Роберто Розетти: «Ничего не знаю о том, чтобы российские судьи были замешаны в договорных матчах»
Роберто Розетти долго размышлял над предложением Сергея Фурсенко возглавить российский судейский корпус и в итоге минувшим летом все же принял его. Работа над репутацией, противостояние договорным матчам, принятие важных решений и просто приятные приключения итальянца в России – в блоге журнала PROспорт.
Первое предложение поработать в России Розетти получил еще в декабре прошлого года. Роберто полгода как закончил судейскую карьеру и теперь трудился в итальянском судейском комитете, курируя серию B.
– На самом деле для меня это было гораздо больше, чем просто контракт – это был мой первый опыт менеджерской работы, поэтому я посчитал, что уходить посреди сезона будет неправильно, и решил довести начатую работу до конца. В июне сезон в Италии закончился, и я получил новое предложение от президента РФС Сергея Фурсенко. Предложение показалось мне очень интересным, и это не пустые слова. Серьезный проект, работа в хорошо знакомой мне области, амбициозные цели, ну и отличный международный опыт. Для меня это было большим вызовом, отличной возможностью сразу показать, чего я на самом деле стою. Я загорелся этой идеей.
- Что вас больше всего удивило, когда вы только приступили к работе в России?
– Во-первых, энтузиазм, который я здесь увидел. Российские судьи действительно хотят доказать, что они профессионалы и могут работать на высоком уровне, качественно не уступая своим западным коллегам. Согласитесь, очень хороший знак. Во-вторых, условия работы – в России они просто превосходные. Это касается и инфраструктуры, и технологий, и людей, которые меня окружают. В-третьих – и это, к сожалению, не самый приятный момент – пробки повсюду, ездить на машине здесь просто невозможно.
- При всем этом вам предстоит работать с судьями – людьми, у которых в России по умолчанию не самая лучшая репутация.
– Репутация – это действительно серьезная проблема. Но мы уже начали работу над тем, чтобы общественное мнение в этом вопросе начало меняться. Сейчас мы полностью самостоятельны, независимы и беспристрастны. Впереди у нас много работы, и ее итогом должно стать доказательство профессиональной состоятельности российских арбитров. Ну, а достичь эту цель можно только одним способом – принимать правильные решения на футбольном поле. Только так, и никак иначе – поверьте моему опыту.
- РФС создал департамент по выявлению договорных матчей, но его глава Анзор Кавазашвили в интервью говорит, что не верит в возможность победить эту проблему. Не хотите ему помочь?
– Разумеется, бороться с этой проблемой нужно всем вместе. Я вам гарантирую, что наш департамент будет предельно внимателен, и если нами будет замечено что-то подозрительное, молчать об этом никто не будет.
- Очевидно, что этого недостаточно, и нужно предпринимать более решительные шаги.
– Простите, но ведь я не полицейский. У меня совсем другие полномочия. Но если в процессе их исполнения я смогу оказаться полезным тем, кто ведет борьбу с договорными матчами, не сомневайтесь – я сделаю все от меня зависящее.
- Разговоры о недобросовестности судей не стихают ни на минуту. Что с этим делать?
– Стоп. Разговоры не стихнут никогда. Люди вообще очень любят поговорить о чем-нибудь, но зачастую это разговоры, за которыми ничего не стоит. Лично я ничего не знаю о том, чтобы российские судьи были замешаны в истории с договорными матчами.
- Проблема, о которой мы говорим, несколько лет назад вскрылась в Италии. Как там сейчас с этим дела?
– Все судьи в Италии чисты. Ни один рефери в этом не замешан.
- А если брать проблему договорных матчей глобальнее?
– Какие-то разбирательства там периодически возникают. Но это абсолютно не мои проблемы.
Белоснежная приталенная рубашка подчеркивает и без того эффектный бронзовый загар Розетти. Он четыре года подряд признавался лучшим арбитром Италии, и теперь стремится стать лучшим на своей новой работе. Закатывая рукава, Роберто повторяет свой главный принцип: I’ll do my best.
- Расскажите о системе мотивации судей, которая существует в Италии. Что вы собираетесь применять в России?
