14 мин.

Хотите купить Неймара? Вам нужны 200 млн и эта инструкция (подходит для всех трансферов)

Спасаем Нея.

В последние недели у «Барселоны» хватало дел (оформление сделки по Гризманну и ругань с «Атлетико», продажа Малкома в «Зенит»), поэтому разговоры о трансфере Неймара притормозили. Никаких новостей: бразилец тихо вернулся к тренировкам с «ПСЖ». Но делать вид, будто ничего не происходило, глупо: Marca пишет, что «Париж» мог бы за 200 млн отпустить Нея в любом направлении кроме барселонского. 

Хотите вытащить Неймара из плена разбитых грез и разочарования французской лигой? 

Мы опустим все несущественные подробности (начнем с того, что вы наверняка не шейх). Поздравляем, теперь вы участник сложной игры – футбольные трансферы. Ее масштабы – суперглобальные. В 2018-м ФИФА зафиксировала 16 533 международных перехода с участием 3 974 клубов. 

При этом в действительности о трансферах мы знаем не так уж и много. Во-первых, клубы не раскрывают зарплаты новичков и часто не называют цену – на этот случай важно держать в ленте твиттера парочку проверенных инсайдеров. 

Во-вторых, как это все работает? Почему какие-то трансферы проходят быстро, а какие-то мучают нас несколько месяцев? На что тратят недели переговоров? Да, общение на салфетке в ресторане Монако между Зиданом и Флорентино Пересом сделало переход Зинедина в «Реал» легендарным, а вертолет по маршруту Ливерпуль – Лондон превратил один вечер из жизни Фернандо Торреса в спецоперацию, но это лишь то, что видно над водой. Сами по себе трансферы – обычно долгий и утомительный процесс, требующий серьезных усилий и терпения.

Ну и, конечно же, денег. 

Некоторые трансферы меняют расклад сил в лигах, ускоряют продажу абонементов и поддерживаются гигантами вроде Fiat. О других из-за просроченной оплаты домена нет упоминаний даже на простеньких клубных сайтах. Но технически клубы, оформляя переход нового игрока, работают по схожему алгоритму, шаг за шагом следуя установленному ФИФА и национальными ассоциациями порядку. 

Этап 1. Связаться с игроком. Контактировать напрямую без разрешения от клуба нельзя – придется нанять посредника

Прежде, чем выйти с конкретным предложением, клубы стремятся узнать, заинтересован ли игрок в переходе (Алексис Санчес когда-то отказал «Ливерпулю» Брендана Роджерса, потому что хотел жить в Лондоне), какие его примерные финансовые запросы. 

Здесь есть два важных момента: 

1. Клуб-покупатель не имеет права контактировать с футболистом, пока не получено официальное разрешение на переговоры от его нынешнего клуба. Прямой выход на игрока или его агента – нелегален. 

Это не значит, что все клубы соблюдают правила. В 2005-м у Премьер-лиги вызвала подозрения встреча в лондонском отеле защитника «Арсенала» Эшли Коула, его агента Джонатана Барнетта, Жозе Моуринью и и исполнительного директора «Челси» Питера Кеньона. После разбирательств «Челси» оштрафовали на 300 тысяч фунтов, Коула и Моуринью на 75 тысяч, а у Барнетта временно отозвали лицензию. Коул все-таки перешел в «Челси», но чуть позже.

Есть примеры и посвежее. Летом 2017-го «Ливерпуль» слишком активно обхаживал ван Дейка, связанного пятилетним контрактом с «Саутгемптоном». Информация о встрече голландца с Клоппом взбесила «Сотон», и клуб подал жалобу в лигу, обозначив, что не получал официальный запрос по защитнику. «Ливерпулю» пришлось сворачиваться, публично извиняться и ждать зимы.   

В самом громком выступлении лета «Атлетико» разгромил «Барселону» за тайные переговоры с Гризманном. По информации мадридцев, француз и «Барса» обо всем договорились еще в феврале-марте, когда формально это было запрещено. Гризманн уже перешел и сыграл за новый клуб, но трещина в отношениях между «Атлетико» и «Барселоной» затянется нескоро.  

2. С игроком можно общаться через зарегистрированных посредников (не путайте их с агентами футболиста), это не запрещено правилами 

Посредники – это тоже агенты, но выступающие на стороне клуба. Нанимая их, клубы ничего не нарушают юридически (лиги сами составляют реестр таких посредников), проясняют намерения игрока и продвигают удобные акценты. 

