9 мин.

Сопкаст – легенда спортивного пиратства. С ним РПЛ теряла по 70 млн рублей в месяц и стала мемом

Разбираемся в феномене сопок.

В 2019 году платные сервисы давно стали привычными. Легальные платформы работают значительно лучше, чем в начале десятых, и приучили юзеров к небольшим ежемесячным списаниям. Музыка, кино, сериалы, видеоигры, даже спортивные трансляции – рынок лицензионного контента с каждым годом чувствует себя все увереннее и увереннее. Ожидается, что в этом году только легальные видеосервисы в России заработают 34,2 миллиарда рублей, и каждые 12 месяцев эта цифра будет только расти.

Но при всем этом под гайдом Sports.ru по АПЛ на Okko самым заплюсованным комментарием стал «Какой-то неполный текст, где ссылки на сопкасты и Acestream? АПЛ в итоге все равно бесплатно смотреть будем». Призыв поддержали более 400 человек, наверняка к ним примкнули и те, кто попал под техпроблемы Okko во время матча «МЮ» – «Челси».

Сейчас мы чуть-чуть поностальгируем по сопкам, но повторяем: пиратство – зло, пользоваться легальными сервисами – правильно и естественно.

Как появился сопкаст в России?

Sopcast (расшифровывается как Streaming over P2P Broadcasting) – программа для видеотрансляций с пользователями по пиринговой сети. Впервые технологию P2P использовали еще в 1994-м, а непосредственно сопкаст появился в Китае в 2004-м.

«С этой технологией SopCast позволяет каждому человеку или организации с собственным медиаконтентом построить собственную телевизионную платформу. С минимальными затратами, без ограничений по регионам или количеству каналов», – романтично описывали задачу разработчики. В Urban Dictionary о них рассказали не так классно: «Сопкаст – P2P-программа, которую используют жмоты, которым не по карману Sky Sports».

Первое упоминание о сопкасте на русском языке можно найти на Хабрахабре в 2008-м. «Наверное, многие из вас слышали о таком понятии как «Интернет-ТВ», но никогда не использовали его. Вчера по одному австрийскому каналу транслировали в прямом эфире матч сборной Казахстана и Австрии. Что делать, если у меня нет такого канала в телевизоре? Ответ – конечно, скачать программу Sopcast и найти соп-ссылку на этот канал. Качество картинки отличное», – писал в апреле пользователь Ragazzo.

Однако первый сайт-агрегатор спортивных трансляций создали за два года до поста на Хабре. LiveTV.ru появился в 2006-м, но тогда не получил широкого распространения. Нужно пояснить контекст: в этом же году Владимир Путин поручил провести интернет во все школы России, скорость тогда составила 128 кБ/с. Доступ к сети имели лишь 23% или 26 миллионов жителей страны. 4,5 миллиона интернет-юзеров проживали в Москве, это 17% от общего числа – представьте себе распространение информации всего 13 лет назад. Конечно, о хороших веб-трансляциях никто не думал.

После запуска LiveTV подтянулись и другие сервисы – в 2007-м появился Gooool.org, в 2008-м Football-russia.blogspot.com (администраторы и модераторы сайтов не ответили на несколько запросов Sports.ru). Примерно в это время название программы вошло в сленг футбольных болельщиков и превратилось из SopCast в сопку.

Величие нелегальных трансляций с развитием широкополосного интернета росло, все больше операторов давали такую скорость, чтобы поддерживать загрузку онлайн-видео. Создатель LiveTV Павел Никитин тогда говорил, что дневная аудитория сайта – 10-15 тысяч человек, в пиковые моменты доходит до 45 тысяч при 30 тысячах зарегистрированных аккаунтах.

На том же Хабрахабре в 2010-м пользователь GraDea подробно расписал причины, почему он выбирает программы по типу сопкаста. «В связи с улучшением тарифов наших провайдеров (сейчас 2,5 мбита за 450 р.) я заинтересовался интернет-телевидением. Меня привлекает два момента: возможность смотреть спортивные трансляции, которых у нас нет или есть только на спутнике («НТВ-Плюс»), и возможность смотреть англоязычные каналы, так как есть желание научиться понимать английскую речь», – сообщил автор.

Как сопкаст стал великим

На старте десятилетия людей из рунета привлекала бесплатность и качество. У сопкаста тогда не было конкурентов. Русские телекомпании только заходили в интернет и на сайтах ограничивались правами, которые были у каналов. Например, ВГТРК запустил Sportbox.ru в 2007-м, но не показывал там топовые матчи. У «НТВ-Плюс» интернет-сервис с трансляциями появился вовсе в 2010-м, был и остается платным (75 рублей за игру) и этим отталкивает посетителей.

Пользователей LiveTV не волновали мелочи вроде оплаты и геоблока, они находили бесплатные сопки на каждую игру в любой точке мира. В том же посте на Хабре GraDea уточнил: «Вспоминаю первые трансляции СпортБокс. Должны были показывать какой-то суперматч, но наплыв посетителей был огромен и нормально посмотреть почти никто не смог». Забавно, что теперь Sportbox.ru принадлежит субхолдингу «Матч ТВ» и до сих пор не избавился от проблем с показом.

