У Гризманна уникальный отец. Он прокачал карьеру сына и при этом до пенсии работал уборщиком
Не показывайте Неймарам.
Этим летом «Барса» отдала за Гризманна 120 млн евро, что подтвердило статус француза как одного из главных игроков мира. Казалось, что мы полностью изучили Антуана (например, по роскошной документалке Netflix), но мы знаем не все о самом важном человеке в его жизни.
Недавно мы писали про маму Адриена Рабьо и отца Неймара. Они выполняют функции агентов: выбивают из клубов зарплаты и бонусы и скандалят в медиа. Мы привыкли к таким персонажам и немного забыли, что родители суперзвезд бывают другими.
Яркий пример – Ален Гризманн, отец Антуана. Он до сих пор живет в небольшом рыбацком городке во Франции, еще недавно работал уборщиком и в свободное время тренирует детей.
Отец сделал для Антуана деревянные ворота во дворе и устроил встречу со звездой «Лиона»
Антуан родился в городке Макон в 70 километрах от Лиона.
Его отец Ален работал в городском совете, благодаря этому семья (у Антуана старшая сестра Мод и брат Тео) жила в просторном двухэтажном доме. Как и у отца Неймара, главной страстью Алена был футбол. В молодости он недолго играл за местный «Макон», а после завершения карьеры по вечерам тренировал 13-летних пацанов из клубной школы.
Звездой клана Гризманнов был Антуан – вся семья обожала очаровательного белобрысого ребенка. Роли в семье распределились очень просто: мама беспокоилась за Антуана, старшая сестра Мод дружески шутила, Тео гулял с братом и рубился в футбол. Но именно отец сделал самое важное открытие в жизни Антуана.
Ален заметил, что ребенок постоянно возится с мячом, и смастерил для него деревянные ворота. Отец поставил их на баскетбольной площадке перед домом – следующие пару лет Антуан проводил там часы, набивая мяч и играя с Тео один на один. Сейчас это место первое в Маконе по популярности у иногородних туристов (второе – Северный стадион, там тоже Гризманн гонял мяч, но чуть позже).
Когда ребенку исполнилось пять, Ален начал возить его на стадионы. Вместе они сгоняли на игры «Марселя» (у пацана в комнате долго висело фото с «Велодрома») и «Монпелье». Но Антуана покорил «Лион» – одного похода на «Жерлан» хватило, чтобы влюбиться. Хотя в начале нулевых это было несложно: «Лион» доминировал во Франции и к 2003-му дважды подряд выиграл Лигу 1. С этого дня отец с сыном вместе ездили на все домашние игры «Лиона», иногда Алену приходилось отпрашиваться с работы, чтобы не огорчить ребенка.
Антуан восхищался звездой «Лиона» Сонни Андерсоном: пытался подражать бразильцу в игре и повесил над кроватью его плакат. Когда Гризманну исполнилось 10, Ален придумал сумасшедший подарок – организовал сыну встречу с Андерсоном. Он подговорил приятеля – физиотерапевта «Лиона» Патрика Перре – и бразилец приехал к замку Пиза, где семья отмечала юбилей на пикнике.
«Я никогда не видела Антуана таким счастливым, – вспоминает мама Изабель. – Он и так проводил с отцом много времени, а этот подарок еще сильнее сблизил их».
Гризманн мечтал стать профи – уже с пяти лет он тренировался в академии «Макона» (пацана взяли без помощи папы – тренеров впечатлила его техника). Антуан даже вел дневник, где фантазировал, как он в статусе суперзвезды отвечает на вопросы журналистов Canal+.
Но с реализацией мечты возникли проблемы.
Из-за роста Гризманну отказали несколько академий. Только папа боролся за него
Единственное, что отравляло счастливое детство Антуана – его маленький рост; он всегда был чуть мельче партнеров. Тренеры «Макона» постоянно хвалили пацана за дриблинг и скорость, но в основу ставили ребят покрупнее.
