Бездомные в раздевалках, 500 зрителей на матчах, базары вместо футбола. Это проблемы стадионов для ЧМ в Бразилии и ЮАР
И что теперь с ними делать?
УЕФА и ФИФА постепенно уходят от практики ЧМ или Евро на одну страну. С одной стороны, нет смысла проводить турниры в городах Западной Европы, где футбол и так хорошо развит. С другой – в развивающихся странах на строительство крупных стадионов тратятся гигантские деньги, часть из которых утекает в руки коррупционеров, а вложенное никогда не окупается. Именно путь Бразилии и ЮАР предрекали России. Sports.ru узнал, как дела со стадионами в странах, которые принимали ЧМ до России.
Бразилия
Бразильцы очень любят футбол и, казалось бы, стадионы должны быть востребованы. Но на ЧМ-2014 новые арены строили там, где на них просто некому ходить. Как минимум у четырех стадионов проблемы с посещаемостью, а с окупаемостью – почти у всех. В локальных медиа их называют словосочетанием «белый слон».
Куяба
Этот город был самым маленьким, принявшим матчи ЧМ-2014 (около 500 тысяч населения), здесь сборная России сыграла вничью с Кореей, а Акинфеев пропустил тот самый гол.
Стадион «Арена Пантанал» обошелся местному бюджету примерно в 230 миллионов долларов. Здесь, как и в других частях Бразилии, были протесты, связанные с высокими тратами на ЧМ, хотя в целом уровень одобрения в Куябе был выше среднего. Власти штата Мату-Гроссу обещали, что арена будет генерировать больше 6 миллионов долларов в год, но пока она только забирает деньги из бюджета – в среднем около миллиона.
Проблемы были и во время подготовки – в 2013-м, за год до чемпионата, на арене случился пожар, и власти боялись, что могут не успеть с устранением последствий до начала ЧМ. К матчу открытия стадиона в апреле 2014-го даже недоустановили пять тысяч кресел, но к самому ЧМ строители успели. И все равно стадион критиковали за многочисленные недоделки. Самая обидная для футболистов – проблемы с водоснабжением, из-за которых они не могли принять душ.
Кроме того, на стадионе нельзя проводить концерты, потому что некуда ставить нужное оборудование, не работают как нужно экраны и звуковая система.
Формально домашним стадионом «Арена Пантанал» заявлена у нескольких клубов, но только «Куяба» играет на более-менее приличном уровне и собирает хотя бы немного зрителей. В сезоне-2018 доминирующий клуб штата впервые вышел в серию Б, но заполняемость стадиона ужасна – 500-1000 человек. Здесь проводили матчи чемпионата штата и Кубка Бразилии, играли в американский футбол, но все это разовые мероприятия.
Репутация района после строительства стадиона только ухудшилась: здесь стали собираться бездомные, воры и наркоманы; какое-то время они даже ночевали в раздевалках. Не спас даже пост охраны, который здесь поставила местная администрация – по вечерам жители Куябы стараются обходить стадион стороной.
Чтобы хоть как-то задобрить жителей, к ЧМ в Куябе пообещали построить два кампуса для университета и школу. Не достроили, теперь здания заброшены и полностью разграблены.
Сейчас стадион просто сдают в аренду любителям, чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги. Профессиональных матчей за 2018 год набралось 15.
Манаус
Столица бразильской Амазонии изначально казалась проигрышным вариантом. Сюда практически невозможно добраться по суше – только на пароме или на самолете. Плюс Манаус был дальше всего от остальных городов ЧМ-2014.
Здесь все действительно плохо с футболом. Два местных клуба не вылезают из четвертого дивизиона, на их матчи почти никто не ходит, а чемпионат штата Амазонас – далеко не самый сильный в Бразилии. Аренда «Арены да Амазония» стоит слишком много (200 тысяч долларов в месяц) – и за несколько лет здесь не провели и ста матчей.