– В Италии система точно такая же, как и в других больших футбольных странах, основана на рекомендациях УЕФА. Теперь эта система будет действовать и в России. Работать должны только лучшие судьи. Если судья хорошо отработал матч, значит, мы обратимся за его помощью и в дальнейшем. Важно и то, в какой форме находится рефери в данный конкретный момент. По сути, это напоминает взаимоотношения тренера и игрока. Хорошо сыграл в прошлом матче, усердно тренируешься и набрал отличную форму – ты на поле. Провел не лучший матч, запустил себя – извини, сегодня в составе кто-то другой. Для судей, как и для игроков, возможность чаще выходить на поле – лучшая мотивация.
- За время работы здесь вам удалось понять, в чем главная проблема российских судей?
– Я предпочитаю говорить не об одной проблеме, а о комплексном решении всех существующих. Мы разработали новую систему физической подготовки арбитров с индивидуальным подходом в зависимости от особенностей организма. Мы проводим семинары, главная задача которых – техническая подготовка. Но это еще только начало пути, в дальнейшем мы придем к той системе, которую давно и эффективно используют ведущие страны.
- Какое решение из тех, что вы уже успели принять в России, далось труднее всего?
– Я бы снова немного сместил акцент и говорил бы не о сложных решениях, а о важных. К таким, например, относится принятие судейской конвенции УЕФА – она гарантирует сохранение независимости судейского корпуса, предусматривает определенные дотации и еще ряд важных моментов. В ведущих европейских странах она уже была принята, и мы не должны отставать.
- Одно из самых обсуждаемых судейских решений этой осени – не переносить матч «Крылья Советов» – «Динамо». Вам приходилось оказываться в ситуациях вроде той, что была в Самаре?
– Точно такую же не вспомню, но я оказывался в других, казалось бы, невероятных ситуациях. Например, мне приходилось останавливать римское дерби. Произошло это по ходу второго тайма – на трибуны каким-то образом просочилась информация о том, что полицейская машина якобы насмерть сбила ребенка. Начались волнения, обещавшие обернуться непоправимыми последствиями. Я приостановил матч, но по настроению и трибун, и самих игроков стало ясно, что продолжать его нет смысла.
Когда до Италии добрались новости о том, что Розетти хотят видеть в России, многие сомневались, сможет ли он работать вдали от своей семьи, от ставшего родным Турина. Роберто действительно долго размышлял и в итоге удивил всех еще больше, отправившись в Москву с женой и двумя дочками.
- Как проходит ваш обычный московский день?
– Я просыпаюсь в 7 утра, затем отвожу своих дочек в школу, а сам еду на работу – добираюсь часам к 9-10, в зависимости от пробок. Во время обеденного перерыва я предпочитаю заниматься спортом. После этого я возвращаюсь в офис и продолжаю работать – смотрю видео, обсуждаю с коллегами какие-то проблемы, делаю что-то еще. Ну, а вечером я возвращаюсь домой. На выходных я смотрю матчи, часто выбираюсь на стадионы. Такая у меня работа.
- С какими-то еще проблемами в Москве, кроме постоянных пробок, столкнулись?
– Нет, это самая большая проблема. Периодически я спускаюсь в метро – просто потому что так будет быстрее, чем на машине. Какие-то другие проблемы в голову и не приходят.
- Вашей семье комфортно здесь?
– Да. Моей жене нравится в Москве, она уже много где успела побывать. Моим дочкам поначалу было нелегко: новая школа, новые люди – ну, вы понимаете. Но сейчас все хорошо. Время от времени мы летаем в Италию – навестить родителей.
- Вы говорили, что работаете по 15 часов в день. Получается, на семью времени остается не так уж и много.
– Ну, я же не всегда столько работаю. Да и потом моя семья уже привыкла к тому, что может подолгу не видеть меня – когда я работал судьей, меня могло не быть дома по несколько дней. Жена и дочки понимают, что сейчас я занимаюсь тем, что мне по-настоящему нравится, и это очень важно. Работа-мечта, поддержка и любовь дома... Я счастлив.
- Где пройдут ваши следующие счастливые каникулы?
– На рождественские праздники мы поедем в Италию. Ну, а следующим летом планировали поехать в Калифорнию, надеюсь, нам удастся выбраться в американское путешествие. А еще в следующем году я бы хотел принять участие в каком-нибудь марафоне в Москве. Я ведь люблю спорт – думаю, это будет здорово.
О чем пишут в микроблог ваши друзья?
Очень грамотная иллюстрация к заглавному высказыванию: «Тсс-с»)