Соцопрос из отчета «Шахтера»: работа над ошибками
Пока новые темы зреют и наливаются занятными подробностями - маленький досыл к предыдущей. Хоть она и скрылась уже за лигочемпионским поворотом, но кое-что в ней оставалось для меня неясным. Теперь вот если не встало на свои места окончательно, то хотя бы получило удовлетворительное объяснение...
Честно говоря, я не люблю, когда чей-то впечатляющий успех объясняют какими-нибудь низменными и прозаичными причинами: "все куплено", "сверху позвонили", "распиарили пустышку" и так далее. Меня от этого коробит - не потому, что это всегда такая уж неправда (часто таки правда, к сожалению), а потому что это почти всегда вывод из мировоззрения говорящего, а не из его анализа ситуации.
Только уж больно красивы и лестны были данные соцопросов в последнем отчете донецкого "Шахтера". Разбирая отчет на прошлой неделе, я более-менее автоматически принял их за чистую монету – по крайней мере, до тех пор, пока не доказано противоположное. Но неясный зуд на эту тему остался.
Успокоился зуд удивительно просто и быстро – достаточно оказалось чуть внимательнее поинтересоваться, что представляет собой исполнитель соцопроса, Research & Branding Group. Догадка, к сожалению, подтвердилась. В Украине R&B Group имеет устойчивую репутацию компании, как минимум тесно связанной с Донецком и "Партией регионов" (как максимум - "карманного" соцопросника), а ее основатель и руководитель Евгений Копатько четырнадцать лет руководил главным "Донецким информационно-аналитическим центром", пока не основал в R&B в Киеве в середине нулевых...
Рыться в этих полуслухах-полудоказательствах не то чтобы очень приятно, но даже официальных фактов вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что будь у "Шахтера" желание, он мог бы выбрать себе и более беспристрастного "аудитора". (В то время как между "Зенитом" и Nielsen никто, кажется, иной связи кроме "заказчик-клиент" не находил.)
Ну а мне остается найти позитивное зерно в собственном недосмотре: подписывайтесь на блог, упущенные в полноразмерных историях поправки и детали в нем обязательно будут появляться. Хоть бы и спустя неделю.