11 мин.

Культ самой черной формы: вероятно, появилась из-за опечатки, фанатов бесят изменения и цена (до $200), ее носят принц Гарри и Дрейк

Но футболка не всегда была черной.

Сборная Новой Зеландии примагничивает внимание даже тех, кто равнодушен к регби: завораживающий танец хака, самый высокий процент побед среди спортивных команд, особая культура, об эффективности которой пишут книги и рассказывают топовые бизнесмены.

Еще один яркий символ сборной – нетипичное для спортивной команды черное джерси (настолько черное, что в 2014-м году adidas продавал его через слоган «самая черная футболка в истории»).

В Англии и США джерси All Blacks так же популярно, как футболка «Лейкерс» или бейсболка «Чикаго Буллз». Наверняка твой любимый актер или музыкант хоть раз появлялся в черном джерси All Blacks: только за последние годы футбу примеряли принц Гарри, Робби Уильямс, Дуэйн Джонсон, Тейлор Свифт, Эд Ширан, рэпер J.Cole, певец Найл Хоран, аквамен Джейсон Момоа, Снуп Дог и Дрейк (ладно, эти двое не в счет).

Некоторые из списка носили джерси во время концертов в Окленде в качестве комплимента Новой Зеландии, но далеко не все: тут есть и болельщики All Blacks и те, кто выбрал футболку из-за невероятно стильного дизайна.

Никто точно не знает, почему у Новой Зеландии черная форма. Возможно, чтобы футболки не приходилось постоянно стирать

Черная форма такая же старая, как сама новозеландская сборная. 

Сейчас сложно поверить, но Новая Зеландия не всегда играла в черной форме. В 1884 году команда сыграла первый матч в истории против Австралии в Сиднее. Тогда форма была другая: ни один комплект той версии не сохранился, но исследователи установили, что она была темно-синего цвета. 

В 1892-м появился Новозеландский регбийный союз, который состоял из представителей региональных команд. Первое собрание состоялось через год, на нем выбирали герб, символику и цвет формы. Определиться требовалось как можно скорее, потому что команде предстояла первая в официальном статусе поездка в заграничный турнир по Новому Южному Уэльсу (штат на востоке Австралии).

Сборная в 1884 году

Право выбора расцветки доверили одному из самых авторитетных и возрастных игроков сборной – Томасу Эллисону. Мужчина выбрал черный цвет футболки, кепки, шорт и носков, а также серебряный папоротник в качестве символа. Кстати, папоротник – такой же важный элемент формы, как ее цвет. Серебристый папоротник растет только в Новой Зеландии и считается неофициальным символом страны, он присутствует на гербе и на монетах. Неоднократно лист папоротника предлагали поместить на флаг страны (последний референдум был в 2015-м), но пока этого не случилось.

До сих пор точно неизвестно, почему Эллисон выбрал черный. По одной версии, он выбрал цвета клуба, в котором капитанил – Native (они тоже играли в черном). Есть гипотеза, что Томас предпочел черный, потому что на его фоне идеально выглядит серебряный папоротник (эту версию спустя годы озвучили родственники Эллисона). Точно нужно вспомнить, что черный и серебряный – одни из национальных цветов Новой Зеландии, наравне с белым и красной охрой.

Футболка 1905 года

Есть и самая простая, бытовая версия: новозеландцам предстояло длительное турне, и каждому выдали всего по одному комплекту формы – на черном цвете грязь была бы наименее заметна.

Прозвище All Blacks появилось из-за черной джерси. Или нет – история очень запутанная

All Blacks – броское прозвище сборной Новой Зеландии, которое превратилось в бренд: оно красуется в шапке официального сайта, в имени твиттера, и на логотипе сборной.

Многим кажется, что название появилось из-за черной формы. Но, возможно, это не так.

Точно известно, что прозвище All Blacks возникло во время тура новозеландской сборной по Британским островам и Франции в 1905 году. Приезд регбистов в Британию вызывал ажиотаж, поэтому турне сборной освещала местная пресса. Именно в газете Daily Mail впервые появился псевдоним All Blacks.

По главной версии, все очень логично – газета назвала так новозеландцев, потому что они играли в черной форме.

