«Десять лет назад его от всех тошнило». Как Инфантино превратил ФИФА в мафиозную структуру
- Инфантино – хороший юрист и генеральный секретарь, но у него нет права быть президентом ФИФА. Он не заслуживает доверия для работы на этой должности. Десять лет назад его тошнило от ФИФА. Говоря «тошнило», я немного преувеличиваю, но все знают, что он все время критиковал эту организацию, - заявил в интервью L’Equipe бывший президент УЕФА Мишель Платини.
Все так, но Платини, которого сейчас снова вовсю трясут следователи, тоже несет ответственность за взлет карьеры ловкого швейцарского юриста. Именно Платини наделил его высоким статусом в УЕФА, что стало роковой ошибкой экс-президента. Независимые аналитики еще четыре года назад предупреждали: уровень профпригодности Инфантино под большим вопросом, а заявленные им реформы – пустой звук…
Управляющая мировым футболом ФИФА никогда прежде не собирала под своей крышей такого количества грязных людей, как при двух последних президентах, - Йозефе Блаттере и Джанни Инфантино. Коррупционные скандалы сотрясают ФИФА каждый год, каждый месяц, каждый день.
Вот яркие примеры из текущей реальности.Два года назад Инфантино самым беспардонным образом вмешался в выборный процесс, навязав в начальники членам Африканской конфедерации футбола не имевшего никакого авторитета мадагаскарца Ахмада. Ну что, Ахмад взялся за дело очень рьяно. Показал африканскому футбольному сообществу, как можно и нужно юзать административный ресурс в личных целях. В итоге был задержан французскими силовыми структурами и обвинен в коррупции. Расследование на данном этапе связано с контрактом, в котором фигурируют Ахмад, Puma и французская компания Tactical Steel.
В общих чертах: контракт с Puma стоил 312 тысяч евро, но был расторгнут в пользу Tactical Steel, которая за тот же объем услуг дала 1195603 доллара. Tactical Steel управляет Ромуальд Сейлиер, близкий друг Лоика Геранда, личного атташе Ахмада. Французские власти расследуют факты неуплаты налогов и наличия преступного сговора. Там, правда, еще и обвинения сексуального характера фигурируют, но это уже совсем другая история.Чтобы не потерять позиции и влияние в Африке, Инфантино (в нарушение устава, разумеется) решил посадить в освободившееся африканское кресло генсека ФИФА Фатму Самуру, вызвав недовольство со стороны членов АКФ, потому что всем понятно: Самура – «картонная» фигура с функциями марионетки. Замысел читается легко: Инфантино, осознавая шаткость своего положения (чтобы досрочно отстранить президента ФИФА от должности, необходимо иметь две трети голосов Конгресса), стремится сохранить доступ к рычагу, который поможет ему в будущем получать голоса африканских стран.
Футбол Африки, по-видимому, находится в таком серьезном кризисе, что помочь несчастному Черному континенту может только Большой Белый Человек Инфантино, добрый дядя Джанни и его шерпа Самура: «Вы, бедные маленькие африканцы, не умеете заниматься делами. Мы сделаем это для вас».
А теперь следите за руками: в марте 2016 года именно мадагаскарский чиновник Ахмад презентовал Инфантино сенегальскую сотрудницу ООН по Восточной Африке Самуру, не имевшую ровно никакого представления о футболе. Предложил ее кандидатуру на должность генерального секретаря ФИФА и получил «добро». Через год с подачи Самуры президент ФИФА, переломав через колено половину африканских ассоциаций, протащил Ахмада на трон Африканской Конфедерации футбола. Что было дальше, вы уже знаете.Маски сорваны: находящийся у власти прайд защищает свои интересы. Игра престолов, короче говоря. Много крови потечет вниз по Нилу, это неизбежно. Продолжаем наблюдение.
Стоит напомнить, что с 2004 года Инфантино был директором департамента УЕФА по правовым вопросам (при бывшем президенте Мишеле Платини), потом стал заместителем генерального секретаря, в 2009-м – уже и генеральным секретарем. На этих постах он тоже успел прилично наследить.
Ну, например. Как утверждает Süddeutsche Zeitung, в период правления Инфантино УЕФА не перечислял средства, предназначенные для Футбольной ассоциации Украины, на ее счет прямыми траншами. Деньги шли в офшорную компанию «Newport Management Ltd» (Британские Виргинские острова). При этом, что очень характерно, на протяжении многих лет в ФФУ рулили братья Григорий и Игорь Суркисы.
Швейцарский орган судебного надзора подтвердил в недавнем отчете, что Генеральная прокуратура страны проводит 25 уголовных расследований в отношении ФИФА и сотрудничает с коллегами из 15 стран. Расследование фактов коррупции получило новый импульс после решения Федерального уголовного суда в Беллинзоне. Стало известно, что тайные встречи федерального прокурора Михаэля Лаубера с Инфантино грубо нарушали статью 77 Уголовно-процессуального кодекса Швейцарии (StPO). При этом оба – квалифицированные юристы, то есть прекрасно понимали основы уголовного расследования, охватываемого этим законом.