Из известных примеров – Пини Захави (сейчас работает над возвращением Неймара, хотя летом 2017-м помогал переходу в «ПСЖ») и Киа Джурабчиан.

Самые влиятельные агенты: зарабатывают больше игроков, нарушают правила ФИФА и давят на клубы

Такие услуги ценятся и хорошо оплачиваются. Со 2 февраля 2017-го и по 31 января 2018-го клубы Премьер-лиги потратили больше 211 млн фунтов на выплаты агентам и посредникам (один лишь «Ливерпуль» отдал 27 млн). Конечно, «Юнайтед» было бы приятнее просто купить билет до Манчестера для представителей Харри Магуайра, но действовать так просто и наивно нельзя.    

В прежние времена у «Ливерпуля» был менее затратный прием: Стивен Джеррард зазывал новых игроков, отправляя им СМС. Такие сообщения от капитана «Ливерпуля» получили Тони Кроос и Виллиан. 

Забавно, что Джеррард во многом опередил время. Сейчас WhatsApp – один из важнейших инструментов переговоров. Их участникам проще решить какие-то неформальные вещи в мессенджере, чем ждать ответа на письмо (не зная, прочли ли его). 

Видеочаты, возможность прислать фото – все это гораздо удобнее старых методов и уж точно дешевле десятка звонков между странами. 

Если клуб готов отпустить игрока, а общие условия потенциальной продажи выглядят перспективно, клубу-покупателю позволяют напрямую связаться с футболистом. И вот следующая ступень.

Этап 2. Готовьтесь к утомительным переговорам. Сначала с клубом, потом с игроком и его агентами (с ними, вероятно, будет труднее всего)

Важнейший этап: чтобы его пройти, нужно урегулировать три вопроса. 

• Трансферное соглашение – итог успешных переговоров между клубами. В документе прописывается размер денежной компенсации, указывается процент в случае перепродажи и бонусы при выполнении определенных условий (игрок берет «Золотой мяч», команда побеждает в Лиге чемпионов или же просто не вылетает, если речь о клубах попроще). Также обсуждается опция обратного выкупа (так довольно часто поступает «Реал»).

Звучит не сложно, но в каждом из пунктов есть свои нюансы вроде выплат трансферной стоимости в рассрочку. Подробнее о тонкостях рассказывает конспект книги Done Deal спортивного юриста Даниэла Джея. 

Концентрация на топ-лигах и выработанная годами привычка спокойно реагировать на трансферы в десятки миллионов искажают общую картину. Согласно ФИФА, в 2018 году лишь 15.1% международных переходов включали денежные компенсации. Доминирующий тип перехода – игрок с закончившимся контрактом (65.4%), подписанный свободным агентом. Такие приобретения в трансферных таблицах часто указываются как бесплатные, но важно не попасться в ловушку: представители игрока обычно выбивают повышенные комиссионные, внушительный подписной бонус и лучшую зарплату для клиента, ведь они помогли клубу сэкономить на трансфере 

Мама Адриена Рабьо, она же его агент, получит за переход сына в «Ювентус» 10 млн евро. 

«Юве» – король рынка свободных агентов. Но все же Рабьо подписали не совсем бесплатно

• Персональный контракт игрока. Прописывается зарплата и система бонусов/доплат/отступные, стандартные (посещение матчей и тренировок), дисциплинарные и имиджевые обязанности игрока, устанавливаются права клуба на рекламное изображение футболиста. 

Слитый Football Leaks контракт Неймара порадовал: бразильцу полагались (после неявки на предсезонку, видимо, уже нет) 4,5 млн евро за приветливость и хорошее настроение на людях. А когда Ней играл за «Барселону», его друзья каждые два месяца прилетали на оплачиваемые клубом выходные. 

Не всегда все упирается в деньги. Встречаются и такие веселые пункты: Рафаэлю ван дер Варту «Бетис» якобы запрещал играть в красных (цвета «Севильи») бутсах; «Сандерленд» перестраховался и не разрешил шведу Стефану Шварцу космические путешествия; а заботливый новичок «Айнтрахта» Рольф-Кристель Гье Мьян просил проспонсировать кулинарные курсы для жены.

Вот как семья Мбаппе выбивала деньги из «Монако» и «ПСЖ». Очень много денег

• Клуб оговаривает вознаграждение агенту игрока/посреднику за содействие в трансфере. Стандартный ориентир – 5-10% годовой зарплаты игрока. В зависимости от статуса агента и трудности сделки вознаграждение может быть в десятки раз больше. 