Чтобы хоть как-то использовать стадион, сюда перевозили дерби штата Рио-де-Жанейро между «Васку-да-Гама» и «Фламенго», а также женскую сборную Бразилии, но потом Конфедерация футбола Бразилии запретила такие эксперименты.
В 2016-м здесь прошли матчи Олимпиады – четыре мужских и два женских, в 2017-м сборная Бразилии собрала 36 тысяч зрителей на открытой тренировке. Местные футбольные клубы не собрали столько суммарно за четыре года.
Стадион в Манаусе занимают чем могут, но не футболом: здесь проводили шоу, выставки, базары, гастрономические фестивали и даже выпускной и вручение дипломов студентов местного вуза.
Несмотря на все мероприятия, стадион продолжает генерировать убытки. Единственный плюс по сравнению с Куябой – бездомные тут пока не собираются.
Бразилиа
В столице Бразилии никогда не было мощных футбольных традиций. Реконструкция стадиона обошлась в 900 миллионов долларов – старую арену фактически снесли и отстроили заново, эта арена стала самой дорогой из тех, что строили к ЧМ. Изначально власти планировали потратить в два с половиной раза меньше, так что неудивительно, что при проверке здесь обнаружили многочисленные нарушения и коррупцию (хотя она, видимо, была при строительстве почти каждого стадиона).
Здесь тоже нет команды в высшей лиге: «Бразилиа» – середняк второго дивизиона и наверх не собирается, посещаемость плохая, обычно на 70-тысячной арене собирается по 500 человек, очень редко – больше двух тысяч. Иногда спасает перенос матчей «Васку», а также игры сборной Бразилии.
Стадионные парковки превратились в местное автобусное депо. Убытки от стадиона даже больше, чем в Куябе – два миллиона долларов в год.
ЮАР
В ЮАР в принципе футбол не самый популярный спорт – регби и крикет собирают больше. Средняя посещаемость «Орландо Пайрэтс», самой популярной команды Южной Африки, чуть больше 15 тысяч. Но стадионы, построенные к ЧМ, в основном задействуются – на них, конечно, не получается зарабатывать, но кое-где выходить в ноль удается. Есть лишь две арены с серьезными проблемами.
Кейптаун
Удивительно, но один из самых крупных городов ЮАР вообще не болеет футболом. Здесь есть фарм-клуб «Аякса», он играет в местной ФНЛ и не собирает даже двух тысяч человек (при вместимости стадиона «Кейптаун» 55 тысяч).
В 2016-м появился «Кейптаун Сити», быстро добрался до суперлиги, их сейчас тренирует легенда «Блэкберна» Бенни Маккарти. Средняя посещаемость «Сити» получше – примерно 8 тысяч человек. Но половину матчей клуб проводит на 34-тысячном «Атлон Стэдиум» и хочет строить себе новую арену, чтобы экономить на аренде.
Иногда на стадионе проходят крупные концерты: Эминем, Рианна, Джастин Бибер, Мэрайя Кэри и другие. Но «Кейптаун Стэдиум» все равно генерирует убытки от 6 до 10 миллионов долларов в год. Арену помимо футбола сдают под что угодно: можно провести любое мероприятие, (даже свадьбу или день рождения), можно устроить фотосессию (или снять фильм).
Строительство стадиона обошлось в 600 миллионов долларов.
Дурбан
«Мозес Мабида» – еще один «белый слон». Это копия британского «Уэмбли» и один из самых красивых стадионов Африки, но и тут все плохо. Клуб суперлиги «АмаЗулу» соорудил там себе офис, а иногда даже выходит на поле, но в основном играет на десятитысячном «Короле Звелитини» в пригороде. Дорогая аренда.
Другой клуб из Дурбана – «Голден Эрроус» – иногда заезжает на «Мозеса Мабиду», но обычно играет на другом десятитысячнике – «Принцесса Магого». Их средняя посещаемость – чуть больше двух тысяч.
В Дурбан с концертами периодически заезжают звезды, и они выступают именно здесь – Джон Ледженд, Ники Минаж. В остальном же стадион генерирует большие убытки и используется под что угодно.