Лаубер признал две встречи (март и апрель 2016 года), но не сообщил следствию о третьей. Оба фигуранта утверждают, будто не могут вспомнить ни место встречи, ни дату, ни ее содержание. Контактам между Лаубером и Инфантино способствовал прокурор кантона Вале Ринальдо Арнольд, давний друг и партнер Инфантино, который впоследствии был гостем ФИФА на чемпионате мира в России и получил лично от президента подарки в виде перелета на частном самолете, проживания в элитном отеле и пригласительных билетов (прямое нарушение кодекса этики и использования средств ФИФА).
При этом торговец футболом Инфантино на недавнем Конгрессе ФИФА в Париже переизбран президентом. Шоу прошло на высоком художественном уровне. Швейцарец был единственным кандидатом, и все-таки нашлись в здоровом коллективе два десятка ассоциаций, воздержавшихся от голосования. Поэтому в устав ФИФА были внесены важные поправки (члены 211 ассоциаций имели в своем распоряжении ровно 15 секунд, чтобы их внести). Теперь президент может быть избран старомодным способом – путем аккламации, то есть методом принятия решений без проведения голосования, основанным на одобрении решения аплодисментами.
Парижский конгресс ФИФА ярко подчеркнул проблемы, пожирающие мировой футбол. И обособил главную: Инфантино взял его под плотный контроль. Это читаемо и даже в какой-то мере логично, ибо современная ФИФА вывела коммерциализацию футбола на такой уровень, что национальным ассоциациям и деваться, в сущности, некуда. Да они и не собираются никуда деваться. Для них финансовые инъекции от доходов ФИФА – настоящий опиум. С этой иглы очень трудно соскочить.
Многие пороки, свойственные Инфантино, были не чужды и Блаттеру, но за последние четыре года его земляк ушел в мощный отрыв по уровню некомпетентности, непрозрачности, авторитаризма и коррупционности. Если говорить прямо, он превратил руководство ФИФА в подконтрольную ему криминальную организацию. Понятно, что никто внутри Большой конторы не говорит вслух о кризисах, скандалах и коррупции.
Между тем Комитет по этике ФИФА только в 2019 году получил сотни страниц обвинительных заключений по ставленникам Инфантино.
Уже четыре члена Совета ФИФА потеряли посты из-за обвинений в коррупции. Давидуи Чуна из Папуа-Новой Гвинеи запретили заниматься футболом в течение 6,5 лет. Квеси Ньянтаки из Ганы отстранен пожизненно. Серый кардинал азиатского футбола кувейтец шейх Ахмад ушел в отставку из-за обвинений в подкупе судом США. Главный немецкий футбольный чиновник Рейнхард Гриндель попался на сущей мелочи: принял в подарок дорогие часы от украинского товарища Суркиса.
Гриндель при этом был вынужден извиниться перед общественностью. Немцы показали всему футбольному миру, что принцип «своих не сдают» характерен только для криминальных братанов. За последние четыре года мне довелось неоднократно общаться с Гринделем как на конгрессах и исполкомах УЕФА, так и в офисе федерации во Франкфурте. Могу с уверенностью сказать, что он был самым слабым президентом за всю историю Немецкого футбольного союза. Не имел принципиальной позиции по системным проблемам ФИФА и УЕФА, не реализовал ни одной конструктивной инициативы по изменению системы управления, игнорировал нарушения норм УЕФА и ловко встраивался в политику Инфантино.
Коррупционный скандал вокруг президента ФИФА может стать не только карьерным крахом для главного федерального прокурора Швейцарии Михаэля Лаубера, но и наносит ощутимый удар по репутации руководства страны. Закулисные связи такого уровня беспрецедентны для истории мирового футбола. Стало быть, на повестке и такой вопрос: держит ли ФИФА в мертвой хватке не только мировой футбол, но и Швейцарию как государство? Будет ли швейцарская судебная система придерживаться принципиальной линии или ее авторитет и репутация упадут вместе Инфантино?
В конце концов, это гораздо больше, чем просто ФИФА: это доверие к конституционному государству. Отмечу такой интересный факт. Господин Лаубер принимал участие в мировом саммите по этике и коррупции в ФИФА в Цюрихе в 2016 году. Тогда федеральный прокурор публично поддержал мой доклад не только по систематическим нарушениям норм и регламентов во многих национальных ассоциациях мира, но и по регулярному применению двойных стандартов как со стороны Комитета по этике ФИФА, так и его руководства. Однако так сложилась жизнь, что спустя четыре года Федеральный прокурор Швейцарии, замешанный в сомнительных связях с президентом ФИФА, вынужден давать показания.
Но если швейцарские власти чувствуют себя достаточно комфортно для того, чтобы опустить на землю главного прокурора из-за сомнительных встреч с Инфантино, почему бы им не копнуть глубже и не задать несколько важных вопросов самому президенту ФИФА? Как получается, что торговец футболом Джанни Инфантино постоянно оказывается выше закона?
Ну вот как-то так пока и получается.