Картина Френка Джилета, 1905 год

Другую версию в 1955-м рассказал Билли Уоллес – звезда регбийной сборной начала XX века: «Мы играли с местным «Хартлепулом» и выиграли 63:0. После игры я поговорил с репортером Daily Mail, и он сказал, что наши форварды пасуют так же хорошо, как игроки задней линии, поэтому он хочет назвать нас All backs. Но случилась небольшая ошибка при распечатывании тиража, поэтому, когда мы приехали на следующий матч в Сомерсет, на прилавках была газета с заголовком: «Приходите смотреть на игру All Blacks».

У этой истории была мощная добивка: дальше сборная поехала на матч в Ирландию, и призрак нового имени не отпускал команду. «Местные газеты написали о нашем приезде, – рассказал Уоллес. – И люди пришли на тренировочное поле посмотреть на нас. Я помню, как они шептались: «Черт, они белые, нас обманули!». Они думали, раз в газете написано all blacks, то мы чернокожие!».

C 1999-го джерси делает adidas. В их контракте с новозеландской сборной есть очень странный пункт

Во второй половине XX века форму для All Blacks шила новозеландская компания Canterbury International. Но в середине 90-х чиновники NZR (Новозеландский регбийный союз) задумались о коммерциализации сборной и начали поиск нового технического спонсора.

Игрок сборной Новой Зеландии Дейв Ловеридж в 1983-м

Сначала возник вариант с Nike. В 1996-м Nike занимал доминирующее положение в НБА и НФЛ и искал новые рынки. В шорт-лист попали три варианта: новозеландская сборная по регби, сборная Бразилии по футболу и талантливый гольфист Тайгер Вудс (на тот момент ему был всего 21 год). Nike поразмышлял и решил, что Тайгер Вудс перспективнее регбистов.

Новозеландцы долго не расстраивались и уже в 1999-м подписали 10-летний контракт с adidas. Немцы согласились на гигантские по меркам регби деньги (около 10 млн долларов в год), но поставили жесткое условие: сборная должна поддерживать космический процент побед (точная цифры неизвестна, но инсайдеры сообщают, что в контракте есть пункт о 75%).

До сих пор неизвестно, какие санкции наступят с уменьшением процента – весь XXI век Новая Зеландия играет на элитном уровне и почти не проигрывает.

У фанатов много претензий к джерси от adidas: высокая цена, слишком часты апдейты, убрали белый воротничок ради маркетинговых целей

Для новозеландцев футболка регбийной сборной так же священна, как доспехи для рыцаря. Поэтому, когда adidas что-то меняет или усовершенствует, фанаты моментально набрасываются с критикой.

Первые решения adidas действительно были радикальными. Сначала немцы убрали белый воротничок, который присутствовал на форме больше ста лет. В 2007-м adidas обновил фасон и сделал джерси облегающей и приталенной. Накаченные игроки не заметили разницы, а вот болельщики, которые находились не в такой идеальной форме, ощутили дискомфорт.

В 2012-м NZR нашел первого за долгое время спонсора – американскую страховую компанию AIG, логотип которой поместили на грудь. С присутствием спонсора болельщики смирились, но явно не ожидали, что логотип будет настолько крупным.

В 2011-м adidas вернул белый воротничок (с ним сборная завоевала Кубок мира), а через три года снова убрал и подготовил новый удар – поменял цвет логотипов на футболке с белого на темно-серебряный. Немцы постарались ради броского слогана: «самая черная форма в истории». Но фанаты не заметили слоган и тосковали по воротнику: новозеландское медиа Stuff узнало мнение болельщиков: 50% выступили за возвращение белого воротничка и только 24% - за чистоту черного (остальные воздержались).

Кстати, постоянные апдейты тоже не очень нравятся фанатам. Точнее, их раздражают не новые версии джерси, а высокая цена.

Один из самых известных фанатов All Blacks Кристиан Виу (про него даже выходил репортаж на новозеландском телевидении) написал в фейсбуке (20 тысяч фолловеров) гневный пост о высокой цене на форму: «Ежегодно я трачу около 1,5-2 тысяч долларов на покупку атрибутики All Blacks. Я покупаю не так много, просто продукция достаточно дорогая. Каждый раз я сомневаюсь, стоит ли ее покупать, но в итоге даю слабину».