В честь сопкаста в интернете переименовали Премьер-лигу

Популярность сопкаста переросла в мемы. В 2011-м титульным спонсором Премьер-лиги стала страховая группа СОГАЗ, и в блоге «Кожаная сфера» на Sports.ru придумали альтернативное название РФПЛ – «Сопкаст-Чемпионат России». Автор нейминга добавил в комментариях еще и свежий логотип – рядом с классическим футбольным мячом появились два сетевых кабеля. Прозвище «Сопкаст-Чемпионат России» еще долго использовали и в другом фанатском месте силы – ЖЖ-сообществе ru_football.

В 2013-м правообладатели впервые серьезно ударили по сайтам с нелегальными трансляциями. Чтобы избежать претензий, старейший агрегатор пиратских сопок LiveTV переехал на домен .sx (на Антильских островах) и был вне досягаемости Роскомнадзора.

Но через год «Наш футбол» дотянулся до сайта и выиграл дело против LiveTV. Штраф в 88 миллионов рублей наложили на того же Павла Никитина, а Василий Уткин радостно твитнул: «Сегодня в Хорошевском суде раз и навсегда вздрючен livetv. Там больше никогда и ни в каком виде не будет НашФутбола, плюс деньги, конечно».

А еще через год по иску «Лиги-ТВ» Роскомнадзор забанил LiveTV и еще 11 сайтов с незаконными трансляциями. Его месячная аудитория к тому моменту достигала четырех миллионов уникальных посетителей (больше, чем у топовых спортивных медиа), а убытки Премьер-лиги только от работы одного агрегатора составляли 70 миллионов рублей в месяц.

Конечно, «Наш Футбол» и даже «Матч! Премьер» все еще в реестре LiveTV и показывают игры чемпионата России и эфир платных каналов «Газпром-Медиа». Сопкаст и сейчас – главный синоним пиратских трансляций. Свежие сопки можно найти на сайтах-агрегаторах, нужные ссылки выкладывали, в том числе, с последнего матча «Спартака» и ЦСКА. Сопкаст пережил аналогичный сервис Justin TV и соперничает только с Ace Stream.

Последнюю платформу, кстати, придумали разработчики из России. Они до сих пор ведут страницу во «ВКонтакте» и отвечают пользователям на претензии по вещанию. «Сколько раз еще нужно повторить, что мы не занимаемся трансляцией каналов? Если на каком-то сайте что-то не показывает, то, пожалуйста – задавайте вопросы поддержке/администрации этого сайта, а не нам», – нервно писали создатели Ace Stream.

Есть ли сопкаст в других странах или такая любовь только в России?

В Штатах и Европе тоже борются с пиратством. Например, исследование SMG Insight показало, что в Англии 54% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет смотрят спорт нелегально и не видят в этом ничего плохого. При этом в аудитории старше 35 лет ищут пиратские стримы всего 4%. Тенденция ясна: у миллениалов нет денег, чтобы оплачивать дорогие пакеты BT и Sky Sports, но пока неизвестно, сохранят ли они любовь к незаконным стримам, когда смогут позволить спутниковое ТВ.

Такая же проблема в США. Да, за четыре года НФЛ и НБА вдвоем получат от телевидения свыше 40 миллиардов долларов. Но суммарная выручка сайтов-агрегаторов пиратских трансляций тоже превысила 100 миллионов долларов, а их посещаемость лучше, чем у веб-ресурсов Fox Sports и TNT. «Один рестример рассказал, что целый год тратил по 8-10 часов в неделю, чтобы создать софт, который бы копировал 95% спортивных трансляций с сайта русского онлайн-букмекера», – пишет автор Yahoo! Sport Генри Бушнелл.

При этом в Штатах используют именно стримы и не пользуются дополнительными программами. В 2007-м на форуме Digital Spy юзеры обсуждали, как смотреть спортканалы, и дружно назвали TVUPlayer и TVAnts. На вопрос о подводных камнях сопкаста, один из опытных зрителей ответил: «Только один раз нашел работающую сопку для спорта».

Теперь же людям не нужны дополнительные навороты для просмотра. По оценке Facebook, каждый пятый пользователь интернета смотрит спорт в социальных сетях. Yahoo! Sport добавил, что представители крупнейших североамериканских лиг недовольны борьбой веб-корпораций с пиратскими видео. В 2016-м в том же фейсбуке 700 тысяч человек посмотрели класико «Барселоны» и «Реала», и, по всей видимости, никто не прикрыл нелегальный стрим.

***

Почему в России до сих пор пользуются сопками – очевидно. Любой комментатор Sports.ru легко сформулирует причины – «Слишком дорого» и «Русский футбол/телевидение не готово к тому, чтобы отдавать за них деньги». Есть и третий пункт. С монополией «Матч ТВ» на лучшие трансляции получается, что зритель как бы платит за просмотр дважды – налогами и непосредственно «Матчу». Безусловно, помимо показа спорта деньги из казны идут на обустройство дорог и бесплатную медицину, но с этой логикой людей, отказывающихся покупать трансляции, уже ничего не сделать.

Прошло уже 13 лет с появления сопок в России, а индустрия целиком все еще не развилась до приличного, по мнению потребителей, уровня. И непонятно, проблема в индустрии или в нежелании пользователей платить, когда есть привычный нелегальный аналог.

Фото: РИА Новости/Ria Novosti/Kremlin/Dmitry Astakhov; Gettyimages.ru/Stu Forster; РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Mike Ehrmann