В 2004-м Гризманн дорос до команды U-13, которую тренировал Ален. Чтобы подбодрить сына, Гризманн-старший назначил его капитаном. «Я рассчитываю на тебя, мой мальчик, – сказал ему Ален. – Ты лучший в этой команде». Вместе с отцом-тренером Антуан поймал вдохновение и выдал лучший сезон в жизни и наколотил 60 голов в 30 матчах региональной лиги U-13.
Алена впечатлила игра сына, и он решил побороться за его карьеру. Летом 2005-го он занялся поисками футбольной школы покруче. Но в отличие от бати Неймара, Ален не требовал бонусов, отступных или особого статуса – он просто мечтал, чтобы его сына взяли в сильную академию.
Отец и сын ездили в «Сошо», «Сент-Этьен», «Метц», «Осер», но везде что-то не получалось. «Сент-Этьен» отменил просмотр из-за снегопада, скаутов «Сошо» смутил рост Гризманна.
После каждого отказа отец и сын возвращались домой поздно вечером, в темноте и тоскливом настроении. Обычно Ален старался развеселить сына: покупал в придорожном магазинчике его любимую еду и фантазировал о будущей карьере. «Эти кретины ничего не понимают. Ты особенный, ты будешь играть за сборную!» – убеждал Ален.
«Я старался держаться, говорил себе, что у тренеров были причины не брать меня, – вспоминал Антуан. – Но с каждым отказом становилось труднее. Я так сильно расстраивался, что не хотел ходить на просмотры – я заранее знал, как мне ответят. Если бы не поддержка папы, я точно сдался бы».
Больнее всего Гризманна ранил отказ «Метца». Антуан как обычно приехал на просмотр с отцом и сыграл с командой U-13, лидером которой был Миралем Пьянич. Антуан очень впечатлил директоров академии – Муэ и Перрену. Но их тоже смущал рост мальчика, поэтому они предложили гибридный вариант – форвард занимается у них в будние дни, а по выходным тренируется с «Маконом».
Антуан был в восторге, и все шесть часов до дома говорил о «Метце». А на следующий день счастье закончилось – из академии сообщили, что отзывают предложение. Когда Антуан узнал об этом, то зарыдал.
Родные бросились утешать парня, но в этот раз его ничего не радовало. Тогда Ален решил, что любым способом добудет для сына место в команде. «Я клянусь, что заставлю их передумать!» – пообещал он Антуану.
Ален в гневе позвонил Муэ и Перрену и несколько часов убеждал их передумать. Затем он отправил директорам рентгеновский снимок руки Антуана – доказывал, что мальчик отстает в физическом развитии только на год. Ему ничего не ответили, тогда Ален отправил в «Метц» лаконичное гневное письмо: «По-вашему, мой сын слишком мал? Хорошо, посмотрим, что будет через несколько лет!»
Через несколько месяцев случилось чудо – на турнире в Париже Антуана заметил испанский скаут Эрик Ольатс. Он устроил парню просмотр в «Реале Сосьедад» – в итоге сына пригласили в клубную академию. Гризманну пришлось уехать из дома за 900 километров и видеть родных всего несколько раз в год. Эту историю шикарно раскрыли в документалке Netflix.
Чтобы было дальше, вы знаете.
Еще недавно Ален работал уборщиком. После победы на ЧМ Гризманн позвал отца в раздевалку, а после трансфера в «Барсу» первым позвонил ему
После отъезда из дома прошло 14 лет. Родители Гризманна все так же живут в Маконе и чаще видят сына по телевизору, чем вживую. Первые годы Антуан выбирался домой в каждую паузу между играми, но после трансфера в «Атлетико» и создания семьи (у француза жена и две дочери) он приезжает в Макон раз в год на Кубок Гризманна, который проводится для детских команд.
