В 1987-м вратарь сборной Перу Хосе Ганоса разбился в авиакатастрофе. Сегодня его племянник играет в финале Копы
От редакции. Егор Мичурин продолжает рассказывать о Копа Америка (недавно у него был крутейший текст о футбольных битвах Аргентины и Бразилии). А сегодня – история о клубе «Альянса Лима», который разбился в авиакатастрофе с вратарем Хосе Ганосой, чей племянник сыграет в финале Копы.
Подписывайтесь на блог, ставьте плюсы и пишите комментарии. Егору будет приятно.
Хосе Ганоса и Паоло Герреро
44 года ожиданий сегодня закончатся на «Маракане». В этот период сборная Перу трижды становилась полуфиналистом и два раза занимала третье место на Копа Америка, а в 70-х и начале 80-х вообще считалась одной из сильнейшей сборных Южной Америки благодаря целому поколению талантливых игроков. Великолепные атакующие футболисты Теофило Кубильяс, звезда «Порту», и Уго Сотиль, игравший в «Барселоне», элегантный полузащитник Хулио Сесар Урибе («Кальяри») и другие звезды вели сборную Перу к успешным выступлениям на Копа Америка. Более того, в то время перуанцы трижды выходили в финальную часть чемпионатов мира и сыграли вничью с Италией на ЧМ-1982.
Пик той сборной пришелся на 1975 год, когда она выиграла Кубок Америки. Турнир запомнился победой Аргентины над Венесуэлой со счетом 11:0, а также невероятной полуфинальной игрой Перу против Бразилии, которая не пустила «альбиселесте» в плей-офф, но проиграла перуанцам со счетом 1:3. Это был один из лучших матчей «инков», которыми тогда руководил Маркос Кальдерон, за всю их историю. Несмотря на победу бразильцев в ответной игре, сборная Перу присоединилась к Колумбии и вышла в финал, который растянулся на целых три матча. В первом из них с минимальным счетом победили колумбийцы, во втором сильнее оказались перуанцы. Дополнительная игра завершилась победой Перу благодаря голу Сотиля на 25-й минуте.
Маркос Кальдерон
***
С течением времени перуанцы, как и любая сильная команда, столкнулись с кризисом. Они не отобрались на ЧМ-1986, поскольку звездные футболисты постепенно завершали карьеру, а молодое поколение пока не могло тягаться со старшими товарищами. Но вскоре ситуация начала исправляться. В клубе «Альянса Лима», который на протяжении многих лет был главным поставщиком игроков в национальную сборную, заиграли сразу несколько талантов. Тренер команды, Маркос Кальдерон, тренировавший перуанцев в «золотом» для них 1975-м, начал выстраивать игру своего клуба вокруг новых потенциальных звезд. Самой яркой из них был 20-летний Луис Эскобар, который дебютировал в составе «Альянсы» в четырнадцать. Через пару лет он уже был неотъемлемой частью команды вместе с Хосе Касановой, Хуаном Рейносо, Карлосом Бустаманте, Альфредо Томазини и Джонни Уотсоном.
Вратарем клуба был более возрастной Хосе Гонсалес Ганоса, дядя будущего капитана сборной Паоло Герреро. Мама Паоло вспоминает: «Хосе любил его как сына. Он обожал брать его на матчи с самого юного возраста, играл с ним в футбол и выносил на поле на руках как маскота. Он первым надел на Паоло футболку «Альянсы», и я уверена, что с того самого времени сын навсегда полюбил футбол, хоть и был очень мал».
В сборной Перу на Копа Америка 1987 оказалось три игрока «Альянсы», но «инки» не сумели выйти из группы после двух ничьих с Эквадором и Аргентиной. Эта неудача заставила тренерский штаб национальной команды обновить состав, после чего в сборную были вызваны дополнительные футболисты столичного клуба во главе с Эскобаром. Такой состав перуанцев по мнению местных спортивных обозревателей позволял «инкам» с успехом бороться за выход на ЧМ-1990, в преддверии которого и обновлялась сборная. Но одному из самых талантливых поколений перуанских игроков так и не суждено было показать миру свою силу.
После выездной победы над «Депортиво Пукальпа» 8 декабря 1987 года «Альянса» возглавила турнирную таблицу. Футболисты вернулись в свой отель, собрали вещи и отправились в аэропорт. Для возвращения в Лиму был заказан чартерный рейс авиакомпании, принадлежавшей перуанским ВВС. Самолет марки Fokker F27 совершил свой первый полет в 1977-м и находился в удовлетворительном состоянии. На борту находились 16 футболистов, пять членов тренерского штаба, четыре футбольных чиновника, восемь чирлидерш, три арбитра, два военнослужащих и шесть членов экипажа.
Fokker F27
Самолет взлетел в 18:30, и по сообщениям экипажа полет проходил нормально. Во время снижения пилоты не смогли проверить состояние шасси, которое по показаниям приборов не было выпущено, хотя звуки и вибрация корпуса говорили об обратном. Экипаж запросил помощи у диспетчеров, которые подтвердили, что шасси на месте и борт может заходить на посадку. При выполнении маневра самолет, летевший слишком низко над водой, коснулся крылом поверхности океана в десяти километрах от взлетно-посадочной полосы столичного аэропорта. В пять минут девятого связь с бортом была потеряна. По инструкции диспетчеры объявили режим ЧП, но поисково-спасательные команды сразу отреагировать не смогли, поскольку коррумпированные офицеры продавали дневную квоту топлива на черный рынок. Полноценные поиски выживших начались только на следующее утро. Живым нашли только пилота Эдильберто Вильяра.