В основном местных развлекают аттракционами, и тут повеселее, чем в Кейптауне: можно объехать стадион на сегвее, прокатиться на платформе по дуге над ареной. Даже банджи-джампинг есть. А футбола нет. Плюс на прилегающей территории есть фактически целый молл – магазины с ресторанами и кафе.
В бывшей микст-зоне приглашают проводить большие конференции, для мероприятий можно арендовать само поле, а также снять президентскую ложу, если хочется лакшери.
Поле на берегу океана, где хотел бы сыграть любой из нас
Фото: globallookpress.com/Marcelo Machado De Melo/ZUMAPRESS.com, Neil Overy/imageBROKER.com; commons.wikimedia.org; instagram.com/antoniocyrineu; instagram.com/capetownstadium; instagram.com/bould_moves_; instagram.com/supermandla_fitness; instagram.com/hailoden; instagram.com/cuiabaec; instagram.com/ruth_perfilbelem; Gettyimages.ru/Buda Mendes, Christopher Lee
Катар все это время врал. Врал нагло и безаппеляционно и когда становилось понятно, что его обещания невыполнимы, с легкостью менял одно вранье на другое.
Изначально он обещал революционные системы охлаждения, которые позволят провести чемпионат летом. Выяснилось, что обещанных суперсистем охлаждения не существует в природе. В итоге пришлось уже после выбора ЧМ переносить даты его проведения на зиму, ломая весь международный календарь.
Кроме того, я прекрасно помню, как он обещал в заявке, что большая часть стадионов (8 вроде бы) будет сборно-разборной конструкции и после ЧМ они будут демонтированы и отправятся в страны третьего мира как помощь неразвитым в футбольном плане государствам. Ложь. Заявка в очередной раз была изменена.
Изначально обещались стадионы 50-тысячники. Но впоследствии заявка была изменена вновь, и ФИФА в качестве ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ меры позволила им строить стадионы 40-тысячники.
Что там еще? Катар в заявке упомянул определенную сумму, которую готов потратить на ЧМ, если мне не изменяет память, 10 миллиардов долларов. Но пару лет назад заявил о том что урезает траты в 2 раза.
Самая веселая часть. Было обещано 12 стадионов. НО! Год назад Катар заявил, что не готов строить 12, ФИФА обойдется и восемью. Думаете, на пустом месте появилось предложение Инфантино о переносе части матчей в соседние страны?
Лусаил - самая амбициозная часть плана и, очевидно, что самая невыполнимая. От нее Катар не отказался, но веры в то что город будет построен в срок нет никакой. Финальный матч пройдет посреди огромной стройки в пустыне.
Теперь я узнаю, что, оказывается, стадионы будут после ЧМ перестраиваться в жилые помещения. Опустим разговоры о целесообразности такого шага или хотя бы его выполнимости. Об этом никогда ранее не заявлялось и, очевидно, что это очередная брехня. Почему надо верить этим арабским клоунам, если они все это время только и делали, что врали?
Впрочем, вина на всем этом лежит на бюрократах из ФИФА. Эти клоуны непомерно раздули требования к заявке. Вместо того чтобы строить дорогостоящие стадионы в малонаселенных районах, чтобы удовлетворить кретинское требования о "географичности" бразильцы вполне могли обойтись огромными незадействованными стадионами из Сан-Паулу, Рио, Порту-Алегри, Белу-Оризонти, в общем, из всех тех городов, где футбол действительно популярен.
Тоже самое с Хоффенхаймом, клуб формально расположен в поселении с населением в 3 тысячи, но регулярно заполняет стадион-30тысячник так как рядом находятся еще ряд городов. Такое в Европе сплошь и рядом, например, Париж имеет всего 3 миллиона населения, но давно уже сросся с пригородами и фактически имеет более 10 миллионов населения.
Живя в России с ее огромными пустыми пространствами между крупными городами очень трудно представить, что где-то существует такая скученность населения, что границы существуют только на бумаге.