он недавно испытал, у него появилась идея: некоторые из восточногерманских игроков были довольно хороши, и теперь, когда появилась возможность, почему бы не подписать их? По крайней мере, так вспоминает сам Кальмунд те дни, но об этом позже.
В конце концов стена пала, а это означало, что трансферы из ГДР в Западную Германию теперь стали возможны. «Леверкузен» отправил троих скаутов на матч между Австрией и ГДР на стадионе имени Эрнста Хаппеля в Вене. Среди этих скаутов был некий Вольфганг Карнат.
Два билета для троих скаутов – что делать?
В аэропорту Дюссельдорфа троих мужчин, приехавших, чтобы просмотреть недавно ставших доступными для трансферов игроков ГДР, ждал неприятный сюрприз: один из них не мог присутствовать на матче, потому что их работодатель предоставил два билета на три человека. Вольфганг Карнат оставил билеты коллегам, но по дороге в Вену начал думать о том, как он все-таки может попасть на матч. Внезапно у скаута появилась идея: он взял с собой удостоверение Красного Креста и в день матча выдал себя за доктора, запрашивающего аккредитацию на матч. Каким-то образом ему это удалось. Карнат вспоминает об этом так: «Австрийцы думали, что я являюсь командным врачом сборной ГДР, в сборной ГДР думали, что я командный врач австрийцев».
Несмотря на то, что на стадионе присутствовали множество скаутов и менеджеров Бундеслиги, Карнат сумел сблизиться с игроками сборной ГДР больше, чем кто-либо еще. Теперь, когда он был так близко к полю, нужно было использовать это преимущество в свою пользу. Во втором тайме скаут сделал свой ход: Карнат сел на скамейку запасных сборной ГДР, не будучи замеченным тренером национальной сборной Эдуардом Гейером, который, очевидно, был больше обеспокоен тем, что его команда проигрывала сборной Австрии 0:3.
Встреча в полночь
Через 15 минут Эдуард Гейер убрал с поля Маттиаса Заммера. По счастливой случайности, игрок «Динамо» Дрезден сел рядом с Карнатом. Заммер до сих пор помнит их встречу:
– Внезапно я сижу рядом с Вольфгангом Карнатом, который говорит, что он из «Байера» и что Райнер Кальмунд отправил его на это «задание». «Байер» решил первым делом поговорить с вами, мы должны встретиться сегодня вечером», – сказал мне Карнат, и это было действительно умно.
Карнат знал, что другие скауты свяжутся с игроками после матча. Он также знал, что четыре самых желанных игрока из ГДР – это Андреас Том и Томас Долль из БФК «Динамо» и Маттиас Заммер и Ульф Кирстен из «Динамо» Дрезден. Чтобы получить преимущество в переговорах, Карнат сказал Заммеру, что он может «дать адекватный совет» любому игроку сборной ГДР, готовому покинуть страну. Они решили встретиться в спортивной школе Линдабрунн в полночь. Заммер убедил товарищей по команде Ульфа Кирстена и Андреаса Тома присоединиться к этой встрече. Так Карнату удалось добраться до трех из четырех ГДР-овских игроков мирового уровня.
Защита трансферов
В последующие недели Райнер Кальмунд пытался воспользоваться преимуществом, которое дал ему Карнат. На следующий день после матча в Вене сборная ГДР вернулась в страну. Карнат и Кальмунд встретились в отеле в Восточном Берлине, чтобы поговорить о том, чего добился скаут. В тот же день Кальмунд решил нанести Андреасу Тому визит, чтобы убедить его присоединиться к «Байеру». После того, как они пообщались, Том сказал, что вполне может представить продолжение своей карьеры в команде Кальмунда.
Несколько дней спустя Тома пригласили в ТВ- шоу на интервью в Кельне. Кальмунд узнал об этом и поехал в Восточный Берлин, чтобы попасть на тот же рейс, что и Том. Случайно Кальмунду удалось заполучить билет на место в самолете прямо рядом с Томом. Во время полета он убедил Тома перейти в клуб. Нападающий присоединился к команде 1 января 1990 года. Он стал первым игроком, который официально перешел из Восточной Германии в Западную, не сбежав из ГДР. «Байер» заплатил 2,5 миллиона немецких марок БФК «Динамо», что сделало Тома довольно дорогим трансфером по тем временам.
Переход Ульфа Кирстена должен был состояться следующим летом. Нападающий «Динамо» Дрезден хотел присоединиться к «Бохуму», потому что получил в подарок радио от тогдашнего тренера «Бохума» Херманна Герланда. Однако «Бохум» тогда не мог позволить себе этот трансфер. У Кирстена было еще одно предложение: «Боруссия» Дортмунд тоже хотела подписать нападающего. Но в итоге «Байеру» и Райнеру Кальмунду удалось убедить нападающего присоединиться к «11 рабочим».
Гельмут Коль против
Маттиас Заммер также согласился присоединиться к «Байеру». Однако на тот момент канцлеру Германии Гельмуту Колю наскучили сделки «Байера» на трансферном рынке. Христианский демократ позвонил Райнеру Кальмунду и сказал, что тот не может просто скупать всех лучших игроков из ГДР. А когда два таких важных человека ведут между собой подобный спор, чаще всего побеждает тот, кто важнее. После телефонного звонка Кальмунд согласился, что Матиас Заммер не присоединится к его команде. А это означало, что будущий шкипер «Боруссии» Дортмунд подпишет контракт со «Штутгартом».
Карнат сожалел о том, что Заммер не присоединился к «Байеру». Сегодня он думает, что Кальмунд проявил слабость во время телефонного разговора с Колем. Когда его спросили, как бы тот трансфер игрока «Динамо» Дрезден повлиял на команду, Карнат ответил: «Это просто: «Байер» был бы непобедим в течение многих лет. Не было бы никакой проблемы обеспечить чемпионство Леверкузену с таким лидером, как Маттиас Заммер».
Еще одна вещь, в которой Карнат не соглашается с Кальмундом, заключается в том, чья была идея заключить контракты с игроками ГДР. Большинство немецких газет, которые писали об этих переходах, ссылаются на вышеупомянутую историю о том, что Кальмунду пришла в голову такая идея после падения Берлинской стены. Тем не менее Карнат говорит, что воспоминание Кальмунда ошибочно: «Я напомнил тогдашнему ему за пару недель до этого события, что нужно добраться до игроков ГДР на случай, если произойдет изменение политической ситуации».
Невозможно сказать, кто прав в этом конфликте. Однако статистика выступлений Андреаса Тома и Ульфа Кирстена показывает, что «Байер» поступил правильно, подписав этих двух игроков ГДР. Кирстен играл в клубе с 1990 года до окончания карьеры в 2003 году, забив 182 голов в 350 матчах Бундеслиги и сделав 42 передачи. Том играл в клубе всего пять лет, но статистика полузащитника также впечатляет: в 151 матче игрок забил 36 голов и сделал 41 передачу.
Автор перевода: Alexa S
Оригинал статьи: BundesligaFanatic
***
Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!
Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!
Фото: Gettyimages.ru/Maria-Luisa Pirrottina; transfermarkt.de; globallookpress.com/imago sportfotodienst
Было бы забавно, если бы представитель "Байера" назначил полночную встречу не в спортивной школе, а у какой-нибудь аптеки)