Сотрудники аэропорта Лимы не давали никакой информации о произошедшем, некоторые даже сознательно распространяли ложные сообщения. Одним из них стала новость, что самолет остался в Пукальпе из-за плохой погоды. Из 44 человек, бывших на борту Fokker F27, выжил только один. Все футболисты «Альянсы» и тренерский штаб клуба погибли.
17-летний защитник Хуан Рейносо, уже дебютировавший в составе сборной годом ранее, получил в предыдущем матче красную карточку и не поехал в Пукальпу, что спасло ему жизнь. Впоследствии он станет звездой мексиканского «Крус Асуль», с которым завоюет пять трофеев в 90-х, а потом успешным тренером. Но еще до отъезда в Мексику Рейносо стал игроком принципиального соперника «Альянсы», «Университарио», что вызвало бурю возмущения в среде фанатов «Лос Потрильос». Хуан долгие годы отказывался говорить с прессой об авиакатастрофе. В одном из редких интервью на эту тему, которое Рейносо дал в 2009-м, он сказал: «Я не люблю, когда меня спрашивают об этом, потому что это как срывать только что наложенные повязки с кровоточащих ран родных и близких погибших. Они страдают до сих пор. Тогда я должен был лететь на этом самолете, и лишь по случайности остался в Лиме. Я много думал об этом, но не люблю подобные разговоры».
Хуан Рейносо
Страна была шокирована страшной катастрофой. Президент Алан Гарсия, кардинал Хуан Риккетс и несколько министров появлялись на публике в клубных цветах «Альянсы», заявляя, что были болельщиками команды с детства. Бобби Чарльтон, оставшийся в живых после Мюнхенской катастрофы, которая унесла жизнь восьми «малышей Басби», выразил соболезнования семьям погибших. «Пеньяроль» вышел на матч Межконтинентального Кубка с траурными повязками, а 38-летний Теофило Кубильяс приехал в Лиму из США, чтобы вновь надеть футболку «Альянсы» и бесплатно помочь клубу в оставшихся 13 матчах сезона.
***
Тела Эскобара, Бустаманте, Томазини, Джино Пенья и Вильяма Леона так и не были найдены. Семья выжившего пилота Вильяра пыталась нанять лодку, чтобы вместе с ним отправиться в зону поисков и попытаться помочь спасателям, но военные закрыли всю зону аварии для гражданских судов. Поскольку в то время Перу старадало от действий террористической маоистской группировки Сендеро Луминосо, которая вела настоящую партизанскую войну против властей, тут же возникли теории заговора, но они не подтвердились. Виной всему были обычное разгильдяйство и коррупция в вооруженных силах страны.
Шестеро из погибших футболистов были частью обновленной сборной «инков», а их тренер оставался одним из лучших в истории Перу. То поколение игроков «Альянсы» было известно как «Лос Потрилльос’87», и потеряв его, клуб 18 лет не мог оправиться и завоевать хотя бы один трофей.
Трагедия повлияла и на перуанский футбол в целом. «Инки» проиграли все четыре игры в отборе на ЧМ-1990 и набрали лишь одно очко из 18 возможных в следующей квалификации. В четырех Кубках Америки с 1989 по 1995 годы перуанцы сумели выиграть лишь два матча. Лишь к концу ХХ века Перу начало возвращение к былым вершинам с четвертым местом на Копе-1997. В марте 2015-го на пост главного тренера сборной пришел Рикардо Гарека, и в том же году перуанцы заняли третье место на Кубке Америки, а также вышли в финальную часть чемпионата мира впервые за 36 лет.
Так же, как и Кальдерон в 1987-м, Гарека сделал ставку на молодое поколение перуанских футболистов, и Кристиан Куэва, Эдисон Флорес, Мигеоль Трауко и Анди Поло стали регулярно вызываться в сборную, обеспечив ей место на ЧМ-2018. И точно также, как в той команде, в составе которой играл опытный Хосе Гонсалес Ганосо, в нынешней команде «инков» выступает его 35-летний племянник Паоло Герреро. В среду он забил третий гол своей сборной в ворота чилийцев и вывел Перу в финал Копа Америка-2019.
Он помнит тот ужасный день, хотя ему не исполнилось и четырех лет: «Когда мой дядя погиб, я помню, как кричала мать. Она слушала музыку и гладила, и когда услышала о трагедии, упала на пол и начала кричать. «Игроки «Альянсы погибли, самолет упал в море» – таким было то сообщение. Я до сих пор боюсь летать на самолетах».
Герреро становился лучшим бомбардиром Кубков Америки 2011 и 2015 годов. В нынешнем розыгрыше турнира он был признан лучшим игроком матча в двух играх своей сборной, против Венесуэлы и Боливии.
Сегодня Перу предстоит сражаться с грозными бразильцами, и пусть шансы «инков» выглядят небольшими, свою главную победу эта команда уже одержала.
–-
Фото: twitter.com/ClubALoficial; commons.wikimedia.org; en.wikipedia.org/Udo K. Haafke; en.wikipedia.org/Miguel Chong; globallookpress.com/Pedro Mera/Xinhua, E]Lucio Tavora