80-миллионный трансфер Николя Пепе в «Арсенал» демонстрирует, какое влияние оказывают агенты. По информации авторитетного Джанлуки ди Марцио, к переезду в Лондон вингера склонил лагерь – «Арсенал» пообещал большие агентские комиссионные (12 млн), чем другие претенденты. 

Подготовительная работа редко проходит в полной тишине (вспомните, когда вы в последний раз удивлялись трансферу, к которому не вела дорожка из сливов и слухов). Игроки, их родственники и друзья, одноклубники, клубные юристы, агенты, построившие с кем-то из клуба приятельские отношения журналисты, случайные свидетели в отелях, ресторанах, геотеги-намеки в соцсетях футболистов – удержать секрет в таком кругу сложно. Тем более продающим клубам порой выгодно вбросить информацию, спровоцировав гонку и повышение цены на игрока. 

Комичный пример выгоды от шумихи привел автор ESPN Габриэль Маркотти: «Летом 2000-го «Рома» искала центрфорварда, но, по слухам, ценник, выставленный «Фиорентиной» за Батистуту, они считали безумным: больше 40 млн долларов за 31-летнего нападающего. Хозяин «Ромы» Франко Сенси решил, что это слишком много, а тренировавший «Рому» Фабио Капелло сообщил газете, что сделка по Батистуте близка к развязке (хотя Сенси сказал «нет»). Когда это появилось в газете на следующий день, телефон Сенси разрывался от респектов за проявленные амбиции. Фанаты пели его имя на улицах. Сенси вдруг превратился в героя и в конце концов дал добро. В следующем сезоне «Рома» стала чемпионом».

Этап 3. Не забывайте, что даже внушительные сделки срывались после медобследования. Хотя с топ-игроками так почти не бывает

7 июня «Реал» на официальном сайте объявил о согласовании трансфера Эдена Азара. Все поместилось в короткую новость, которая заканчивалась словами: «Эден Азар будет представлен в качестве игрока «Реала» в четверг 13 июня после пройденного медобследования». 

Спустя 6 дней, за пару часов до встречи с 50 тысячами болельщиков на «Сантьяго Бернабеу», Азар вышел из дверей клиники Sanitas (важное место для всех современных звезд «Реала»). Мы не знаем, как персонал отнесся к нескрываемой Эденом любви к бургерам, но эта слабость не помешала бельгийцу надеть белую майку и показаться перед новой паствой. Медосмотр назначают на один день с грандиозной презентацией – клуб на 100% уверен, что обойдется без неожиданностей.

И правда, сложно представить, чтобы после всех усилий «Реала» трансфер мечты Зидана разрушила внезапно обнаруженная проблема. В конце концов футболисты регулярно обследуются, клубы много тратят на медицинское оборудование, а покупатели изучают историю травм потенциальных новичков. Так, еще одну летнюю сделку, переход Ферлана Менди из «Лиона», в Мадриде оформили бы быстрее, если не опасения из-за травмы бедра, полученной в прошлом сезоне (также была версия о подозрении на хронический артрит). Понадобилось тщательное дополнительное обследование.  

Важный момент: несмотря на какие-то базовые сходства (сдача анализов, кардио, проверка работы групп мышц, определение процента жира в организме, тест на выносливость) медобследования не подведены к одному стандарту, и все зависит от клуба. Кроме того, в зависимости от возраста/позиции/предполагаемой роли требования к новичкам бывают разными. В одном случае выявленная проблема аннулирует практически готовую сделку, а в другом тренер и руководство готовы рискнуть. 

В 2010-м медперсонал «Марселя» обнаружил аномалию в стенке сердца Лоика Реми. После консультаций с кардиоспециалистами «Марсель» все же оставил нападающего. А вот летом 2014-го Реми не прошел медосмотр в «Ливерпуле», хотя клуб уже подготовил для француза 7-й номер. В конце трансферного окна Лоик перешел в «Челси» и выиграл Премьер-лигу. 

Классическая история – сорванный переход защитника Али Сиссоко из «Порту» в «Милан». По версии итальянцев, у Сиссоко вдруг нашлись проблемы с зубами – в будущем это якобы должно отозваться на мышцах. Обеспокоенный «Милан» попробовал превратить 15-миллионную сделку в аренду, но ничего не вышло. В карьере Али после этого были Франция, Испания, Англия, Греция и Турция, но до Италии он так и не доехал.