Гризманн – суперзвезда, но его родители живут очень просто. Ален не переключился на работу агента, в которой ничего не понимает. Еще недавно он работал уборщиком. Чтобы увидеть игры сына на Евро-2016, взял двухнедельный отпуск. «Ален действительно ушел в отпуск, чтобы поддержать Антуана, – рассказала его коллега Аннис французскому Le Temps в 2016-м. – Но уже 12 июля (финал Евро играли 10 июля – Sports.ru) он возвращается: теперь я буду отдыхать, а он работать шваброй». В 2017-м Ален вышел на пенсию и тренирует команду U-13 в школе Макона.
Между отцом и сыном по-прежнему отличные отношения. Они созваниваются перед каждым матчем, а в 2014-м Ален признался, что почти не смотрит чемпионат Франции, зато бросает дела и мчится к телевизору, когда играет «Сосьедад». «Антуан все еще мой сын, – рассказывает Ален. – Когда он приезжает домой, то из суперзвезды превращается в простого парня из Макона. Мы болтаем с ним обо всем, и я всегда могу устроить ему взбучку, если он зарывается».
Антуан тоже не забывает о папе. 9 сентября 2017-го Ален отмечал юбилей, и сын специально приехал в Макон на пару дней. Кажется, лучшего подарка для Алена не придумать.
В 2018-м семья Гризманнов приехала в Россию поддержать Антуана: ходили на каждый матч Франции, а Ален параллельно выкладывал в инстаграм классные фото.
После победы на Кубке мира пришла очередь Антуана благодарить батю. Сразу после победы он отправил сообщение Диего Симеоне, а дальше праздновал в компании отца: позвал его в раздевалку (французские медиа опубликовали фото Гризманна-старшего в объятиях с Кубком мира), а через день уговорил пойти на Елисейские поля, где сборная отмечала победу в компании президента Макрона.
Удивительно, но Гризманн-старший впервые побывал на Елисейских полях и едва сдерживал восторг: «Это лучший день в жизни! Меня переполняла гордость за сына и удивление, что обычный работяга из Макона празднует с президентом».
Этим летом Гризманну снова требовалась поддержка – трансфер в «Барсу» двигался с гигантскими проблемами и в любой момент мог сорваться. «Я сидел дома и ждал звонка от агента, – вспоминает Антуан. – Как только он сказал, что переход состоится, я запрыгал от радости и позвонил папе».
Еще сильнее обрадовался Ален, который помнит весь путь сына – от рыдающего пацана, которого не хочет ни одна академия Франции, до игрока «Барселоны». От переизбытка эмоций отец заплакал. «Это пик его карьеры. «Барса» – лучшая из лучших, я слежу за ней со времен Кройффа и Стоичкова. Я не нахожу слов, чтобы описать, как я горд за сына», – рассказал он на следующий день.
Символично, что в приветственном видео для «Барсы» Гризманн упомянул наставление папы: «Мой отец в детстве говорил, что поезда проходят не один раз. Сейчас для меня пришло время принять вызов и отправиться в новом направлении».
Конечно, Ален приехал на презентацию сына в «Барсе». Отец сделал все, что мог – Антуан, не подведи.
Гризманн – футболист из будущего. Он сделает «Барсу» сильнее
Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill; instagram.com/antogriezmann (2,3,5); instagram.com/alaingriezmann (4,6)
Захотелось просто позвонить отцу.
С сожалением понимаешь, что у нас подобное почти невозможно. Если у тебя семья простых работяг, которая еле вывозит скромное существование, то в футбольной секции, с вероятностью 99%, ты будешь сидеть на замене под тем, кого предки привозят на люксовой иномарке, даже если ты лучше его по игре. Это если тебя вообще не выкинут из местной секции за неуплату каких-либо взносов, потому что семья не может в определенном отрезке времени позволить себе такую "роскошь". При этом кататься на просмотры в другие города - это вообще что-то на грани фантастики. А лучшее, что ты можешь сделать - учиться, заниматься саморазвитием и стараться помогать семье находя возможности как-то подзаработать