В 2018-м популярный новозеландский сайт stuff.co.nz подсчитал, что с 2007-го по 2018-й adidas выпустил 9 версий джерси. При средней цене в 150 долларов за один экземпляр покупка всех версий обошлась бы 1350 долларов.

«Почти каждый год они выпускают новую форму с парой косметических изменений. Давайте называть вещи своими именами – больше всего это похоже на попытку adidas и NZR вытянуть деньги из болельщиков», – пишут на stuff.co.nz.

Несмотря на постоянный хейт, болельщики ежегодно раскупают джерси. Вот что говорит Род Дьюк – управляющий директор новозеландской сети магазинов Rebel Sport:

«Популярность футболок All Blacks всегда удивляет меня. Джерси пользуются огромным спросом, в несколько раз выше, чем вся остальная спортивная одежда. Особенно перед крупными турнирами – люди раскупают футболки, не обращая внимания на цены».

В 2019-м джерси для новозеландцев задизайнил Йоджи Ямамото. Игроки в восторге, а футболка бьет рекорды продаж

В конце 2018-го в adidas прислушались к фанатам и приготовили кое-что радикально новое: разрабатывать форму к Кубку мира-2019 пригласили культового японского дизайнера Йоджи Ямамото.

Компания не случайно выбрала именно Йоджи: для японского дизайнера черный – особенный цвет. Во время Второй мировой войны отца Йоджи силой забрали в армию – и он погиб. С тех пор мама Ямамото носит только черную одежду. Это повлияло на дизайнера, поэтому все вещи в его коллекциях черного (иногда – темно-синего) цвета.

Но во время работы над новозеландской формой Ямамото сфокусировался не на цвете, а на деталях.

«Мы хотели создать форму, которая объединяет культуру Японии и народа маори, – объяснил Ямамото. – Мы использовали нарисованный от руки папоротник, который очень важен для новозеландцев. Мы хотели, чтобы папоротник символизировал наследие и всех тех игроков, которым довелось носить эту футболку».

Йоджи глубоко погрузился в изучении культуры маори, даже консультировался с новозеландским советником по вопросу майори Люком Кроуфордом. «Мы говорили с Йоджи. Мне кажется, что его захватила история маори и он понял, насколько символична для нас футболка сборной. Поэтому он создал действительно красивый дизайн», – рассказал Кроуфорд.

Результат – лучшее джерси за время сотрудничества adidas и NZR. Новую форму презентовали в июле, вместе со стильным видео.

Матово-черная футболка украшена тремя серебристыми символами, симметрично расположенными на груди: лого adidas, папоротником и эмблемой Кубка мира. На правом рукаве – небольшое лого RWC (символизирует три победы новозеландцев на Кубке мира – в 1987-м, 2011-м и 2015-м).

 Новая версия формы стала на 25% легче и полностью бесшовной.

Новую форму оценили не только игроки, но и фанаты. Несмотря на высокую цену (150-200 долларов), новозеландцы выкупили все комплекты – многие магазины делали дозаказы.

Вдохновившись стильным дизайном, новозеландцы промаршировали в полуфинал Кубка мира, где проиграли англичанам.

***

Джерси сборной Новой Зеландии невероятно стильное. Редкий для спортивных команд черный цвет сочетается с минималистичными серебряными логотипами и экзотичными папоротником. Но стильных форм много, а великими становятся единицы.

Джерси Новой Зеландии стало легендарным благодаря команде All Blacks: когда наблюдаешь (пусть даже раз в год на ютубе) за сгустками энергии во время исполнения хаки и мужиками, которые десятки лет удерживают статус лучших в мире, то ощущаешь, что перед тобой особенная команда. И черная форма передает чуточку этого величия, даже если мяч для регби ты не отличаешь от мяча для американского футбола.

Фото: Gettyimages.ru/Sandra Mu, Hannah Peters, Ross Setford, David Rogers, Chris Ratcliffe, Hannah Peters; newrugbykits.comen.wikipedia.org