Зимой 2014-го за пару часов до дедлайна «Арсенал» арендовал у «Спартака» травмированного Кима Чельстрема (швед повредил спину, играя в футбол на песке). Арсен Венгер признал, что клуб узнал о травме в ходе медобследования, но в условиях цейтнота уже не успевал переключиться на кого-то другого. В итоге швед впервые попал в заявку только в конце марта и отыграл за «Арсенал» 138 минут.

Трансферы в последний момент приносят много нервотрепки и увеличивают риски. У клубов часто нет времени на полное обследование (иногда оно занимает два дня), их подгоняет скорое закрытие трансферного окна и активность конкурентов.

«А если ты покупаешь по-настоящему дорогой спорткар, тебе захочется глянуть под капот», – сравнение от врача «Бернли» Саймона Морриса.

Этап 4. Позаботьтесь о всех документах и сроках. Из-за опоздания на 14 секунд 22-миллионный новичок «Лестера» завис без футбола на полгода

В прошлом году сайт АПЛ опубликовал серию ликбезных заметок об устройстве трансфера. Короткая инструкция на случай, если вы управляете английским клубом и хотите зарегистрировать нового игрока: 

• Клуб высылает в офис Премьер-лиги всю документацию по переходу: контракт, трансферное соглашение, разрешение на работу (для игроков не из Евросоюза и Европейской экономической зоны) и международное подтверждение (об этом чуть ниже), если игрок переходит в АПЛ из чемпионата другой страны. В одно из недавних окон лига получила около 30 запросов на одобрение трансфера в течение часа.

• Когда-то, чтобы дождаться подтверждения трансфера, нужно было провести день, не отходя от телефона и слушая неумолкающий треск факс-машин. The Sun в 2017 году писала, что менеджеры и руководители старой школы неохотно отказываются от факсов, но большинство клубов все же шагнуло в digital-эпоху и пересылает сканы документов по электронной почте. 

• Лига проверяет полученные документы и, если все хорошо и никаких уточнений не требуется, подтверждает трансфер и регистрирует нового игрока.

Клубы также выплачивают Премьер-лиге трансферный сбор – 4% от суммы.

Чтобы получить то самое международное подтверждение, клубы должны синхронизироваться в специальном сервисе ФИФА – Transfer Matching System (TMS)

Transfer Matching System (TMS) – онлайн-платформа, запущенная ФИФА в 2010-м. Через нее проходят все международные трансферы.

1. Клубы согласовывают трансфер.

2. Клубы подключаются к TMS, вносят данные о трансфере и загружают документы. Информация с двух сторон должна полностью совпадать.

3. Футбольную ассоциацию клуба-покупателя уведомляют о трансфере.

4. Ассоциация запрашивает у бывшей ассоциации игрока международный трансферный сертификат (ITC).

5. Бывшая ассоциация высылает трансферный сертификат.

6. Новая ассоциация подтверждает получение, передает сертификат лиге и вносит дату регистрации в TMS.

В 2017-м Испанская федерация не спешила высылать трансферный сертификат Неймара, из-за чего дебют бразильца за «ПСЖ» отложили на второй тур чемпионата. 

Особые отношения с TMS у португальского полузащитника Адриена Силвы. Летом 2017-го «Лестер» выкупил его у «Спортинга» за 22 миллиона, но не мог полгода выпустить на поле. Сделка по Силве зависела от ухода Дэниэла Дринкуотера в «Челси». Там все решилось, но слишком поздно: в итоге «Лестер» и «Спортинг» забили информацию по Адриену прямо перед закрытием окна, но нужные документы пришли в FA с опозданием в 14 секунд. Силва был уже игроком «Лестера», но регистрировать новичков можно только в трансферные окна. Так Адриен, взявший 14-й номер, не играл в футбол до 1 января.

***

В августе стартуют топ-чемпионаты, и большинство клубов разобралось с премиум-покупками заранее. Но это не значит, что трансферное колесо приостановили. У английских клубов еще есть пара дней до дедлайна, и обычно это действительно горячее время. В других лигах окно закрывается позже, времени еще больше, и некоторые из затянувшихся сериалов (Коутиньо, Бэйл, Икарди) могут все же прийти к развязке. 

Футбольный рынок дико сложный: топ-клубы путаются в правилах, а игроки не знают свою зарплату

Фото: Gettyimages.ru/Lintao Zhang, David Ramos, Matthias Hangst/Bongarts; globallookpress.com/Anthony BIBARD/FEP/Panoramic, Panoramic; Gettyimages.ru/Grazia Neri/Allsport, Angel Martinez, Clive Mason; globallookpress.com/Stephen Caillet/Panoramic